Родительское собрание в группе раннего развития: "Адаптация воспитанников и родителей к условиям ДОУ"
Автор: Свистельникова Александра Юрьевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Метелица" Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: Методическая разработка Тема: Родительское собрание в группе раннего развития: "Адаптация воспитанников и родителей к условиям ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Методическая
разработка
педагога-психолога
первого
родительского
собрания в группе раннего развития на тему: «Адаптация воспитанников и
родителей к условиям ДОУ».
г. Новый Уренгой, МАДОУ «ДС «Метелица»
педагог-психолог Свистельникова Александра Юрьевна
Работа
практического
психолога
в
системе
дошкольного
образования
предполагает
определённый
перечень
мероприятий
направленный
на
повышение культуры психологических знаний всех участников воспитательно-
образовательного
процесса,
повышение
компетенций
взрослых,
проводит
психологическую
диагностику
детей
и
на
основе
полученных
результатов
осуществляет развивающую и коррекционную работу.
В дошкольном детстве большинство психических функций находится в
стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической
и развивающей работе.
С
целью
создания
условий
для
полноценного
психического
развития
ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в
период адаптации, составляет необходимые рекомендации.
Предлагаю методическую
разработку
педагога-психолога
первого
родительского собрания в группе раннего развития на тему: «Адаптация
воспитанников и родителей к условиям ДОУ».
Цель: познакомить родителей друг с другом, настроить на позитивные
взаимоотношения и взаимодействия в группе, рассказать об адаптации к ДОУ и
её особенностях в группе раннего возраста, а также собрать необходимую
информацию
о
семьях
(воспитанниках
и
родителях)
посредством
анкетирования.
Задачи:
Настроить присутствующих на рабочий лад.
Познакомить родителей группы друг с другом.
Обозначить важность адаптационного периода у детей раннего возраста к
условиям пребывания в детском образовательном учреждении.
Рассказать родителям о том, что такое адаптация, и каковы её особенности в
раннем возрасте.
Провести анкетирование родителей.
Материалы к родительскому собранию:
анкеты;
информационные памятки и буклеты;
инструментарий для мини-тренинга.
Ход родительского собрания.
Уважаемые папы и мамы, здравствуйте!
Наша встреча будет состоять из нескольких частей.
1.
Теоретической части. Тема: «Адаптация воспитанников и родителей к
условиям ДОУ».
2.
Анкетирования родителей.
3.
Практической
части.
Мини
–
тренинг
для
родителей
групп
раннего
возраста «Давайте знакомится!».
4.
Ответы на интересующие вопросы.
1. Одним из важнейших приоритетов дошкольного образования является
поддержание
и
укрепление
всех
компонентов
здоровья
каждого
ребёнка:
физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в
условиях
современного
детского
сада
является
приоритетной,
особенно
в
адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и
эмоционального
напряжения.
Базовая
ценность
-
здоровье
превращается
в
воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада
для
вновь
пришедших
детей
особой
атмосферы,
основанной
на
создании
комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
Поступление ребёнка в детский сад является особым периодом жизни для
всей семьи: и для ребёнка, и для родителей.
Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо
смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те,
к которым он привык в семье. Чёткому режиму дня, отсутствию родителей, как
правило, иному стилю общения, необходимости общения со сверстниками,
новому
помещению
-
все
эти
изменения
создают
для
ребёнка
стрессовую
ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде
плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.
Взрослые окружающие малыша (педагоги и родители) должны понимать,
насколько ответственен момент адаптации ребёнка к условиям детского сада, и
насколько
серьезные
последствия
для
здоровья
ребёнка
он
может
спровоцировать.
Очень важно сделать привыкание ребёнка к детскому саду максимально
безболезненным.
Комплексный
подход
в
решении
проблемы
адаптации
детей
раннего
возраста к образовательному учреждению – вот ключ решения данного вопроса.
Опираясь на современные психолого-педагогические исследования, под
адаптацией понимают приспособление или привыкание организма к новым
условиям, обстановке. При этом необходимо помнить, что данный процесс у
каждого малыша проходит по-разному, в зависимости от его индивидуально-
типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает
ребёнка.
Тем не менее, выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к
условиям детского сада – лёгкую, среднюю и тяжёлую.
