Напоминание

"Создание условий для формирования у учащихся отношения к здоровью как личностной ценности с опорой на индивидуальное развитие на уроках физической культуры".


Автор: Шкурко Лариса Анатольевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ Веселовская СОШ
Населённый пункт: Новосибирская область Краснозерский район
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для формирования у учащихся отношения к здоровью как личностной ценности с опорой на индивидуальное развитие на уроках физической культуры".
Раздел: среднее образование





Назад




"
Создание условий для формирования у учащихся отношения к

здоровью как личностной ценности с опорой на индивидуальное

развитие на уроках физической культуры".
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. За годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха. Осознание этого помогло мне в свое время сделать для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь. За время педагогической работы у меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», использую активные формы обучения: проектирование, проблемные лекции, элементы передовых педагогических технологий. Основная цель моей профессиональной деятельности – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей. Сущность технологии, по которой работаю, заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Основой опыта является положение о том, что процесс воспитания не может быть эффективным, если в него не
вовлечен сам учащийся как творец своей личности и своей судьбы. Причастность и неравнодушие ко всему, что происходит вокруг – необходимое условие самовоспитания. Поэтому главной целью практической работы стало создание педагогических условий, способствующих включению учащихся в процесс самовоспитания и саморазвития как активных "субъектов деятельности” (Л.С. Выготский, деятельностная теория учения). Основными принципами построения учебно-воспитательного процесса стали: - принцип демократизации и гуманизации обучения, построение его на основе - сотрудничества, содружества, сотворчества - принцип дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющий "дойти” до каждого, помочь каждому ученику почувствовать себя личностью, обрести уверенность в себе - принцип "трудной цели”, заставляющей педагога работать "в зоне ближайшего развития” учащихся, выбирать оптимальную меру трудности, стимулирующей умственное и нравственное развитие (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин и др.) - принцип единства учебной и внеучебной деятельности, именно это обеспечивает возможность целостного, эффективного воздействия на личность, создание условий для складывания определенного "образа жизни” - принцип единства интересов личности и коллектива, реализация которого позволяет создать коллектив единомышленников, являющийся действенным средством воспитания. На реализацию этих принципов и направлена вся работа по физическому воспитанию. Основной задачей физического воспитания остается физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья, пропаганда здорового образа жизни. Здоровье каждого человека – высшая ценность, как для самого человека, так и для общества. И здесь можно опереться на известное высказывание "В здоровом теле здоровый дух”. Особое внимание обращается на методически нравственное построение урока, оптимальный подбор
упражнений для каждого структурного компонента урока в соответствии с его задачам и с учетом дифференцированного подхода, позволяющего каждому учащемуся двигаться к выполнению нормативов своими темпами. Одновременно с выполнением программы ведется работа по обучению основам совершенствования и самоконтроля. Учащиеся приобретают умение контролировать свое физическое и психическое состояние, самостоятельно разработать комплексы физических упражнений, самостоятельно отрабатывать навыки по выполнению. Зная особенности физического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Ребятам предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками. Одновременно с развитием физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую навыки самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений. В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. На своих уроках для формирования умения работать в группе, для повышения интенсивности уроков, для снижения уровня тревожности применяю способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода: - непрерывно - поточный, способствующий комплексному развитию двигательных качеств; - поточно – интервальный, способствующий развитию общей силовой выносливости; - интенсивно – интервальный, который используется с ростом уровня физической подготовленности. Большое внимание уделяю внеклассной работе, организую дни здоровья и спорта, провожу школьные соревнования. Важной составляющей в работе является дифференцированный подход в оценивании результатов, когда составляющими "отметки” является не только результат, но и путь к нему
(динамика развития физических качеств, усилие и труд, который вложен в достижение результата). Критерием оценки воспитательной и образовательной работы можно считать убеждение А.С. Макаренко: "Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали”. Гениальность педагога Макаренко в том и заключается, что он, как никто другой, понял: воспитание – это не совокупность условий, методов, действий талантливой личности. Это особые отношения, воспроизводимые самими воспитанниками в первую очередь потому, что сами они в таких отношениях нуждаются. Конечно, и условия, и методы, и личность воспитателя - немаловажные факторы, влияющие на эффективность воспитания. Но единственной, ничем не заменимой основой его эффективности являются – только! – отношения, в которых проявляются человеческие потребности, интересы, ценностные ориентации, целевые устремления и воля. Коллектив, в котором есть такие отношения, и будет средством воспитания.


В раздел образования