Автор: Голобородько Ольга Витальевна Должность: учитель экономики Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 ст. Калининская Населённый пункт: Станица Калининская, Калининский район Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа элективного курса "Качество" Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
2
им. А.И. Покрышкина
КОМПЛЕКСНАЯ
ПРОГРАММА «КАЧЕСТВО»
Система внеурочной деятельности
по реализации краевой губернаторской программы
«КАЧЕСТВО» и Федерального законодательства в
области защиты прав потребителей
Программу разработала
учитель экономики
Голобородько
Ольга Витальевна
ст. Калининская, 2015 год
Пояснительная записка
В условиях перехода к рыночной экономике в России особое значение
приобретает
экономизация
образовательной
системы,
важной
составной
частью которой должно стать осуществление в той или иной степени на всех
ее
уровнях
экономическое
образование.
Как
неотъемлемый
элемент
этой
целостной
системы,
направленной
на
становление
личности
человека,
формирующей новое мышление, дающее возможность жить и действовать в
непростых условиях рынка, адаптироваться к ним, является экономическое
мышление и потребительская культура.
Важным
элементом
является
формирование
потребительской
грамотно сти
всех
у ч а с т н и ко в
образовательного
процесса,
осмысления
учащимися
своей
роли,
как
потребителя, как будущего участника в хозяйственной жизни страны, края,
района, семьи. Экономическое образование
в Краснодарском крае должно
основываться на хозяйственных традициях Кубани.
В настоящее время в школе введен предмет «Экономика» в учебный план
по БУП 2004 года на базовом и профильном уровне, курсы по выбору в 9
классе
«Основы
экономических
знаний»,
элективные
курсы
«Основы
предпринимательства», «Финансовые вычисления». Согласно предложенным
Министерством образования программам в рамках предмета на базовом и
профильном уровнях раздел «Потребительская культура» совсем не выделен.
На изучение некоторых вопросов данного направления на базовом уровне
отводится 2 часа, на профильном уровне 3 часа, что недостаточно.
Существует программа дополнительного курса «Основы потребительских
знаний» авторов Мишина Б.И., Симоненко В.Д., Степченко Т.А., которая
используются в работе. Но даже эта программа не отражает всех вопросов по
реализации краевой целевой программы «Качество» губернатора края Ткачева
А.Н. и Федерального законодательства в области защиты прав потребителей.
Данная комплексная программа ОУ
преследует следующие цели:
1.
Сформировать
экономическое
мышление,
потребительскую
культуры
у
учащихся, знания и умения грамотного поведения потребителей в разных
рыночных ситуациях.
2.
Знакомить с основными экономическими понятиями:
Рынок, производство, труд, продукт, товар, качество, потребности,
потребитель, выбор, свобода выбора, права потребителей, закон
«О защите прав потребителя».
3.
Развивать у учащихся логическое мышление, коммуникативные умения.
4.
Развивать навыки самозащиты потребителей от нарушения их законных
прав.
5.
Воспитывать
у
детей
организованность,
деловитость,
культуру
потребления, самостоятельность и смелость в защите своих прав.
В
рамках
только
элективного
курса
или
факультатива
программа
закладывает у учащихся основы потребительской культуры, следовательно,
многие
непредвиденные
ситуации
в
сфере
потребительского
поведения
остаются
за
рамками
курса.
Возникла
необходимость
разработать
комплексную
программу
с
вовлечением
учащихся
с
1
по
11
класс,
педагогического коллектива и общественности.
Основными задачами являются:
1. Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения различными
экономическими знаниями в области прав потребителей.
2. Показать, что потребитель является главным действующим лицом в
рыночной
экономике,
поэтому
должен
вести
себя
в
соответствии
с
требованиями объективных экономических законов.
3. Наглядно, в доступной форме вырабатывать умения и навыки разумного
поведения потребителей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ
1.
Курс «Основы потребительской грамоты» в рамках кружковой
работы, курса по выбору или элективного курса (согласно учебному
плану ОУ) на основе программы авторов Мишина Б.И., Симоненко
В.Д., Степченко Т.А.
2.
Занятия
в
рамках
ряда
общих
предметов
-
окружающий
мир,
обществознание, ОБЖ и экономика в нетрадиционной форме:
урок- диспут, урок – деловая игра, практикумы…
3.
Экскурсии.
4.
Тематические классные часы для 1-11 классов.
5.
Информационный час в рамках предпрофильной подготовки для 9 кл.
6.
Внеклассные
и
общешкольные
мероприятия:
линейки,
встречи
с
представителями отделов, служб, ярмарки.
7.
Творческая, исследовательская работа учащихся: конкурсы рисунков,
газет, плакатов, сочинений, эссе, исследовательских работ.
8.
Тематические выставки специальной и дополнительной литературы.
9.
Работа с родителями.
10.
Приглашение представителей отделов по защите прав потребителей,
Роспотребнадзора, торговых инспекций и т.д.
11.
Работа творческих групп учителей и учащихся.
12.
Работа конкурсных комиссий, в состав которых могут входить как
педагоги, так и учащиеся, родители.
13.
Работа клуба потребителей: экспресс – опросы, анкетирование,
круглый - стол, информационные минутки, работа с младшими
классами.
14.
Знакомство с основными законодательными актами, положениями и
т.д.
15.
Сбор и изучение информации на сайтах сети Интернет, размещение
на сайте школы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН внеурочной работы
по программе «Качество»
№
Тематика и
содержание
мероприятий
Методы и
формы
Кол-
во
часов
Классы
Дата
Ответственные
1
Открытие месячника
«Качество».
Общешкольная
линейка.
1-11
Конец
октября
Заместитель
директора
2
Программа
месячника
«Качество».
Совещание для
педколлектива.
Конец
октября
Заместитель
директора
Организатор
3
Ассортимент
товаров. Реклама,
продажа, покупка,
цена.
Беседа на классных
часах
Подготовка к
осенней ярмарке.
1
1-4
Конец
октября
Учителя начальных
классов
4
Продавцы и
покупатели,
производители и
потребители.
Дискуссия на
классных часах
Подготовка к
участию в осенней
ярмарке.
Общешкольная
линейка.
1
5-8
1-я
неделя
ноября
Классные
руководители
Организатор
5
Осенняя ярмарка
«Дары осени».
Общешкольное
мероприятие.
Фрукты, овощи,
собственные
поделки
предлагают к
продаже уч-ся 1-4
классов.
2-3
1-11
2-я
неделя
ноября
Классные
руководители
Организатор
6
Дары природы.
Хорошие и плохие
товары. Реклама.
Витрины магазинов.
Творческая работа
уч-ся: конкурс
рисунков, плакатов,
газет.
2
1-4,
5-8,
9-11
2-3-я
недели
ноября
Учителя ИЗО
Классные
руководители
7
«Я – потребитель»
Исследовательские
работы учащихся
в рамках работы
НОУ «Эрудит».
-
9-11
В
течение
ноября
Руководитель НОУ
предметники
8
Меня волнует
качество товаров.
Как избежать
обмана.
Тематические
классные часы,
беседы, дискуссии,
деловые игры
1
5-6
7-8
В
течение
ноября
Классные
руководители
9
Производство и
потребление в крае,
родной станице.
Информационный
час.
Экскурсии на
предприятия
станицы, рынок,
магазины.
2-3
9
В
течение
ноября
Классные
руководители
Заместитель
директора
10
«Основы
экономических
знаний».
Элективный курс
1
9-10
В
течение
ноября
Руководитель
элективного
курса
11
Как избежать
обмана?
Права граждан
России.
Запрещенные
пищевые добавки.
Безопасность
товаров.
Мои права.
Тематические уроки
Интегрированные
уроки в рамках:
экономики,
окружающего мира,
обществознания,
ОБЖ, экологии.
1-2
3-11
В
течение
ноября
Предметники
12
Потребительская
грамотность.
Круглый стол.