В основе данной градации лежат такие показатели как:
Быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребёнка;
Проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;
Наличие интереса к предметном миру;
Частота и длительность острых вирусных заболеваний.
Легкая адаптация проходит в течение 1-2 недель. Переживания ребёнка
наблюдаются не более 14 дней. Малыш быстро начинает проявлять интерес к
окружающим: воспитателям и детям, наблюдаются незначительные нарушения
сна
и
аппетита.
Ребёнок
не
болеет,
к
концу
второй
недели
он
уже
легко
расстаётся с родителями, нормализуется его эмоциональное состояние.
При адаптации
средней
тяжести у детей наблюдаются значительные
нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца. Малыш
обычно
пассивен,
капризничает,
раздражителен,
часто
плачет,
его
не
интересуют игрушки, он перестает пользоваться активным словарем. Часто
происходят
нарушения
в
работе
вегетативной
нервной
системы
–
это
выражается в появлении бледности кожных покровов, потливости, появляются
тени
под
глазами,
фиксируется
изменение
стула.
Ребёнок
подвержен
инфекционным заболеваниям, которые протекают в тяжелой форме. Обычно
описанная
симптоматика
начинает
проходить
через
месяц,
после
первого
посещения детского сада.
Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к
дошкольному учреждению. Ребенок, трудно привыкающий к детскому саду, как
правило, подвержен длительным и тяжелым заболеваниям. Иммунная система
малыша не справляется с инфекциями, и они начинают сменять одна другую.
Он эмоционально истощен, капризничает, часто наблюдаются невротические
состояния. Родителей и педагогов беспокоит аппетит крохи – он отказывается
от
еды,
попытки
накормить
могут
заканчиваться
рвотой.
Нарушается
сон,
ребёнок спит очень чутко, часто просыпается, плачет во сне, долго не может
заснуть. Малыша не радует окружающая обстановка. Он отказывается играть с
любимыми
игрушками,
почти
не
общается
с
другими
детьми,
пассивен
в
общении
с
взрослыми.
В
зависимости
от
индивидуально-типологических
особенностей (типа высшей нервной деятельности, вида темперамента) ребёнок
может
быть
или
тихим
и
подавленным,
или
наоборот
агрессивным
и
истеричным.
Такое
состояние
может
наблюдаться
в
течение
нескольких
месяцев,
при
этом
угнетаются
все
жизненные
силы
малыша,
замедляются
темпы физического и психического развития.
Исходя из вышесказанного следует, что факторами, от которых зависит
течение адаптационного периода является:
•
возраст;
•
состояние здоровья;
•
уровень развития;
•
умение общаться со взрослыми и сверстниками;
•
сформированность предметной и игровой деятельности;
•
приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ могут стать:
•
отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
•
Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
•
неумение занять себя игрушкой;
•
несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;
•
отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Во избежание подобных причин, необходимо:
•
Соблюдать режим дня ребёнка (даже в выходные и праздничные дни).
Режим дня должен быть приближен к режиму дня в детском саду.
•
Создавать в семье спокойную дружескую атмосферу.
•
Устанавливать чёткие требования к ребёнку, быть последовательным в их
предъявлении.
•
Быть терпеливым.
•
Формировать у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
•
Поощрять игры с другими детьми, расширять круг общения со взрослыми.
•
Когда ребёнок с вами разговаривает, слушать его внимательно.
Вашему
вниманию
будут
предложены
информационные
памятки
для
повышения эффективности адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
(Приложение 3)
В них содержится необходимая информация о том, что такое адаптация,
какие виды адаптации бывают. Описаны факторы и причины дезадаптации. А
также
рекомендации
по
повышению
эффективности
адаптационных
механизмов (что необходимо сделать и что, категорически делать нельзя).
Уважаемые родители! Двери кабинета педагога-психолога открыты для вас
в течение рабочей недели согласно графику работы (вторник с 08.00 – 10.00,
четверг с 17.00 – 19.00).
2. Далее, мы предлагаем вам ответить на вопросы анкет, которые помогут
педагогам
детского
сада
лучше
узнать
особенности
вашего
ребёнка
для
создания благоприятных условий его развития, а также более успешной работы
педагогов образовательного учреждения.
Первая
анкета
состоит
из
25
вопросов.
