Автор: Бородовицына Ирина Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №45 Населённый пункт: Город Пятигорск Наименование материала: статья Тема: консультация для родителей "Уроки рисования" Раздел: дошкольное образование
Бородовицыной И.Ю.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития
эстетического
восприятия,
так
как
оно
связано
с
самостоятельной,
практической и творческой деятельностью ребенка.
Все
дети
любят
рисовать,
когда
это
у
них
хорошо
получается.
Рисование
карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования,
сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие
этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в
результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует
желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному
объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования в
детском саду приводят к выводу о необходимости использования таких техник,
которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую
мотивацию
к
рисованию.
Использование
на
занятиях
по
изобразительному
искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть
чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного
изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и
вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами
изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность
выбора.
Рисуем картошкой!
КАМЕШКИ. Разрежьте картофелину пополам. Проведите зубцами вилки
несколько раз, создав на разрезе рельеф. Окуните картофель в краску и сделайте
отпечаток.
РЫБКИ. Подушечкой большого пальца напечатайте тело, а кончиком
указательного пальца -- хвост. Фломастером дорисуйте глаза и рот.
ПУЗЫРЬКИ. Отпечатайте концом пластмассовой соломинки.
РАСТЕНИЯ. Разрежьте луковицу и сделайте отпечаток.
Кляксография
Суть заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и
разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть
образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?",
"Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к.
развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а
показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или
дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Итак, лист белой бумаги согните и разогните пополам. Вместе с малышом
поставьте на линии сгиба 2-3 разноцветных пятна гуаши (чернил). Сложите
лист пополам и с волшебными словами "крекс, фекс, пекс" проведите пальцем
от центра к краям. Откройте лист -- и получите бабочку или цветочек! После
высыхания фломастером дорисуйте мелкие детали.
Ниткография
Согните и разогните лист белого картона примерно 20х20 см. Возьмите толстую
шерстяную нитку длиной около 30 см и окуните ее конец на 8-10 см в густую
краску и положите ее между двумя половинками листа. Слегка надавив на лист,
водите ниткой. Скажите волшебные слова и посмотрите, что получилось.
Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и
дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия
получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в
сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному
развитию детей дошкольного возраста.
Рисуем по мокрому
Смочите водой бумагу и сразу начинайте рисовать. Когда подсохнет -- снова
смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми
очертаниями и плавными переходами.
Волшебная свеча
Восковой свечой (или кусочком хозяйственного мыла) втайне от ребенка
нарисуйте на плотной бумаге елочку или домик. Затем вместе с ним с помощью
поролона начинайте наносить на всю поверхность бумаги краску. Так как
домик, нарисованный свечой, будет жирным, краска на него не ляжет, и рисунок
внезапно проявится перед ребенком. Такой же эффект можно получить, вначале
рисуя канцелярским клеем.
Старое золото
С детьми более старшего возраста можно сделать картину, рисуя клеем ПВА,
который оставляет выпуклую линию. Затем этот рисунок нужно покрыть
золотой краской и слегка протереть черным кремом для обуви, создав эффект
"старого золота".
Выдуваем рисунки
Разводим водой до очень жидкого состояния краски двух цветов. Оба цвета
вплотную друг к другу наливаем на лист плотной бумаги. В центр опускаем
соломинку для коктейлей и, направляя ее в разные стороны, начинаем сильно
дуть. Получаются разноцветные ветвистые отростки. Если в средине рисунка
круговыми движениями мокрой тряпочки создать "лицо", а после высыхания
нанести на него глаза, рот, нос и уши, то получится веселый человечек.
Акварель с солью
Если еще не высохший акварельный рисунок посыпать солью, то соль
прилипнет к краске и при высыхании создаст эффект зернистости.
Потрескавшийся воск
Простой рисунок можно превратить в полотно художника прошлых веков. Для
этого необходимо рисовать восковыми карандашами. Главное - сильно
нажимать на карандаш и покрыть рисунком и фоном всю поверхность бумаги,
не оставив просветов. Затем аккуратно сминаем рисунок, начиная с краев.
Разворачиваем и повторяем еще раз, чтобы получилось побольше трещин.
Берем темную жидкую краску и заливаем ее во все трещинки, а затем
промываем рисунок с обеих сторон под краном и даем высохнуть. Если ваша
картина получилась слишком измятой, ее можно прогладить, положив между
двух газетных листов.
Точечный рисунок
Попробуйте порисовать фломастером или карандашом, делая множество точек,
быстро-быстро ударяя инструментом по листу бумаги. А лучше всего
получаются точечные рисунки красками. Можно использовать жесткую
кисточку, а можно - спичку, очищенную от серы и туго замотанную небольшим
кусочком ваты. Ее окунают в краску и начинают творить.
Ксерокопия без ксерокса
Для развития мелкой моторики рук очень полезно рисование вслепую через
лист копировальной бумаги. Положите его красящей стороной на лист бумаги и
прямо по копирке начинайте рисовать пальцами, карандашом или тупой
палочкой. Когда рисунок будет закончен, уберите копирку и вместе с ребенком
посмотрите, нет ли деталей, которые вы забыли изобразить.
Коллаж
В доме всегда найдутся ненужные открытки, фотографии, цветные вырезки из
журналов, которые можно соединить в большой коллаж. Когда с помощью клея
и ножниц вы создадите свое полотно, можете подкрасить фон или части
картины краской. Должно получиться что-то очень интересное.
Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под
рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой,
бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой
чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же
раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.