Экспресс – опрос.
1
10-11
4-я
неделя
ноября
Предметник
Организатор
13
Потребительская
грамотность.
Проблема качества
товаров.
Выставка
тематической
литературы
и творческих
работы уч-ся.
В школьной
библиотеке.
-
1-11
В
течение
ноября-
декабря
Библиотекарь
14
Закон «О защите
прав потребителей».
Информация для
потребителя.
Знак «Качество
Кубань». Способы
самозащиты
потребителей.
Краевая программа
«Качество».
В курсе предмета
«Экономика»:
Уроки- лекции,
дискуссии, игры,
тестирование,
анализ, рассуждалки
и т.д.
4-5
10-11
Ноябрь
декабрь
Предметник
15
Кубанское – значит
отличное.
Защита творческих,
исследовательских
работ уч-ся
Выход на районную
и краевую НПК
2
9-11
4-я
неделя
ноября-
декабрь
Руководитель НОУ
предметники
16
Новый год с
программой
«Качество»
Конкурс
Департамента
потребительской
сферы
-
1-11
До 1
декабря
Учителя,
классные
руководители
17
Подведение итогов
Общешкольная
линейка, совещание
0,5-1
1-11
1-я
неделя
декабря
Заместитель
директора
организатор
СОДЕРЖАНИЕ программы
I. Потребитель и его потребности.
Опорные
понятия:
изготовитель,
исполнитель,
обязанность,
потребитель,
потребительская
культура,
потребление,
право,
продавец,
рациональное
потребление.
Кто
является
потребителем?
Суверенитет
потребителя.
Права
и
обязанности
потребителей. Общее представление о видах потребностей. Индивидуальные,
групповые,
общественные
потребности.
«Пирамида»
ч е л о веч еских
потребностей. Переход потребностей с одного уровня на другой. Психология
потребителя. Самоменеджмент в деятельности потребителя.
Рациональное потребление и норма потребления. Потребление и сбережения.
Можно
ли
потребить
больше,
чем
произведено?
Что
значит
«правильно
питаться»?
Практикум: «Анализ
человеческих
потребностей»,
«Рациональный
бюджет»,
«Составление меню».
II. Источники информации для потребителя
Опорные понятия :
индекс Е, реклама, сертификат, товарный знак, этикетка,
штрих-код.
Реклама.
Виды
рекламы.
Приемы,
используемые
в
рекламе.
Достоинства и недостатки рекламы.
Что такое сертификат? Сертификация продукции. На какие виды продукции
необходим сертификат? Какую информацию потребитель может получить из сер-
тификата?
Как
регулируется право потребителя на информацию? Символы на
этикетках, упаковках, вкладышах. Товарные знаки и их назначение.
Штриховой код. Разновидности систем кодирования. Что стоит за цифрами? Кто
имеет право ставить штрих-код на товаре? Индекс Е. Для чего нужны пищевые
добавки? Классификация пищевых добавок.
Деловая
игра «Рекламный
агент». Практикум: «Что
стоит
за
цифрами?»,
«Определение пищевых добавок в продуктах».
III. Поведение потребителей при покупке товаров
Опорные понятия : гарантийный срок, качество, недостатки, срок годности, срок
службы.
*
Что должен знать потребитель о товаре. Требования к товару.
Вы покупаете продукты питания. О чем следует помнить потребителю при входе
в булочную? Сроки хранения и условия продажи хлебобулочных изделий. О про-
даже мясо - молочных продуктов.
Как
не
ошибиться
в
выборе
товара?
Международные
стандарты
размеров
одежды.
Качество
товаров.
Недостатки:
явные,
скрытые,
существенные.
Специальные сроки: гарантийный срок, срок годности, срок службы. Замена
недоброкачественного товара. Обмен товаров надлежащего качества.
Особенности продажи товаров: в кредит; по образцам; по заказам и на дому у
покупателя; по почте; в комиссионном магазине. Преимущества и недостатки
указанных видов продажи.
