Автор: Троян Нина Брониславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш" Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: Памятка для родителей Тема: Ваш ребенок на пороге школы Раздел: дошкольное образование
ВАШ РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
Описание жизни ребенка в школе показывает, что для того, чтобы ребенок успешно смог
справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств,
которые
тесно
переплетены
между
собой.
Кроме
того,
нельзя
рассматривать
эти
качества
изолированно от «жизненного мира» ребенка, т.е. той среды, в которую попадает ребенок в
конкретной школе и атмосферы и уклада жизни в семье. Поэтому современное определение
понятия «готовность к школе» учитывает все эти факторы и определяет «готовность к школе» как
набор «компетентностей».
Современное определение готовности к школе: Готовность к школе — это совокупность
определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для
восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении
школьного обучения для того, чтобы: а) овладеть достоянием и орудиями культуры (письмо,
чтение,
счет,
знания
и
т.
п.);
б)
извлечь
из
них
пользу
для
своего
развития
в
моторном,
эмоциональном,
личностном,
социальном
и
когнитивном
отношении.
При
этом
готовность
к
школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от
условий
в
конкретной
школе,
от
качеств
ребенка
и
от
профессиональной
квалификации
работающих в школе учителей.
Сделаем краткие пояснения данного определения. В последнее время в педагогической и
психологической литературе много говорят о «компетентностях» или «компетенциях», которые
должны быть целью обучения в современной школе. К сожалению, понятие «компетентность»,
его смысл, зачастую ясно не раскрывается. Однако это понятие имеет ключевое значение в
современном образовании и, в частности, в определении готовности к школе. Готовность к школе
определяется
развитием
ряда
компетентностей
в
эмоциональной,
социальной,
моторной
и
когнитивной областях.
Знание понятия «компетентность» в современном образовании — непременная составная
часть вашей родительской компетентности. Если у вашего ребенка хорошо развита речь, то есть он
в принципе умеет хорошо говорить и понимает услышанное, то это еще не значит, что у него
развита
коммуникативная
компетентность
—
важнейшее
свойство,
необходимо
человеку
в
условиях современной жизни. Например, в ситуации большого класса он может вдруг потерять
дар речи и, выйдя к доске, не сможет связать и двух слов. Такое часто бывает и со взрослыми.
Значит, для такой ситуации, как свободная и связная речь перед группой людей, он не готов, его
речевых
способностей,
пусть
и
хорошо
развитых,
недостаточно
для
того,
чтобы
в
данной
конкретной ситуации смочь успешно общаться. Чего же здесь не хватает? Оказывается, что для
того, чтобы развитость речи, речевые способности смогли проявиться в различных ситуациях
конкретного общения в жизни (анализ «жизненного мира!»), необходимо сочетание развитости
речи с эмоциональной стабильностью, развитием воли (умение преодолеть свою неуверенность,
страх), а также потребность выражать свои мысли и чувства, то есть мотивация речевого общения.
Или другой пример. У человека в принципе хорошо развита речь. Он понимает то, что ему говорят
и
может
адекватно
и
понятно
выражать
свои
мысли.
По,
тем
не
менее,
он
не
является
«общительным человеком», не создает в коллективе атмосферу непринужденного общения, он
«не любит» общаться, не интересуется другими людьми. Открытость, склонность к общению,
интерес к другим людям — вот составные компоненты (наряду со способностью понимать речь и
ясно
формулировать
свои
мысли)
коммуникативной
компетентности,
являющиеся
залогом
успешной коммуникации в жизни. В этой привязке компетентности к реальным ситуациям и
состоит отличие «компетентности» от просто способности. Например, у кого-то есть музыкальные
способности, но на инструментах данный человек не играет, нот не знает и поэтому не может эти
способности проявить в конкретных ситуациях.
Если мы говорим о компетентности в какой- либо области знаний, то сюда прибавляются —
помимо
способностей
—
еще
знания,
умения,
мотивация
решать
проблемы,
то
есть
новые,
незнакомые
задачи
или
знакомые
задачи
в
новых
ситуациях.
Компетентный
в
этом
смысле
математик, физик, историк не только обладает знаниями, но и интересуется новым в своей
области, читает специальную литературу, любит свой предмет — ему этот предмет нравится.
Полноценная деятельность возможна только тогда, когда дело, которое человек делает, ему
нравится.
Поэтому
развитие
мотивации
к
умению
является
важнейшей
целью
современного
образования, направленного на приобретение «компетентностей». Поэтому так важно видеть, чем
интересуется ребенок, что ему нравится, чем он увлечен и поддерживать это. В современных
системах
образования
интеграция
интересов
ребенка
в
школьную
жизнь
рассматривается
в
качестве важнейшей задачи и является показателем качества школы. Отсюда ясно, что если
«готовность к школе» определять, как совокупность «компетентностей», то ее нельзя свести к
каким-то двум-трем показателям, изолированным друг от друга. Например, если ребенок умеет
уже читать и считать, то значит, он готов к школе и т.п. Готовность к школе характеризуется
большим числом признаков, которые тесно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Готовность
к
школе
—
это
не
«программа»,
которой
можно
просто
научить
(натренировать). Это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих
благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые
включен ребенок в семье и других социальных группах. Готовность к школе развивается не путем
специальных занятий, а непрямым образом через «участие в жизни».Если мы вспомним описание
жизни
ребенка
в
школе
и
требования,
которые
предъявляет
к
нему
школьная
жизнь,
и
постараемся
проанализировать
компетентности,
которыми
должен
обладать
ребенок,
то
их
можно разбить на четыре большие группы.
Составные
компоненты
готовности
ребенка
к
обучению
в
школе:
эмоциональная
готовность к школе; социальная готовность к школе; моторная готовность к школе; когнитивная
готовность к школе.
Рекомендации
для
родителей:
больше
разговаривайте
со
своим
ребенком
и
выслушивайте его, побуждая тем самым выражать свои переживания в речи. Такое повседневное
общение гораздо более эффективно для развития логического мышления, чем искусственные
тренинги
интеллекта.
Проговаривайте
с
ним
жизненные
ситуации,
рассказывайте
о
родных,
близких,
знакомых,
друзьях,
читайте
сказки
и
детскую
литературу!
Участие
ребенка
в
повседневной жизни, наблюдение им различных ситуаций действия и участие в них — покупка
продуктов в магазине, стирка, уборка, приготовление пищи, уход за домашними растениями и
животными, работа на даче в саду и т.д. также являются эффективными стимулами логического
мышления.
Закономерности
(логика),
скрытая
в
природных
явлениях,
языке
и
повседневных
действиях являются, согласно современной логике и психологии, основанием логических законов
и
их
понимания.
Поэтому
способность
к
последовательному
логическому
мышлению
и
пониманию взаимосвязей и закономерностей в обыденной жизни является важной предпосылкой
когнитивной готовности ребенка к учению (в школе и вне школы).