Напоминание

" Права ребенка в современном мире"


Автор: Марченко Екатерина Степановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СОШ №36
Населённый пункт: город Комсомольск на Амуре
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Права ребенка в современном мире"
Раздел: полное образование





Назад





Классный час
на тему
« Права ребенка в современном мире»
Цель:Воспитание граждан Российской Федерации, знающих и реализующих свои права и свободы, выполнение своих конституционных обязательств; в целях правового воспитания: продолжить знакомство учащихся с основными документами международного права; Всеобщей декларацией прав человека; Конвенцией о правах ребенка, основами российского законадательства; Конституцией Российской Федерации; Уголовным кодексом Российской Федерации. Воспитание уважительного отношения к закону и необходимости его соблюдения. Наглядность: 1.На доске лист календаря « 10 декабря – Международный день прав человека» 2. Рисунок: на фоне земного шара – дети, держащие за руки. 3. На партах – тексты Конвенции о правах ребенка. 4. На доске слова римского поэта Ювенала: « Детству следует оказывать величайшее уважение»; древнегреческого философа Платона: « В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих». Ход мероприятия: И вновь на календаре - 10 декабря. В этот день все мировое сообщество отмечает День прав человека. 10 декабря 1948 года ООН приняла самый главный документ по правам человека – Всеобщую Декларацию прав человека. А 20 декабря 1989 года - Конвенцию о правах ребенка. Что такое права человека? ( возможность что - либо делать, осуществлять) Сегодня в мире нет проблем важнее, чем проблема прав и свобод человека. Почему? Только зная свои естественные права и свободы, имея и умея их реализовывать в жизни, можно стать счастливым человеком. А тот, кто почувствовал вкус свободы, никогда не променяет ее ни на какие блага. Нам очень хочется, чтобы вы все были счастливы. Основополагающим документом по правам ребенка является Конвенция о правах ребенка.
Вопрос 1. Какие права и свободы зафиксированы в данном документе? - равенство в правах независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, происхождения, состояния здоровья….. - право на жизнь, - право на имя, - право на приобретение гражданства, - право жить и воспитываться в семье, - право на поддержание отношений с родителями, если они разлучены, - право свободно выражать свои взгляды; мнение, - право на свободу мысли, совести и религии, - право на свободу ассоциаций, мирных собраний, - право на доступ к конференции, - право на доступ информации, - право на образование, - право на достойный уровень жизни, - право пользоваться благами социального обеспечения, - право на отдых и другие. Сегодня мы продолжим изучение прав и свобод ребенка. И свое внимание сосредоточим на статьях № 37,38, 39, 40 Конвенции о правах ребенка. Мы живем в сложное и трудное время. Как ни парадоксально человечество вступило в XXI век, в новое тысячелетие, но прихватило с собой множество нерешенных проблем и породило новые. По – прежнему сохраняется угроза самому сокровенному праву – праву на жизнь. Опасность всему живому сегодня представляет международный терроризм. Что такое террор? Обращаемся к словарю:
Терроризм –
совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба и т.д., эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти. Весь мир вздрогнул от международного акта терроризма, совершенного 11 сентября при взрыве торгового центра в США. Но еще в большей степени, когда заложниками террористов стали зрители мюзикла « Норд – Ост» в октябре 2003 года в Москве. Среди них как в зале так и на сцене были
дети!

