"Повышение интереса и возможностей самосовершенствования психофизического здоровья, укрепление основ личностной физической культуры обучающихся через элементы единоборств"
Автор: Птушко Наталья Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: Бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №93" Населённый пункт: г. Омск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Повышение интереса и возможностей самосовершенствования психофизического здоровья, укрепление основ личностной физической культуры обучающихся через элементы единоборств" Раздел: среднее образование
«Повышение интереса и возможностей
«Повышение интереса и возможностей
самосовершенствования
самосовершенствования
психофизического здоровья,
психофизического здоровья,
укрепление основ личностной
укрепление основ личностной
физической культуры обучающихся
физической культуры обучающихся
через элементы единоборств»
через элементы единоборств»
Мастер: Птушко Наталья Николаевна,
Мастер: Птушко Наталья Николаевна,
учитель ФК ВКК, БОУ «СОШ № 93»
учитель ФК ВКК, БОУ «СОШ № 93»
Важнейшей социальной задачей
цивилизованного общества является
укрепление психического здоровья и
обеспечение гармоничного развития
подрастающего поколения. Здоровье детей
является одной основополагающих ценностей
образования на современном этапе.
Психофизическое здоровье является
необходимым условием полноценного
функционирования и развития человека в
процессе его жизнедеятельности в течение
всей жизни.
Таким образом, с одной стороны, оно является
условием адекватного выполнения человеком
своих возрастных, социальных и культурных
ролей (ребенка или взрослого), с другой
стороны, обеспечивает человеку возможность
непрерывного развития в течение всей его
жизни .
Состояние психофизического здоровья детей –
психических расстройств у детей является тревожность
и агрессивность.
Тревожность определяется как отрицательное
переживание беспокойства и ожидание
неблагополучия. Состояние тревожности проявляется и
в ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не
грозит. Такие дети отличаются повышенным
беспокойством, мнительностью, впечатлительностью.
В основе появления агрессивных реакций у
школьников лежит целый комплекс
аффективных личностно-значимых
переживаний. Это могут быть переживания,
связанные с неудовлетворением базовых
потребностей ребенка, связанные с обидой,
ущемленным самолюбием. Реакции такого
типа всегда имеют определенную
направленность. В первую очередь они
возникают в той ситуации, когда является
психотравмирующей, и направлена против
тех, кого ребенок считает причиной
неприятных переживаний и конфликтов.
Проблема психофизического здоровья детей
из года в год не теряет свою актуальность, а
наоборот становится тревожней.
Чтобы укрепить психофизическое здоровье
детей нужно использовать такой метод
оздоровления как физическое упражнение.
Ежегодно в нашей стране
повышается рост преступности,
суицидальной направленности
поведения, а также повышение
показателей смертности в результате
несчастных случаев, травматизма
прямым или косвенным образом
связаны со снижением уровня
психического здоровья населения
нашей страны, в частности –
подрастающего поколения.
Использование элементов спортивных единоборств в
учебной программе по ФК способствует повышению
интереса к возможностям самосовершенствования
психофизических возможностей и укрепляет основы
личностной физической культуры юных граждан
страны.
Чем правильнее педагог определит задачи и точнее
Чем правильнее педагог определит задачи и точнее
выберет средства и методы педагогического
выберет средства и методы педагогического
воздействия, тем эффективнее в целом будет
воздействия, тем эффективнее в целом будет
процесс физического воспитания.
процесс физического воспитания.
Примерная рабочая программа для учителей
физической культуры
общеобразовательных учреждений
ЭЛЕМЕНТЫ ЕДИНОБОРСТВ НА УРОКЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Новизна данной программы заключается в том, что
впервые элементы единоборств комплексно включены в
содержание академических уроков физической культуры и
самостоятельных занятий учащихся начальных, средних и
старших классов. Предлагается система поэтапного
освоения базовых элементов действий и эпизодов
различной направленности поединков различных видов
единоборств (спортивного, конфликтного
противоборства). Простейшие поединки, в результате
которых учащиеся получат расширенное представление о
возможностях противостояния, взаимодействиях с
партнером, в стойке и лежа; при различных положениях и
формах передвижений, контактов силового
взаимодействия (хватов, упоров, обхватов, ударов руками
и ногами) управление устойчивостью в различных
формах ее проявления (сохранение, восстановление,
мгновенная целенаправленная потеря) и т.д.
