Напоминание

Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников


Автор: Фурсова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №4 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Тюменская область г.Лангепас
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №4 «Золотой петушок». Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников. Воспитатель: Фурсова Т. А.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности – важное условие здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Культуру безопасности можно представить как выражение зрелости и развитости всех социально значимых личностных качеств человека, как способ организации жизнедеятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Одной из важнейших образовательных функций дошкольных образовательных учреждений является социальная. Она включает укрепление здоровья, осуществление связи поколений, привитие коммуникативных умений и навыков, подготовку к обучению в школе и к жизни в конкретном обществе в целом. Естественно, что в рамках преимущественно этой функции и должно происходить обучение и воспитание личности безопасного типа поведения в современных условиях. Вместе с тем задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями с целью сохранения здоровья. С этой точки зрения особое значение приобретает взаимовлияние, взаимозависимость и взаимообусловленность здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Учение о здоровом образе жизни является одной из базовых дисциплин области безопасности жизнедеятельности. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности неразрывно связаны друг с другом, поскольку общим объектом их приложения является человек и состояние его здоровья. Задачи здорового образа жизни - формирование, укрепление, стабилизация и сохранение здоровья – напрямую связаны и перекликаются с задачами безопасности жизнедеятельности как науки о сохранении здоровья в среде обитания, призванной разрабатывать методы и средства улучшения качества жизни и ликвидации последствий негативных воздействий. Здоровый образ жизни, как система является научно обоснованной базой, с помощью которой можно дать оценку потенциальным способностям и реальным возможностям человека противостоять любой из многочисленных окружающих его невзгод с целью сохранения собственной безопасности. Именно поэтому мы вправе, проявляя заботу о безопасности жизнедеятельности детей, прежде всего, думать о безопасности их здоровья. В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей. Это свидетельствует о необходимости адресной социальной заботы о детях и прежде всего решения вопросов охраны их здоровья, приоритетности профилактических и оздоровительных программ. Значительная роль в формировании здоровья на данном этапе принадлежит и дошкольным
о бразо ватель н ым учрежден иям. Роль п едаго га д о ш кол ь н о г о образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение детей к своему здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог обеспечивает приобщение д о ш к о л ь н и к а к к ул ьт у р е з д о р о в ь я , к ул ьт у р е б е з о п а с н о с т и жизнедеятельности, и на этой основе, к становлению личности безопасного типа поведения, что является залогом безопасности прежде всего персонального и индивидуального здоровья. Рассматривая современные подходы к решению задач формирования культуры безопасности здоровья у подрастающего поколения можно заключить, что назрела необходимость реализации в дошкольном образовательном учреждении образовательной среды по формированию этой культуры у дошкольников. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
 Занятия физкультурой, прогулки.  Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний. Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное
средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов: - постепенность; - систематичность; - комплексность; - учет индивидуальных особенностей. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье  дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды  бережное отношение к окружающей среде, к природе  медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций  формирование понятия "не вреди себе сам"
Создание системы двигательной активности в течение дня:
 утренняя гимнастика (ежедневно);  занятия физической культурой (3 раза в неделю);  музыкально - ритмические занятия ;  прогулки с включением подвижных игр;  оздоровительный бег;  пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)  зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)  оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
 физкультминутки и динамические паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);  эмоциональные разрядки, релаксация;  ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);  спортивные досуги, развлечения, праздники Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.
Задачи

работы

по

формированию

здорового

образа

жизни

дошкольников:
 формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;  воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;  помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;  развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;  вырабатывать навыки правильной осанки;  обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;  развивать художественный интерес
Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом

образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении

здоровья.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со
здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей. Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей Но безопасность – это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса, а именно:  Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности)  Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте)  Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели  Маркировка постельного белья и полотенец  Правильное освещение Можно сделать следующий
вывод:
правильно организованное обучение детей основам безопасности жизнедеятельности, с учетом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации, позволит сформировать у них знания, умения, навыки, ориентированные на здоровьесбережение. При этом основным ориентиром должен быть учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.


В раздел образования