Автор: Бузанова Резеда Рифкатовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ№7 Населённый пункт: город Менделеевск, Татарстан Наименование материала: Статья Тема: Проектная деятельность Раздел: дошкольное образование
Метод
проектов
как
педагогическая
технология
—
это
совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в
его
основе
лежит
развитие
познавательных
навыков
детей,
умений
самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления.
Работа
над
проектом
имеет
большое
значение
для
развития
познавательных
интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами
решения
учебных
и
творческих
задач,
общими
способами
мыслительной,
речевой,
художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей
знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в
различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и
нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности
самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем,
требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на
все образовательные
области,
предлагаемых
как
в
ФГТ,
так
и
ФГОС,
и
на все
структурные
единицы
образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом,
получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит
ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода
от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между
предметами и явлениями.
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс
действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе
планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий –
проектов.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
. Основные требования к использованию метода проектов в детском саду
•
в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется
исследовательский поиск
•
проект – это «игра всерьёз»; результаты её значимы для детей и взрослых
•
обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке
педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных
способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение
дошкольниками полученных знаний на практике
Этапы разработки и проведения проекта (последовательность работы воспитателей)
1.Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей
2.Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели)
3.Намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей)
4.Обсуждаем план с семьями
5.Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск)
6.Вмсете с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешиваем её
на видном месте
Последовательность работы воспитателей
7.Собираем информацию, материал (изучаем с детьми план-схему)
8.Проводим занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части
проекта
9.Даём домашние задания родителям и детям
10.Переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации,
поделки, рисунки, альбомы, предложения)родителей и детей
11.Организуем презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН),
составляем альбом и т.п.
12.Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим
обобщение
ПРОЕКТ-это « пять П»
1 - Проблема;
2 - Проектирование
(планирование);
3 - Поиск информации;
4 - Продукт;
5 - Презентация.
Шестое «П» проекта - это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в
том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога,
его прогрессивной методики обучения и развития детей.Проектные методы широко
используются нашими педагогами и для активизации и повышения эффективности работы
с семьей воспитанников на основе взаимодействия.
Считаю важным, чтобы содержание и формы организации процесса взаимодействия с
семьей были не только полезными, повышающими компетентность педагогов и родителей,
но и интересными для них. Именно это побудило педагогов к поиску новых,
нетрадиционных приемов и форм взаимодействия с детьми и их родителями. Этим
требованиям как нельзя лучше отвечает метод проектов, который позволил наладить
динамичную и действенную связь в работе детского сада с семьей.