Много детей.
Эти деяния станут одним из страшных преступлений XXI века. Они являются нарушением ст. 37 Конвенции о правах ребенка.
Зачитать ст. 37 пункт а. « Ни один ребенок не должен быть подвергнут пыткам, другим жестоким бесчеловечным или уничтожающим достоинство видам обращения….» Доктор Рошаль – человек с мировым именем и авторитетом отправился в пекло террористов, чтобы спасти детей Ему удалось, спасти к сожалению, далеко не всех. И тем не менее, террористы не смогли ему отказать. Остальных спасал отряд спецназа «Альфа». Мы преклоняемся перед мужеством этих людей. Они действительно являются гордостью нашей нации. Они провели операцию не имеющую аналогов в мире. Сделали невозможное. Но пять детей погибли. Доктор Рошаль публично просил прощение, что ему не удалось их спасти. Ребята, каждый из нас сегодня может оказаться в такой ситуации. Как поступить, как выжить? Рассчитывая не только на помощь государства и силовых структур? Нужно во многом быть готовым самому. Я представляю слово ученику Шевелеву Алексею – министру нашего класса по делам и безопасности, который каждому из нас даст несколько полезных советов, о том как себя вести, если вы оказались в заложниках: 1. Ни в коем случае не конфликтуйте с террористами. 2. Не делайте резких движений, на всякое действие спрашивайте разрешение. 3. При угрозе применения оружия ложитесь на живот, защитив голову руками, подальше от окон, застекленных дверей. 4. При ранении меньше двигайтесь – это уменьшит кровопотерю. 5. В присутствии террористов не выражайте неудовольствия, воздержитесь от криков и стонов. Не реагируйте на провокационное поведение. 6. Используйте любую возможность для спасения. 7. Если произошел взрыв, примете меры недопущению пожара и паники, окажите первую помощь пострадавшим. 8. Запомните приметы террористов ( лица, одежду, оружие – все, что может помочь спецслужбам). 9. Во время освобождения выберите место за каким – нибудь укрытием, не высовывайтесь до окончания стрельбы, выполняйте требования работников спецслужб. В XXI век мы взяли и такое непопулярное средство решение споров и конфликтов как война - полыхает война на Ближнем Востоке. В военные конфликты втянуты дети: - они погибают, - воюют, - получают ранения. Читаем ст. 38 п.2,3 Вопрос: - до какого возраста не разрешено прямое участие в военных конфликтах? - до 15 лет, - при вербовке – отдавать предпочтение детям более старшего возраста.
Ст.38 п.4 Государства должны принимать меры по защите гражданского населения, включая детей. Участие солдат в возрасте старше 18 лет в вооруженном конфликте считается возможным только в силу призывного возраста. Третьей серьезной проблемой современной России является рост преступности. Вопросы: 1. Что такое преступление? (виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания). 2. Что такое вина? (отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям). 3. Когда возникает вина? а) если суд установит, что в действиях правонарушителя был умысел. б) когда преступление совершенно без умысла, но по не осторожности: - преступной самонадеянности; - преступной небрежности. 4. Кто устанавливает вину? (суд) 5. Суть презумпции невиновности: Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом. 6. Когда вина доказана, наступает юридическая ответственность – это государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством, обществом. 7. Виды юридической ответственности: - дисциплинарная, - гражданско - правовая, - административная, - уголовная. 8. Принципы наступления уголовной ответственности: - совершение преступления; - приготовление к нему; - покушение на преступление; - соучастие в преступлении. 9. С какого возраста наступает уголовная ответственность? Обращаемся в юридический отдел, представленный учениками нашего класса. Анализ Уголовного Кодекса Российской Федерации статья 20. С 16 лет, но за особо совершенные преступления, согласно статьи 20 Уголовного Кодекса Российской Федерации с 14 лет. 10. Каково состояние преступности в нашем городе? Включаем телевизионную передачу «Пресс – центр УВД сообщает» Выступают наши корреспонденты, родители, которые работают в УВД города Комсомольска – на Амуре. 2010 году – всего совершенных преступлений – 7461,
из них несовершеннолетними – 448. 2011году (10 месяцев) – совершенно – 5254, из них несовершеннолетними – 393.
Печальная статистика
