Автор: Базарова Елена Викторовна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ Краснокоммунарская СОШ Населённый пункт: п. Красный Коммунар, Оренбургская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа смыслового чтения на уроках технологии Раздел: среднее образование
«Утверждаю»
Директор МБОУ Краснокоммунарская СОШ
___________Т.Н.Желябина
« 29 » августа 2014 г.
ПС № 1 от 29.08.2014 г.
Программа формирования
навыков смыслового чтения и работы с текстом
(основное образование)
2014-2018 г.
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования наряду с другими ставит задачу формирования навыков чтения и работы с
текстом.. В последнее время наблюдается снижение уровня читательской компетенции,
снижается интерес к чтению. Вместе с тем в современном мире увеличивается
количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные
трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации. Именно поэтому
назрела необходимость создания программы формирования навыков чтения и работы с
текстом.
Программа составлена на основе требований стандарта второго поколения к
личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной
программы.
Реализация программы осуществляется комплексно через учебно-воспитательный
процесс, внеурочную и внешкольную деятельность, преемственность от начального к
основному общему образованию.
Цель программы:
Сформировать устойчивый интерес и навык чтения как одно из необходимых условий
продолжения и совершенствования своего образования.
Задачи программы:
Создать условия для овладения учащимися различными способами чтения;
Научить осуществлять поиск информации и понимать прочитанное и передавать
свою информация в виде текста;
Сформировать навык работы по преобразованию и интерпретации текста, по
оценке информации
Учащиеся усовершенствуют
технику чтения и приобретут устойчивый
навык
осмысленного чтения , получат возможность приобрести
навык рефлексивного чтения .
Учащиеся овладеют различными
видами
и типами
чтения:
ознакомительным,
изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением;
коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они
овладеют основными
стратегиями чтения художественных и других видов текстов и
будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Учащиеся научатся
Развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией.
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации.
Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее,
просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
•
практическому освоению методов познания , используемых в различных областях
знания и сферах культуры, соответствующего им
инструментария и понятийного
аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию
общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра
логических действий и операций.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на
первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в
том числе:
•
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
•
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме
(в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,
графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм,
опорных конспектов);
•
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся усовершенствуют навык
поиска информации в компьютерных и
некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и
опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в
Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном
компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в
зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме,
сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т.
е.
сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными
компонентами).
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-
следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных
учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать
решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт
критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с
информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и
развитию
основ читательской компетенции
. Обучающиеся овладеют чтением как
средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и
самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга
чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У
выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
создании образа «потребного будущего».
Технология продуктивного чтения обеспечит понимание текста за счёт овладения
приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта
технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных
действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою
позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про
себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например
умения извлекать информацию из текста.
Реализация этой технологии обеспечена методическим аппаратом учебников, в части
текстов которых размещены подсказки для организации беседы учителя с учениками,
нацеленной на полное понимание текста. Более подробно эта технология внедрена в
учебники русского языка и литературы.
В рамках стандартов второго поколения на занятиях по многим предметам в
методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы
групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования
коммуникативных универсальных учебных действий, и прежде всего – умения донести
свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно
относиться к позиции другого.
Для реализации этой формы работы в учебниках, подготовленных к началу действия
Стандарта, точками зелёного цвета выделены задания, предусматривающие групповую
форму работы. Роль внеурочной деятельности в формировании личностных результатов
Выпускник научится
Выпускник получит возможность
научиться
Поиск информации и понимание прочитанного
•
Ориентироваться в содержании текста и
понимать его целостный смысл;
•
Определять главную тему, общую цель
или назначение текста
•
Выбирать из текста или придумать
заголовок, соответствующий
содержанию и общему смыслу текста;
•
Формулировать тезис, выражающий
общий смысл текста;
•
Предвосхищать содержание предметного
плана текста по заголовке и с опорой на
предыдущий опыт;
•
Объяснять порядок частей/инструкций,
содержащихся в тексте;
•
Сопоставлять основные текстовые и
внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его
общей идеей, сформулированной
вопросом, объяснять назначение карты,
рисунка, пояснять части графика или
таблицы и т.д.;
•
Находить в тексте требуемую
информацию (пробегать текст глазами,
определять его основные
элементы,сопоставлять формы
выражения информации в запросе и
•
в самом текстке, устанавливать являются
ли они тождественными или
синонимическими, находить
необходимую единицу информации в
тексте);
•
решать учебнео-познавательные и
учебно-практические задачи, требующие
полного и критического
пониманиятекста:
-определять назначение разных видов
текстов;
Анализировать изменение своего
эмоционального состояния в процессе
чтения, получения и переработки
полученной информации и ее
осмысления.
