Напоминание

Роль народной поэзии в развитии речи ребенка


Автор: Борцова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 130
Населённый пункт: г.Мурманск, Мурманская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Роль народной поэзии в развитии речи ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад





Роль народной поэзии в развитии речи ребенка
Художественная литература играет огромную роль в формировании духовно богатой, гармонично развитой личности. Первые художественные произведения с которыми знакомятся дети,- народная поэзия: потешки («Ладушки», «Сорока - белобока»), песенки («Киска», «Петушок, петушок…» и др. Эти маленькие стихотворные произведения, имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат тонкостям родного языка, развивают речь. Чтение произведений устного народного творчества требует от взрослого большого мастерства. Особенностью этих произведений, является: правдивость, поэтичность, занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент. По своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. В них рассказывается о детях, о забавах и играх, о животных и птицах, хорошо знакомых детям. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов, обращений. Часто они имеют диалогическую форму («Ладушки», «Мальчик- пальчик»). Цель рассказывания народной поэзии - развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, целенаправленностью рассказывания потешки, народные песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение потешек и народных песенок нужно проводить в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия, выполняемого взрослым. Например, чтение потешки «Сорока- белобока» : начиная рассказывать, взрослый держит руку ребенка ладошкой вверх, а пальчиком другой руки водит по ней, как бы помешивая воображаемую кашу, которую варила сорока. При словах «этому дала» загибает и разгибает один пальчик за другим, при словах «ты мал…» берет мизинчик и покачивает им. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки читаются неторопливо,
отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание, и чтобы оно отложилось в его памяти. К чтению произведений устного народного творчества следует тщательно готовиться, заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать.


В раздел образования