Здоровьесберегающие технологии, используемые на логозанятиях
Автор: Амехина Нина Николаевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №1 "Колобок" Населённый пункт: город Инза, Ульяновская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Здоровьесберегающие технологии, используемые на логозанятиях Раздел: дошкольное образование
ЦЕЛЬ:
уточняется артикуляция - положение губ, языка, зубов при произношении
ичучаемого звука;
уточняютя акустические признаки звуков: «спит», или «не спит» голосок
(гласные или согласные);
находится образное сравнение («з - з » - песенка комара, «с- с» - песенка осы и
т.д.);
звуки обозначаются цветовыми символами;
определяется их место в звуко-буквенном городе.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ЦЕЛЬ:
снять усталость и напряжение;
внести эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику;
выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью;
тесно связана с темой занятия и является переходным мостиком от одной части
занятия к другой.
А У Т О Т Р Е Н И Н Г
ЦЕЛЬ:
-Дыхательные и голосовые упражнения развивают дыхание, голос, подавляют
чувство страха перед звуками собственного голоса. Все дыхательные упражнения
проводятся в форме игры.
Развтие дыхательного аппарата;
Тренировка лёгких;
Обучение правильному дыханию при чтении считалок, при произнесении слов
в логоритмической гимнастике;
Коррекция заболеваемости верхних дыхательных путей.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ЦЕЛЬ:
упражнения направлены на подготовку артикуляционного аппарата для
усвоения тех звуков, которые неправильно произносит или искажает ребёнок;
в игровой форме познакомить детей с органами артикуляционного аппарата:
губами, зубами, языком, небом;
используются на каждом занятии.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
ЦЕЛЬ:
Регулярные упражнения с пальчиками улучшают память, умственные
способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает
деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивает
координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но
и с губ, снимают умственную усталость.
Упражнения способны улучшить произношение многих звуков, а значит -
развивать речь ребёнка.
Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы
человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от
тренированности пальцев.
Регулярное повторение упражнений способствуют развитию внимания,
мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка. Кисти
рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим
школьникам успешно овладеть навыками письма.
А Р Т Т Е Р А П И Я
ЦЕЛЬ:
знакомство детей с различными материалами, помощь в освоении цвета, формы.
Дети занимаются рисованием жидкими красками, акварелью, гуашью, мелками,
карандашами, фломастерами, раскрашиванием, лепкой из глины, пластилина,
соленого теста, теста с опилками.
Проводятся занятия с деревом: освоение его фактуры, выпиливание,
ошкуривание и т.д..
Дети занимаются плетением, шитьём, вышиванием, вязанием, элементарным
ткачеством, аппликацией, вырезанием из бумаги, конструированием и т.п.
Такое разнообразие форм деятельности даёт возможность каждому ребёнку
найти наиболее подходящий для него вид творчества.
ТЕРАПИЯ ДВИЖЕНИЕМ
ЦЕЛЬ:
- Каждое занятие представляет собой развёрнутую ролевую игру и становится как
литературно-музыкальная композиция, объединенная общей сложной канвой.
Усвоение технических навыков во всех видах музыкальной деятельности является
средством для развития ладового чувства, ритмического чувства, которому
уделяется очень большое внимание, и музыкально-слуховых представлений.
Во время танцев дети учатся двигаться в определенном ритме, владеть своим
телом. Особая польза хороводных танцев состоит в том, что каждый участник
хоровода учится согласовывать свои действия с действиями остальных. Во время
игры на музыкальных инструментах дети учатся чувствовать ритм и точно
выполнять свою роль.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
ЦЕЛЬ:
создает музыкально-эмоциональный фон и эффективно воздействующее
музыкальное сопровождение «возбуждающее» все группы мышц, снятие
стрессов, эмоциональной напряженности;
воспитание положительных эмоций.
Л О Г О Р И Т М И К А
ЦЕЛЬ:
Основная задача - координация движений и речевого аппарата. В
организованном таким образом ритмическом действии у неговорящих детей
происходит оттормаживание, «освобождение» речевой функции. Для этой цели
особенно эффективно использовать хоровое танцевальное действие.
На занятиях ритмикой большое внимание уделяется формированию у детей
пространственных представлений. В процессе занятий у детей происходит
осознание схемы собственного тела, включение в пассивный, а затем и
активный словарный запас вербальных пространственных эквивалентов
(предлогов и наречий). Во время индивидуальных занятий у детей формируется
зрительно-моторная координация.
Профилактика заикания;
Нормализация двигательной функции и речи;
Коррекция моторики;
Психотерапевтические мероприятия.
П С И Х О Г И М Н А С Т И К А
ЦЕЛЬ:
Направлена на коррекцию различных сторон психики ребёнка, развитие
комплекса произвольности, т.е. умения самостоятельно себя контролировать,
быть внимательным, способным на интеллектуально-волевые усилия.
Основная цель психогимнастики - формирование психической саморегуляции,
самоконтроля эмоциями, мыслями, желаниями и возможностями.
ОФТАЛЬМОТРЕНАЖ
ЦЕЛЬ:
Снятие напряжения;
Тренировка глазных мышц;
Развитие внимания, зоркости.
Учитель-логопед МДОУ детский сад
комбинированного вида № 1 «колобок» г.Инза
Амехина Н.Н.