Напоминание

"Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе "Теория и методика математического развития""


Автор: Тараканова Анастасия Николаевна
Должность: преподаватель дошкольных дисциплин
Учебное заведение: ГОУ СПО "Беловский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Белово, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе "Теория и методика математического развития""
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1 Тема:
«Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе

«Теория и методика математического развития»
Автор:
Тараканова А.Н.
В условиях нынешней социальной ситуации, в связи с новыми запросами общества, в частности, требованиями Федерального го сударственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 2010 года, а также потребностью дошкольных организаций в квалифицированных кадрах с особой остротой встаёт проблема развития творческой активности педагогов. Увеличение доли интеллектуального фактора в педагогическом труде и необходимость внедрения компетентностного подхода в образовательных учреждениях сделали педагогическое творчество велением нашего времени, важнейшей особенностью процесса обновления и развития современной системы дошкольного образования. Современный выпускник педагогического колледжа согласно ФГОС по специальности «Дошкольное образование» должен обладать различными общими и профессиональными компетенциями. Среди них есть такие, которые требуют от педагога проявления высокой творческой активности. Это: способность определять методы решения профессиональных задач, готовность действовать в нестандартных ситуациях, умение разрабатывать методические материалы с учётом возможностей детей, готовность участвовать в проектной и исследовательской деятельности в области дошкольного образования и др. В деятельности компетентного специалиста творчество можно рассматривать как высшую степень его профессиональной активности, в результате которой получается соединение теоретических знаний, практических умений и опыта. Но настоящий педагог никогда не ограничивается в своих творческих поисках, приобретёнными ранее знаниями и накопленным духовным богатством. Он постоянно занимается самообразованием, проектирует задачи и направления профессионального и личностного развития. Студенты должны понимать, что педагогическая работа реализуется в бесконечно меняющихся ситуациях, в процессе поиска оптимальных решений профессиональных задач, в условиях изменения целей, содержания и технологий дошкольного образования, Развитие творческого потенциала направлено в конечном итоге на передачу накопленных знаний и опыта воспитанникам. Приобретая, отдавать – насущная потребность современного педагога, главная профессиональная особенность педагогического творчества. Понятие «творчество» очень объёмное и многогранное. Его классифицируют по разным параметрам, в частности, по такому главному признаку, как новизна постановки задач и инновационный подход к их решению. К простейшему творчеству 1-ого типа можно отнести применение известного решения к известной проблеме. Новизна творческого труда в этом случае сводится к созданию того, что помогает решать данную задачу. К творчеству 2-ого типа относится новое применение известного решения или новое решение старой задачи, т.е. решение не принятыми, нетрадиционными в данной области средствами (например, сочинение сказки путём соединения нескольких эпизодов из уже известных произведений).
2 Творчество 3-его типа требует принципиально нового решения для принципиально новой проблемы. Для развития современных наук, в том числе и методики математического развития, важен любой вид творчества. Поэтому необходимо в каждой учебной группе стараться создавать условия для развития творческого потенциала студентов, помогать на педагогической практике использовать полученные результаты их творческого труда. Решить данную задачу помогает научно обоснованная система дидактических и методических пособий, средств обучения - УМК. Это: * т в о р ч е с к и е р а б о т ы с т у д е н т о в с т а р ш и х к у р с о в ; *творческие задания для студентов в ходе аудиторных занятий и педагогической практики; * презентации; *фотоматериалы по итогам исследовательских работ студентов по вопросам математического развития дошкольников; *конспекты интегрированных показательных занятий по методике математики в ДОУ; Студенты при желании имеют свободный доступ к этим материалам и пособиям, возможность использования их в собственной практической работе с детьми. При этом не следует забывать, что необходимым компонентом, связывающим воедино все средства, является слово педагога. Только сочетание слова и наглядных средств обучения даёт возможность творчески применять дидактические средства, обеспечить умственную и речевую активность студентов на занятиях, организовать их самостоятельную деятельность и повысить интерес к процессу изучения методики развития детской речи. Прежде чем развивать в студентах творческое отношение к будущей профессии, следует понять, как они в целом относятся к этой проблеме, считают ли себя творческими личностями, как истолковывают термин «творчество». Разобраться в этом помогают беседы со студентами, наблюдения за их учебной деятельностью на занятиях и на педагогической практике, анкетирование, оценка качества выполненных творческих заданий, первым из которых является сочинение сказки для дошкольников. Эффективным приёмом при этом является кластер, используемый в рамках технологии развития критического мышления - какие ассоциации вызывает понятие «творчество»? что способствует его развитию? какой синоним можно подобрать к этому слову?... Все без исключения приходят к выводу, что проявление творчества необходимо в работе воспитателя дошкольного учреждения при формировании математических способностей детей. Однако в чём и как это должно проявляться, студенты представляют недостаточно чётко. Использование разных методов и приёмов, направленных на развитие творческого потенциала студентов, формирование их общих и профессиональных компетенций, способствует решению этой непростой задачи. К презентации проектов каждая подгруппа студентов готовит папку с материалами по теме занятия. При этом всем предоставляется возможность проявить инициативу и творчество. Следует отметить, что работа по развитию творческого потенциала студентов на занятиях по методике проводится поэтапно. Это позволяет постепенно усложнять содержание заданий в пределах одной темы и в рамках всего курса.
3 Таким образом, целенаправленная, систематическая работа преподавателя по развитию творческого потенциала студентов, его заинтересованное отношение к проблеме, а также использование современных образовательных технологий способствуют: - появлению у студентов интереса к изучаемому предмету; - совершенствованию их профессиональных умений и навыков; - формированию осознания необходимости постоянного развития своих творческих речевых способностей и роста профессионального мастерства.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники