Автор: Афонина Людмила Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ д/с № 388 Населённый пункт: Город Новосибирск Наименование материала: Проект Тема: "Перелетные птицы" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад №388 Комбинированного вида «Малышка»
Автор проекта
Воспитатель Афонина Л.П.
Г. Новосибирск 2015г.
2 структура проекта.
Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, дети 5 -7лет и их родители.
По продолжительности: среднесрочный (1неделю)
Доминирующая деятельность: познавательная.
Проблема:
На нашей планете в последнее время всё чаще наблюдаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции
систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого - деятельность человека в природе, часто безграмотная,
неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесию.
Актуальность темы:
Чтобы человек задумывался над своим отношением к окружающему миру, мы - педагоги ДОУ, должны с раннего
детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права
уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом,
мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета
Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.
Проведенная предварительно диагностика показала, прежде всего, ребенок не знает птиц, какую
пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что полезно.
Знакомить с разновидностями птиц, их средой обитания, особенностями повадками.
Образовательные:
расширитьи закрепить представления о разновидности птиц, их среде
обитания, повадках, особенностях, условиях их жизни в естественных природных условиях и
приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как
приспосабливаются к жизни весной после перелёта.
Развивающие:
р
азвитие познавательного интереса к родной природе; умение устанавливать
причинно-следственные связи, учить делать выводы ;познакомить детей с понятиями: лететь
«клином», «цепочкой», «стайкой».Активизировать совместную деятельность родителей и детей
Воспитательные:
воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность
Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
.
Что знаем?
Что хотим узнать? Как можно найти
ответы на свои
вопросы?
У птицы есть клюв, ноги и
крылья.
Живут птицы в лесу
Птицы летают в небе
Гнездо птицы строят из
веток, глины
Дома живут попугайчики
Почему птицы разного
цвета?
Почему цыпленок не умеет
плавать?
Чем питаются птицы?
Какие дома у птиц?
Почему птицы улетают в
теплые края?
Спросить у мамы или у
папы
В книгах
В энциклопедии
Спросить у взрослых
Посмотреть познавательный
фильм.
Сделать опыты
На основе детских высказываний мы спланировали направление темы «Перелетные птицы»
3.Организационный этап.
Подбор методической и художественной литература:
1.
«Большая книга «Почему?». Москва, 2006.
2.
«Тайна живой природы». Москва, 1996.
3.
«Живой мир». Энциклопедия. Москва, 1996.
4.
Детская литература: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов»,
сказка Г.-Х.Андерсена «Гадкий утенок», В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница», И.Соколов-
Микитов «Улетают журавли», Е.Чарушин «Журавль», Г.Снегирев «Ласточка», В.Бианки «Лесные
домишки», А.Майков «Ласточка», Р.н.с. «Гуси-лебеди». Стихотворение З.Александровой «Салют
весне»; экологической сказки «Как скворец себе дом выбирал?».
5.Презентация «Правила поведения в лесу», «Птицы»
6. Видеофильмы. Фото альбом, иллюстрации «Перелетные птицы», «Птицы»
7. Музыка П.И.Чайковский из балета «Лебединое озеро», отрывок «Танец маленьких лебедей»
8.. Наблюдение за птицами во время прогулок и экскурсий.
9. Конспекты занятий. Изготовление дидактических пособий по теме.
10. Планирование предстоящей работы.
Планирование деятельности.
Презентации «Мои соседи - птицы».
Друзья и враги.
«Правила поведения в лесу
Цикл жизни птиц. Опыты с перьями,
«Как летает перышко»,
«Плавает
-
тонет».
Наблюдения.
Просмотр
мультфильмов.
Видео репортаж
«Я хочу вам
рассказать о
птицах…»
ФЭМП
Счет, величина,
ориентировка в пространстве,
«Составь птицу».
Все о развлечениях: игры,
ребусы. скороговорки
Птицы
Экологическая газета «Берегите
природу», Книжка –малышка «Все
о птицах»
Художественное
творчество: рисунки,
аппликация, лепка,
конструирование, театр.
У детей сформируются знания и устойчивый интерес к живой природе, к жизни птиц, к среде их
обитания, повадкам, разновидностям и особенностям.
Активное участие в совместной деятельности педагога, родителей и детей.
Полученные знания применять в продуктивной деятельности.
Презентация проекта
На этом этапе мы решили задачу дать детям возможность представить свои работы, рассказать о них, делиться
своими впечатлениями. Презентация проектов проходила в группе в виде:
Презентация
проекта
Информация для
родителей
Выставка творческих работ
Театрализованная деятельность:
обыграть
инсценировку.
Презентация авторских книг: книжка-
малышка «Птицы»
Экологическая газета
Альбом «Опыты и
эксперименты»
Презентация научно-популярной
литературы
Народные, спортивные,
дидактические
подвижные игры
игры
Д/и, П/и
Видео фильмы.
«Музыка природы»
«Голоса птиц»
4.
Паутинка проекта. По образовательным областям
Познавательное
Речевое развитие
ФЭМП
Художественно –
эстетическое
Физическое
развитие
1.Выставка книг по теме
«Перелётные и
зимующие птицы» с
иллюстрациями.
2.«Знакомство с
художниками
иллюстраторами»
(Ю. Васнецов,
Друг ребят и зверят Е. И.
Чарушин.
Сказки художника В. М.
Конашевича.)
3.Альбомы « Творчество
художников
иллюстраторов»
(Ю. Васнецов, Е.И
Чарушин, В.М.Конашевеч)
4. Беседы по теме.
5. Опыты и
эксперемнты
«Тонет не тонет»
«Как с гуся вода», «Как
летает перышко»
«Летает не летает»
6.Презентации
«Птицы бывают
разные»
«Правила поведения в
лесу»
«Экологические знаки»,
7.Открытки и фото
«Птицы».
1.П
росмотр слайдов, аудио и видео
фильмов по мотивам русских народных
сказок, советских и зарубежных авторов
«Гуси лебеди», «Гадкий утенок»,«Серая
шейка»«Дикие лебеди», «Дюймовочка»
2.Чтение художественных текстов:
А.Барто «Весна идет», «Скворцы
прилетели», Е. Стюарт «Весна пришла», Н.
Сладков «Грачи прилетели», «Ласточка,
ласточка», Ф. Тютчев «Весенние воды», В.
Бианки «Март», «Апрель», Г.
Ладонщиков «Возвращаются певцы», А.
Прокофьев «Грачи», О. Высотская
«Птичий дом», Н. Забила «Ласточки», А.
Блок «На лугу».
3. Рассматривание картины А. К.
Саврасова «Грачи прилетели» и
составление рассказа по картине.
4.Пальчиковая гимнастика «Птицы»
5.Загадки о птицах.
6.Считалка про птиц.
7.Дидактические игры. «Назови
перелётных птиц», «Что делают птицы?»
«Назови птенцов перелётных птиц»,
«Какой птички не стало?» «Улетают-не
улетают»,
«Скажи наоборот».
«Мой? Моя? Мои?».
«Что за птица»,
«Кто как кричит»
, «Узнай по описанию», «Подбери
признак», «Подбери действие»,
Счет до 10
«Сухой бассейн» -
найти фигурки
птиц на ощупь в
коробке с горохом.
Величина.
Ориентировка в
пространстве.
Целое и часть
«Составь птицу».
«Разрезные
картинки» (4-6
частей).
1.Аудио запись «Голоса
природы»
подражающая голосам
птиц.
2.
Просмотр слайдов,
аудио и видео
фильмов
по мотивам русских
народных сказок,
советских и
зарубежных авторов
«Гуси лебеди», «Серая
шейка», «Дикие
лебеди»,
«Дюймовочка»
3.Аппликация «Гуси
лебеди»
4Лепка по мотивам
сказок «Гадкий
утенок», «Серая шейка
или «Дюймовочка»
«Скворечник».
5.Оригами: «Лебедь»
7.Конструирование:
«Птицы» ( Мозаика,
Лего, бумага, семяна,
листья)
Выставка детских
работ.
Спортивные
упражнения по
теме «Птицы»
Подвижные
игры
«Цапля на
болоте», «День,
ночь»
«Птички на
дереве»
Народные игры.
«Гуси – лебеди»
Игры речь и
движение
Игры на
дыхание
5.План осуществления проекта (основной этап)
Режимные моменты
Совместная работа педагога с
детьми
Совместная работа родителей с
детьми
Свободная творческая
деятельность детей
Р е ч е в о е
с т и м у л и р о в а н и е
( п о вт о р е н и е ,
о б ъ я с н е н и е ,
о б с у ж д е н и е ,
п о б у ж д е н и е ,
напоминание, уточнение)
Проблемные ситуации
Беседы с опорой на зрительное
восприятие и без опоры на него
Хороводные
игры,
пальчиковые
игры
Ф а к т и ч е с к а я
б е с е д а ,
Мимические,
артикуляционные
гимнастики
Речевые дидактические игры
Наблюдения
Чтение
Слушание,
воспроизведение,
имитирование
Разучивание
с ко р о го в о р о к ,
чистоговорок
Индивидуальная работа
Освоение
формул
реч евого
этикета
Наблюдение за объектами живой
природы, предметным миром
Ситуативные беседы
Рассказ
Дидактические,
н а с тол ь н о -
печатные игры
Выставка в книжном уголке
.
