Напоминание

Природа в жизни дошкольника.


Автор: Куликова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 125
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Природа в жизни дошкольника.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Природа в жизни дошкольника. «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни…» «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский. Одной из задач ФГОС ДО РФ от 27 августа 2013 года является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Дети – наше будущее. И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. В своей повседневной жизни мы общаемся друг с другом. Одних мы считаем хорошими, душевными, готовыми всегда прийти на помощь, а других наоборот: грубыми, неприятными и даже жестокими. Но почему люди могут быть настолько разными? Если посмотреть на окружающую нас природу, то мы увидим, насколько она прекрасна, совершенна, спокойна. Но человек тоже часть природы, откуда в нём столько агрессии? Можно много рассуждать, отвечая на этот вопрос, но хочется обратиться к самому началу – рождению человека. Когда на свет появляется малыш – он прекрасен. В нём нет зла, он не осознаёт своих действий. Но с самого рождения его окружают взрослые люди – родители, бабушки и дедушки, а затем и воспитатели и учителя. Это те люди, в чьих руках есть возможность влиять на ребёнка хорошо или плохо. Да, в каждом маленьком человечке уже заложены определённые черты характера, наследственность. Но огромное значение в развитии ребёнка имеет то, в какой среде он воспитывается. Окружает ли его любовь, забота или грубость, жестокость. Мы должны помнить, что дети – это наше отражение. Мы сами должны стать носителями духовно – нравственной культуры, которую стремимся привить детям. В детский сад ребёнок приходит уже с тем багажом любви или ненависти, которые ему дали в семье. Ведь по поведению ребёнка, его манерам сразу можно сказать в какой семье он воспитывается. Но нужно помнить, что дошкольный возраст самый эмоциональный и восприимчивый период детства, самый благодатный для формирования духовно нравственных основ. Поэтому задача педагогов, помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира малыша.
Необходимым условием для духовно – нравственного воспитания детей является создание предметно – развивающей среды. Во время занятий, бесед, прогулок, игр, показав ребёнку красоту мира вокруг него, можно затронуть его внутренний мир. И впоследствии результат проявится в его жизни. Сегодня молодые мамы и папы настолько заняты своей карьерой и благополучием, что почти не читают с ним книги, вместе с ним не играют, заменяя это планшетом и компьютером. Идя по улице с малышом, родители бросают мусор мимо урны, не обращая на это внимание. Но дети, как губки, впитывают слова и поступки взрослых. И даже если такой ребёнок в детском саду научится беречь природу, он сам будет учить родителей. В детстве у ребёнка формируются основные представления об окружающей действительности. Необходимо сохранить всё самое лучшее, накопленное годами, и передать подрастающему поколению. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы, главный из которых – непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.


В раздел образования