"Создание условий для формирования у учащихся отношения к здоровью как личностной ценности с опорой на индивидуальное развитие на уроках физической культуры".
Автор: Шкурко Лариса Анатольевна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МКОУ Веселовская СОШ Населённый пункт: Новосибирская область Краснозерский район Наименование материала: статья Тема: "Создание условий для формирования у учащихся отношения к здоровью как личностной ценности с опорой на индивидуальное развитие на уроках физической культуры". Раздел: среднее образование
" Создание условий для формирования у учащихся отношения к
здоровью как личностной ценности с опорой на индивидуальное
развитие на уроках физической культуры".
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей
учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке
учащихся
к
жизни,
к
общественно
полезному
труду.
За
годы
своей
педагогической
деятельности
я
понял,
что
наилучший
воспитательный
результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех
всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят,
удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность
в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять
пережить радость успеха. Осознание этого помогло мне в свое время сделать
для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и
воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти
и развить. Именно этим я и занимаюсь. За время педагогической работы у
меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая
дает
положительные
результаты.
Владея
традиционными
приемами
и
методами
преподавания
предмета
«Физическая
культура»,
использую
активные формы обучения: проектирование, проблемные лекции, элементы
передовых педагогических технологий.
Основная
цель
моей
профессиональной
деятельности
–
овладение
школьниками
основами
личной
физической
культуры,
под
которой
понимается
органическое
единство
знаний,
потребностей
и
мотивов,
оптимальный
уровень
здоровья,
физического
развития,
двигательных
способностей. Сущность технологии, по которой работаю, заключается в
личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к
каждому
ребенку
при
организации
занятий
физической
культурой,
в
формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и
спортивно-творческой деятельности. Основой опыта является положение о
том, что процесс воспитания не может быть эффективным, если в него не
вовлечен
сам
учащийся
как
творец
своей
личности
и
своей
судьбы.
Причастность
и
неравнодушие
ко
всему,
что
происходит
вокруг
–
необходимое условие самовоспитания. Поэтому главной целью практической
работы стало создание педагогических условий, способствующих включению
учащихся
в
процесс
самовоспитания
и
саморазвития
как
активных
"субъектов деятельности” (Л.С. Выготский, деятельностная теория учения).
Основными
принципами
построения
учебно-воспитательного
процесса
стали:
-
принцип
демократизации
и
гуманизации
обучения,
построение
его
на
основе - сотрудничества, содружества, сотворчества
- принцип дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющий
"дойти” до каждого, помочь каждому ученику почувствовать себя личностью,
обрести уверенность в себе
-
принцип
"трудной
цели”,
заставляющей
педагога
работать
"в
зоне
ближайшего развития” учащихся, выбирать оптимальную меру трудности,
стимулирующей умственное и нравственное развитие (Л.С. Выготский, В.В.
Давыдов, Б.Д. Эльконин и др.)
-
принцип
единства
учебной
и
внеучебной
деятельности,
именно
это
обеспечивает
возможность
целостного,
эффективного
воздействия
на
личность, создание условий для складывания определенного "образа жизни”
- принцип единства интересов личности и коллектива, реализация которого
позволяет создать коллектив единомышленников, являющийся действенным
средством воспитания.
На реализацию этих принципов и направлена вся работа по физическому
воспитанию. Основной задачей физического воспитания остается физическое
развитие учащихся, укрепление их здоровья, пропаганда здорового образа
жизни.
Здоровье
каждого
человека
–
высшая
ценность,
как
для
самого
человека,
так
и
для
общества.
И
здесь
можно
опереться
на
известное
высказывание "В здоровом теле здоровый дух”. Особое внимание обращается
на
методически
нравственное
построение
урока,
оптимальный
подбор
упражнений для каждого структурного компонента урока в соответствии с
его
задачам
и
с
учетом
дифференцированного
подхода,
позволяющего
каждому учащемуся двигаться к выполнению нормативов своими темпами.
Одновременно
с
выполнением
программы
ведется
работа
по
обучению
основам совершенствования и самоконтроля. Учащиеся приобретают умение
контролировать свое физическое и психическое состояние, самостоятельно
разработать
комплексы
физических
упражнений,
самостоятельно
отрабатывать
навыки
по
выполнению.
Зная
особенности
физического
развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации
и
дифференциации
обучения.
Ребятам
предлагаю
упражнения
различной
степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения
необходимыми умениями и навыками.
Одновременно
с
развитием
физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений,
формирую
навыки
самооценки
и
самоконтроля
при
выполнении
упражнений. В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков,
формы
их
проведения,
комплексно
использую
фронтальные,
групповые,
индивидуальные формы работы. На своих уроках для формирования умения
работать в группе, для повышения интенсивности уроков, для снижения
уровня
тревожности
применяю
способ
круговой
тренировки,
в
основе
которого лежат три метода:
-
непрерывно
-
поточный,
способствующий
комплексному
развитию
двигательных качеств;
-
поточно
–
интервальный,
способствующий
развитию
общей
силовой
выносливости;
-
интенсивно
–
интервальный,
который
используется
с
ростом
уровня
физической подготовленности.
Большое внимание уделяю внеклассной работе, организую дни здоровья и
спорта, провожу школьные соревнования. Важной составляющей в работе
является
дифференцированный
подход
в
оценивании
результатов,
когда
составляющими "отметки” является не только результат, но и путь к нему
(динамика развития физических качеств, усилие и труд, который вложен в
достижение
результата).
Критерием
оценки
воспитательной
и
образовательной
работы
можно
считать
убеждение
А.С.
Макаренко:
"Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно
делать,
но
если
вы
не
воспитаете
привычки
преодолевать
длительные
трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали”. Гениальность
педагога Макаренко в том и заключается, что он, как никто другой, понял:
воспитание – это не совокупность условий, методов, действий талантливой
личности. Это особые отношения, воспроизводимые самими воспитанниками
в первую очередь потому, что сами они в таких отношениях нуждаются.
Конечно, и условия, и методы, и личность воспитателя - немаловажные
факторы, влияющие на эффективность воспитания. Но единственной, ничем
не заменимой основой его эффективности являются – только! – отношения, в
которых
проявляются
человеческие
потребности,
интересы,
ценностные
ориентации, целевые устремления и воля. Коллектив, в котором есть такие
отношения, и будет средством воспитания.