Автор: Ахтарова Гульфия Маннафовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "РОМАШКА" Населённый пункт: РБ, Мечетлинский район село Большеустьикинское Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа обучения родного языка Раздел: дошкольное образование
дополнительного образования.
Конспект занятие.
Игры.
Пальчиковые игры.
V. Список литературы.
Пояснительная записка
Культура как духовная часть жизни общества и как средство отражения
истории и современных достижений науки является одним из решающих
факторов формирования гражданина нового Башкортостана.
Основополагающий принцип башкирского национального образования
-приобщение
подрастающего
поколения
к
национальной
культуре
к
традициям башкирского народа, к его духовным и нравственно-эстетическим
ценностям. Одна из них – национально – культурная -выражается в знании
подрастающим поколением своей национальной культуры ее самобытных и
благотворных традиций и обычаев в основе которых лежит уважительное
отношение к культуре народов Башкортостана.
Изучение языка должно являться не самой целью, а быть средством
приобщением к национальным культурным традициям.
Поэтому
воспитание
и
обучение
детей
на
родном
языке
является
непременным условием развития того или иного народа. Сегодня решается
судьба родных языков - быть или не быть. Любовь к родине, нравственность,
добродушие начинается с отношения к своему языку «Что посеешь, то и
пожнешь», - говорится в народе.
Если мы сможем в сердца наших детей вложить жемчужины народного
творчества, они будут больше ценить, любить и уважать своих родителей,
свой народ, свой родной язык, будут гордиться своей Родиной.
Не
требует
больших
доказательств
тот
факт,
что
речь
маленького
ребёнка
первоначально
формируется
путём
подражания
речи
взрослого,
путём многократного повторения слогов, слов, предложений которые выдают
взрослые.
У
ребёнка
в
процессе
развития
формируется
в
сознании
последовательно несколько «языковых систем», каждая из которых обладает
собственными правилами и строением.
Прежде чем дальше развивать рассуждения ученых о развитии «родной
язык»,
мы
сочли
целесообразным
принести
несколько
высказываний
наблюдаемых нами
родителям, о том какой смысл они вкладываю в это
понятие. Это даст родителю более творчески подойти к данной проблеме,
сравнить свой подход с позицией того или иного ученого, сделать в итоге
ходы, наиболее приемлемые для конкретной ситуации.
Ка к
мы
уже
от меч а ли
в
пр ед ы д у щих
гла ва х ,
р е б е н к у,
воспитывающемуся в условиях многоязычной среде, приходится становится
на
разных
уровнях
(на
уровне
восприятия,
понимания,
элементарного
общения, активного владения) с разными языками общения.
Актуальность:
В связи с принятием закона «о языках народов
Республики Башкортостан» резко возрос интерес к изучению башкирского
языка. Задачи
стоящие
перед начальным
курсом башкирского языка,
многообразно. Изучающие башкирский
язык должны во – первых
им
заинтересоваться, во –вторых усвоить основы
знаний
о самом
языке, в
третьих
научиться говорить на этом языке. Знание человеком
несколько
языков делает его мир богаче.
Новизна
: новизна
программы
заключается в
новом взгляде на
возможность ребенка в познание социального мира и освоение языка. В
программе прослежено этапы использование отдельных видов деятельности
(речевой, песенной игрой, инсценировочной, имитирование)
Занятие проходит игровой форме.
Цель программы:
Дать
детям
дошкольного
возраста
первоначальные
представления
основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего
народа, развития языкового мышления.
Задачи программы:
Развивающие:
Развивать быстроту реакции на словесный сигнал
Активизировать мышление, внимание, память, воображение
Развивать любознательность
Обогащать и активизировать словарь детей
Образовательные:
Учить детей соотносить речевую форму описания предметов
Правильно называть элементы башкирской одежды
Учить выразительно читать стихи
Учить пересказывать рассказы, сказки
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родному краю
Уважение людям разных национальностей
Воспитывать интерес к национальным костюмам
Интерес к культуре разных народов
Желание познать историю, культуру народов Башкортостана.
