Автор: Корнейчук Татьяна Михайловна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 г. Майского" Населённый пункт: Кабардино- Балкарская республика, г. п.Майский Наименование материала: Статья Тема: Проектная технология на уроках английского языка Раздел: среднее образование
Проектная технология на уроках английского языка
В настоящее время одним из основополагающих понятий в методике
является
понятие
«педагогической
технологии».
Существуе т
р я д
определений, каждое из которых претендует на полноту и содержательность.
Молодому
учителю,
возможно,
нелегко
разобраться
в
обилии
трактовок,
поэтому ограничимся необходимым
минимумом. Итак:
•
Педагогическая
технология
-
это
«организационно-методический
инструментарий» педагогического процесса (Б. Т. Лихачев);
• педагогическая технология - это «продуманная во всех деталях модель
совместной педагогической деятельности по проектированию организации и
проведению учебного процесса, с безусловным обеспечением комфортных
условий для учащихся и учителя» (В. М. Монахов).
Согласно современной концепции преподавания иностранного языка,
учитель
вправе
из
всего
многообразия
технологий
выбирать
те,
которые
наиболее подходяще и оптимальны в данных условиях.
Данная
статья
посвящена
одной
из
современных
технологий
в
педагогике – проектной технологии.
Проект - это, по сути дела, просто специальное задание.
Проект
-
это
совокупность
определенных
действий,
замысел
для
создания
реального
объекта,
предмета
или
иного
продукта.
Проект
существует для того, чтобы создавать что-то новое. Как только это новое
становится реальностью, проект прекращает свое существование. Проекты
выполняются в различных сферах жизнедеятельности человека.
Образовательный
проект
-
это
форма
организации
занятий,
предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников
по
получению
образовательной
продукции
за
определенный
промежуток
времени.
Метод проектов целесообразно применять в учебном процессе, если:
- существует значимая проблема, требующая решения;
- есть значимость результата (теоретическая или практическая);
- предполагается самостоятельная деятельность уч-ся;
- используются исследовательские методы:
• формулировка задач;
• выдвижение гипотез их решения;
• обсуждение методов исследования;
• обсуждение способов представления результатов;
• сбор данных, их систематизация и анализ;
• выводы.
Метод проектов нужен в системе образовательного процесса, для того
чтобы научить учащихся:
- самостоятельному, критическому мышлению;
- ориентироваться в информационном пространстве;
-
делать
обоснованные
выводы
и
принимать
самостоятельные
аргументированные решения;
- работать в команде.
Проекты
бывают
разные
по
содержанию,
доминирующей
в
ней
деятельности, продолжительности разработки, количеству участников и т. д.
Рассмотрим таблицу «Типология проектов»
Основание типологизации
Виды проектов в данном типе
Доминирующая в проекте
деятельность (иссле-
довательская, поисковая,
творческая, ролевая,
прикладная)
- исследовательские;
- информационные;
- творческие;
- ролевые (игровые);
- практико-ориентированные
Предметно-содержательная
область
- монопроект (в рамках одной области знаний);
- межпредметный (в двух и более областях знаний);
- надпредметный
Характер координации
проекта
- открытая;
- скрытая
Характер контактов
- внутришкольный;
- региональный;
-международный
Количество участников
проекта
- индивидуальные;
- парные;
- групповые
Продолжительность вы-
полнения
- краткосрочные;
- средней продолжительности;
- долгосрочные
Структура образовательного проекта
1.
Название.
2.
Цитата (лозунг).
3.
Аннотация.
4.
Цели и задачи.
5.
Участники.
6.
Сроки реализации проекта.
7.
Этапы проведения проекта.
8.
Условия участия.
9.
Виды деятельности.
10.Критерии оценивания результатов.
11.Результаты.
12.Возможное продолжение проекта.
13.Авторы, координаторы, организаторы.
Этапы проведения проекта.
1.
Представление проблемной ситуации.
2.
Определение
темы,
цели,
задач.
Разработка
сценария.
Выдвижение
гипотез и планирование деятельности.
3.
Проведение практической работы: сбор информации, аналитическая
работа.
Самостоятельная
научно-исследовательская
деятельность
учащихся в соответствии со своим заданием.
4.
Предварительная защита (промежуточное обсуждение).
5.
Оформление результатов проектной деятельности.
6.
Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
7.
Выдвижение,
прогнозирование
новых
проблем,
вытекающих
из
полученных результатов.
8.
Самооценка, внешняя оценка.
Важно! Учебный проект начинается, как мы уже знаем, с проблемы.
Формулирование проблемных вопросов и основного вопроса проекта - дело
крайне важное и, как показывает практика, непосредственно влияет на исход
проведения проекта.
Характеристики основного
(главного)
вопроса проекта
Характеристика проблемных вопросов
проекта
- находятся в глубине учебной
темы;
- возникают снова и снова в процессе
обучения
-
являются
конкретными
предметными
предпосылками к ответам на основной вопрос;
- не имеют однозначного правильного ответа
Интересной
формой
работы
в
проекте
может
стать «визитная
карточка» проекта, которую предлагаем оформить следующим образом:
1.
Автор проекта.
2.
Тема проекта.
3.
Дидактические (обучающие) цели проекта.