11. Каковы причины совершения преступлений? Обращаемся к криминологам. Что такое криминология? - наука о преступности, ее причинах, личности преступника, путях и средствах ее предупреждения. Выступления учащихся. Биологические причины преступности (выступления детей) - передача по наследству, - отклонение в умственном развитии. Социальные причины коренятся в окружающей человека социальной среде, самом обществе: - безработица, - невысокий материальный достаток, - пьянство. Психологические причины коренятся в самом человеке, особенностях его личности, характера, интересов, потребностей. Одним из признаков потенциального правонарушителя является его аморальным поведение, пренебрежительное отношение к моральным нормам. В чем заключается аморальное поведение преступника? Одной из причин правонарушений является бездуховность. Под духовностью подразумевают наличие в человеке богатого внутреннего мира, души, умению ее слушать. Замечено, что духовностью обладают люди, которые любят искусство, читают серьезную литературу, то есть развивают душу. Бездуховный человек примитивен в своих желаниях: поесть, поспать, выпить, затуманить мозги…, ощутить свою власть и силу над другими. Криминологи считают, что именно такие люди чаще всего совершают преступления. Как же формируется духовная нищета? Каковы ее источники? 1.Пренебрежительное отношение к учебе. 2. Стремление к бесцельному времяпрепровождению. Подавляющее большинство правонарушителей называют своим любимым занятием просмотр западных видеофильмов. На первом месте – фильмы ужасов. На втором – порнография – примитивное изображение интимной жизни. На третьем – боевики и детективы. 3.Преобладание материальных потребностей, то есть вещизм. Большинство потенциальных правонарушителей назвали главной целью в жизни – приобретение различных вещей и других материальных ценностей. Но получит все это они хотели бы так, чтобы не работать. У девушек: на первом месте – красивая и дорогая одежда, косметика, ювелирные украшения. У парней – аудио, видео аппаратура, компьютер, автомобиль.
Признаком бездуховности является зависть и жадность. Это те черты человека, которые в нем давят все человеческое и нередко приводят к преступлениям. Что делать, если ребенок совершил преступлений? Чтение статьи 40 пункт 1 Конвенции о правах ребенка. Каковы права ребенка, лишенного свободы? Чтение пункта I - Презумпция невинности. 1. Немедленное информирование его родителей, лиц их заменяющих. 2. Право на защиту со стороны адвоката; оказание правовой помощи. 3. Право на заслушивание свидетелей. 4. Право на обращение в вышестоящий суд. 5. Бесплатная помощь переводчика, если ребенок не понимает используемого языка. 6. Полное уважение его личной жизни на всех стадиях разбирательства. Пункта III 1. Государства устанавливают минимальный возраст уголовной ответственности. 2. Желательным и необходимым на использование судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека. Пункта IX Проведение различных альтернативных мероприятий: 1. Назначение испытательного срока. 2. Воспитательные меры. Согласно Конституции Российской Федерации – основному закону нашей страны статьи 22 «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения срок задержания – не более 48 часов». Согласно Конвенции дети имеют право на гуманное обращение: - дети, лишенные свободы, содержаться, отдельно от взрослых; - имеют право поддержить связь с семьей путем переписки, свиданий; - доступ к правовой помощи, право оспаривать законность лишения свободы. Какими мы бы не были гуманными права ребенка, лишенного свободы, лучше избежать всего этого. Как? - нужно много работать над собой, воспитывая характер, развивая силу воли, волевые качества. - быть духовно богатым; добросовестно учиться, иметь хороших друзей, правильно организовывает свое свободное время, развивая свои разумные интересы, потребности. Важнейшим средством профилактики является занятость каждого из вас в свободное от уроков время. Выступление президента класса о занятости учащихся класса. 30% учащихся занимаются спортом. Одна из них достигла очень серьезных результатов: в этом году ей присвоено звание Мастера спорта по спортивной акробатике (выступление ученицы).
Многие ребята занимаются восточным единоборством. Трое одноклассников – серьезной музыкой. Мои одноклассники рисуют, вяжут, танцуют.
Учитель:
Итак, мы рассмотрели сегодня важные права и свободы детей. Зная и реализуя свои права и свободы, можно стать свободным и полноправным гражданином Российской Федерации. Но этим понятие свободы не исчерпывается. Свободным является лишь то общество, в котором наряду с правами граждане выполняют обязанности. Какие обязанности граждан зафиксированы в конституции Российской Федерации: - забота о детях и их воспитание; - обязательное основное общее образование; - забота о сохранении исторического и культурного наследия; - платить налоги и сборы; - беречь природу; - защита Отечества – долг и обязанность граждан Российской Федерации.
Ну а пока вы дети! Но уже пишите свою биографию с чистого листа, и

пусть в нем будет меньше помарок.

Наслаждайтесь своим детством.

Будьте детьми!

Будьте достойными гражданами Российской Федерации.


В раздел образования