Напоминание

Программа смыслового чтения на уроках технологии


Автор: Базарова Елена Викторовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Краснокоммунарская СОШ
Населённый пункт: п. Красный Коммунар, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа смыслового чтения на уроках технологии
Раздел: среднее образование





Назад




«Утверждаю» Директор МБОУ Краснокоммунарская СОШ ___________Т.Н.Желябина « 29 » августа 2014 г. ПС № 1 от 29.08.2014 г. Программа формирования навыков смыслового чтения и работы с текстом (основное образование) 2014-2018 г.
Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования наряду с другими ставит задачу формирования навыков чтения и работы с текстом.. В последнее время наблюдается снижение уровня читательской компетенции, снижается интерес к чтению. Вместе с тем в современном мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации. Именно поэтому назрела необходимость создания программы формирования навыков чтения и работы с текстом. Программа составлена на основе требований стандарта второго поколения к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. Реализация программы осуществляется комплексно через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную деятельность, преемственность от начального к основному общему образованию. Цель программы: Сформировать устойчивый интерес и навык чтения как одно из необходимых условий продолжения и совершенствования своего образования. Задачи программы:  Создать условия для овладения учащимися различными способами чтения;  Научить осуществлять поиск информации и понимать прочитанное и передавать свою информация в виде текста;  Сформировать навык работы по преобразованию и интерпретации текста, по оценке информации Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения , получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения . Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче. Учащиеся научатся Развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией. Вычитывать все уровни текстовой информации.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. • практическому освоению методов познания , используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени
навыки работы с информацией
и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном
компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска. Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами). Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно- следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию
основ читательской компетенции
. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». Технология продуктивного чтения обеспечит понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например умения извлекать информацию из текста. Реализация этой технологии обеспечена методическим аппаратом учебников, в части текстов которых размещены подсказки для организации беседы учителя с учениками, нацеленной на полное понимание текста. Более подробно эта технология внедрена в учебники русского языка и литературы.
В рамках стандартов второго поколения на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, и прежде всего – умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого. Для реализации этой формы работы в учебниках, подготовленных к началу действия Стандарта, точками зелёного цвета выделены задания, предусматривающие групповую форму работы. Роль внеурочной деятельности в формировании личностных результатов Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Поиск информации и понимание прочитанного • Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; • Определять главную тему, общую цель или назначение текста • Выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; • Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; • Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовке и с опорой на предыдущий опыт; • Объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; • Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.; • Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы,сопоставлять формы выражения информации в запросе и • в самом текстке, устанавливать являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебнео-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического пониманиятекста: -определять назначение разных видов текстов; Анализировать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
-ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; -различать тему и подтемы специального тьекста; -выделять главную и избыточную информацию; -прогнозировать последовательность изложения идей текста; -сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; -выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; -формировать на основе текста систему аргуиентов (доводов) для обоснования определенной позиции; -понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Преобразование и интерпретация информации • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления, проводить проверку правописания, использовать в тексте таблицы, изображения; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы( в т.ч. динамические, электронные,…), переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст: -сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; -обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; -делать выводы из сформулированных посылок; -выводить заключения о намерении автора или главной мысли текста. Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Оценка информации  откликаться на содержание текста: -связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; -оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; -находить доводы в защиту своей точки зрения.  Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а  Критически относиться к рекламной информации;  Находить способы проверки противоречий информации;  Определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
в целом – мастерство его исполнения;  На основе имеющего знания, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;  В процессе работы с одним или несколькимиисточниками выявлять содержащуюся в них противоречивую конфликтную информацию;  Использовать полученный опыт восприятия информационных объектовдля обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении(прочитанном тексте).
Формы организации учебного процесса, направленного на формирование навыка