4.
Формируемые компетентности.
5.
Методические
задачи
(т.
е.
задачи,
связанные
с
формированием
у
учащихся определенных ЗУН).
6.
Основной вопрос (проблема) и вопросы учебной темы.
7.
Темы самостоятельных исследований учащихся в проекте.
8.
Предметная
(межпредметная,
метапредметная)
область,
в
рамках
которой будет проводиться проект.
9.
Возрастная категория учащихся.
10.Форма оформления результатов проекта.
11.Аннотация проекта.
12.Время выполнения проекта.
13.Условия проведения контроля и оценка деятельности учащихся.
Визитная
карточка
может
быть
предъявлена
в
форме
публичного
выступления, в виде видеоряда или через компьютерную презентацию перед
заинтересованной аудиторией как приглашение к работе в проекте. Кроме
того, учителю крайне необходимо составить лист планирования содержания
и этапов проекта, включающий следующие позиции:
Продумывание учителем темы проекта.
Выбор возрастной группы учащихся.
Формулирование
основополагающего
вопроса
и
проблемных
вопросов учебной темы.
Формулирование дидактических целей проекта.
Формулирование методических задач.
Формулирование
проблемы
(выбор
тем
индивидуальных
ис-
следований учащихся).
Выдвижение гипотез решения проблем.
Определение творческого названия проекта.
Формирование групп для проведения исследований и определение
формы представления результатов.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.
Обсуждение
с
учащимися
возможных
источников
информации,
вопросов защиты авторских прав.
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания
каждого в группе.
Самостоятельная работа групп.
Подготовка
учащимися
презентации
по
отчету
о
проделанной
работе.
Защита полученных результатов и выводов.
Оценивание результатов проекта учащимися и учителями.
При
разработке
проекта
целесообразно
учитывать
следующие
требования к его содержанию и организации проведения:
связь с программой и учебным планом;
содержание проекта;
оригинальность;
мультимедийные средства;
графический дизайн;
организация применения проекта в ОУ.
Алгоритм реализации проекта
1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП. (Определяю тему и цели.)
• Выберите тему проекта, сформулируйте его цель.
• Выделите ключевые составляющие темы, разбейте на этапы её изучение.
• Определите необходимые источники информации.
• Подберите рабочую группу.
2.
ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Выбираю
средства
и
собираю информацию.)
• Обсудите задание в группе.
•
Уточните
задачи
и
цель
проекта
(выделите
и
оставьте
существенные
сопоставимые задачи, отбросив несущественные).
•
Определите
коллективные
средства
достижения
цели
и
источники
информации (решите вопрос о справочной, дополнительной литературе и
иллюстрациях, музыкальном сопровождении и т. д.).
• Обоснуйте свои критерии успеха.
• Распределите роли в команде.
3.
ПРИНЯТИЕ
РЕШЕНИЯ
И
СОЗДАНИЕ
МОДЕЛИ
ПРОЕКТА.
(Составляю план своей работы.)
• Систематизируйте собранную информацию.
• Проведите анализ и синтез идей (прослушайте и оцените сообщения всех
членов команды, отберите действительно яркий материал).
• Выберите оптимальный вариант деятельности рабочей группы (отдайте
предпочтение той форме проекта, которая покажется целесообразной всем
членам команды)-
• Перераспределите роли (если это необходимо).
•
Составьте
и
уточните
план
деятельности
каждого
члена
команды,
сообразно общим целям.
4.
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПРОЕКТА. (Выполняю
свою
часть
работы.
Репетируем вместе.)
• Выполните намеченное исследование по своему индивидуальному плану
(внимательно
изучите
свою
часть
задания,
выделите
его
ключевые
положения;
соотнесите
сделанное
с
общими
задачами
и
целью
проекта;
сопоставьте
результат
своей
работы
с
деятельностью
других
членов
команды).
• Проведите работу над проектом.
• Оформите проект, завершая своё выступление четко сформулированными
выводами.
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. (Справился ли я? Исправляем ошибки.)
• Проанализируйте свою работу, оценивая её сильные и слабые стороны.
• Определите научный уровень проекта.
• Ответьте на вопрос: удалось ли показать связь проблемы/идеи проекта с
изучаемой темой.
• Покажите уровень самостоятельности группы при раскрытии темы.
• Подтвердите актуальность проекта.
• Внесите коррективы в проект.
6. ЗАЩИТА ПРОЕКТА. (Мы выступаем!)
• Представьте проект аудитории.
• Проведите самоанализ выступления.
• Оцените проект (устные и письменные рецензии-эссе).
Алгоритм действий учителя в ходе реализации проекта
1.
Определите тему урока-обобщения.
2.
Наметьте проблемы, которые должны быть раскрыты учащимися в
проектах, подберите примерные темы проектов.
3.
Обозначьте задачи, цели и планируемый результат урока-обобщения.
4.
Организуйте начало работы над проектами.
5.
Проведите индивидуальные консультации в группах, окажите
6.
(методическую помощь учащимся в подборе литературы, музыки и т. д.
7.
Присутствуйте на всех этапах работы над проектами как наблюдатель -
консультант.
8.
Помогите учащимся в выборе формы проекта, организации репетиций,
выборе рецензента.