Напоминание

"оценка качества профессионального образования"


Автор: Остробородова Ирина Александровна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "оценка качества профессионального образования"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Традиции и инновации в оценке качества профессионального образования
Остробородова Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры инновационных образовательных технологий ГБУ ДПО Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования «Качественное, современное образование - это залог устойчивого развития нашей страны, основа д л я самореализации конкретного человека, основа для расширения социальных и экономических возможностей всех граждан страны, стратегический ресурс России, который мы должны укреплять и в полной мере использовать»
В. В. Путин Президент Российской Федерации
Сегодня Россия, как и все человечество, находится в поисках новых форм своего бытия, наиболее адекватных современному динамическому состоянию мировой эволюции и особенностям российской цивилизации, российской духовности и культуры. Образование становится способом, обеспечивающим существование социума как общества с определенными целями развития и связанной с ними структурой. Образование имеет решающее значение для развития личности, социальных институтов, общества в целом. Официальным признанием этой роли стало законодательное провозглашение сферы образования в России в качестве приоритетной. В Государственной Программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы сформулирована главная цель:  обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны;  создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно профессионального участия. Образование должно быть качественным, доступным, эффективным, отвечающим социальной и экономической ситуации в стране, регионе, городе. Для решения поставленных задач созданы и функционируют Системы оценки качества образования разного уровня, начиная с Общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). ОСОКО описывает независимые объективные формы оценки и контроля качества образования, и создана с целью совершенствования системы управления качеством образования в России, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях ее развития. В регионах созданы Региональные системы оценки качества образования. (РСОКО).
В Санкт-Петербурге в соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 20.01.2014 № 37-р действует Санкт-Петербургская региональная Система оценки качества образования. Цель СПб РСОКО – получение и распространение субъектами СПб РСОКО достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы принятия управленческих решений. СПб РСОКО представляет собой совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образования:  требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) дошкольного, общего и среднего профессионального образования;  образовательным потребностям участников образовательного процесса в образовательных организациях Санкт-Петербурга через получение полной, достоверной информации и последующей внешней и внутренней оценки. И в соответствии со статьей 28, п. 13 Федерального Закона № 273 от 29.12.2012 каждая Образовательная организация должна обеспечить функционирование внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). Кроме этого в стране действует независимая система оценки качества образования статья 95 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации». На международном уровне внимание к проблеме развития независимой оценки качества обусловлено тем, что многие страны начали связывать признание документов об образовании из других стран с наличием в них системы независимой оценки качества образования. Понятие «качество образования», используемое как основа модели оценки качества образования любого уровня, закреплено ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2, п.29). Качество как понятие относительное имеет два аспекта: первый - соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям, второй - соответствие запросам и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов. Исключительная актуальность обеспечения качества образования, по мнению экспертов из многих стран, определяется объективными причинами, сходными в наше время во всех странах. Вопросы качества образования выходят на одно из важнейших мест в системе экономического и социально–политического развития нашей страны, наблюдается его переход к новому качественному уровню. В целом идет пересмотр приоритетов образования и запросов общества, смена парадигмы подготовки учащихся и специалистов, в которой отражены иное содержание, иные подходы к обучению, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. В современных условиях перед школой, учителями и преподавателями образовательных учреждений среднего профессионального и
высшего профессионального образования стоят задачи подготовки личности, умеющей ориентироваться в окружающей среде. Культура и уровень образования должны соответствовать условиям современной жизни и потребностям формирования нового, гуманистического, открытого и информационного общества, для чего требуется и новый тип образования: личностно ориентированный, гуманистический и информационный. Именно качественные показатели образования в перспективе XXI в. в российских условиях требуют особого внимания, так как качество образования с каждым годом во все большей мере выступает важнейшим системообразующим и движущим фактором в социальном развитии и становлении личности. Качество образования сегодня представляет интерес не как абстрактная тема, а как ключ к решению назревших в обществе практических проблем. Качественное образование рассматривается с позиций целостности содержания, технологий обучения, методов контроля и оценки результатов на соответствие личностного развития жизненному самоопределению субъекта и требованиям общества в новых социально–экономических условиях. Оно выступает одной из важнейших характеристик, определяющих конкурентоспособность отдельных образовательных учреждений и национальных систем образования в целом. Формируются новые представления о качестве образования, получив которое человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. В этой связи качество образования рассматривается как понятие, отражающее способность образовательной системы обеспечивать достижение поставленных в образовании целей и задач, удовлетворять потребности конкретной личности в получении образования, обеспечивать его соответствие запросам общества и экономики, т.