Напоминание

"Лицейские друзья Пушкина. "И.И. Пущину". Художественные особенности стихотворного послания. Двусложные размеры".


Автор: Воронцова Анжелика Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №24"
Населённый пункт: город Волгодонск
Наименование материала: коспект урока
Тема: "Лицейские друзья Пушкина. "И.И. Пущину". Художественные особенности стихотворного послания. Двусложные размеры".
Раздел: среднее образование





Назад






Муниципальное образовательное учреждение

лицей №24

Конспект урока литературы в 6 классе на тему:

«Лицейские друзья Пушкина. «И.И. Пущину». Художественные

особенности стихотворного послания. Двусложные размеры».

Выполнила учитель русского

языка и литературы высшей категории

Воронцова Анжелика Николаевна,

мобильный телефон 8 919 886 91 70.

г. Волгодонск

2011 год


Цель урока:

*сформировать у учащихся представление об особенностях

художественного послания, двусложных размерах стиха

Задачи:

Образовательные:
ввести в новую тему, продолжить знакомство с биографией А.С. Пушкина, лицейскими друзьями поэта; обозначить роль друзей в жизни Пушкина и его поэзии; рассмотреть художественные особенности стихотворного послания; познакомить с особенностями двусложных размеров стиха;
Развивающие:
развивать грамотную речь учащихся, навык выразительного чтения лирического стихотворения; творческие и исследовательские способности учащихся, развивать умение находить необходимую информацию из различных источников, отрабатывать умение подбирать материал к презентации, правильно оформлять презентацию;
Воспитывающие:
воспитывать интерес и уважение к русской литературе и истории Отечества; воспитывать на примере А.Пушкина трепетное чувство к друзьям и дружбе.
Оборудование:
*портреты А. Пушкина, В. Кюхельбекера, А. Дельвига, К. Рылеева, И. Пущина; *тетради на печатной основе; *проектор, компьютер; *таблица стихотворных размеров; *оформленная доска (тема, знать, уметь).
Подготовка учителя:
*подбор соответствующего материала по теме урока, для знакомства с понятием размер стихотворения; *выразительное чтение художественного послания «И.И. Пущину»; *подбор портретов Пушкина, Кюхельбекера, Дельвига, Рылеева, Пущина; изображение лицея.
Подготовка ученика:
*знание основных фактов биографии Пушкина; *повторение терминов тема, рифма, ритм, эпитет; *индивидуальные задания (презентации о Пушкине, Дельвиге, Кюхельбекере, Пущине). Представленный урок - №2 по теме «Творчество А.С. Пушкина». Тип урока – комбинированный (смешанный) – реализует принципы урока усвоения новых знаний и урока применения полученных знаний на практике.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика
Организационный момент Словно зеркало русской стихии, Отстояв назначенье свое, Отразил он всю душу России! И погиб, отражая ее… Мотивационный этап Постановка целей урока Сегодня мы продолжаем разговор об Александре Сергеевиче Пушкине, начатый на предыдущем уроке. Александр Пушкин - «солнце русской поэзии»- так всегда называли Пушкина, так называем его и мы. Ведь Александр Сергеевич занимает особое место не только в культуре России, но и мировой: он создал художественные ценности мирового уровня. И как человек, и как художник, Пушкин стал символом русской духовной жизни. «Пушкин – наше всё»,- говорили о нём. Тема нашего разговора сегодня… (объявление темы, написана на доске). На уроке мы вспомним лицейских друзей поэта, познакомимся со стихотворными особенностями художественного послания (« И.И. Пущину»), научимся различать двусложные стихотворные размеры, отработаем технику выразительного чтения. Просматривают слайды презентации (приложение) Записывают тему урока в тетрадь Актуализация знаний Напомните, с каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке? Какую тему оно раскрывает? С каким фактом биографии связано появление этого стихотворения? Как вы считаете, важно ли знать факты биографии при изучении художественного произведения? -«Узник» -Свобода. -Ссылка в Кишинёв. Ответы детей
