"Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе "Теория и методика математического развития""
Автор: Тараканова Анастасия Николаевна Должность: преподаватель дошкольных дисциплин Учебное заведение: ГОУ СПО "Беловский педагогический колледж" Населённый пункт: город Белово, Кемеровской области Наименование материала: статья Тема: "Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе "Теория и методика математического развития"" Раздел: среднее профессиональное
1
Тема: «Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе
«Теория и методика математического развития»
Автор: Тараканова А.Н.
В условиях нынешней социальной ситуации, в связи с новыми запросами
общества,
в
частности,
требованиями
Федерального
го сударственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования 2010 года, а
также потребностью дошкольных организаций в квалифицированных кадрах с особой
остротой встаёт проблема развития творческой активности педагогов. Увеличение
доли интеллектуального фактора в педагогическом труде и необходимость внедрения
компетентностного подхода в образовательных учреждениях сделали педагогическое
творчество велением нашего времени, важнейшей особенностью процесса обновления
и развития современной системы дошкольного образования.
Современный выпускник педагогического колледжа согласно ФГОС по
специальности «Дошкольное образование» должен обладать различными общими и
профессиональными
компетенциями.
Среди
них
есть
такие,
которые
требуют
от
педагога проявления высокой творческой активности. Это: способность определять
методы
решения
профессиональных
задач,
готовность
действовать
в
нестандартных
ситуациях,
умение
разрабатывать
методические
материалы
с
учётом
возможностей
детей,
готовность
участвовать
в
проектной
и
исследовательской деятельности в области дошкольного образования и др.
В деятельности компетентного специалиста творчество можно рассматривать
как
высшую
степень
его
профессиональной
активности,
в
результате
которой
получается соединение теоретических знаний, практических умений и опыта. Но
настоящий
педагог
никогда
не
ограничивается
в
своих
творческих
поисках,
приобретёнными ранее знаниями и накопленным духовным богатством. Он постоянно
занимается самообразованием, проектирует задачи и направления профессионального
и личностного развития.
Студенты должны понимать, что педагогическая работа реализуется в
бесконечно
меняющихся
ситуациях,
в
процессе
поиска
оптимальных
решений
профессиональных задач, в условиях изменения целей, содержания и технологий
дошкольного образования, Развитие творческого потенциала направлено в конечном
итоге на передачу накопленных знаний и опыта воспитанникам. Приобретая, отдавать
–
насущная
потребность
современного
педагога,
главная
профессиональная
особенность педагогического творчества.
Понятие «творчество» очень объёмное и многогранное. Его классифицируют
по
разным
параметрам,
в
частности,
по
такому
главному
признаку,
как
новизна
постановки задач и инновационный подход к их решению.
К простейшему творчеству 1-ого типа можно отнести применение известного
решения к известной проблеме. Новизна творческого труда в этом случае сводится к
созданию того, что помогает решать данную задачу.
К творчеству 2-ого типа относится новое применение известного решения или
новое решение старой задачи, т.е. решение не принятыми, нетрадиционными в данной
области
средствами
(например,
сочинение
сказки
путём
соединения
нескольких
эпизодов из уже известных произведений).
2
Творчество
3-его
типа
требует
принципиально
нового
решения
для
принципиально новой проблемы.
Для
развития
современных
наук,
в
том
числе
и
методики
математического
развития, важен любой вид творчества. Поэтому необходимо в каждой учебной группе
стараться создавать условия для развития творческого потенциала студентов, помогать
на
педагогической
практике
использовать
полученные
результаты
их
творческого
труда. Решить данную задачу помогает научно обоснованная система дидактических и
методических пособий, средств обучения - УМК.
Это:
* т в о р ч е с к и е
р а б о т ы
с т у д е н т о в
с т а р ш и х
к у р с о в ;
*творческие
задания
для
студентов
в
ходе
аудиторных
занятий
и
педагогической
практики;
* презентации;
*фотоматериалы
по
итогам
исследовательских
работ
студентов
по
вопросам
математического развития дошкольников;
*конспекты интегрированных показательных занятий по методике математики в
ДОУ;
Студенты при желании имеют свободный доступ к этим материалам и пособиям,
возможность использования их в собственной практической работе с детьми. При этом
не
следует
забывать,
что
необходимым
компонентом,
связывающим
воедино
все
средства,
является
слово
педагога.
Только
сочетание
слова
и
наглядных
средств
обучения даёт возможность творчески применять дидактические средства, обеспечить
умственную
и
речевую
активность
студентов
на
занятиях,
организовать
их
самостоятельную деятельность и повысить интерес к процессу изучения методики
развития детской речи.
Прежде чем развивать в студентах творческое отношение к будущей
профессии, следует понять, как они в целом относятся к этой проблеме, считают ли
себя творческими личностями, как истолковывают термин «творчество». Разобраться в
этом помогают беседы со студентами, наблюдения за их учебной деятельностью на
занятиях и на педагогической практике, анкетирование, оценка качества выполненных
творческих заданий, первым из которых является сочинение сказки для дошкольников.
Эффективным
приёмом
при
этом
является
кластер,
используемый
в
рамках
технологии развития критического мышления - какие ассоциации вызывает понятие
«творчество»?
что способствует его развитию? какой синоним можно подобрать к
этому слову?...
Все без исключения приходят к выводу, что проявление творчества
необходимо
в
работе
воспитателя
дошкольного
учреждения
при
формировании
математических способностей детей. Однако в чём и как это должно проявляться,
студенты
представляют
недостаточно
чётко.
Использование
разных
методов
и
приёмов, направленных на развитие творческого потенциала студентов, формирование
их общих и профессиональных компетенций, способствует решению этой непростой
задачи.
К
презентации
проектов
каждая
подгруппа
студентов
готовит
папку
с
материалами по теме занятия. При этом всем предоставляется возможность проявить
инициативу и творчество.
Следует отметить, что работа по развитию творческого потенциала студентов
на занятиях по методике проводится поэтапно. Это позволяет постепенно усложнять
содержание заданий в пределах одной темы и в рамках всего курса.
3
Таким образом, целенаправленная, систематическая работа преподавателя по
развитию
творческого
потенциала
студентов,
его
заинтересованное
отношение
к
проблеме,
а
также
использование
современных
образовательных
технологий
способствуют:
- появлению у студентов интереса к изучаемому предмету;
- совершенствованию их профессиональных умений и навыков;
-
формированию
осознания
необходимости
постоянного
развития
своих
творческих речевых способностей и роста профессионального мастерства.