II.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№
п/п
Тема
Всего часов
Введение
1
1
Моё родное село
2
2
Мой дом
2
3
Моя семья
2
4
Я люблю свою маму
2
5
Я и мои игрушки
2
6
Мои любимые книги
2
7
Времена года
2
8
Моя родина
2
9
Народные башкирские игры
2
10
Башкирские музыкальные инструменты
4
11
Пальчиковые игры
3
12
Я живу на Урале
2
13
Любимее сказки
1
14
Башкирская одежда
2
15
Слово о Салавате
5
16
Поэт Башкортостана
3
17
Башкирская народная кухня
2
ИТОГО
41
III. Содержание программы
Первый год занятий
Введение 1 час
1.
Беседа о языке
2.
Артикуляционная гимнастика
3.
Знакомство с детьми
Тема №1 «Моё родное село» 2 часа.
1.
Знакомство с картой схемой нашего села
2.
Знание домашнего адреса
3.
Чистогаворки
4.
Дидактическая игра «Где ты живешь?»
Требование: обращать внимание детей на то, что улиц много, каждой
имеет своё название.
Тема №2 «Мой дом» 2 часа
1.
Беседа о семье
2.
Артикуляционная гимнастика
3.
Знакомство всеми членами семьи
4.
Игра «Кто я» (О сознание своей социальной роли в семье)
Требование: дети приобретают знания о семье. Научиться назвать
членов своей семьи.
Тема№3 «Моя семья» 2 часа
1.
Рассматривание альбома «Моя семья»
2.
Чтение стихотворения о маме, бабушки, А.Игибаева (матери моей)
3.
Словесная игра «Хорошо - плохо»
4.
Рассказ детей о семье
Требование: приобретает знания о семье. Научить составлять рассказ о
семье.
Тема №4 «Я люблю свою маму» 2 часа
1.
Рассматривание фотографии своей мамы
2.
Чтение стихотворения о маме
3.
Артикуляционная гимнастика
4.
Хоровое повторение
5.
Индивидуальное произношение ребенка
Требование: Научить детей читать стихотворение с выражением.
Тема№5 «Я и мои игрушки» 2 часа
1.
Укладывание кукол спать
2.
Знакомство с национальном атрибутом люлька
3.
Чтение потешки
4.
Рассматривание иллюстрации о люльки
5.
Загадывание загадок
6.
Разучивание колыбельных песен
Требования: Научить детей обращаться с люлькой и петь колыбельные
песни.
Тема №6 «Мои любимые книги» 2 часа
1.
Детская писательница Гульфия Юнусова
2.
Рассматривание книг
3.
Животные и их детеныши.
4.
Подвижная игра «Юрта»
Требования: Приобретает знания о писателях Башкирии
Тема №7 Времена года 2 часа
1.
Беседа о временах года
2.
Чтение стихотворения Гульфии Юнусовой «Осень пришла»
3.
Артикуляционная гимнастика
4.
Рассматривание иллюстраций о временах года
Требования: Приобретают знания о временах года и учатся выразительному
чтению стихов.
Тема№8 «Моя родина» 2 часа
1.
Знакомство с государственными символами (флаг, герб, гимн)
2.
Чистоговорки
3.
Чтение стихов
4.
Д/и «Какого государства флаг».
5.
Песня Г.Ишкуатова «Моя Родина».
Требования: Дети приобретают знания о государственных символах РБ
Тема №9 «Народные башкирские игры» 2часа
1. Беседа об игре.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Разучивание частушек.
5. Пение частушек.
6. Обыгрывание игры.
Требования: Приобретают знания о дружной игре .
Тема №10 «Башкирские музыкальные инструменты» 4часа
1.
Беседа о музыкальных инструментах.
2.
Композиторы Башкирии.
3.
Артикуляционная гимнастика.
4.
Чтение стихотворения М.Гали «Курай».
5.
Слушание грамзаписи.
6.
Разучивание игры на кубызе.
Требования: Приобретают знания о музыкальных инстурментах.
Тема№11 «Пальчиковые игры» 3часа.
1.
Артикуляционная гимнастика.
2.
Знакомство с пальцами.
3.
Игры с пальцами.
4.
Обыгрывание с пальцами животных и растений.
5.
Разучивание стихов.
Требование: Дети приобретают знания о пальчиковых играх.
Тема№12 «Я живу на Урале» 2часа.
1.
Пальчиковые игры.
2.
Чистоговорки.
3.
Чтение стихотворения.
4.
Хоровое повторение.
5.
Индивидуальное разучивание.
Требование: Дети приобретают выразительное чтении.
Тема№13»Любимые сказки» 2часа.
1.
Чтение сказок.
2.
Инцинировка сказок.
3. Артикуляционная гимнастика.
Требования: Научить детей пересказывать сказки.
Тема№14 «Башкирская одежда» 2 часа.
1.
Артикуляционная гимнастика.
2.
Рассматривание иллюстраций.
3.
Игры с пальцами.
4.
Индивидуальное произношение.
5.
Игра «Прячу платок».
Требование: Дети должны приобрести знание о башкирской одежде.
Тема№15 «Слово о Салавате» 5часов.
1.
Артикуляционная гимнастика.
2.
Пение песни «Салават батыр».Р.Ураксиной.
3.
Хоровое повторение.
4. Чтение стихотворения С.Юлаева «Уралым»
5. Индивидуальное повторение.
Требование: Дети приобретают знание о герое –Салавате Юлаеве.
Тема№16 «Поэт Башкортостана» 3часа.
1.
Знакомство с писателем М.Каримом.
2.
Книги М.Карима
3.
Чистоговорки.
4.
Чтение сказки «Камыр батыр».
Требование: Дети приобретают знания о поэтах Башкортостана.
Тема№17 «Башкирская народная кухня» 2часа.
1.
Скороговорки.
2.
Блюда башкирской кухни.
3.
Игра на развитие внимания «Встать по росту», «Кто во
что одет
?».
4.
Название блюд.
Требование: Дети приобретают знание о башкирской кухне.
Второй год обучения
Обучающая:
- дать знания об окружающем мире.
- активизировать связную речь.
- научить выразительно читать.
Развивающая:
- развивать познавательное мышление, память, внимание, воображение.
- развивать моторику рук.
- развивать звукопроизношение.
Воспитывающая:
- воспитывать любовь к своим родным.
- воспитывать любовь к родной природе.
- воспитывать любовь к народным праздникам.
Учебно –тематический план.
Второй год обучения.
№
Тема
Всего
часов
Введение
2
1
Я и мои права и обязанности
4
2
Мы все разные ,но мы все равны
3
3
Моя семья ,мои родные
4
4
Мой Башкортостан
3
5
Труд башкир в древности
3
6
Природа Родного края
3
7
Народные праздники
2
8
Мир изобразительного искусства
3
Итого 27
Содержание
Второй год обучения
Введение 2часа.
1.
Беседа о пройденном материале.
2.
Пальчиковые игры.
3.
Подвижная игра «Юрта».
1. Я и мои права и обязанности 4 часа.
1.
Индивидуальная беседа с детьми «Имена».
2.
Словесная игра «Опиши меня».
3.
Игровые задания.
4.
Рассказ воспитателя на тему «Мой документ».
5.
Выучить стихи , загадки об именах.
6.
Чтение рассказов.
7.
Изобрази себя.
Предполагаемые результаты
.Дети правильно произносят своё имя на башкирском языке
Знают его значение или перевод.
Выразительно рассказывают стихотворения
Могут придумать загадки.
2. Мы все разные , но мы все равны . 4часа.
1.
Сюрпризный момент.
2.
Игра «Спиной друг к другу.
3.
Ситуации к занятию.
4.
Большая забота о маленьких детях.
Предполагаемые результаты
Дети знают свою национальность и национальность членов
семи
Могут назвать национальности жителей нашего района.
У детей сформировано уважительное отношение к языку и
представителям разных национальностей.
3. Моя семья ,мои родные. 4 часа.
1.
История фамилии.
2.
Рисование генеологического дерева –шэжэрэ «Дерево моего рода».
3.
Рассматривание семейного альбома.
4.
Игровые задания.
5.
Заучивание стихотворение А.Игебаева «Матери моей».
Предполагаемые результаты
Знают историю своей фамилии
Могут нарисовть с помощью взрослых генеологическое
дерево- шэжэрэ.
Умеют составить рассказ о своей семье.
