Автор: Иксанова Диля Мубаряковна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Учалинская коррекционная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья Населённый пункт: г. Учалы Республика Башкортостан Наименование материала: консультация для родителей Тема: "Игра в жизни ребенка" Раздел: среднее профессиональное
ГБОУ Учалинская коррекционная школа-интернат для детей с
ОВЗ
Консультация для родителей
Тема беседы «Игра в жизни ребенка»
Автор: Иксанова Диля Мубаряковна,
воспитатель группы №3 для детей с РДА
Учалы
Описание: данный материал будет интересен и полезен педагогам для проведения
консультаций и работы с родителями.
Цель:
Привлечение внимания родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое игра? Значимость и важность игры в жизни и развитии ребенка;
2. Рекомендации и советы в выборе семейных игр с ребенком.
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Сухомлинский В.А.
Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это
пора становления будущей личности. Поэтому так важны для ребенка умные,
полезные игры , которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу
жизни. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка. В игре развиваются все
психические процессы (память, мышление, творческие способности и т.д.).
Огромное влияние игра оказывает на умственное развитие, речевое развитие,
физическое развитие. То есть, игра способствует гармоничному развитию личности
ребенка.
Для любого ребенка игра – способ познания мира и своего места в этом мире.
Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки
общения и поведения в обществе. И с самых ранних лет жизни надо ставить ребенка
в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не
мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка
играть в самые разные игры.
Казалось бы, что интересного может быть в привычном до мелочей доме, однако
при определенном энтузиазме можно превратить домашние игры в самые
увлекательные и желанные для вашего малыша. Итак, во что можно поиграть
дома?
Игры нашего детства.
Холодно-горячо
Самая распространенная и очень интересная игра, когда
один участник прячет определенный предмет в доме, а
второй его ищет, руководствуясь подсказками. Направлять
можно по мере удаления или приближения к объекту, говоря
«холодно» или «горячо» соответственно. Задействуйте свои
актерские способности, придав словам «прохладно» и «ты не
замерз?» нужную интонацию. Еще более интересной станет
игра, если спрятать не только сам предмет, но и подсказки. Сначала находится
первая подсказка, где может быть рисунок или указатель верного направления, затем
вторая и т.д. Попробуйте так же спрятать сюрприз – ребенок будет в восторге!
Крокодил
Особенно интересно, если участвуют несколько человек. Загадывается слово, а затем
разыгрывается пантомима с целью донести до участников его смысл. Одним из
вариантов игры является словесное представление загаданного предмета и его
применения без прямого указания нужного слова.
Игры на внимание, развитие воображения, фантазии.
Историческое путешествие
Разместите по квартире разные предметы и дайте им определенные названия.
Например, миска – это море, подушка – горы, а большой надувной матрас – пустыня
Гоби. Расскажите ребенку историю, где он является главным героем, а затем
отправляйтесь в путешествие, проходя дремучие леса в виде ряда стульев и покоряя
вершину мягкого Эвереста. В качестве героя-путешественника можно взять
машинку или куклу, а также разнообразить игру, нарисовав самую настоящую карту
сокровищ с указанием нужного маршрута.
Ролевые игры.
Дочки-матери наоборот
Дети обожают ролевые игры. Они обыгрывают ситуации, взятые
из жизни, что имеет и познавательный и
развивающий характер. Но есть небольшие
различия в восприятии ролевой игры в раннем
и в
дошкольном возрасте.
Ребенок в раннем возрасте просто копирует
поведение взрослого и для него ролевая игра
—
это большей мерой действие, а не сама роль,
как такова. Игрушки же — лишь вещи,
заменяющие те, которые используют
взрослые. Поэтому, если Вы будете играть с ребенком во врача, то не требуйте от
него, слишком многого. Он будет Вас проверять, лечить, но вживаться в роль он, ни
в коем случае не будет. Если же ребенок старше, то действия для него уже не будут
столь важны. Главное — распределить роли и прожить то, с чем сталкиваются
ежедневно взрослые.
Отличная ролевая игра для детей любого возраста — «дочки-матери» наоборот. Вы
должны будете сыграть дочку или сына, а Ваше чадо — родителя. Это отличная
возможность для вас побывать на месте друг друга. Вы можете капризничать и
баловаться. Ребенок же в свою очередь узнает, что Вы чувствуете, когда он сам не
слушается. Таким образом, дети будут лучше Вас понимать, а возможно у них еще и
появится интерес к домашним делам!
Игра на развитие творческих способностей, мелкой моторики.
Сделай красоту!
Выдайте ребенку различные предметы: пуговицы,
ракушки, лоскуты, оберточную бумагу, пенопласт,
бусины, картон, клей, пластилин... Предложите
создать из всего этого что-то очень красивое. Не
вмешивайтесь в работу: ни советов, ни идей.
Помогайте лишь крепить, держать, вырезать,
сгибать.
Игры на развитие внимания, сообразительности.
Птица - не птица.
Веселая игра на внимание и знание птиц.
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит
слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно
спросите ребенка, что неправильно. Уточните: «А муха - это кто?"
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Прилетали птицы:
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке!
Игра "Третий лишний"
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в
условиях.
Детям 3-5 лет условия более простые.
Например: Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро
в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к
живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса
здесь лишняя.
Еще примеры для младших дошкольников:
- молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а
хлеб кушают.
- машина, лошадь, трамвай;
- шапка, платок, сапоги;
- роза, береза, ёлка.
Для детей 5-7 лет задания усложняются:
- дождь, снег, река;
- врач, турист, шофер;
- тень, солнце, планета;
- мороз, вьюга, январь;
- камень, глина, стекло;
- дверь, ковер, окно;
- море, река, бассейн.
Можно еще долго говорить о разных играх, но
главное для Вас — прислушиваться к интересам и
потребностям своего ребенка, понимать, что ему
уже
интересно, а к чему его еще стоит приобщить. И
тогда, поверьте, Вы будете для него отличным родителем
и
прекрасным другом! А что еще нужно?..
«Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его