-ставить перед собой цель чтения,
направляя внимание на полезную в
данный момент информацию;
-различать тему и подтемы специального
тьекста;
-выделять главную и избыточную
информацию;
-прогнозировать последовательность
изложения идей текста;
-сопоставлять разные точки зрения и
разные источники информации по
заданной теме;
-выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов и мыслей;
-формировать на основе текста систему
аргуиентов (доводов) для обоснования
определенной позиции;
-понимать душевное состояние
персонажей текста, сопереживать им.
Преобразование и интерпретация информации
•
структурировать текст, используя
нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавления, проводить проверку
правописания, использовать в тексте
таблицы, изображения;
•
преобразовывать текст, используя новые
формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы( в
т.ч. динамические, электронные,…),
переходить от одного представления данных
к другому;
•
интерпретировать текст:
-сравнивать и противопоставлять
заключенную в тексте информацию разного
характера;
-обнаруживать в тексте доводы в
подтверждение выдвинутых тезисов;
-делать выводы из сформулированных
посылок;
-выводить заключения о намерении автора
или главной мысли текста.
Выявлять имплицитную информацию
текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с
информацией текста, анализ подтекста
(использованных языковых средств и
структуры текста).
Оценка информации
откликаться на содержание текста:
-связывать информацию, обнаруженную в
тексте, со знаниями из других источников;
-оценивать утверждения, сделанные в
тексте, исходя из своих представлений о
мире;
-находить доводы в защиту своей точки
зрения.
Откликаться на форму текста: оценивать не
только содержание текста, но и его форму, а
Критически относиться к рекламной
информации;
Находить способы проверки
противоречий информации;
Определять достоверную
информацию в случае наличия
противоречивой или конфликтной
ситуации.
в целом – мастерство его исполнения;
На основе имеющего знания, жизненного
опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать
недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути
восполнения этих пробелов;
В процессе работы с одним или
несколькимиисточниками выявлять
содержащуюся в них противоречивую
конфликтную информацию;
Использовать полученный опыт восприятия
информационных объектовдля обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные
суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении(прочитанном тексте).
Формы организации учебного процесса, направленного на формирование навыка
осмысленного чтения и работы с текстом.
Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и
тем самым определяет зону его ближайшего развития в рамках УУД и их свойств.
Условия, обеспечивающие формирование осмысленного чтения и работы с текстом:
формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом определяет как
конкретные цели так и организацию образовательного процесса;
формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом происходит в
контексте усвоения разных учебных дисциплин и внеурочной деятельности;
формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом может быть
осуществлено только при выполнении обучающимися учебной работы
определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и
приемов организации учебной деятельности.
Формы учебной деятельности как условие формирования навыка осмысленного чтения и работы с
текстом.
Учебное сотрудничество
Педагог:
воспринимает учащегося как
равноправного партнера и участника
учебного процесса,
организует взаимообщение, диалог;
организует работу учащихся в парах, в
группах, самостоятельную работу с
использованием различного вида
источников информации;
организует работу по освоению
различных способов чтения и
переработки информации;
Творческая, проектная, учебно-
исследовательская деятельность
Работа в этом направлении гармонично
дополняет классно-урочную деятельность и
совершенствует навык работы с
информацией и по построению текстового
сообщения.
Контрольно-оценочная и рефлексивная
деятельность
Самооценка является ядром самосознания
личности, выступая как система оценок и
представлений о себе, своих качествах и
возможностях, своем месте в мире и в
отношениях с другими людьми.
Происхождение самооценки связано с
общением и деятельностью ребенка.