Выразительно рассказывают стихотворение о маме.
4. Мой Башкортостан. 3часа.
1.
Беседа на тему «Родина. Любовь к Отечеству».
2.
Беседа о «малой и большой» Родине.
3.
Артикуляционная гимнастика.
4.
Разучивание стихов , песен о Родине.
5.
Викторина «Знаток родного края».
Предполагаемые результаты
Могут составить рассказ на тему «Родина»
Знают что такое малая и большая Родина.
Поют песни о Родине.
Отвечают на вопросы польным ответом.
Могут рассказать о труде башкир в древности.
5. Труд башкир в древности. 3часа.
1.
Беседа о труде башкир.
2.
Чистоговорки.
3.
Загадование загадок.
4.
Рассматривание иллюстраций о жизни и быте, орудиях труда
древних башкир.
5.
Составление альбома.
Предполагаемые результаты
Знают чистоговорки.
Загадывают загадки по теме .
Рассказывают рассказы по иллюстрации.
6. Природа Родного края. 3часа.
1. Беседа о богатстве Башкортостана (мёд).
2. Загадки о пчеле.
3. Чтение рассказа Т. Зайцева «Цветы и пчёлы».
4. Пальчиковая игра «Мёдный пень».
Предполагаемые результаты
Дети загадывают загадки о насекомых
Знают целебные свойства мёда и могут рассказывать о других прдуктах
пчеловодсва(воск,прполис,маточное молочко, и пчелиный яд.)
7. Народные праздники. 2часа.
1.
Легенды о башкирских праздников.
2.
Чтение стихов о башкирских праздниках.
3.
Артикуляционная гимнастика.
4.
Развивающая игра «Найди отличия».
5.
Пальчиковые игры.
Предполагаемые результаты
Дети знают легенду о башкирских праздниках.
Выразительно читают стихи о паздниках.
8. Мир изобразительного искусства.3часа.
1.
Беседа о художнике Башкортостана – Касим Давлеткильдиев.
2.
Знакомство с местным художником Юнусовым.
3.
Рассматривание иллюстраций.
4.
Артикуляционная гимнастика.
5.
Пальчиковая игра «Спрячу платок».
Предполагаемые результаты
Знают художников Башкортостана.
Знают местного художника Юнысова иего произведения.
IV. Методика
(I год обучения)
Структура занятий:
- организационный момент, вступительная беседа;
- работа над техникой речи;
- игровые упражнения;
- игры.
Методы и приемы обучения:
Артикуляционная гимнастика
Упражнения на развитие речевого дыхания
Разучивание скороговорок и чистоговорок
Словесные игры
Пальчиковая гимнастика
Музыкально-дидактические игры.
Контингент воспитанников.
Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста,
посещающими ДОУ. Состав группы 10-12 детей.
Первый год обучения – дети 5-6 лет.
Продолжительность занятия – 30-35 минут.
Второй год обучения – дети 6-7 лет.
Продолжительность занятия – 35-40 минут.
Ожидаемые результаты
Предполагаемый результат первого года обучения. Дети
приобретают следующие качества:
- наблюдательность.
- внимание и память.
- образное мышление.
- выразительная речь.
- обогащение словаря.
- имитирование.
Предполагаемые
результаты
второго
года
обучения.
Дети
овладевают следующими качествами:
- развитие творческих способностей – воображение, мышление, память,
внимание
- речь становится выразительной, четкой, грамотной.
Главной целью первого года обучения башкирскому языку является
любить свою Родину и научится говорить на башкирском языке.
Задачей
государства
является
создание
возможностей
для
всех
желающих
освоить
родные
языки.
Изучение
языка
должна
являться
не
самоцелью,
а
быть
средством
приобщения
к
национальным
культурным
традициям.
Башкирский язык отводится на второй план, часть башкир говорят на
русском и татарском языке. Многие из них не умеют читать и писать на
родном языке.
Отстраненные от национальной культуры дети не смогут развивать
национальные традиции. Какими бы талантливыми они не были, отошедшие
от национальных традиций дети не смогут участвовать в развитии народной
культуры. Поэтому воспитание и обучение детей на родном языке является
непременным
условием
развития.
Специально
–
организованные
занятия
проводятся один раз в неделю по 25 минут во второй половине дня.
При составлении конспектов занятий можно использовать материалы
башкирских изданий. Материал из этих изданий адаптируется к возрастной
группе детей, при этом учитывается индивидуальные возможности каждого
ребёнка. На каждом занятии будут использоваться приёмы обучения, задания,
игры, музыкальные сопровождения.
Первые занятия с детьми 5-6 лет можно посвятить краткому знакомству
с
башкирским
языком.
Основным
приёмом
работы
над
произношением
является
повторение
детьми,
как
хором,
так
и
индивидуально
за
преподавателем. А также на занятиях с детьми будем изучать звуки, которые
дети плохо выговаривают. Башкирские звуки, которые есть в башкирском
алфавите.
Например: это (3-6, 1 – 2, 9).
В обучении детей произношению звуков можно выделить три важных
этапа:
1. Слушание звука
2.Узнавание звука.
3. Воспроизведение звука.
Алгоритм работы над звуковой культурой речи.
1.
Аудирование звука (слова, словосочетания, предложения, слоги).
2.
Наблюдения за движением губ воспитателя.
3.
Хоровое повторение 2-3 раза.
4.
Индивидуальное повторение после воспитателя.
5.
Индивидуальное произношение ребенка.
На занятиях башкирского языка дети научаться петь песни, читать
стихи башкирских поэтов. Также будут использоваться пальчиковые игры,
которые детям очень нравится. На занятиях при помощи рук дети смогут
имитировать животных, птиц, деревья.
Дети
на
занятиях
научаться
говорить
чистоговорки,
загадки
на
башкирском языке.
При помощи игрушек дети научаться здороваться с взрослыми людьми.
Программа первого года обучения состоит из следующих частей:
1.
Изучение лексики по темам: «Моя семья», «Игрушки», «Счет до
10», «Домашние животные».
2.
Заучивание с детьми песен, стихов и хороводных игр.
3.
Знакомство с башкирскими музыкальными инструментами (кубыз,
курай).
4.
Знакомство с детскими писателями Башкирии.
5.
Знакомство с композиторами республики (Нурия Абдуллина).
6.
Артикул.
Анкета
1. Как тебя зовут?
1.
В каком городе, селе ты живешь?
2.
На какой улице ты живешь?
3.
На какой улице расположен детский сад?
4.
В каких жилищах жили раньше башкиры?
5.
Назови традиционные башкирские блюда.
6.
Назови композиторов Башкортостана.
7.
Прочти стихотворение на башкирском языке.
8.
Какого цвета флаг Башкортостана?
9.
Кто Президент Башкирии?
10.
В каком районе мы живем?
Мнение родителей:
Родной язык – это язык родителей.
Родной язык – это язык, на котором не только говорят,
но и думают.
Родной язык – это язык, на котором дети общаются в
школе, на улице.
Родной язык – это язык своей нации.
Родной язык – это национальности своих родителей.
Язык матери – родной, язык отца – тоже.
Родной язык то, который лучше знаешь.
Родной язык – это язык своего народа.
Литература
1.
Р. Л. Агишева, Р. Х. Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». г. Уфа
2006 г.
2.
Э. Ракаева «Мы играем думая» г. Уфа 2008 г.
3.
:2ки2 Нафикова «Афорин» г. Уфа 2007 г.
4.
И. Г. Галяутдинов «Башкирские народные детские игры г. Уфа 2006
г.
5.
М. И. Багаутдинова, Г. Н. Ягафарова «Веселые минутки» г. Уфа 2003
г.
6.
М. Б. Юл «Радуга» г. Уфа 1995 г.
7.
Р. Х. Гасанова «Земля отцов» г. Уфа 2004 г.
8. И. А. Арсланова «Башкирская кухня» г.Уфа 1992 г.
9. Ф. Х. Губайдуллина «Башкортостан – наш дом родной» г.Уфа 2000г.
10. С. Н. Иштова «Башкирская народная одежда».г. Уфа 1993 г.
11. Р. Л. Агишева «Башкортостанец» г.Уфа 2003 г.
12. Р. Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать». г. Уфа 2007 г.