осмысленного чтения и работы с текстом.
Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону его ближайшего развития в рамках УУД и их свойств.
Условия, обеспечивающие формирование осмысленного чтения и работы с текстом:
 формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом определяет как конкретные цели так и организацию образовательного процесса;  формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом происходит в контексте усвоения разных учебных дисциплин и внеурочной деятельности;  формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом может быть осуществлено только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности. Формы учебной деятельности как условие формирования навыка осмысленного чтения и работы с текстом. Учебное сотрудничество Педагог:  воспринимает учащегося как равноправного партнера и участника учебного процесса,  организует взаимообщение, диалог;  организует работу учащихся в парах, в группах, самостоятельную работу с использованием различного вида источников информации;  организует работу по освоению различных способов чтения и переработки информации;
 Творческая, проектная, учебно- исследовательская деятельность Работа в этом направлении гармонично дополняет классно-урочную деятельность и совершенствует навык работы с информацией и по построению текстового сообщения. Контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка. На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное действие контроля; Предметом оценивания выступают учебные действия по наработке способов чтения и речевой деятельности и их результат, а так же способы взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности; Формирование умения сотрудничества и применения критериев дифференцированной оценки, включая анализ причин неудач и выделение недостающих операций и условий, которые бы обеспечили выполнение учебной задачи
Оценка формирования навыка осмысленного чтения и работы с текстом.
Основной формой оценки сформированности навыка осмысленного чтения и работы с текстом является многокритериальная экспертная оценка текущих работ как на уроке так и во внеурочной деятельности. На ряду с этим учащиеся проходят текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально-сформулированные учебные задания. При этом фиксируются и отслеживаются индивидуальные достижения каждого школьника посредством разрабатываемых критериев. Подбор текстов осуществляется в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а задания проверяют степень сформированности того или иного способа работы с информацией. Формирование у учащихся навыка осмысленного чтения и работы с текстом требует от учителей использования специальных методов и приемов:  Учитель должен быть настроен на формирование этого навыка;  Потребуется изменение дидактических целей типовых заданий ( выделение формирования навыка осмысленного чтения и работы с текстом);
 На уроках следует уделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением; План реализации программы формирования навыка осмысленного чтения и работы с текстом Направление реализации программы Содержание деятельности, его форма Сроки, дата исполнения Результат, форма отчетности ответственный Повышение квалификации педагогических работников в области формирования навыка осмысленного чтения и работы с текстом Прохождение курсов на базе ИПК и ППРО ОГПУ По графику работы ИПК и ППРО ОГПУ 1.Ведение журнала прохожден ия курсовой подготовки. 2.Проведен ие семинара. Использова ние материалов курсов на уроке. Завучи, рук МО Методическая деятельность по оказанию помощи учителям ОУ в использовании различных способов чтения и работы с текстом 1.Индивидуальн ые консультации по вопросам использования различных способов чтения и работы с текстом. 2.Подготовка уроков с использованием различных способов чтения и работы с текстом. По заявкам учителей ОУ. Создание базы данных по формирова нию различных способов чтения и работы с текстом Завучи, рук. МО Мониторинг различных способов чтения и работы с текстом Осуществление мониторинговых исследований всех направлении различных способов чтения и работы с текстом По плану работы ОУ Создание базы данных и критериев анализа исследован ия Завучи, рук. МО Обобщение и распространение передового педагогического опыта 1.Творческие отчеты учителей- предметников. 2.Проведение заседаний к В течение года по плану работы 1. Наличие на сайте школы материалов Завучи, рук. МО.
формирования навыка различных способов чтения и работы с текстом ШМО, совещаний при директоре. по формирова нию различных способов чтения и работы с текстом. 2. Реализация программы формирова ния навыка осмысленн ого чтения и работы с текстом Работа с учащимися 1.Организация обучения учащихся различным способам и приемам работы с информацией на всех уроках во всех классах, в том числе и обучающихся по государственным стандартам (с1- го по 11 кл). 2.Внедрение технологий обучения учащихся различным способам и приемам работы с информацией на всех уроках во всех классах, в том числе и обучающихся по государственным стандартам (с 1- го по 11 кл). 3. Участие школьников во внеурочных и внеклассных мероприятиях, на которых В течение года Активное участие школьнико в и их самореализ ация Учителя- предметники
совершенствуют ся различные способы и приемы работы с информацией (всех классов, в том числе и обучающихся по государственным стандартам, с 1- го по 11 кл). Работа с родителями 1.Проведение классных и общешкольных родительских собраний. 2.Индивидуальн ые консультации родителей по формированию читательской компетенции их детей По плану работы ОУ Создание базы данных родительск их собраний Директор


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники