Напоминание

Ваш ребенок на пороге школы


Автор: Троян Нина Брониславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Памятка для родителей
Тема: Ваш ребенок на пороге школы
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВАШ РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ Описание жизни ребенка в школе показывает, что для того, чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой. Кроме того, нельзя рассматривать эти качества изолированно от «жизненного мира» ребенка, т.е. той среды, в которую попадает ребенок в конкретной школе и атмосферы и уклада жизни в семье. Поэтому современное определение понятия «готовность к школе» учитывает все эти факторы и определяет «готовность к школе» как набор «компетентностей». Современное определение готовности к школе: Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения для того, чтобы: а) овладеть достоянием и орудиями культуры (письмо, чтение, счет, знания и т. п.); б) извлечь из них пользу для своего развития в моторном, эмоциональном, личностном, социальном и когнитивном отношении. При этом готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей. Сделаем краткие пояснения данного определения. В последнее время в педагогической и психологической литературе много говорят о «компетентностях» или «компетенциях», которые должны быть целью обучения в современной школе. К сожалению, понятие «компетентность», его смысл, зачастую ясно не раскрывается. Однако это понятие имеет ключевое значение в современном образовании и, в частности, в определении готовности к школе. Готовность к школе определяется развитием ряда компетентностей в эмоциональной, социальной, моторной и когнитивной областях. Знание понятия «компетентность» в современном образовании — непременная составная часть вашей родительской компетентности. Если у вашего ребенка хорошо развита речь, то есть он в принципе умеет хорошо говорить и понимает услышанное, то это еще не значит, что у него развита коммуникативная компетентность — важнейшее свойство, необходимо человеку в условиях современной жизни. Например, в ситуации большого класса он может вдруг потерять дар речи и, выйдя к доске, не сможет связать и двух слов. Такое часто бывает и со взрослыми. Значит, для такой ситуации, как свободная и связная речь перед группой людей, он не готов, его речевых способностей, пусть и хорошо развитых, недостаточно для того, чтобы в данной конкретной ситуации смочь успешно общаться. Чего же здесь не хватает? Оказывается, что для того, чтобы развитость речи, речевые способности смогли проявиться в различных ситуациях конкретного общения в жизни (анализ «жизненного мира!»), необходимо сочетание развитости речи с эмоциональной стабильностью, развитием воли (умение преодолеть свою неуверенность, страх), а также потребность выражать свои мысли и чувства, то есть мотивация речевого общения. Или другой пример. У человека в принципе хорошо развита речь. Он понимает то, что ему говорят и может адекватно и понятно выражать свои мысли. По, тем не менее, он не является «общительным человеком», не создает в коллективе атмосферу непринужденного общения, он «не любит» общаться, не интересуется другими людьми. Открытость, склонность к общению, интерес к другим людям — вот составные компоненты (наряду со способностью понимать речь и ясно формулировать свои мысли) коммуникативной компетентности, являющиеся залогом успешной коммуникации в жизни. В этой привязке компетентности к реальным ситуациям и состоит отличие «компетентности» от просто способности. Например, у кого-то есть музыкальные способности, но на инструментах данный человек не играет, нот не знает и поэтому не может эти способности проявить в конкретных ситуациях.
Если мы говорим о компетентности в какой- либо области знаний, то сюда прибавляются — помимо способностей — еще знания, умения, мотивация решать проблемы, то есть новые, незнакомые задачи или знакомые задачи в новых ситуациях. Компетентный в этом смысле математик, физик, историк не только обладает знаниями, но и интересуется новым в своей области, читает специальную литературу, любит свой предмет — ему этот предмет нравится. Полноценная деятельность возможна только тогда, когда дело, которое человек делает, ему нравится. Поэтому развитие мотивации к умению является важнейшей целью современного образования, направленного на приобретение «компетентностей». Поэтому так важно видеть, чем интересуется ребенок, что ему нравится, чем он увлечен и поддерживать это. В современных системах образования интеграция интересов ребенка в школьную жизнь рассматривается в качестве важнейшей задачи и является показателем качества школы. Отсюда ясно, что если «готовность к школе» определять, как совокупность «компетентностей», то ее нельзя свести к каким-то двум-трем показателям, изолированным друг от друга. Например, если ребенок умеет уже читать и считать, то значит, он готов к школе и т.п. Готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто научить (натренировать). Это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Готовность к школе развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом через «участие в жизни».Если мы вспомним описание жизни ребенка в школе и требования, которые предъявляет к нему школьная жизнь, и постараемся проанализировать компетентности, которыми должен обладать ребенок, то их можно разбить на четыре большие группы. Составные компоненты готовности ребенка к обучению в школе: эмоциональная готовность к школе; социальная готовность к школе; моторная готовность к школе; когнитивная готовность к школе. Рекомендации для родителей: больше разговаривайте со своим ребенком и выслушивайте его, побуждая тем самым выражать свои переживания в речи. Такое повседневное общение гораздо более эффективно для развития логического мышления, чем искусственные тренинги интеллекта. Проговаривайте с ним жизненные ситуации, рассказывайте о родных, близких, знакомых, друзьях, читайте сказки и детскую литературу! Участие ребенка в повседневной жизни, наблюдение им различных ситуаций действия и участие в них — покупка продуктов в магазине, стирка, уборка, приготовление пищи, уход за домашними растениями и животными, работа на даче в саду и т.д. также являются эффективными стимулами логического мышления. Закономерности (логика), скрытая в природных явлениях, языке и повседневных действиях являются, согласно современной логике и психологии, основанием логических законов и их понимания. Поэтому способность к последовательному логическому мышлению и пониманию взаимосвязей и закономерностей в обыденной жизни является важной предпосылкой когнитивной готовности ребенка к учению (в школе и вне школы).


В раздел образования