Дифференциация и автоматизация звуков Р и РЬ в словах
Автор: Щепотько Регина Анатольевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад "Кораблик" Населённый пункт: Тверская область, г. Удомля Наименование материала: Конспект Тема: Дифференциация и автоматизация звуков Р и РЬ в словах Раздел: дошкольное образование
Конспект индивидуального логопедического занятия с
учащимся 2 класса
на тему:
«Дифференциация и автоматизация звуков
Р и РЬ в словах»
Цель
занятия:
закрепление
правильного
произнесения
звуков
Р
и
РЬ
в
словах,
подготовка мышц языка к постановке свистящих звуков (массаж); развитие самоконтроля
за поставленными звуками; учить соотносить мимические и пантомимические этюды с
конкретными ситуациями; умение правильно применять притяжательные местоимения;
развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение ориентироваться на листе
бумаги.
Оборудование: карточки-картинки;
речевые
профили
звуков
Р
и
РЬ;
карточки
с
заданиями; простой карандаш и лист бумаги размера А3; бинт, вата, спирт, влажные
очищающие салфетки для рук, «вилочковый» зонд и зонд №1; «святящееся» табло.
Ход занятия
I. Организационный момент
Объяснение темы и цели занятия.
II. Массаж мышц лицевой мускулатуры игольчатым валиком.
Массируемые мышцы (ребёнок выполняет самостоятельно).
Массируем: - круговую мышцу рта;
- мышцу, опускающую угол рта;
- мышцу, поднимающую угол рта;
- мышцу, опускающую нижнюю губу;
- мышцу, поднимающую нижнюю губу;
-подбородочную мышцу.
III. Массаж языка логопедом при помощи марлевых салфеток и зондов.
Массируемые мышцы: поперечная, подъязычно-язычная, нижняя продольная,
хрящеязычная, шилоязычная.
IV. Самомассаж (ребёнком) языка при помощи марлевого жгута и зондов.
Игровые ситуации:
1.
Салфеткой - «Пила», «Силачи».
2.
Зондом – «Капли дождя», «Бороздки» (прямые и извилистые).
V. Психогимнастика. Подвижная игра «Превращения».
Раз, два повернись и в животных превратись.
- Изобрази сердитого леопарда. Как он грозно рычит? (Р-Р-Р)
- Изобрази добрую кошечку. Как она мурлычет ласковую песенку? (Мур-р-р).
- Изобрази непоседливую ворону. Как она кричит? (Кар-р-р).
Каждый персонаж показывается на карточке-картинке.
Вопрос: Какой звук мы слышим чаще? (Р)
VI. Характеристика звука Р.
Какой он?
Радостный или грустный?
Гласный или согласный?
Место образования. (язычный)
Способ образования (дрожащий).
Каким цветом обозначаем? (синим)
VII. Задание на развитие внимания.
1.
Помоги колобку и составь слова из слогов (кор-зи-на, но-со-рог, му-хо-мор).
2.
Впиши отличающиеся буквы друг от друга в пустые клетки. Прочитай
слово. (Ракета)
VIII. Работа с речевым профилем.
2
Мы изображали животных, которые произносят Р твёрдо. А есть животные, птицы,
которые этот звук произносят мягко. Но для того, чтобы мы им могли подражать
посмотрим, что происходит с язычком. (работа с речевым профилем).
IX. Психогимнастика.
Раз, два повернись и в животных превратись.
1.
Изобрази довольного поросёнка. Как он визжит? (Хрю)
2.
Изобрази крикливого петушка. Как он кричит? (ку-ка-ре-ку)
3.
Изобрази шустрого воробья. Что он произносит? (чик-чи-рик)
X. Голосовая дорожка.
Закрепим произношение твёрдого звука Р и мягкого звука РЬ.
Догадайся, почему буквы обозначены разными цветовыми кружками?
Значит, как мы будем произносить Р и РЬ?
XI. Задание на развитие внимания - «святящееся» табло.
1.
а) Найди две лишние картинки. Объясни свой выбор.
( В двух картинках из шести звук Р произносится мягко)
б) Найди две лишние картинки. Объясни свой выбор.
(В двух картинках из шести звук Р произносится в начале слова)
в) Найди две лишние картинки. Объясни свой выбор.
(В двух картинках из шести звука Р словах нет)
2. По карточке
Называется слово. Нужно поменять в слове первый звук на Р или РЬ.
бис - сечь - печка - писк-
пешка- зябь- кепка - лека-
дом- хобот - пугать - кот-
мак- танец - мычать - высь –
нога - пыжик - козы - мука –
3.Задание на развитие самоконтроля.
К предметным словам-картинкам подобрать притяжательные местоимения МОЯ,
МОЙ. (Корова, груша, кровать, грузовик, воробей, сковорода, крыша, кролик)
XII. Задание «Рычащая картинка»
Можешь догадаться, почему так называется задание?
Мы будем создавать картину из слов, в которых есть звуки Р или РЬ И эти слова
зарисовывать простым карандашом на листе бумаги (эскиз)
Вспомни стихотворение, которое было задано на дом (выучить) - «Радуга».
Зарисуй слова со звуком Р на листе бумаги.
В небе гром, гроза, закрывай глаза.
Дождь прошёл, трава блестит.
В небе радуга стоит.
XIII. Задание на развитие воображения. Домашнее задание.
1.
Из «Рычащей картины» выписать все слова со звуком Р и РЬ в два столбика.
2.
Составить сказку рассказ о том, как воробей подружился с вертолётом.
XIV. Подведение итогов занятия.
3