Пальчиковая гимнастика
«Птицы»,
«Кормушка»
Загадки и считалки про птиц.
Дидактические игры.
Чтение художественных текстов:
Опыты и эксперемнты
Аппликация «Гуси лебеди»
Лепка по мотивам сказок
«Гадкий утенок», «Серая шейка
или «Дюймовочка»
Оригами: «Лебедь»
Конструирование: «Птицы»
( Мозаика, Лего, бумага, семяна,
листья)
Альбом. «Птицы»
Фотовыставка.Выставка.
Книжка – малышка «Моя первая
книга о птицах»
П
росмотр слайдов, аудио и
видео фильмов .
Презентации. «Птицы бывают
разные», «Правила поведение в
лесу»
Спортивные упражнения по теме
«Птицы»
Подвижные игры
Народные игры.
Игры речь и движение
Игры на дыхание
Консультация для родителей
«Хочу всё знать» (знакомство с
проектом)
Чтение художественной
литературы : А.Барто «Весна
идет», «Скворцы прилетели», Е.
Стюарт «Весна пришла», Н.
Сладков «Грачи прилетели»,
«Ласточка, ласточка», Ф. Тютчев
«Весенние воды», В. Бианки
«Март», «Апрель», Г.
Ладонщиков «Возвращаются
певцы», А. Прокофьев «Грачи»,
О. Высотская «Птичий дом», Н.
Забила «Ласточки», А. Блок «На
лугу».
Подбор книг для книжного уголка
по теме «Птицы» (художественная и
научно популярная литература),
Художники- иллюстаторы
Альбомы « Творчество художников
иллюстраторов»
(Ю. Васнецов, Е.И Чарушин,
В.М.Конашевеч)
Альбомы:
«Экологические знаки»,
«Птицы».
Изготовление пособий и игр
(атрибуты, дидактические игры)
Изготовление кормушек для
птиц.
Выставка «Кормушек»
Выкладывание трафарета птицы
пластилиновым жгутиком.
«Сухой бассейн» - найти
фигурки птиц на ощупь в
коробке с горохом.
«Составь птицу».
«Кто спрятался в комочке?» -
разглаживание смятых
трафаретов птиц из альбомной
бумаги с последующей обводкой
и раскрашиванием.
«Покормим птиц» - сортировка
гороха и семечек.
«Разрезные картинки» (4-6
частей).
«Красивый голубок» - трафарет
птицы намазать клеем и засыпать
яичной скорлупой, которую дети
измельчают самостоятельно.
«Разрезные картинки» -
собирание птицы из частей
(голова, тело, крылья, хвост,
лапы).
Обводка трафарета из толстого
картона.
«Вылепим птичку» - лепка из
пластилина.
Выставка. Поделок и рисунков
«Перелётные птицы»
,
Библиотека энциклопедий
Материал для запоминания «Расскажи о птице»
Скворец — красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный — у
самочки, ярко-желтый — у самца. Ест червей и насекомых. Гнезда вьет в дуплах деревьев. Хорошо поет, подражает голосам других
пернатых.
Ласточка — «воздушная» птичка, в воздухе питается насекомыми, даже пьет на лету. Шея короткая, клюв короткий, крылья
длинные и заостренные, хвост похож на рогатку. Гнезда вьет высоко на деревьях или в горах.
Грач — черный, клюв вытянутый, хвост закруглен, уничтожает вредных насекомых.
Соловей — Немного крупнее воробья, сверху буровато-коричневый, снизу буровато-серый, хвост довольно длинный,
закругленный, одного цвета со спиной. Питается насекомыми. Излюбленными местами гнездования соловья являются заросли
кустарников по сырым лесным оврагам, тенистые кустарники среди лиственного леса, парки, рощи, сады, густые лиственные
молодняки, заросшие кладбища и т. д. Гнездо устраивает обычно на земле у корней кустарника или древесной поросли, иногда в
куче осенних сухих листьев.
Кукушка — птица с буровато-серым опереньем. Свои яйца подбрасывает в чужие гнезда. Много ест, уничтожает вредных
насекомых (мохнатых гусениц).