Плановые уроки физической культуры с
элементами единоборств могут эффективно
проводится как полностью самостоятельные
учебные занятия, так и в сочетании с элементами
других видов спорта, входящих в программу
физической культуры общеобразовательных школ.
Опциональность спортивного инвентаря и
специального оборудования (например таких, как
борцовский ковер, ринг, тренажеры, перчатки и
пр.) на занятиях с элементами единоборств,
позволяет их проводить в условиях существующей
материально-технической базы большинства школ.
Требования к подготовленности преподавателя
физической культуры в отношении владения им знаниями
в области единоборств разрешается тем, что
разработанная нами методика ведения урока с элементами
единоборств доступна для освоения учителем физической
культуры , имеющим другую спортивную специальность.
Указанные преимущества дополняются тем, что учащиеся
приобретают прикладные умения, пригодные для жизни,
первый опыт самозащиты, как основы формирования
задатков будущего гражданина, способного защитить свою
семью, родных и близких.
Ориентировочное распределение часов изучения учебного материала с
использованием элементов единоборств.
№
Раздел подготовки
Этапы подготовки
1 этап
2 этап
3 этап
1 класс
2-4 класс
5-9 класс
10-11 класс
1
Теоретический
1
1
1
1
2
Элементы единоборств
32
33
33
33
2.1
Элементы акробатики и самостраховка
8
6
4
4
2.2
Приемы маневрирования
8
6
4
4
2.3
Контакты силового взаимодействия
5
4
4
4
2.4
Действия
основанные
на
быстроте
двигательной реакции
6
8
8
8
2.5
Действия
основанные
на
различных
проявлениях устойчивости
2
4
6
6
2.6
Р е ш е н и е
н е р а в н о ц е н н ы х
взаиморасположений
2
4
5
5
2.7
Элементы самозащиты
1
1
3
3
Итого
33
34
35
35
Планируемые результаты изучения предмета
К концу 1-го этапа (4класса) обучающиеся овладевают следующими УУД:
Передвигаться в различных стойках, в разных направлениях, в
стойке парами и группами при сохранении контакта;
применять различные способы передвижений в условиях подвижных
игр;
владеть способами основных захватов и освобождение от них;
уметь следить и уклонятся от движущегося объекта (футбольного,
теннисного мячей и т.д.);
выполнять самостраховку в левую и правую стороны, на спину;
выводить из равновесия партнера и уметь сохранять собственное;
играть в перетягивание, выталкивание, теснение партнера; игры в
касания;
владеть основными способами предупреждения конфликтных
ситуаций.
К концу 2-го этапа ( 9 класс) обучающиеся овладевают следующими
УУД:
демонстрировать все умения, приобретенные на 1-м этапе обучения;
уметь передвигаться в условиях помех и смены модели взаимодействия
с партнером;
выполнять серии приемов передвижений и их комбинации с
максимальной скоростью в условиях командных состязаний;
участвовать в мини-поединках с элементами единоборств (на основе
спортивно-игровых комплексов);
выполнять самостраховку на грудь;
выполнять элементы самостраховки в комбинации с другими
передвижениями; в условиях противоборства;
выполнять специализированные игровые комплексы с элементами
единоборств, связанные с умением выводить противника из
равновесия;
уметь видеть наиболее вероятное перемещение движущегося объекта
уметь демонстрировать основные удары ногами и руками на
несопротивляющемся партнере;
выполнять самозащиту портфелем,
сумкой, зонтиком от нападающего
.
