Формирование представлений у детей дошкольного возраста о культурных традициях народа
Автор: Ларина Оксана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБУ №200 "Волшебный башмачок" Населённый пункт: Тольятти Наименование материала: Статья Тема: Формирование представлений у детей дошкольного возраста о культурных традициях народа Раздел: дошкольное образование
О.Н.Ларина воспитатель
Детский сад №200 «Волшебный башмачок»
г. Тольятти
Формирование представлений у детей дошкольного возраста о
культурных традициях народа
Модест
Петрович
Мусоргский
сказал:
«Утрата
народом
своего
искусства, своих художественных ценностей - это национальная трагедия и
угроза самому существованию нации».
«Жива традиция. Жива - от поколенья старшего важны обряды и слова
из прошлого, из нашего.» С.Шмаков.
Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые
из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве
традиции
выступают
определенные
общественные
установки,
нормы
поведения,
ценности,
идеи,
обычаи,
обряды,
праздники
и
т.д.
Ценность
народных
традиций
определяется
тем,
что
они
воздействуют
на
чувства
ребенка
благодаря
средствам
выразительности,
и
это
воздействие
носит
естественный, а не насильственный характер. В силу этого они доступны
детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от общения с
ними удовольствие и эмоциональный заряд. Поэтому народные традиции
можно использовать для развития ребенка и его творческих способностей.
Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и
младшее поколения.
Очень важно возродить преемственность поколений,
дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы,
в
людях
старшего
поколения.
Безжалостное
отрубание
своих
корней
от
народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В нашей
повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице - малыши окружены в
основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда
отличается хорошим вкусом. Особенно актуальной сегодня является задача
привить
детям
любовь
к
русской
культуре,
познакомить
с
её
истоками,
обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А
это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной
культурой. Народное творчество должно быть широко включено в быт и
деятельность детей. Поэтому главной задачей своей деятельности я вижу
обогащение
детей
знаниями
о
народном
фольклоре.
Ведь
фольклор
–
источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования
важнейших понятий о добре и зле, средство познания лучших образцов
народной песни. Фольклор учит видеть мир глазами своего народа.
Русские
народные
традиции
–
одна
из
составляющих
частей
культурного
наследия
русского
народа.
Русские
народные
традиции
открывают
огромные
возможности
для
детей,
давая
им
знания
и
опыт
организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать
способность
управлять
собственными
действиями,
переживаниями
и
состояниями,
поступками
в
соответствии
с
интересами
других
людей,
требованиями
общественного
долга.
К
народным
традициям
относятся
праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания
народная
педагогика
использует
все
компоненты
народной
культуры:
фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники.
Именно
они
раскрывают
содержание
воспитания
и
обучения
детей,
основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы
общения и человеческих отношений. Древнерусские традиции воспитывали
поколения
русских
людей,
передавая
накопленную
веками
народную
мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Мы
знакомим детей с яркой фантазией народа в красочных образах с календарно-
обрядовыми праздниками, связанными с проводами зимы, прилетом птиц и
таянием снега, расцветом земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба.
Через
развлечения
и
праздники
дети,
вступая
в
фольклорный
мир,
составляют первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и обрядах.
Современным
детям
необходимо
рассказывать
о
народном
празднике,
проводить
досуг,
в
котором
участвуют
персонажи
народных
сказок,
проводятся народные игры, исполняются песни и хороводы. Досуги должны
быть
разнообразными
по
содержанию
и
форме
(игровые
программы,
театрализованные
представления,
вечера
загадок
и
т.д.),
что
позволяет
дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления.
Мы знакомим детей с яркой фантазией народа в красочных образах с
календарно-обрядовыми
праздниками,
связанными
с
проводами
зимы,
прилетом птиц и таянием снега, расцветом земли, началом лета, с посевом и
уборкой хлеба. Через развлечения и праздники дети, вступая в фольклорный
мир, составляют первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и
обрядах.
Современным
детям
необходимо
рассказывать
о
народном
празднике,
проводить
досуг,
в
котором
участвуют
персонажи
народных
сказок, проводятся народные игры, исполняются песни и хороводы. Досуги
должны быть разнообразными по содержанию и форме (игровые программы,
театрализованные
представления,
вечера
загадок
и
т.д.),
что
позволяет
дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления.
Старинная
мудрость
напоминает
нам:
“Человек,
не
знающий
своего
прошлого, не знает ничего”. Многое из жизни наших предков уже утрачено.
Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма,
любви к родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас
назрела
необходимость
воспитания
у
детей
нравственно-патриотических
чувств, нравственных устоев и культуры поведения.
Русский народный
фольклор – это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть
в себя, понять, кто мы есть и откуда наши корни. Необходимо донести до
сознания
детей,
что
они
являются
носителями
народной
культуры,
воспитывать детей в национальных традициях. Ценность народных традиций
огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными
благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если
полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само
существование народа.
Список использованной литературы
1.
Актуальные проблемы образования: теория и практика
2.
Сысоева М.С. Основы духовного воспитания детей на народном
фольклоре, народных традициях (Методические рекомендации для
педагогов образовательных учреждений.- с. Грязновское,
Богдановического р-на Свердловской области.-2004г.
3.
Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной
культуре // Дошк. воспитание.-1992.
4.
Приобщение детей к истокам Русской народной культуры. О.Л.
Князева.
5.
Арнольдов А.И. Человек и мир культуры.- М. 1992.