Напомните обстоятельства этой ссылки. Изучение новых знаний Работа с учебником Да, вольнолюбие Пушкина было не по нраву русскому царю, и Александр Сергеевич оказывается в Кишинёве. Именно в Кишинёве было тайное общество будущих декабристов. Это были люди действия, их желанием было изменить жизнь в России, ограничить власть царя парламентом и конституцией. Многие из них имели опыт боевых офицеров, ценили твёрдость, решительность, смелость, энергию. По всей вероятности, Пушкин знал о готовящемся восстании. В числе будущих декабристов и тех, чьи стихи ценили декабристы, были и друзья Александра Сергеевича: И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер. Расскажите, что вы знаете о них. В братстве друзья на протяжении всей жизни поддерживали друг друга. Когда Пушкина из Кишинёва перевели в Одессу, а затем – в его имение Михайловское Псковской губернии и лишили возможности общаться с друзьями, именно Иван Пущин поддержал Пушкина, приехав в Михайловское. Это была последняя встреча друзей. Николай I жестоко расправился с восставшими: 5 казнены через повешение, 120 сосланы в Сибирь. Вот что об этом пишет И. Пущин. Выступления подготовленных учеников с презентациями (полторы минуты каждая), (приложение). Комментированное чтение статьи учебника (стр.67) Чтение подготовленным учеником дополнительного материала (приложение).
Первичное восприятие текста Послушаем это стихотворение (чтение учителем наизусть). Анализ лирического стихотворения Словарная работа Отработка выразительности чтения Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Определим художественные особенности. Перечитайте 1-ю строку, что она содержит? (обращаем внимание на порядок слов) Какие слова указывают на личный характер? Перед нами – стихотворное послание. Что желает Пушкин своему другу? Часто ли в обычной речи употребляется такая форма? Что подчёркивает поэт такими оборотами? Назовите слова, которые передают важность момента? (дети комментируют, после этого слова проявляются на экране проектора) Предлагаю прочитать это стихотворение выразительно Чтобы глубже понять стихотворение, 1 строка содержит обращение Я, мой Запись определения в тетрадь Комментируют последние 4 строки Торжественность Благословил – воздал благодарность Огласил – напомнил громким звуком Провидение – высшая божественная сила, управляющая судьбами людей Заточение – пребывание в тюрьме, в ссылке Сначала делают пометы карандашом в тексте
Знакомство с двусложными размерами Формирование новых умений, применение новых знаний поговорим об особенностях поэтической речи. В чём они состоят? В чём есть ритм в окружающей жизни? Стихотворный ритм создаётся с помощью равномерного чередования ударных и безударных слогов. Для анализа возьмём строки из стихотворений Пушкина (строки из стихов написаны на доске). Встаёт заря во мгле холодной, На нивах шум работ умолк. _ _ _ _ - ударение на чётные - ямб. Мчатся тучи. Вьются тучи… _ _ _ _ - ударение на нечётные – хорей. (на доске – таблица со схемами размеров). Предлагаю на слух определить размер других стихотворений Пушкина. Зато зимой порой холодной Езда приятна и легка. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… Весна, весна, пора любви… Ветер, ветер, ты могуч… Вернёмся к нашему посланию. Есть
рифма
(созвучие окончаний стихотворных строк) и
ритм
(повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени). День – ночь, времена года. Отвечают, обращая внимание на таблицу ямб хорей ямб хорей
Отработка выразительности чтения Закрепление, систематизация Первичный контроль Подведение итогов Домашнее задание Определите его размер. Это любимый размер А. Пушкина. Двусложные размеры – самые распространённые размеры в русской поэзии, однако все стихотворения звучат по-разному. Прочитаем ещё раз выразительно «И.И. Пущину». Напомните, кому посвящено данное стихотворение? К какому жанру относится? В чём художественные особенности художественного послания? Каким размером оно написано? Как его отличить? Как называется второй двусложный стихотворный размер? В чём его особенность? Чтобы проверить, как мы усвоили материал, предлагаю выполнить 4 задания в тетрадях на печатной основе. (3 минуты, работы проверяются сразу взаимопроверкой) Анализ работы учащихся на уроке, комментированное выставление оценок. 1.Обязательное: выучить послание наизусть. 2. По выбору: подобрать примеры стихотворений (ямб, хорей) или найти художественное послание (Пушкина или другого автора) ямб Выразительное чтение Художественное послание. Ямб. Ямб – это … Хорей. Хорей – это …
А. А. Дельвиг(1798- 1831) В.К. Кюхельбекер И.И. Пущин (1797- 1846) (1798- 1859)
Александр Сергеевич Пушкин (1799- 1837)

Приложение.