Дел овая
игра «Как
я
покупаю
товар?». Практикум: «Как
оформить
рекламацию?»,
«Международные
стандарты
размеров
одежды»,
решение
проблемных ситуаций.
Экскурсия в супермаркет.
IV. Поведение потребителей при выполнении работ, оказании услуг
Опорные
понятия :
акция,
банк,
дивиденды,
договор,
инвестор,
кредит,
неустойка,
номинал,
облигация,
страхование,
финансы,
финансовые
услуги,
финансовые учреждения, ценная бумага, эмитент.
Предприятия службы быта. О правилах бытового обслуживания населения.
Договор. Что должно быть указано в договоре? Поведение потребителей: в
химчистке, в ремонтной мастерской, в ателье. Сроки выполнения работ (услуг) и
какова
ответственность
за
их
несоблюдение.
Устранение
недостатков
в
выполненной работе. Условия выполнения работ из материала исполнителя и
(или) заказчика.
Что такое финансовые услуги? Куда наиболее выгодно вкладывать деньги? Кто
может получить кредит в Сбербанке? Как правильно застраховать вклад?
Операции
с
ценными
бумагами.
Покупка
ценных
бумаг.
Защита
прав
потребителей
при
оказании
финансовых
услуг.
Порядок
пользования
коммунальными услугами. Права и обязанности потребителя и исполнителя ус-
луг. Что должен знать потребитель о пользовании радио и телефоном?
Об услугах лечебных учреждений. Медицинское страхование.
Защищены
ли
Законом
«О
защите
прав
потребителей»
права
пассажиров,
туристов? О правилах гостиничных услуг.
Практикум: «Оплата коммунальных услуг». Решение практических ситуаций.
Экскурсия
в
Дом
быта.
Встреча
с
руководителями
предприятий
бытового
обслуживания и оказания услуг.
V. Защита прав потребителей
Опорные
понятия:
адвокат,
арбитраж,
Государственный
Антимонопольный
Комитет, исковое заявление,; кассационная жалоба, моральный вред, общест-
венная организация, суд.
Государственный
Антимонопольный
Комитет
России.
Территориальные
управления
Антимонопольного
Комитет а.
Го сст андарт
Ро с с и и ,
Госсанэпидемслужба
России,
Государственный
комитет
по
стандартизации,
метрологии и сертификации. Органы по защите прав потребителей при органах
местного
самоуправления. Организации
потребителей :
их
функции
и
полномочия. Общество защиты прав потребителей
Правила обращения в суд. Как обжаловать решение суда? Кассационная жалоба.
Что должно быть указано в исковом заявлении? Кто может определить размер
морального вреда? Как возмещается моральный вред?
Практикум: «Как правильно составить исковое заявление?», «Как обжаловать
решение суда?» Анализ конкретных практических ситуаций.
Организация
встречи
с
руководителями
территориальных
управлений
Антимонопольного комитета, общественных организаций, отделов по защите
прав потребителей при местной администрации и др.
VI . Региональная программа «Качество»
Всемирный день качества. Почему возникла необходимость принятия
краевой
целевой
программы
«Качество»?
Лоточная
уличная
торговля.
Некачественная
продукция.
Принятие
губернатором
Кубани
А.Н.
Ткачевым
программы «Качество».
З а д а ч и
д а н н о й
п р о г р а м м ы .
З а щ и т а
потребительского
рынка
от
недоброкачественной
и
фальсифицированной
продукции. Издание журнала «Кубанское Качество». Индивидуальный защитный
знак «Качество».
Об уроке «Качества»
По инициативе Европейской организации по качеству и при поддержке ООН
14 ноября отмечается Всемирный день качества
,
который
проходит под девизом «Знания о качестве — залог успеха».
Пояснительная записка
Качество продукции и услуг играет значительную роль в общественном
прогрессе,
содействует
повышению
производительности
труда,
снижению
себестоимости
изготовления
продукции,
удовлетворению
требований
потребителя. Обеспечение должного уровня качества продукции и услуг является
гарантией
личной
безопасности,
благосостояния
людей,
условием
экономического могущества и обороноспособности страны.
Высокое
качество
отечественной
продукции
—
это
важный
фактор
формирования патриотического самосознания в обществе, гордости работников
за марку своего предприятия.
Качество продукции и услуг зависит от конкретных людей, их усилий,
добросовестности,
дисциплины.
Эти
черты
должны
прививаться
с
раннего
детства, формироваться в процессе обучения.
В каждом населенном пункте всегда можно найти примеры замечательных
людей — мастеров своего дела, качество труда которых может быть эталоном,
примером для подражания.
В последние годы в нашей стране был принят ряд федеральных законов и
постановлений
Правительства
Российской
Федерации,
направленных;
на
интенсификацию работ в области качества, и учреждены премии Правительства
Российской 'Федерации, присуждаемые ежегодно предприятиям и организациям,
занимающимся производством товаров и услуг.
Министерство
образования
Российской
Федерации
рекомендует
общеобразовательным
учреждениям
в
рамках
мероприятий
Всемирного
дня
качества провести «уроки качества».
На уроке рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
1. Что такое качество продукции, качество труда, качество услуг.
2. Социальные аспекты качества и их значение для каждой семьи.
3.
Качество
как
фактор
благосостояния,
национальной
независимости,
безопасности и охраны природы.
4. Пути обеспечения высокого качества (добросовестный труд, квалификация
производителя, высокий уровень научных исследований и разработок, прогрес-
сивные
технологии,
стандартизация,
сертификация,
техника
измерений
и
испытаний).
5. Качество и международное сотрудничество.
«Урок качества» целесообразно проводить для учащихся 9—11 классов во время
курсов «Технология», «Экономика», «Основы предпринимательства», «Основы
потребительских
знаний»
или
обсудить
предложенную
тематику
во
время
объединенного урока одновременно для учащихся 9—11 классов.
На урок желательно пригласить одного из руководителей предприятий,
передовика производства, работников службы ОТК и центров стандартизации,
метрологии и сертификации.
В ходе урока полезно показать образцы продукции высокого качества,
выпускаемой на предприятиях района или сделанной руками учащихся.
При
обсуждении
поставленных
вопросов
необходимо
подчеркнуть
приоритетную роль образования в решении проблем качества и опережающего
развития
качества
человека,
определяемого
качеством
труда,
образования,
производства, науки, жизни.
Требования к подготовке учащихся :
Учащиеся должны знать:
—основные закономерности экономической жизни общества, категории
экономической науки;
—место и роль потребителей в рыночной экономике, природу и сущность
потребностей человека, пути их удовлетворения и формы разумного
потребления;
—специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и
покупателей;
—основы теории потребительского поведения;
—свои права и обязанности как потребителей и куда следует обращаться в
случае нарушения этих прав.
Учащиеся должны уметь:
—разумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и
возможности их удовлетворения;
—анализировать текущую информацию об изменениях в жизни общества,
статистические данные, работать с дополнительной литературой;
—защищать свои права в случае их нарушения.
Используемая литература:
При
подготовке
мероприятий,
уроков,
классных
часов
целесообразно
воспользоваться
публикациями
журнала
«Стандарты
и
качество»
или
дополнительной литературой :
1.Алехин Б. И. Рынок ценных бумаг: введение в деловые ситуации. — М.:
Финансы, 2007.
2.Александрова А. Л. и др. Основы потребительской культуры: Пособие для
учителя. — Екатеринбург: Сред.-Урал, кн. изд-во, 1995.
З. Амбарцумова А. А., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики. —
М.: Крон-Пресс, 1993.
4.Голубков Е. П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. — М.: Экономика,
2009.
5.Государственный доклад. Защита прав потребителей в Российской Федерации
(1994—1995 гг.). — М., 1995.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть П. Текст. Комментарии.
Алфавитно-предметный
указатель.
—
Международный
центр
финансово-
экономического развития.— М., 1996.
7. Защита
прав
потребителей:
Сборник
нормативных
документов. — М.: ЭНН, 1995. — 256 с.
8.Защита прав потребителей. 100 вопросов и ответов / Под ред. В. И. Таланцева.
— М.: Кросна-Леке, 1996.
9. Как начать свое дело. Законодательство. Образцы учредительных документов.
— М.: Российское право, 2003.
10.
Кесельман
А.
Искусство
зарабатывать
деньги.
(Маркетинг:
теория
и
практика). — Ашхабад: Метбугат, 2000.
11.
Комментарий
к
Закону
Российской
Федерации
«О
защите
прав
потребителей». — М.: Республика, 2001.
12. Коммерческий словарь. 3000 терминов / Под ред. Азримияна А. Н. — М.,
1992.
13.Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 2004.
14. Кушина А. П., Кушин М. А. Семейная экономика. — Тула, 1991.
15. Левшина Т. Л. Основы законодательства о защите прав потребителей: Курс
лекций. — М.: Юридическая литература, 2000.
1б. Липсиц И. В. Экономика без тайн. — М.: Дело, 2012.
17. Любимов Л. Л., Липсиц И. В. Основы экономики. — М.: Просвещение, 1999.
18. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.
— В 2 т. /Пер. с англ. — Таллин, 2001.
19. Малеина М. Н. Защита личных неимущественных прав советских граждан.
— М.: Знание, 1991.
20.Матлин А. М. Размышления экономиста о торговле. — М.: Экономика, 1990.
21. Основы предпринимательской деятельности / Под ред. Власовой В. М. —
М.: Финансы и статистика, 2003.
22. Пилдич Дж. Путь к покупателю. О том, как преуспевающие компании
делают товары, которые мы с удовольствием покупаем. — М.: Прогресс, 1991.
23.Потребитель в законе: Самоучитель разумного потребительского
поведения.
—
М.:
Информационно-издательский
дом
«Филин»,
1995.
24.Прикладная экономика: Учебное пособие для учащихся старших классов /
Пер. с англ. — М.: Просвещение, 2002.
25.Салин В. Н. Экономико- статистическое изучение потребления. — М.:
Финансы и статистика, 1999.
26.Симоненко В. Д. Методика обучения учащихся основам
предпринимательства. — Брянск: БГПУ, 1994.
27.Симоненко
В.
Д.
Основы
домашней
экономики.
—
Брянск:
БГПУ,
1995.
28.Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Потребитель в экономике. — Брянск,1996.
29.Современный маркетинг / Под ред. В. Е. Хруцкого. — М.: Финансы и
статистика, 2001.
30.Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В. М. Гальперина.—
СПб. 2000.
31. Федеральный закон о внесении изменений и дополнений и Закон
Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об
административных правонарушениях.— М., 1996.
32. Экономические журналы, журнал для потребителей «СПРОС», публикации
в местных и центральных газетах.
Вопросы для обсуждения
во время встречи учащихся школы 9-11 классов с представителем
общественной организации
в рамках мероприятии, проводимых по губернаторской программе
«Качество».
1. Как определяется размер компенсаций (морального ущерба) с нарушителей?
Кто это определяет?
2.
Каким
образом
выявить
нарушения
и
привлечь
к
наказанию
операторов
сотовой связи или компанию сотовой связи за нарушение условий тарифов,
реклам на телевидении и т.д.?
3. Какие организации контролируют деятельность торговли и сферы услуг?
4. Как можно защитить себя, если не сохранился товарный чек?
5. На нашем вещевом рынке на обувь не дают гарантию или она всего один
месяц. Бывает, что обувь портится через полтора, два месяца. Значит ли это,
что мы не можем предъявить претензию продавцу?
6. Имеем ли мы право изучать сертификат на любой товар? И как нам самим
понять настоящий ли сертификат?
7. Кем устанавливаются и чем определяются сроки годности, сроки гарантий на
товары?
8. С какого периода исчисляется гарантийный срок- с момента продажи,
- с момента доставки,
- с момента пользования?
9.
Наши действия, если продавец отказывается идти на встречу и решать
возникшие вопросы, например по поводу брака в товаре, обнаруженном не в
магазине, а дома?
Игра «Продавец и покупатель»
Ситуации нарушения прав потребителя в рамках курса по
выбору в 9 классе
«Основы экономических знаний»
№ 1
Действующие лица: покупатель, продавец парфюмерных изделий, автор.
Продавец рекламирует духи покупателю. Дает понюхать образец, говорит, что это французские
духи, что аромат очень стойкий и т.д.
Покупатель не очень внимательно рассмотрел упаковку, договорился о цене и сделал покупку.
Автор комментирует : Через время покупатель обнаружил, что жидкость во
флаконе имеет совсем другой запах и флакон слегка
бракован. Он обратился к этому продавцу с претензией
и просьбой о возврате денег.
Продавец отказывает: А что же Вы хотели за такие деньги? Я вас насильно не
заставлял покупать. Вы сами выбрали эти духи.
Упаковку распечатали, кому я теперь эти духи продам.
Я сам не знал, что в этом флаконе другой запах.
А флакон может вы уже повредили.
Автор спрашивает у учащихся:
1.
Какие ошибки допустил покупатель?
2.
Какие права потребителя нарушены?
Ответ: Покупатель не рассмотрел упаковку, где должна быть
информация: изготовитель, срок годности, % содержания
алкоголя, штрих-код. Не попросил продавца распечатать
упаковку и рассмотреть содержимое. Не взял чек.
№ 2
Действующие лица: ведущий, продавец, покупатель.
Ведущий комментирует: Покупатель пытается вернуть для возврата денег
купленный в магазине утюг, который оказался не рабочим.
Продавец отказывается: Мы свой товар проверяли. Вы его купили давно, чека нет
может быть вы его сами сломали. И вообще я просто
продавец, меня хозяин уволить может.
Ведущий спрашивает: 1. Какие права потребителя нарушены?
Ответ: право на выбор, право на получение и достоверной информации
о товаре, право на качество товара, право на обмен товара.
2. Какие ошибки совершил покупатель при покупке утюга?
Ответ: не изучил при покупке инструкцию или паспорт на утюг,
не оформил куплю-продажу (т. е. печать о паспорте), не взял чек,
не проверил товар.
№ 3
Покупатель осматривает товар и просит показать документы, подтверждающие качество и
безопасность товара , т.к. потребитель имеет право.
Продавец заявляет: «Если купишь – покажу, а так – с какой стати?
Все вы будете о правах потребителя говорить. Раз сами не покупаете, значит и прав у вас нет».
Вопрос: В чем ошибка продавца?
Ответ: По закону любой гражданин, обратившийся к продавцу с
просьбой показать товар, рассказать о его свойствах, о
производителе товара – уже является потребителем и обладает
правами, защиту которых гарантирует закон «О защите прав
потребителей»
№ 4
Возможна и такая ситуация: школа закупила для учащихся формы. У некоторых учеников,
получивших форму от школы бесплатно, обнаружены дефекты в пошиве курточек.
Могут ли они как потребители предъявить магазину (или ателье пошившему формы) с
требованием обменять не качественную веешь на качественную или безвозмездно
удалить недостатки?
Ответ: Да, могут. Ученики и их родители. Хотя не платят сами деньги
за форму, являются потребителями, и имеют право на получение
качественной вещи.
Для закрепления понятия «потребитель» можно задать вопрос-
задание.
№ 5
Кто из перечисленных людей является потребителем?
1) Валя спекла пирожки и угостила Таню. Кто из них является потребителем?
2) В пирожке Таня обнаружила дефект. Может ли Таня предъявить Вале требования обменять
пирожок?
3) Валя спекла пирожки и продает их на рынке. Мальчик, купивший у нее пирожок.
Обнаружил в нем дефект и требует обменять пирожок или вернуть деньги.
Является ли мальчик потребителем, и правомерны ли его требование?