Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников
Автор: Фурсова Татьяна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №4 "Золотой петушок" Населённый пункт: Тюменская область г.Лангепас Наименование материала: Статья Тема: Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников Раздел: дошкольное образование
Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида №4 «Золотой петушок».
Формирование культуры безопасной
жизнедеятельности как фактор укрепления
здоровья дошкольников.
Воспитатель: Фурсова Т. А.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности – важное
условие здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
Культуру безопасности можно представить как выражение зрелости и
развитости
всех
социально
значимых
личностных
качеств
человека,
как
способ организации жизнедеятельности человека, представленный в системе
социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его
жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Одной
из
важнейших
образовательных
функций
дошкольных
образовательных
учреждений
является
социальная.
Она
включает
укрепление
здоровья,
осуществление
связи
поколений,
привитие
коммуникативных умений и навыков, подготовку к обучению в школе и к
жизни
в
конкретном
обществе
в
целом.
Естественно,
что
в
рамках
преимущественно
этой
функции
и
должно
происходить
обучение
и
воспитание личности безопасного типа поведения в современных условиях.
Вместе с тем задача педагогов и родителей состоит не только в том,
чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к
встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями с
целью сохранения здоровья.
С
этой
точки
зрения
особое
значение
приобретает
взаимовлияние,
взаимозависимость
и
взаимообусловленность
здорового
образа
жизни
и
безопасности жизнедеятельности. Учение о здоровом образе жизни является
одной
из
базовых
дисциплин
области
безопасности
жизнедеятельности.
Здоровый
образ
жизни
и
безопасность
жизнедеятельности
неразрывно
связаны друг с другом, поскольку общим объектом их приложения является
человек
и
состояние
его
здоровья.
Задачи
здорового
образа
жизни
-
формирование,
укрепление,
стабилизация
и
сохранение
здоровья
–
напрямую
связаны
и
перекликаются
с
задачами
безопасности
жизнедеятельности
как
науки
о
сохранении
здоровья
в
среде
обитания,
призванной разрабатывать методы и средства улучшения качества жизни и
ликвидации последствий негативных воздействий. Здоровый образ жизни,
как
система
является
научно
обоснованной
базой,
с
помощью
которой
можно
дать
оценку
потенциальным
способностям
и
реальным
возможностям
человека
противостоять
любой
из
многочисленных
окружающих его невзгод с целью сохранения собственной безопасности.
Именно
поэтому
мы
вправе,
проявляя
заботу
о
безопасности
жизнедеятельности детей, прежде всего, думать о безопасности их здоровья.
В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному
снижению
показателей
здоровья
и
темпов
развития
детей.
Это
свидетельствует о необходимости адресной социальной заботы о детях и
прежде
всего
решения
вопросов
охраны
их
здоровья,
приоритетности
профилактических
и
оздоровительных
программ.
Значительная
роль
в
формировании
здоровья
на
данном
этапе
принадлежит
и
дошкольным
о бразо ватель н ым
учрежден иям.
Роль
п едаго га
д о ш кол ь н о г о
образовательного
учреждения
состоит
в
организации
педагогического
процесса,
сберегающего
здоровье
ребенка
дошкольного
возраста
и
воспитывающего ценностное отношение детей к своему здоровью. В ходе
совместной
деятельности
с
детьми
педагог
обеспечивает
приобщение
д о ш к о л ь н и к а
к
к ул ьт у р е
з д о р о в ь я ,
к ул ьт у р е
б е з о п а с н о с т и
жизнедеятельности, и на этой основе, к становлению личности безопасного
типа
поведения,
что
является
залогом
безопасности
прежде
всего
персонального и индивидуального здоровья.
Рассматривая современные подходы к решению задач формирования
культуры
безопасности
здоровья
у
подрастающего
поколения
можно
заключить,
что
назрела
необходимость
реализации
в
дошкольном
образовательном
учреждении
образовательной
среды
по
формированию
этой культуры у дошкольников.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском
саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из
главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги
должны
научить
ребенка
правильному
выбору
в
любой
ситуации
только
полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых
лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за
него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по
сохранению
физического,
психического
и
социального
благополучия
ребенка.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Занятия физкультурой, прогулки.