Иван Пущин «Записки о Пушкине»
(отрывок) (для чтения подготовленным учеником) «Сцена переменилась. Я осуждён. 1828 года, 5 января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствия по разным мытарствам, я не знаю. Знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу Александрина Муравьёва и отдаёт листок бумаги, на котором неизвестной мне рукой написано было: «Мой первый друг, мой друг бесценный…»…»
Для презентации.

Иван Иванович Пущин
– декабрист, коллежский асессор. Сын сенатора Ивана Петровича Пущина и Александры Михайловны, урождённой Рябининой. Образование получил в Царскосельском лицее (1810 – 1817). Служил в лейб-гвардии Конной артиллерии. Вскоре после выхода из лицея Пущин вступил в первое тайное общество («Священная артель»), основанное гвардейскими офицерами в 1814 г. Член Союза спасения (1817) и Союза благоденствия (1818). После конфликта с великим князем Михаилом Павловичем оставил военную службу. Прибыл в Петербург незадолго до событий 14 декабря. Верховный суд 1826 г., признав его «виновным в участии в умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного, в участии управлением общества, в принятии членов и в отдаче поручений и, наконец, в том, лично действовал в мятеже и возбуждал нижних чинов», - приговорил его к смертной казни, которая была заменена пожизненной каторгой. Через 20 лет он был поселён сначала в Туринске, а потом в Ялуторовске. На поселении и после возвращения из Сибири поддерживал отношения почти со всеми декабристами и членами их семей, вёл обширную переписку, помогал нуждающимся. Возвращён из ссылки в 1856 г.

Антон Антонович Дельвиг
– барон, русский поэт, издатель. Родился в Москве, в семье генерал-майора, происходившего из обедневшего дворянского рода прибалтийских немецких баронов. Отец –Антон Антонович Дельвиг –офицер, майор Астраханского полка, генерал-майор. Мать – Любовь Матвеевна Красильникова – внучка русского учёного астронома. В 1811 г. Поступил в Царскосельский лицей, учился лениво, но стихи начал писать рано. В 1825 г. Женился на Софье Михайловне Салтыковой, и их дом стал одним из литературных салонов Петербурга. 1825г. – выпустил 7 книжек альманаха «Северные цветы», 1829г.- альманах «Подснежник», с 1830г. – предпринял издание «Литературной газеты», которое продолжалось после его смерти. Уже при жизни его стихи перелагались на музыку Даргомыжским, Варламовым, Глинкой, Алябьевым.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер
– русский поэт, писатель, общественный деятель, декабрист. Родился в Петербурге в семье обрусевших немцев-дворян. Отец – статский советник, саксонский дворянин, агроном. Детство прошло в Лифляндии. В 1811г. принят в Императорский Царскосельский лицей. Рано проявил интерес к поэзии и начал печататься св 1815г. в журналах «Амфион» и «Сын Отечества». На выпускном акте 9 июня 1817 года удостоен серебряной медали за успехи и учёность. По окончании лицея в 1817 году вместе с Пушкиным зачислен в Коллегию иностранных дел. С 1817 по 1820 преподавал русский и латинский языки в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. С 1817 – член тайной преддекабристской организации «Священная артель». Был на Сенатской площади с восставшими, покушался на брата царя. 25 января 1826 года доставлен в Санкт-Петербург в кандалах. Приговорён к каторжным работам на 20 лет. 22 августа 1826 года срок каторги сокращён до 15 лет. Умер в Тобольске от чахотки.
Упражнения по теме "Имя числительное"


Упражнение 1.

Запишите текст, определите разряд числительных.
22 августа 1880 года а Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.
Упражнение

2.

Определить разряды числительных по значению.
1) 15 февраля 1906 года родился известный татарский поэт Муса Джалиль. 2) Мусе не было и шести лет, когда он стал проситься в школу. 3) Муса за один год овладел программой всех четырех классов сельской школы. 4) В 1941 году Муса добровольцем отправляется на фронт.
Упражнение

3.

Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах

Составьте одно предложение с любым из числительных.
365 дней (р.) 297 карандашей (дат.) 143 посылки (пр.) 777 цветов (тв. ) 1945 год (тв. ) 2005 год (род., пр. )
Упражнение 4.