Она
касается
особенностей
эмоционально-личностного развития малыша, его поведения, изучения ваших
взглядов на воспитание ребёнка. (Приложение 1)
Вторая анкета включает в себя 13 вопросов направленных на изучение
состояний
ребёнка,
свойственных
ему
в
привычных
домашних
условиях.
(Приложение 2)
После
того,
как
анкеты
заполнены,
переходим
к
следующей
части
родительского собрания – мини-тренингу. Он длится не более 15 – 20 минут, но
проходит всегда очень динамично, позитивно.
3.
Мини
–
тренинг
для
родителей
групп
раннего
возраста
«Давайте
знакомится!»
Цель:
создание
благоприятной,
комфортной
обстановки,
настрой
на
рабочий лад, снижение напряжённости среди родителей группы, знакомство
родителей (семей) друг с другом.
Инструментарий: бейджи, фломастеры или цветные карандаши, стикиры
(можно цветные), планшетки, ручки, детская игрушка (мяч, кукла или пр.).
Участники:
присутствующие
родители,
педагоги
группы
и
педагог-
психолог.
Ход мини-тренинга :
№
п/п
Цель
Содержание
Примечание
1.
Настрой на рабочий лад,
создание
комфортной,
доброжелательной
обстановки.
Знакомство
присутствующих
членов
группы
друг
с
другом
и
снижение напряжённости.
Упражнение «Здравствуйте, меня зовут…»
Инструкция:
«Уважаемые
родители,
сейчас,
мы
будем
знакомиться друг с другом. Ваша задача – назвать
своё имя, наша – запомнить.
Знакомится, начнём по кругу, по часовой стрелке,
следуя небольшому правилу: «У кого мяч, тот и
говорит»»
Упражнение
проводится
в
кругу.
Можно
с т о я
и л и
в
положении
сидя.
Упражнение
может
проводится
с
мячом или без
по желанию.
2.
Знакомство
родителей
с
детьми
(именами
детей)
друг
с
друга,
получение
и н ф о р м а ц и и
в
непринуждённой
обстановке.
Упражнение «Мой ребёнок»
Инструкция:
«Итак,
играем
с
мячом,
передаём
его
против
часовой стрелки. Ещё раз называет своё имя и имя
своего ребёнка.
Например, «Меня зовут …, мою дочь / сына - …»»
Игра с мячом
3.
Снятие эмоционального и
мышечного
напряжения,
настрой
на
рабочий
лад,
нахождение
общего
у
участников,
повышение
настроения.
Упражнение «Те кто…»
Инструкция:
«По моей команде вам необходимо выполнить то,
или иное действие.
Например,
«Поменяйтесь
местами
те,
у
кого
есть сёстры, и те, у кого есть сёстры, должны
поменяться местами».
Итак,
Поменяйтесь местами и кивните головами те,
кто сегодня пришёл на родительское собрание.
Поменяйтесь местами и хлопните в ладоши
те,
кто
сегодня
хотя
бы
один
раз
сказал:
«Здравствуйте!».
Поменяйтесь
местами
и
топните
те,
кто
сегодня завтракал.
Поменяйтесь местами и подпрыгните те, у
кого девочка (ребенок, ходящий в эту группу).
Поменяйтесь местами и покружитесь вокруг
себя те, в чьей одежде присутствует белый
цвет.
Поменяйтесь местами и присядьте те, у кого
мальчик.
Возьмитесь за руки и скажите хором: «Вау!»
те, чьи дети ходят в эту группу.
Похлопайте друг – другу те, кто только что
сказал: «Вау!» и чьи дети ходят в детский сад
«Метелица».
Признаки,
движения и их
количество
могут
варьироваться
в
зависимости
от
наполнения
группы.
4.
Положительный
настрой,
т р е н и р о в к а
у м е н и я
выделять
необходимые
к а ч е с т в а
л и ч н о с т и ,
повышение
самооценки,
самопрезентация.
Упражнение «Мы такие ….»
Инструкция:
«Каждый
участник
отмечает
2-3
качества
(достоинства),
которыми
обладает
сам
и
его
ребёнок».
В
данном
упражнении
действует
следующая
В
д а н н о м
упражнении
важно долго не
обдумывать
качества, иначе
снижается
формула: «Я такая/ой, а мой ребёнок или имя …
такой/ая
…».
Затем
переходит
к
следующему
соседу».
Например,
Я
(Марина)
активная
и
весёлая,
а
Сонечка - ласковая
т е м п ,
и
участники
начинают
отключаться.
5.
Положительный
настрой,
тренировка
способности
с д е л а т ь
п р и я т н о е
собеседнику
Упражнение «Подарок»
Инструкция:
«Сейчас,
у
вас
будет
возможность
сделать
приятное
–
подарить
маленький
презент
или
большой подарок собеседнику».
6.
Актуализация
нежных
чувств к своему ребёнку
посредством
вербальных
символов.
Упражнение «Слова»
Инструкция:
«Я
раздам
Вам
небольшие
листы
бумаги,
карандаши. Вам необходимо написать минимум 5
ласковых
слов,
вашему
малышу.
Можете
обратиться
к
нему
нежно,
сделать
комплимент,
сказать ласковое слово».
Работа сидя на
м е с т а х
с
планшетками.
Е с л и
у
родителей
есть
желание,
они
могут озвучить
ласковые слова
записанные
на
бумаге.
7.
Обсуждение
эмоционального
состояния,
настроения
в
п р о ц е с с е
р а б о т ы ,
тренировка способности к
рефлексии
Рефлексия.
Расскажите о вашем настроении.
Оно как-то изменилось с начала встречи?
Получилось ли познакомиться с родителями
нашей группы?
Что нового вы узнали?
и т.д.
4. Теперь, у вас есть возможность задать вопросы, ответы на которые вы не
получили в ходе нашей встречи.
Благодарим
вас
за
внимание
и
активность,
надеемся,
что
наше
сотрудничество будет эффективным!
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Приглашаем принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут педагогам
детского сада лучше узнать особенности вашего ребёнка для создания благоприятных
условий его развития и более успешной работы педагогов.
№
п/п
Вопросы / ответы
1
Ребёнок Ф. И.
Дата рождения
Домашний адрес, телефон
2
Мать
Ф.И.О.
Год рождения
Образование
Место работы
3
Отец
Ф.И.О.
Год рождения
Образование
Место работы
4
Жилищные условия
(подчеркнуть)
а) отдельная благоустроенная квартира
б) квартира с подселением
в) съемное жилье
г) частный дом
5
Экономическое положение семьи
(подчеркнуть)
а) низкий материальный доход
б) средний материальный доход
в) высокий материальный доход
6
Состав семьи
(кто проживает вместе с ребёнком)
Ф.И.О.
и
степень
родства
(брат,
сестра, бабушка и т. д.)
•
.
•
.
•
.
•
.
7
К кому из членов семьи ребёнок
больше привязан
8
Часто
ли
болеет
ребёнок,
какие
тяжелые
заболевания,
травмы
перенес:
9
Какие игрушки любит ребёнок?
Основные виды игр и занятий с
ребёнком дома:
10
Как обычно зовут ребёнка дома?
11
Какие
навыки
самообслуживания
уже обретены ребёнком?
12
Как
засыпает
ребёнок
дома?
(нужное подчеркнуть):
•
быстро
•
медленно
•
сам
•
рядом сидит кто-то из взрослых
•
иногда мочится во сне
•
раздевается перед сном и одевается перед сном сам
•
раздевается перед сном и одевается перед сном с
помощью взрослых
13
Какой аппетит у Вашего малыша?
(подчеркнуть):
•
хороший
•
ест всё
•
ест плохо и мало
•
выбирает
14
Охотно ли вступает в контакты,
•
с детьми своего возраста
общение (подчеркнуть):
•
с детьми старшего возраста
•
с незнакомыми взрослыми
•
с родными
15
Каким Вы считаете своего ребёнка
(подчеркнуть):
•
спокойным
•
мало эмоциональным
•
очень эмоциональным
16
Какие
методы
в
во спитании
считаете наиболее эффективными
(подчеркнуть)
а) поощрение
б) наказание
в) требование
г) приучение
д) другое (дописать)
17
К а к и е
в и д ы
п о о щ р е н и я
используете чаще (подчеркнуть)
а) словесная похвала
б) подарки
в) ласки
г) другое (дописать)
Какие
виды
наказания
наиболее
действенны в воспитании
(подчеркнуть)
а) физические наказания
б) словесная угроза
в) лишение развлечения
г) проявление Вами обиды
д) другое (дописать)
Что
вызывает
осложнения
в
о б щ е н и и
с
д е т ь м и ?