К концу 3-го этапа обучающиеся овладевают следующими УУД:
пользоваться умениями, полученными за первые два этапа обучения,
значительно расширив их вариативность за счет использования
различных захватов и взаиморасположений партнеров;
маневрировать, сохраняя дистанцию с партнером;
играть в обоюдные одноименные и разноимённые захваты и
освобождения от них;
уметь демонстрировать основные удары руками и ногами и
выполнять защиту от них в движении;
уметь демонстрировать удары в основные болевые точки на
несопротивляющимся партнере;
выполнять самозащиту подручными предметами и без них от одного
или нескольких нападающих.
Варианты усложнения игр в касания:
Изменения способов защиты:
- Места касания прикрывать можно/нельзя;
- Захватывать руки партнера можно/нельзя;
- Захватывать может только один из партнеров;
- Места касания прикрывать нельзя, захватывать руки партнера
нельзя;
- Места касания прикрывать можно, захватывать руки партнера
можно.
Изменение размеров игровой площади :
- Проводятся по всей площади зала. По мере освоения игр
пространство ограничивается.
- Изменение формы площади (квадрат, круг, прямоугольник);
- Вводится запрещение отступать, разрешаются различные повороты.
Варианты усложнения игр в касания:
Изменения способов защиты:
- Места касания прикрывать можно/нельзя;
- Захватывать руки партнера можно/нельзя;
- Захватывать может только один из партнеров;
- Места касания прикрывать нельзя, захватывать руки партнера
нельзя;
- Места касания прикрывать можно, захватывать руки партнера
можно.
Изменение размеров игровой площади:
- Проводятся по всей площади зала. По мере освоения игр
пространство ограничивается.
- Изменение формы площади (квадрат, круг, прямоугольник);
- Вводится запрещение отступать, разрешаются различные
повороты.
В качестве дополнительных средств защитных
действий, учащиеся могут использовать
следующие предметы: зонт, палка, рюкзак, пакет,
мешок со сменной обувью, тубус и т.д. Любой
предмет, который будет под рукой, позволит
защититься в экстремальной ситуации. Учащиеся
должны понимать, что в случае самозащиты
эффективны любые окружающие предметы как
для защиты от ударов, так и для их нанесения.
При помощи предмета защиты можно выполнять
несколько блоков:
блок вверх от ударов сверху;
блок снизу от ударов снизу;
блок вверх и вправо (влево) под углом от ударов сверху
по диагонали наотмашь;
блок вправо (влево) от боковых ударов;
блок вниз и вправо (влево) под углом от ударов снизу и
слева (справа) по диагонали.
Упражнения по освоению умений выведения соперника
из равновесия:
-
Стоя лицом к лицу упереться ладонями в ладони партнера.
Попеременно сгибать и разгибать руки. То же с захватом друг
друга за кисть или запястье.
- Попеременно тянуть за руку. Одной рукой преодолевая, другой
уступая партнеру.
- Стоя лицом к партнеру, толкнуть рукой плечо и вывести
партнера из равновесия, вынудив сместить ногу.
- Стоя лицом к партнеру, захватам руки и туловища сбоку рывком
перевести партнера на четвереньки (то же захватом рук и шеи).
- Первый номер на четвереньках, второй номер сзади сбоку.
Захватом туловища и рывком в сторону вынудить первого номера
коснуться ковра туловища (боком, плечом).
Игры по освоению умений выведения соперника
из равновесия
«Сдвинь соперника».
Ученики в парах встают друг на против друга вытянув руки друг к
другу. По сигналу стремятся перетянуть или пересилить в различных
направлениях. Борьба проходит не с ходя с места. Участник
выведенный из равновесия (вынужденный сделать шаг или смесить
ногу) является проигравшим.
Варианты: ученики делятся на две команды и встают у центральной
линии друг напротив друга. По сигналу каждый игрок стремится
перетянуть своего соперника на свою сторону. Игрок считается
перетянутым, если обеими ногами переступил через центральную
линию. разрешается использовать захваты за любые части тела.
Побеждает команда с большим количеством игроков команды
соперников.
Варианты игр-заданий в атакующие
(взаимоисключающие) упоры-захваты:
Левой сверху за шею, правой за запястье.