е. определяется его социально–экономической адекватностью. Особенно значение имеет понятие качество профессионального образования, которое характеризует деятельность социальной системы. Пока нет единого однозначного определения данного понятия, что обусловлено сложным междисциплинарным, системным характером категории качество профессионального образования. Частично такие сложности объясняются следующим. Сформировался многосубъектный потребитель и заказчик целей образования, каждый из которых отличается своими представлениями о качественном образовании: ● для обучающегося образование качественное, если оно содействует развитию его личности и профессиональной карьере; ● для педагогического сообщества приоритетным показателем качества образования является его результативность и востребованность; ● для работодателя образование качественное, если подготавливает компетентного работника; ● для общества качество образования отражается в личности, способной к эффективному социальному творческому пути. Исходя из того, что качествоэто соответствие назначению, а в среднем профессиональном образовании таковым (назначением) является развитие подготовленности выпускников – общей и профессиональной культуры, образованности и профессионализма, то его можно рассматривать как качество выпускников и качество образовательного процесса. Но с другой стороны, в качестве результата на выходе этого процесса отражается качество компонентов
образовательной системы и образовательного процесса. Следовательно, это качество включает следующие компоненты: ● качество основной профессиональной образовательной программы и всех ее составляющих; ● качество кадрового потенциала, задействованного в учебном процессе; ● качество обучающихся (в том числе абитуриентов); ● качество средств образовательного процесса: материально-технической и экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, используемых учебных аудиторий, образовательных технологий и др. Обобщая сказанное, попробуем уточнить понятие качество профессионального образования: а) качество профессионального образования означает качество выпускника – будущего специалиста (квалифицированного рабочего или специалиста среднего звена). Качество выпускника есть совокупность его профессионально-личностных свойств, соответствующих свойствам, заданным ФГОС; б) качество выпускника обеспечивается качеством образовательного процесса, т. е. уровень сформированности и развитости свойств специалиста определяется качеством процессов их формирования и развития; в) качество образовательного процесса определяется качеством частей, элементов его составляющих. Тогда качество профессионального образования означает качество выпускника –специалиста, подготовленного к выполнению профессиональной деятельности путем получения профессионального образования и последующего его развития на протяжение всей трудовой деятельности. Образовательный процесс в образовательном учреждении любого уровня представляет собой единство целей и содержания образовательного процесса (образовательных стандартов и образовательных программ, организационно-педагогических условий, форм аттестации, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также методических материалов и фондов оценочных средств), субъектов образовательного процесса (педагогических работников, обучающихся), средств образовательного процесса (материально-технической и экспериментальной базы, информационных ресурсов и т. п.) и способов образовательных процессов (методов и технологий). Поэтому качество образовательного процесса слагается из качества нормативно-целевых документов и образовательных программ, кадрового персонала, качества обучающихся, качества средств образовательного процесса (материально-технической и экспериментальной базы, учебно-методического и научно- методического обеспечения, учебных аудиторий, транслируемых знаний и т. д.); качества образовательной технологии. Все названные элементы интерпретируются как обеспечивающие качества, так как они направлены на формирование специалиста сферы профессионального обучения и вся их совокупность составляет пространство качества профессионального образования. В свою очередь, каждое из них имеет свой состав свойств и качество этих свойств. В такой ситуации правомерно утверждать, что имеет место совокупность разнообразных подсистем качества, имеющих в своей основе разную природу.
Таким образом, качество профессионального образования представляет собой сложную многоуровневую, динамическую систему качеств, ориентированных на обеспечение итогового качества – качества специалиста сферы профессионального образования. Понятие качество профессионального образования необходимо как для исследований, анализа и интерпретации различных явлений, аспектов педагогической деятельности так и для практики управления качеством профессионального образования. Контроль как элемент управления качеством образования В современных условиях сложное и многообразное понятие оценки качества образования претерпевает ряд концептуальных изменений – от проверки или оценки знаний и умений, через контроль усвоения знаний к отслеживанию учебных достижений обучающихся и, наконец, более новым понятиям, таким, как диагностика, измерение знаний, педагогические измерения учебных достижений, мониторинг, квалиметрический мониторинг, экспертиза, контрольно–оценочная система, единый государственный экзамен, выпускной квалификационный экзамен, образовательная статистика, педагогический анализ, оценка качества подготовленности, педагогическая интерпретация результатов, сертификация квалификаций. Проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Решение этой проблемы необходимо для оценки эффективности педагогических инноваций и технологий. Педагогический контроль является одним из важнейших компонентов педагогической системы и имеет место на всех стадиях ее реализации. Существует множество определений понятия «контроль»:  контроль (от франц. controle - проверка) - аналитическая функция управления, которая представляет собой осуществляемый субъектом управления комплекс мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений, а также проверки фактического состояния служебной деятельности организации;  контроль - процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными;  педагогический контроль - это способ получения информации о качественном состоянии образовательного процесса. Контроль преподавателя за процессом и результатом труда направлен как на деятельность обучающихся, так и собственную деятельность, а также на взаимодействие тех и других. Во многих источниках отмечается двоякая природа контроля. С одной стороны, контроль есть административно-формальная процедура проверки работы преподавателя и образовательного учреждения, результаты которой служат для принятия управленческих
