Автор: Феськова Светлана Петровна Должность: учитель физики Учебное заведение: МОУ СОШ №32 Населённый пункт: г. Подольск Московская область Наименование материала: Статья Тема: ИКТ в современной системе образования Раздел: среднее образование
« ИКТ в современной системе образования »
Феськова Светлана Петровна, учитель физики и математики (МОУ СОШ
№32 г.Подольск МО)
Информатизация
общества
–
это
неотъемлемая
и
составляющая
часть
наших дней. Роль информации, в современном обществе относится к любой
сфере деятельности человека.
Современный мир характеризуется большим
потоком и небывалым ростом объема информации. Одним из приоритетных
направлений
модернизации
российского
образования
является
внедрение
в
образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий.
В
школе
информационные
технологии
стали
инструментом,
позволяющим оптимизировать учебный процесс.
Согласно приказу Министерства Образования и науки РФ с 2010-2011 года,
постепенно, начиная с 1 класса будут введены ФГОСы.
Современные ФГОСы нацеливают учителя на формирование у школьников
возможности
расти,
развиваться
и
быть
успешным
в
стремительно
меняющемся
мире.
Задача
учителя
научить
пользоваться,
уметь
выделять
главное в информационном потоке.
В
основе
Стандарта
лежит
системно-деятельностный
подход,
который
обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
Учителю необходимо формировать и развивать познавательные интересы в
изучении предметов школьной программы.
Требования к освоению основной образовательной программы основного
общего образования указано:
Метапредметные :
Включающие способность к построению индивидуальной образовательной
траектории,
владения
навыками
учебно-исследовательской
,
проектной
и
социальной деятельности.
Предметные:
Включающие
освоенные
обучающимися
в
ходе
изучения
учебного
предмета
умения,
специфические
для
данного
предметной
области,
виды
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению
в
учебных,
учебно-проектных
ситуациях,
формирование
научного
типа
мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами
и
приемами. Метапредметные результаты
должны отражать формирование и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-
коммуникационных технологий; Успешное достижение поставленных целей и
задач, невозможно без применение ИКТ в школе.
Средства ИКТ применяемые в школах:
1.Основное средство-это персональный компьютер, который используется
учеником как работа на уроках информатики, выполнении домашних заданий,
творческих
проектов.
Создание
презентаций
и
как
инструмент
ИКТ
-технология работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д. В нашей
школе есть специально оборудованный класс, где на каждого ученика есть
ноутбук, что позволяет индивидуальный подход к построению урока.
2.Глобальная компьютерная сеть интернет, возможен доступ к мировым
информационным
ресурсам,
без
чего
невозможно
выполнение
творческих
проектов.
3.
Интернет-телефония.
С
помощью
специального
оборудования
и
программного
обеспечения
через
Интернет
можно
проводить
аудио
и
видеоконференции. Возможно общение с учениками других школ, проведение
научных конференций, предметных соревнований, КВН в режиме онлайн.
4.С
помощью
сетевых
средств
ИКТ
становится
возможным
широкий
доступ
к
учебно-методической
и
научной
информации,
организация
оперативной
консультационной
помощи,
моделирование
научно-
исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий в
реальном режиме времени.
5. Дистанционное обучение в школе – это связь
учителя с учеником,
учащиеся отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени и в
то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с
помощью скайпа, электронного дневника и других средств ИКТ. Возможность
получить
дополнительные
задания,
для
ликвидации
пробелов,
в
знании
полученные во время болезни или долгого отсутствия (постоянных спортивных
соревнований
и
связанных
с
ними
разъездов).
Подготовка
к
олимпиадам.
Получить консультацию,
при выполнении творческих проектов, а так же в
настоящее
время
дистанционное
обучение
дает
большие
возможности
для
обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, учащимися,
находящимися
на
домашнем
обучении
или
длительно
болеющими.
Индивидуальное
обучение
-
это
дифференцированный
подход
к
ученику.
Ребёнок не может посещать школу, по состоянию здоровья, соревнования или
других
причин.
Обучение
строиться
по
индивидуальному
графику.
Когда
ребенок
часто
меняет
место
жительства
вследствие
специфики
работы
родителей или же значительно опережает ровесников в развитии. Существует
форма образования - семейная. Обязанность обучать ребенка ложится на плечи
родителей. Для контроля полученных знаний ребенка прикрепляют к школе,
которую
он
будет
посещать
для
сдачи
экзаменов.
В
последнее
время
увеличивается
количество
экстернов,
самостоятельное
изучение
материала.
Дети в этих случаях закреплены за школами, консультации с преподавателями,
могут проводиться с использованием средств интернет – телефония.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
Обучающие: сообщают знания, формируют умения и навыки учебной и
практической
деятельности.
На
различных
этапах
урока
и
места
урока
в
учебном
плане,
применять подбор дополнительного материала из различных
источников
в
в и д е презентаций.
Уроки
становятся
ярче,
интересней
и
запоминающимися.
Тренажеры. Предназначены для отработки
разных умений и навыков,
повторения
и
закрепления
пройденного
материала.
Онлайн
тесты
для
подготовки
к
ЕГЭ
и
ГИА
на
дополнительных
занятиях
и
внеурочной
деятельности, как одним из видов деятельности, направленная на достижения
личностных и метапредметных результатов.
Информационно-поисковые
и
справочные.
Сообщают
сведения,
формируют
умения
и
навыки
по
систематизации
знаний.
Использование
информации
для
научно
-
проектной
деятельности,
дает
возможность
участвовать в конкурсах , олимпиадах, научных конференций. Одна из форм
работы
с
одарёнными
детьми.
Ежегодно
такие
олимпиады
проводятся
в
различных ВУЗах страны и за рубежом. Подготовка к таким олимпиадам и
защита требует умений пользование Интернет-ресурсами, умение выделить из
потока
информации
нужное
и
главное.
Мои
ученики
ежегодно
принимают
участие во всероссийской олимпиаде школьников при университете им. Н.Э.
Баумана
«Шаг
в
будущее.
Космонавтика».
Защита
групповых
и
индивидуальных
проектов,
невозможно
осуществить
без
информационных
технологий. Консультации с научным руководителем, обмен информацией в
ходе подготовки проекта друг с другом.
Демонстрационные,
визуализируют
изучаемые
объекты,
явления.
Возможность использования эпизодов любимых мультфильмов на уроках в
младших
классах.
Так
на
уроке
физики
при
изучении
темы
«Физические
явления»,
можно
демонстрировать
эпизод
из
мультфильма
«Двенадцать
месяцев» - где все двенадцать месяцев встречаются. В этом эпизоде,ученикам
можно
предложить
перечислить
все
физические
явления,
которые
там
наблюдаются(световые , тепловые, звуковые и т.д). Демонстрация физических
опытов, из - за отсутствия оборудования. Многие опыты и эксперименты,
описываемые
в
учебниках,
учитель
не
может
провести.
В
11
классе,
демонстрируя
«Опыт
Штерна»,
предлагаются
задания
по
описанию
этого
опыта, установки.
Лабораторные
позволяют
проводить
лабораторные
эксперименты
на
отдалённом оборудовании.
Моделирующие, позволяет моделировать объекты, явления. Во многих
школах
есть
3-D
кинотеатры
и
3-D
принтеры,
что
позволяет
детям
сформировать
пространственное
восприятие
многих
законов,
моделей.
3-D
позволяет детям создать физические объекты по цифровой 3-модели. В нашей
школе
на
уроках
физики
в
7
классе
по
теме
«Первоначальные
сведения
строения вещества», можно распечатать модель молекулы некоторых веществ,
не требуя составления сложных программ. Молекула воды H
2
O, состоит и двух
молекул воды и одной молекулы кислорода. Ученикам предлагается распечатать
три шара - разного диаметра и цвета, после чего склеить модель. Возможно,
распечатывать и сложные модели. Изготовленные таким образом молекулы,
дают
полное
представление
о
мире
веществ.
Просмотр
обучающих
видеофрагментов
в
формате
3-D
позволяют
более
детально
рассмотреть
устройства приборов, механизмов.
Учебно–игровые.
Здоровьесберегающиетехнологииинтегрирует
все
направления работышколыпо
сохранению и укреплениюздоровьяучащихся.
Проведение
физкультминуток
на
уроке
с
использованием
видеофрагментов
делает их интересными.
Мультимедийные способы подачи информации, развивают и формируют
познавательные
интересы
в
изучении
предмета.
Линия
учебников
утверждённые стандартам ФГОС, содержат электронные диски, с помощью
которых возможна демонстрация опытов, лабораторных работ. В электронном
варианте, некоторые издания учебников в тексте параграфа есть ссылки, где
можно прочитать дополнительный материал или просмотреть демонстрацию
опыта.
В заключение хочется
привести фразу Джона Нейзбитта «Мы тонем в
информации
и
задыхаемся
от
нехватки
знаний»,
только
компетентность
и
грамотность
педагога,
правильное
использование
и
подача
информации
позволит научить учеников выбирать из большого потока нужное и главное,
чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей.
Такой социальный заказ государства школе.
ИКТ
могут
стать
мощным
техническим
средством
обучения
для
совместной деятельности педагогов, детей и родителей.