Правой сверху за шею, левой за запястье.
Левую двумя изнутри.
Правую двумя изнутри.
Левой из под разноименного плеча, правой за разноименное запястье.
Правой из под разноименного плеча, левой за разноименное запястье.
Левой из под разноименного плеча, руки соединены в «петле» (захват
шеи и плеча).
Правой из под разноименного плеча, руки соединены в «петле»
(захват шеи и плеча).
Левую двумя снаружи.
Правую двумя снаружи.
Левой из-под плеча, руки соединены в «крест».
Правой из-под плеча, руки соединены в «крест».
Левой голову с рукой сверху, руки соединены.
Правой голову с рукой сверху, руки соединены.
Двумя за туловище, руки соединены.
Наиболее уязвимые зоны поражения:
Голеностопный сустав – голень;
Коленный сустав;
Промежность – низ живота;
Солнечное сплетение – сердечное сплетение;
Межключичная впадина – горло – подбородок;
Подреберье – ребра;
Ключица – боковая часть шеи;
Верхняя губа – основание носа;
Переносица – глаза;
Висок – ухо;
Затылок;
Между лопаток – центральная часть позвоночника;
Поясница – почки;
Локоть – подмышечная впадина – плечо;
Пальцы.
Уходы от атаки.
Уходы –
это избегание атак противника за счет шага в сторону
или отскока прыжком.
Основные варианты уходов :
назад по прямой линии либо под
углом к линии атаки; в сторону по прямой линии с наклоном
корпуса; вперед под углом к линии атаки.
Методика тренировки уходов может использоваться, как и в играх в касания, но с
соответствующей целевой установкой (уход одним из указанных вариантов, либо
комплексно несколькими вариантами). Отработка возможна в спаррингах, если
такой возможности нет, можно использовать раскачивающиеся предметы
(боксерская груша, подвешенная бутылка и т.д.) Уходя, следует избегать скрестные
шаги, оставлять одну ногу вытянутой в сторону противника, опускаться на колено.
Защитные действия от захватов рук.
Противник захватил запястье. Освобождение осуществляется при помощи
вращательного движения в сторону большого пальца.
Все срывы захватов должны быть резкими и стремительными и заканчиваться
толчком нападающего, в крайнем случае ударом. После освобождения необходимо
немедленно выполнить попытку убежать.
Освоение способов освобождения от захватов :
при захвате запястья или рукава
сделать резкий рывок захваченной рукой на себя и,
поворачивая ее в сторону большого пальца руки противника, тут же захватить его
запястье;
при захвате одноименного запястья и плеча (рукав)
упереться свободной рукой в
одноименное плечо противника и, вырывая руку, освободить ее.
при захвате обеих рук за запястья
сделать резкий рывок руками на себя,
поворачивая их в сторону больших пальцев противника, освободиться от захвата и
тут же захватить его запястья.
Все вышеуказанное требует существенного углубления
дифференцированного подхода (а в ряде случаев именно
персонификации) при выборе определенного
двигательного действия для укрепления
психофизического здоровья.
1) использование умеренных и постепенно возрастающих по
интенсивности аэробных нагрузок;
2) обязательное включение в комплекс упражнений дыхательной
направленности, которые способны в значительной степени
компенсировать явления энергодефицита;
3) использование в комплексе физических упражнений на
развитие гибкости, равновесия, стато-кинетической
устойчивости с целью их влияния на такие психические
качества, как уверенность в себе, спокойствие, а также на
личностную самооценку;
4) применение комплексов релаксационных упражнений,
медитативных поз, упражнений для коррекции осанки, для
нормализации процессов кортико-висцеральной саморегуляции
и потенцирования психической релаксации.
Лицам с астеническим синдромом
рекомендуется использовать физические
упражнения в воде и силовые упражнения, что
способствует тренировке и усилению процессов
активного торможения, восстановлению и
упорядочению возбудительного процесса,
повышению эмоционального тонуса.
Лицам с высоким уровнем тревожности следует включать