Автор: Куликова Елена Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 125 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: Статья Тема: Природа в жизни дошкольника. Раздел: дошкольное образование
Природа в жизни дошкольника.
«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание
весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох
снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину
ночи,- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни…»
«Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда
сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.
Одной из задач ФГОС ДО РФ от 27 августа 2013 года является объединение обучения
и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества.
Дети – наше будущее. И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей,
педагогов,
общественности.
Привычки
и
ценности,
заложенные
в
детстве,
станут
нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
В своей повседневной жизни мы общаемся друг с другом. Одних мы считаем
хорошими, душевными, готовыми всегда прийти на помощь, а других наоборот: грубыми,
неприятными и даже жестокими. Но почему люди могут быть настолько разными? Если
посмотреть на окружающую нас природу, то мы увидим,
насколько она прекрасна,
совершенна, спокойна. Но человек тоже часть природы, откуда в нём столько агрессии?
Можно много рассуждать, отвечая на этот вопрос, но хочется обратиться к самому началу
– рождению человека.
Когда на свет появляется малыш – он прекрасен. В нём нет зла, он не осознаёт своих
действий. Но с самого рождения его окружают взрослые люди – родители, бабушки и
дедушки, а затем и воспитатели и учителя. Это те люди, в чьих руках есть возможность
влиять на ребёнка хорошо или плохо. Да, в каждом маленьком человечке уже заложены
определённые черты характера, наследственность. Но огромное значение в развитии
ребёнка имеет то, в какой среде он воспитывается. Окружает ли его любовь, забота или
грубость, жестокость. Мы должны помнить, что дети – это наше отражение. Мы сами
должны стать носителями духовно – нравственной культуры, которую стремимся привить
детям. В детский сад ребёнок приходит уже с тем багажом любви или ненависти, которые
ему дали в семье. Ведь по поведению ребёнка, его манерам сразу можно сказать в какой
семье
он
воспитывается.
Но
нужно
помнить,
что
дошкольный
возраст
самый
эмоциональный
и
восприимчивый
период
детства,
самый
благодатный
для
формирования
духовно
нравственных
основ.
Поэтому
задача
педагогов, помочь
родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться
нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Тот дух, который
царит в семье, которым живут родители, близкие – люди, составляющие ближайшее
социальное
окружение
ребёнка,
оказывается
определяющим
в
формировании
внутреннего мира малыша.
Необходимым
условием
для
духовно
–
нравственного
воспитания
детей
является
создание предметно – развивающей среды. Во время занятий, бесед, прогулок, игр,
показав ребёнку красоту мира вокруг него, можно затронуть его внутренний мир. И
впоследствии результат проявится в его жизни. Сегодня молодые мамы и папы настолько
заняты своей карьерой и благополучием, что почти не читают с ним книги, вместе с ним
не играют, заменяя это планшетом и компьютером. Идя по улице с малышом, родители
бросают мусор мимо урны, не обращая на это внимание. Но дети, как губки, впитывают
слова и поступки взрослых. И даже если такой ребёнок в детском саду научится беречь
природу, он сам будет учить родителей.
В
детстве
у
ребёнка
формируются
основные
представления
об
окружающей
действительности.
Необходимо
сохранить
всё
самое
лучшее,
накопленное
годами,
и
передать подрастающему поколению. Привлекая детей к тесному общению с природой, к
познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у
детей
таких
качеств,
как
доброта,
терпение,
трудолюбие,
милосердие.
Только
так,
воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы, главный из которых –
непосредственный
контакт
с
природой,
можно
воспитать
гармонически
развитую
личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.