На развитие самооценки существенное
влияние оказывает специально
организованное действие контроля;
Предметом оценивания выступают учебные
действия по наработке способов чтения и
речевой деятельности и их результат, а так
же способы взаимодействия, собственные
возможности осуществления деятельности;
Формирование умения сотрудничества и
применения критериев
дифференцированной оценки, включая
анализ причин неудач и выделение
недостающих операций и условий, которые
бы обеспечили выполнение учебной задачи
Оценка формирования навыка осмысленного чтения и работы с текстом.
Основной формой оценки сформированности навыка осмысленного чтения и работы с
текстом является многокритериальная экспертная оценка текущих работ как на уроке так
и во внеурочной деятельности. На ряду с этим учащиеся проходят текущую аттестацию на
освоение технических навыков, выполняя специально-сформулированные учебные
задания. При этом фиксируются и отслеживаются индивидуальные достижения каждого
школьника посредством разрабатываемых критериев. Подбор текстов осуществляется в
соответствии с возрастными особенностями учащихся, а задания проверяют степень
сформированности того или иного способа работы с информацией.
Формирование у учащихся навыка осмысленного чтения и работы с текстом требует от
учителей использования специальных методов и приемов:
Учитель должен быть настроен на формирование этого навыка;
Потребуется изменение дидактических целей типовых заданий ( выделение
формирования навыка осмысленного чтения и работы с текстом);
На уроках следует уделять время для самостоятельной работы с текстом с
дальнейшим групповым обсуждением;
План реализации программы формирования навыка осмысленного чтения и работы с
текстом
Направление
реализации
программы
Содержание
деятельности,
его форма
Сроки, дата
исполнения
Результат,
форма
отчетности
ответственный
Повышение
квалификации
педагогических
работников в
области
формирования
навыка
осмысленного
чтения и работы
с текстом
Прохождение
курсов на базе
ИПК и ППРО
ОГПУ
По графику
работы ИПК и
ППРО ОГПУ
1.Ведение
журнала
прохожден
ия
курсовой
подготовки.
2.Проведен
ие
семинара.
Использова
ние
материалов
курсов на
уроке.
Завучи, рук
МО
Методическая
деятельность по
оказанию помощи
учителям ОУ в
использовании
различных
способов чтения и
работы с текстом
1.Индивидуальн
ые консультации
по вопросам
использования
различных
способов чтения
и работы с
текстом.
2.Подготовка
уроков с
использованием
различных
способов чтения
и работы с
текстом.
По заявкам
учителей ОУ.
Создание
базы
данных по
формирова
нию
различных
способов
чтения и
работы с
текстом
Завучи, рук.
МО
Мониторинг
различных
способов чтения и
работы с текстом
Осуществление
мониторинговых
исследований
всех
направлении
различных
способов чтения
и работы с
текстом
По плану работы
ОУ
Создание
базы
данных и
критериев
анализа
исследован
ия
Завучи, рук.
МО
Обобщение и
распространение
передового
педагогического
опыта
1.Творческие
отчеты учителей-
предметников.
2.Проведение
заседаний к
В течение года по
плану работы
1.
Наличие на
сайте
школы
материалов
Завучи, рук.
МО.
формирования
навыка различных
способов чтения и
работы с текстом
ШМО,
совещаний при
директоре.
по
формирова
нию
различных
способов
чтения и
работы с
текстом.
2.
Реализация
программы
формирова
ния навыка
осмысленн
ого чтения
и работы с
текстом
Работа с
учащимися
1.Организация
обучения
учащихся
различным
способам и
приемам работы
с информацией
на всех уроках во
всех классах, в
том числе и
обучающихся по
государственным
стандартам (с1-
го по 11 кл).
2.Внедрение
технологий
обучения
учащихся
различным
способам и
приемам работы
с информацией
на всех уроках во
всех классах, в
том числе и
обучающихся по
государственным
стандартам (с 1-
го по 11 кл).
3. Участие
школьников во
внеурочных и
внеклассных
мероприятиях,
на которых
В течение года
Активное
участие
школьнико
в и их
самореализ
ация
Учителя-
предметники
совершенствуют
ся различные
способы и
приемы работы с
информацией
(всех классов, в
том числе и
обучающихся по
государственным
стандартам, с 1-
го по 11 кл).
Работа с
родителями
1.Проведение
классных и
общешкольных
родительских
собраний.
2.Индивидуальн
ые консультации
родителей по
формированию
читательской
компетенции их
детей
По плану работы
ОУ
Создание
базы
данных
родительск
их
собраний
Директор