Выполнить анализ текста.
Пчеловодство- интересное и полезное занятие. Настоящий пчеловод, это человек, знающий и любящий свое дело. Он борется за жизнь каждой пчелиной семьи, за каждую пчелку. Он врач и управляющий, хранитель и покровитель своих любимцев. У опытных пчеловодов пчелы делают то, что нужно пчеловоду, он управляет ими. И от того, какой он управляющий или врач, зависит жизнь и здоровье крылатых тружениц. В работе с пчелами он отдает всего себя, здесь находит моральное удовлетворение, до тонкостей изучает биологию, жизнь пчелы и пчелиной семьи. В составе семьи бывает одна плодная матка. Несколько сотен трутней и от десяти до восьмидесяти тысяч рабочих пчел. Матка- это самая крупная пчела в семье. Длина матки от 20 до25 миллиметров. Вес от 150 до 300 миллиграммов, За сезон одна матка откладывает от 150 до 2000 тысяч яиц, а хорошие матки могут откладывать за сутки по 2000 яиц. Живут матки до пяти лет. Трутни- это пчелы мужского пола. Продолжительность развития 24 дня. Длина тела 15- 17 миллиметров. Живут три- четыре месяца. Осенью все погибают. Основная масса представлена рабочими пчелами. Свою деятельность внутри улья рабочие пчелы начинают сразу после выхода из ячеек6 чистят ячейки, кормят личинок, принимают нектар, кормят матку, строят соты, охраняют деток. Оружием для этого им служит жало. Длина рабочей пчелы 12- 14 миллиметров, вес- 100 миллиграммов. 100 тысяч рабочих пчел весят один килограмм. За нектаром пчелы могут летать на расстояние до пяти километров. При этом на каждом километре пути расходуется около одного килограмма нектара. Поэтому располагать пасеки от основных медоносных растений далее чем на два километра не рекомендуется.
Задания по тексту:
1) О чем говорится в тексте. Определите тему текста, тип и стиль речи.
2) Выпишите числительные с относящимися к ним словами. Укажите падеж числительных. 3) Определите разряды числительных по значению и по составу. 4) Определите синтаксическую функцию числительных 5) Выполните морфологический разбор имени числительного.
Упражнение

5.

Замените (где возможно) количественные числительные числительными

собирательными:
3 (девушки), 4 (гусята), 5 (брюки), 7 (тетради), 2 (друзья), 15 (козлята).
Тест по теме «Имя числительное»


1. На какие вопросы отвечает имя числительное?
А) кто? что? Б) какой? чей? В) какой? сколько? Г) что делать? что сделать?
2. Найдите словосочетание с числительным.
А) «тройка» за ответ; Б) третий по списку; В) утроить усилия; Г) трёхэтажный дом;
3. Найдите собирательное числительное.
А) двадцать учеников; Б) две десятых урожая; В) одиннадцать экземпляров; Г) двое очков;
4. В каких числительных мягкий знак пишется на конце?
А) от 5 до 20; 30; Б) от 5 до 20; В) от 5 до 30; Г) от 5 до 25;
5. С какими существительными не согласуется собирательное числительное?
А) двое учеников; Б) двое учениц; В) трое лисят; Г) трое ножниц;
6. Найдите простое числительное.
А) двадцать пять; Б) сорок четыре; В) пятьсот пятьдесят семь; Г) одиннадцать;
7. Найдите числительное с неверным окончанием.
А) в ста метрах; Б) с девяносто литрами; В) в сорока сочинениях; Г) из ста лыж;
8. В каком ряду все слова являются именами числительными?
А) три пятых, полтора, семь, полуторный Б) первый, второй, третий, который В) много, мало, сколько, трижды Г) двое, обе, полтораста, шестой
9. В каком варианте грамматические признаки числительного определены

неправильно?

А) пятьдесят — количественное числительное, сложное Б) сто первый — порядковое числительное, составное В) семерых — собирательное числительное в форме мужского рода предложного падежа Г) одному — количественное числительное в форме мужского рода единственного числа дательного падежа
10. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков

выделенных в предложении числительных?

Особенно тяжелыми были для него четыре года от тысяча восемьсот шестьдесят

пятого до тысяча восемьсот шестьдесят девятого, которые, может быть, стоили

четырех лет каторги.
А) четыре — числительное, количественное, простое, в форме именительного падежа, входит в состав подлежащего Б) тысяча восемьсот шестьдесят пятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения В) тысяча восемьсот шестьдесят девятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения Г) четырех — числительное, количественное, простое, в форме дательного падежа, входит в состав дополнения
Ответы на тест:
1. В
2. Б 3. Г 4. А 5. Б 6. Г 7. Б 8. Г 9. В 10. Г


В раздел образования