К а к и е
трудности испытываете?
И меют ся
ли
разногласия
с
д р у г и м и
ч л е н а м и
с е м ь и
в
вопросах воспитания? В чем они
выражаются?
Как проводите досуг в семье?
Проблемы семейной педагогики, к
ко т о р ы м
В ы
и с п ы т ы в а е т е
наибольший интерес:
Какие
формы
сотрудничества
с
педагогами ДОУ для Вас наиболее
привлекательны:
•
возможность видеть ребёнка в группе в разных видах
деятельности;
•
обмен
мнениями
о
развитии
детей
в
бе седах,
дискуссиях;
•
участие в совместных с детьми досугах;
•
участие
в
практикуме
или
тренинге,
обогащающем
Ваши
воспитательные
умения
и
др.
(при
желании
дополните)
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, бланк анкеты. Отвечая на вопросы анкеты,
постарайтесь отметить состояние ребёнка, свойственное ему в привычных домашних
условиях.
№
Вопрос
Характеристики
Баллы
1.
Ф.И.О. заполняющего анкету
2.
Фамилия, имя ребёнка, возраст
3.
Какое
настроение
чаще
всего
бывает у Вашего ребёнка?
Бодрое, уравновешенное
Неустойчивое раздражительное
Подавленное
4.
Какой у Вашего ребёнка аппетит?
Хороший
Избирательный, неустойчивый
Плохой
5.
Как Ваш ребёнок засыпает?
Быстрое засыпание (до 10 минут)
Неустойчивое
Медленное
6.
Как Ваш ребёнок спит?
Продолжительность сна соответствует возрасту
Неустойчивая продолжительность сна
Не соответствует возрасту
7.
У м е е т
л и
В а ш
р е б ё н о к
самостоятельно играть?
Умеет
Не всегда
Самостоятельно не играет
8.
Легко
ли
Ваш
ребёнок
идёт
на
контакт с другими взрослыми?
Легко
Избирательно
Трудно
9.
Как
Ваш
ребёнок
перено сит
разлуку с матерью?
Легко, быстро утомляется
Через некоторое время успокаивается
Тяжело
10.
Е с т ь
л и
у
В а ш е го
р е б ё н к а
привычка
сосать
палец,
грызть
ногти,
часто
хныкать,
теребить
кончик носа или др. (укажите)
11.
Испытываете ли Вы какие-нибудь
сложности
в
воспитании
ребёнка
(укажите какие)
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 3
Адаптация
ребёнка к условиям детского сада
Под адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду
и привыкание к её условиям.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:
Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
Наличие у ребенка своеобразных привычек.
Неумение занять себя игрушкой.
Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Что необходимо делать:
Соблюдать режим дня ребёнка (даже в выходные и праздничные дни). Режим дня должен быть
приближен к режиму дня в детском саду.
Создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
Установить четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении.
Быть терпе ливыми.
Формировать у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
Поощрять игры с другими детьми, расширять круг общения со взрослыми.
Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
Что делать категорически нельзя:
Пугать детским садиком, негативно говорить о воспитателях в присутствии малыша.
Не стоит показывать свое волнение, тревогу малышу, связанную с ситуацией расставания.
Обманывать малыша. Если Вы пообещали прийти за ним после сна или прогулки – выполните
обещание. Вам верят, надеются и очень ждут!
Нарушать режим дня ребёнка (даже в выходные и праздничные дни).
С первого дня оставлять на целый день.
Водить в садик больного малыша.
Изменять требования к ребенку в зависимости от какой-либо жизненной ситуации.
Проявлять признаки нервозности, раздражительности по отношению к ребёнку.
Одевать слишком легко или, наоборот, кутать ребёнка.
Всё делать за малыша (отвечать, выполнять простые поручения, одевать).
Пугать ребёнка «Вот возьму и не приду за тобой…», «Мне не нужен такой ребёнок…» и пр.
С безразличием относиться к эмоциональным потребностям малыша.
Педагог-психолог А.Ю. Свистельникова