Стриж — Это птица среднего размера. Крылья длинные, узкие и изогнутые, хвост вильчатый. Оперение черного стрижа дымчато-
темно-бурое (цвет зависит от характера освещения) и лишь подбородок и горло украшены округленным светлым пятном, окраска
которого варьирует от слегка бежеватой до чисто-белой.
Лебедь — прекрасная, гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины и красный. Живет на болотах и озерах.
Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами, листьями и стеблями
растений.
Журавль — крупная и сильная птица. Шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв длинный, прямой, узкий, ноги очень длинные,
с длинными четырьмя пальцами. Живет на больших болотах. Умеет держаться на воде, красиво и высоко летает. Питается
насекомыми, червями и мелкой рыбой, семенами, почками, корешками. Голос — громкий крик — курлыканье. Перелет совершает без
перерыва днем и ночью.
Жаворонок — маленькая сильная птица с большой головой и коротким клювом, длинными крыльями и короткими ногами.
Живет в полях, степях и пустынях. Последним улетает осенью и первым прилетает весной. Может резко взлетать и камнем падать
вниз. Питается насекомыми, хлебными зернами и семенами. Хорошо поет. АИСТ — одна из крупных перелетных птиц. Перья белого
цвета. Крылья с черными полосками. Клюв — длинный, острый, крепкий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост
короткий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей.
Перспективное планирование
1. Чтение стихов о птицах и разучивание стихотворения.
2. Рассматривание альбомов, иллюстраций о перелетных птицах.
3. Презентация «Правила поведения в лесу», «Птицы»
4.
Видеофильмы. Фото альбом, иллюстрации «Перелетные птицы».
Цель. Знакомить с разновидностями птиц, их средой обитания, особенностями повадками.
развитие знаний об окружающем мире. Развитие сенсорных процессов (закреплять
умение определять предмет по цвету и величине),
зрительного восприятия, памяти,связной речи. Составление коротких рассказов о птицах.
5. Дидактические игры . «Назови перелётных птиц», «Назови птенцов перелётных
птиц», «Улетают-не улетают», «Что за птица», «Кто как кричит», «Узнай по описанию»,
«Подбери признак», «Подбери действие»,
Цель. Активизировать в речи названия перелётных птиц и их птенцов.
Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному
слову. Учить детей подражать голосу птицы.
6. Прослушивание музыки, подражающая голосам птиц.
Цель. Учить воспринимать и подражать голосам птиц с помощью музыкальных
произведений.
7. Загадки о перелётных птицах.
Цель. Учить детей отгадывать загадки о птицах, построенные на описании и сравнении.
8. Выставка книг по теме «Перелётные и зимующие птицы» с иллюстрациями.
Цель. Формировать интерес к книге. Объяснить, как важны в книге рисунки, показать, как
много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.
9. Заучивание потешки «Птички - невелички...», пальчиковая гимнастика «Птицы»
Цель. Развивать выразительность речи, развитие моторики рук.
10.
Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Цель. Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков.
11.
Создание альбома для рассматривания «Перелётные птицы», «Зимующие
птицы», «Все о птицах».
Цель. Обобщить представления детей о характерных особенностях внешнего вида
перелётных птиц.
Опыт: «Как летает перышко»
12.Рисование «Скворца». «Лебедя».
Цель.
Продолжать учить в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего
вида птиц. Развивать воображение.
13.Лепка «Птица». «Утка с утятами», «Почему у цапли длинные ноги?».
Цель. Закрепить умение лепить птиц, передавать особенности их внешнего вида.
Развивать образные представления.
Учить объединять работы в композицию.
14.
Аппликация «Лягушка-путешественница» (на фоне озера)
«Скворечник».
Оригами: «Лебедь»
15.
Ручной труд: «Птицы» (из бумаги, семян, листьев)
Цель. Учить создавать изображение с помощью аппликации.
16.
Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков
«Перелётные птицы»
, «Зимующие птицы»
Цель. Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками
образовательного процесса. Учить применять полученные знания в самостоятельной
творческой деятельности.
17. Консультация для родителей «Хочу всё знать»
Цель.
Познакомить родителей с требованиями проекта по теме «Перелётные птицы».
18.Развлечение «Перелётные птицы».
Цель. Обобщить и систематизировать знания о птицах. Формировать устойчивый интерес
к живой природе.
19. Выставка детских работ.
20. Результаты совместного творчества детей и родителей.