Рациональное
питание,
соблюдение
правил
личной
гигиены:
закаливание, создание условий для полноценного сна
Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста
и
развития
организма,
а
также
сохранение
здоровья.
Правильная
организация
питания
имеет
большое
значение
для
развития
детского
организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.
Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически
всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И
действительно,
использование
этих
естественных
сил
природы,
использование
разумное,
рациональное,
приводит
к
тому,
что
человек
делается
закаленным,
успешно
противостоит
неблагоприятным
факторам
внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное
средство
укрепления
здоровья
человека.
Успешность
и
эффективность
закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:
- постепенность;
- систематичность;
- комплексность;
- учет индивидуальных особенностей.
Психическая
закалка
стимулирует
и
физиологические
защитные
механизмы:
иммунитет,
функцию
эндокринных
желез,
Говоря
о
положительных
эмоциях,
следует
также
помнить,
что
в
педагогике
поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка,
чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье
дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и
говорить, умения отличать ложь от правды
бережное отношение к окружающей среде, к природе
медицинское
воспитание,
своевременное
посещение
врача,
выполнение различных рекомендаций
формирование понятия "не вреди себе сам"
Создание системы двигательной активности в течение дня:
утренняя гимнастика (ежедневно);
занятия физической культурой (3 раза в неделю);
музыкально - ритмические занятия ;
прогулки с включением подвижных игр;
оздоровительный бег;
пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
зрительная,
дыхательная,
корригирующая
гимнастика
на
соответствующих занятиях)
оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
физкультминутки и динамические паузы (на малоподвижных занятиях,
ежедневно);
эмоциональные разрядки, релаксация;
ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
спортивные досуги, развлечения, праздники
Потребность
в
здоровье
и
здоровом
образе
жизни
у
ребенка
формируется
также
на
основе
представлений
о
самом
себе,
своих
физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а
что
полезно.
Например,
вредно
не
чистить
зубы,
не
стричь
ногти,
не
заниматься
гимнастикой.
Эти
знания
дети
приобретают
на
специальных
занятиях в нашем детском саду.
Задачи
работы
по
формированию
здорового
образа
жизни
дошкольников:
формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а
болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
воспитывать
навыки
здорового
поведения:
любить
двигаться,
есть
побольше
овощей,
фруктов;
мыть
руки
после
каждого
загрязнения;
не
злиться
и
не
волноваться;
быть
доброжелательным;
больше
бывать
на
свежем воздухе; соблюдать режим;
помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
вырабатывать навыки правильной осанки;
обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
развивать художественный интерес
Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом
образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении
здоровья.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к
здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней
знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в
нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со
здоровьем
детей.
Выслушиваем
их
просьбы
относительно
питания,
сна,
одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с
согласия родителей.
Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это
доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов,
только они являются самым ярким примером для своих детей
Но безопасность – это не только обучение детей основам здорового
образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех
или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса, а
именно:
Безопасная
среда
(закреплённые
шкафы,
стеллажи;
отсутствие
ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе;
оборудование
помещений,
где
находятся
дети,
соблюдая
меры
противопожарной безопасности)
Правильное
хранение
различных
материалов,
медикаментов
(ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют
требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном
для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для
детей месте)
Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели
Маркировка постельного белья и полотенец
Правильное освещение
Можно
сделать
следующий вывод: правильно
организованное
обучение
детей
основам
безопасности
жизнедеятельности,
с
учетом
индивидуальных, возрастных и психологических особенностей, своеобразия
домашних
и
бытовых
условий,
а
также
общей
социально-экономической
ситуации,
позволит
сформировать
у
них
знания,
умения,
навыки,
ориентированные на здоровьесбережение. При этом основным ориентиром
должен быть учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения,
предпочтений.