Автор: Кошелева Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: мкоу писаревская сош детский сад Населённый пункт: с. писаревка воронежская обл. Наименование материала: статья Тема: воспитание нравственно - эстетических чувств Раздел: дошкольное образование
Воспитание нравственно – эстетических чувств в общении с природой.
Аннотация. В статье раскрываются методы, приёмы и педагогические ситуации для
формирования нравственно – эстетического отношения к природе.
Ключевые слова. Нравственно – эстетические чувства, художественно – речевая
деятельность, поэтическое начало.
«Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой», - писал В. А. Сухомлинский.
Ребёнок, контактируя с природой, получает различную информацию, накапливает
цветовые, звуковые, осязательные впечатления. Формирование умения
эмоционально воспринимать, понимать прекрасное в природе, творчески отражать
элементы прекрасного в своей художественно – речевой деятельности зависит от
процесса воспитания и обучения. Важно установить взаимосвязь природы и
художественных образов, создать оптимальные условия для развития у детей
способности воспринимать, чувствовать природу, сопоставлять наблюдаемые явления
с художественными образами.
Дошкольники знакомятся с живой и неживой природой. У них создаются
представления о сезонных изменениях, о жизни животных, растений. На основе
полученных знаний формируются умение наблюдать, логически мыслить, эстетически
воспринимать и оценивать явления природы. Нравственно-эстетическое отношение к
природе будет сформировано, если ребёнок, воспринимая красоту окружающего,
эмоционально откликается, активно наблюдает, замечает изменения, передаёт их в
различных видах деятельности, использует выразительные средства художественного
слова, проявляет оценочное отношение к эстетическим качествам природы
Для формирования названных качеств возможно использовать различные методы,
приёмы и педагогические ситуации. Прежде всего - тщательный подбор
художественного материала. Очень важно отбирать для чтения
высокохудожественные произведения, раскрывающие явления природы с новой
стороны, закрепляющие увиденное. Разные литературные жанры по своей специфике
по-разному воздействуют на детей.
Русская народная сказка с её красочным описанием, с яркой характеристикой
персонажей, повторами раскрывает ребёнку взаимосвязь природы и человека.
Природа всегда помогает положительным персонажам. Сказочные образы дают
представления о морали, справедливости.
Воспитанию гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе. Это
рассказы В. Бианки, М. Пришвина, Г. Скребицкого. Они написаны просто, поэтично, их
язык близок к народной речи. Мастера коротких рассказов страстно влюблены в
природу, свои знания и любовь передают детям.
Увидеть поэтическое начало в красоте природы помогают лирические стихи. В них
художественный образ создаётся с помощью ритма, рифмы, звукоподражания.
Ребёнок, слушая стихи, замечает рифму, своеобразное построение строф. Поэтому
восприятие их отличается от восприятия прозы. Поэтические стихи не только
обогащают знаниями, они воспитывают. В одних стихах преобладают трудовые
мотивы, в других – пейзажи.
В целом эмоциональное восприятие зависит от общего интеллектуального и речевого
развития ребёнка. Оно углубляется и совершенствуется при рассказывании, чтении
наизусть, в словесных играх, которые осуществляются под непосредственным
руководством педагога.
Освоение новых знаний, умений и навыков осуществляется как в процессе
непосредственных наблюдений за явлениями природы, так и на целевых экскурсиях.
Смысл их в том, чтобы научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в
неё, расширять представления о природном окружении. Наблюдая природные
явления в естественных условиях, у детей развивается восприятие разнообразных
красок, звуков.
Помимо целевых экскурсий наблюдения можно осуществлять на ежедневных
прогулках. Следует обращать внимание на разное состояние погоды, деревьев, птиц
на участке, прохожих. Эмоциональное восприятие усиливается благодаря
художественному слову. Стихи, загадки вызывают у детей желание больше узнать,
выяснить непонятное, развивают чувство доброго, бережного отношения ко всему
живому.
Знания, полученные на прогулках и экскурсиях, углубляются и дополняются в
непосредственно образовательной деятельности. Предшествующий опыт живого
общения с природой даёт возможность ребёнку легче осмыслить, воспринять рассказ,
сказку, побуждает выразить своё отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях
и объектах, ребёнок сопоставляет действительность и художественные образы.
Воспитатель с помощью выразительного чтения передаёт эмоциональную атмосферу.
Основная задача педагога – усилить восприятие красоты , вызвать желание высказать
своё отношение к содержанию произведения.
Сначала воспитатель беседует с детьми о ранее проведённой экскурсии, о том, что
видели. Затем радостным, бодрым тоном читает рассказ. А в ходе последующей
беседы дети дают осознанные и эмоциональные ответы. Взаимосвязь наблюдаемых
явлений и их описание в рассказе вызывают устойчивый интерес к ним. Затем могут
сопоставить прочитанное с изображением на картине и иллюстрации.
Эмоциональное отношение к природе , обогащение словарного запаса ещё более
эффективно осуществляется при разучивании поэтических произведений наизусть.
Стихи воздействуют на чувства, воображение, развивают и укрепляют память,
произношение, обогащают словарный запас. При разучивании ребёнку нужно помочь
понять художественный образ, разобраться в смысле каждой фразы, чтобы избежать
бездумного проговаривания текста, научить пользоваться паузами, интонацией.
Развивать умение выразительно, эмоционально рассказывать о природных явлениях
помогает пересказывание литературных произведений. В результате, обогащается
образное мышление, становится выразительнее детская речь. Всё это проявляется,
совершенствуется и закрепляется в творческих рассказах. это рассказывание по
картинкам, придумывание своего рассказа, не повторяя образца.
Свои наблюдения и знания дети отражают и в самостоятельно творческой
деятельности. Нередко они сами придумывают загадки, песенки, образы и явления
передают в рисунках, хороводах. В самостоятельной художественной деятельности
осуществляется обучение практическим действиям. У детей вырабатывается умение
читать наизусть потешки, отвечать на вопросы воспитателя, беседовать между собой,
развиваются певческие и танцевальные навыки, изобразительные способности.
Активизировать знания детей о природе, развивать умение сопоставлять жизненные
явления с художественными образами поэтических, музыкальных и изобразительного
искусства помогают развлечения. В увлекательной форме дети выражают собственное
отношение к окружающему. Они драматизируют художественные тексты, в играх и
танцевальных движениях передают образы животных, сами раскрашивают
декорации. Развлечения доставляют детям радость, развивают любовь, бережное
отношение к растениям и животным.
Таки образом, воспитание эстетического отношения к природе средствами
художественной литературы, развитие познавательных интересов, положительных
эмоций требуют продуманных методических приёмов, основанных на использовании
наглядности, выразительного слова, ярких впечатлений.
Литература: журнал «Дошкольное воспитание» №4, 1988г.