решений. С другой стороны, контроль имеет значение для выявления уровня усвоения учебного материала. Контроль в обучении - это сложный, творческий процесс, требующий от преподавателя высокого уровня профессиональной подготовки, большой ответственности, соблюдения этических норм. Рассматривая роль контроля в образовательном процессе, исследователи подчеркивают, что он помимо решения собственных задач, в значительной степени помогает решать и многие общие задачи обучения:  совершенствует знания, делая их более прочными и систематизированными;  содействует формированию соответствующих знаний, умений и навыков, развитию мышления;  помогает преподавателю узнать индивидуальные особенности обучающихся;  способствует формированию и привитию навыков самооценки. Несомненно, контроль оказывает большое воздействие и на работу самого педагога, помогая ему совершенствоваться и стимулируя повышение качества его труда. Контроль как часть дидактического процесса и дидактическая процедура влечет за собой постановку проблемы о функциях проверки и ее содержании, о видах, формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения. Обобщение литературных данных показывает, что все многообразие функций контроля можно свести к следующему их перечню: обучающая, развивающая, управляющая, повторительно-обобщающая, диагностико-коррекционная, воспитывающая и контролирующая. Контроль знаний и умений обучающихся - один из главных элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно- воспитательным процессом и качество подготовки специалистов. Благодаря контролю между преподавателем и обучающимся устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса. Контроль должен быть:  планомерным и систематическим, т.е. осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять, исправлять ошибки;  объективным, позволяющим реально оценивать успехи и недостатки учебной деятельности обучающихся. Объективность определяется обоснованностью целей и содержания обучения;  всесторонним, т.е. более полно выясняющим фактический уровень усвоения обучающимися учебной информации, охватывающим все разделы программы;
 индивидуальным, т.е. учитывать психолого-физиологические особенности обучающихся. Требования предъявлять ко всем одинаковые, но принимать во внимание индивидуальные качества каждого (природной медлительности, робость, застенчивость, измененную самоуверенность, физические недостатки);  экономичным по затратам времени преподавателя и обучающегося, обеспечивающим анализ проверочных работ, и их обстоятельную оценку в короткий срок;  педагогически тактичным, т.е. осуществляться в спокойной деловой обстановке. Все замечания, указания и оценки необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме. В последние годы в качестве основного показателя качества образования рассматривается компетентность личности. Естественно, что, когда речь идет о профессиональном образовании употребляется словосочетание «профессиональная компетентность». В этой связи и контроль ориентирован на компетентностный подход. В компетентностном подходе заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»). В отечественной педагогике и психологии характеристика этих показателей модернизации профессионального образования содержится в работах В.И. Байденко, Г.И. Ибрагимова, В.А. Кальней, A.M. Новикова, М.В. Пожарской, С.Е. Шишова. Компетентности в отличие от обобщенных, универсальных знаний имеют действенный, практико-ориентированный характер. Поэтому они, помимо системы теоретических и прикладных знаний, включают также когнитивную и операционально-технологическую составляющие. То есть компетентности - это совокупность знаний в действии. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании предполагает комплексный характер оценки его качества на разных этапах осуществления. Современный подход к оценке результатов профессионального образования является более критичным. Действительно, сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными. Анализ работы образовательных учреждений среднего профессионального образования Санкт-Петербурга показал, что в соответствии с ФГОС СПО оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) носит комплексный, интегративный характер: оценивается сформированность как профессиональных, так и общих компетенций. Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами. Оценка сформированности этих качеств нашла отражение в показателях оценки и, соответственно, в разработанных на основе этих показателей заданиях.
В настоящий момент уже сложился комплекс требований как к процедуре оценки сформированности профессиональных и общих компетенций, так и к самим оценочным средствам:  валидность оценочных материалов;  соответствие содержания материалов требованиям к уровню знаний, умений, практическому опыту ОК, ПК, входящим в профессиональный модуль;  четкая формулировка критериев (показателей) оценки;  максимальная объективность форм и методов оценки;  прозрачность процедуры оценки;  участие высококвалифицированных специалистов и работодателей в процедуре оценки;  однозначное заключение по результатам оценки (ВПД освоен/не освоен). Опыт работы по реализации профессиональных образовательных программ, проведению квалификационных экзаменов, контроля качества освоения ФГОС СПО в рамках проведения государственной аккредитации образовательной деятельности, Государственного контроля качества в сфере образования, результаты анкетирования студентов, оценка социальных партнеров, показали, что технология модульно-компетентностного обучения принимается положительно как самими обучающимися, так и работодателями. Но реализация ФГОС СПО на модульно-компетентностной основе требует от педагогических коллективов профессиональных образовательных учреждений больших усилий по разработке комплексного методического обеспечения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также освоению инновационных форм и методов организации образовательного процесса и формированию практикоориентированной образовательной среды. Список использованной литературы:
1.
ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Приказ от 5 декабря 2014 г. № 1547 Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
3.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы»

4.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"
5.
Апанасенко Г.А Педагогический контроль // Педагогика, 2008. - № 4. - с. 23-25
6.
Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в в ы с ш е й ш к о л е . – М . : М И С и С . , 1 9 8 7
7.
Рыкова Е.А. Федотова Л.Д. Оценка качества начального профессионального образования. - М., 2000.
8.
В. А. Федоров,Е. Д. Колегова Иинновационные технологии в управлении качеством Образования. – М.: Издат. центр «Академия», 2008-227 с.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники