процессы», «Компьютер как универсальное устройство
обработки информации», «Обработка текстовой
информации», «Обработка графической информации»,
«Представление информации», «Алгоритмы и
исполнители».
Цели учителя.
•
обобщить и систематизировать полученные знания по
темам
«Информация
и
информационные
процессы»,
«Компьютер
как
универсальное
устройство
обработки
информации»,
«Обработка
текстовой
информации»,
«Обработка
графической
информации»,
«Представление
информации», «Алгоритмы и исполнители» в форме игры.
•
Создать условия для самореализации личности учащихся
через
творческую
деятельность
и
получения
опыта
этой
деятельности.
•
Помочь развить самостоятельность, самокритичность
и объективность личности, интерес к предмету.
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Форма урока: урок-игра.
Используемая технология: личностно-ориентированное
обучение учащихся.
Формы учебной деятельности учащихся: индивидуальная,
групповая.
С р е д с т в а
о б у ч е н и я : компьютер,
мультимедиа-проектор,
презентация «Цветик-семицветик».
Ход урока.
Класс делится на две команды. Команды выбирают себе название.
Игра начинается по жребию.
Игра проходит следующим образом: первая команда выбирает себе
лепесток, если она в этом конкурсе проиграла, то право выбора
переходит к команде-сопернице.
Задания
"Художник"
Нарисовать рисунок в графическом редакторе Paint к русской
народной сказке "Колобок". Пока по одному человеку из команды
рисуют, проходит конкурс со зрителями. (См. презентацию).
Вопросы для зрителей:
1. Последовательность действий, допустимых для исполнителя
а)
Программа
б)
Алгоритм
в)
Команда
г) Система команд
2.Отдельное указание исполнителю - это
а)
Программа
б)
Алгоритм
в)
Команда
г)
Приказ
3.Человек, робот, устройство, компьютер, который выполняет чьи-то
команды - это
а)
Помощник
б)
Исполнитель
в)
Программа
г)
Раб
4.Программы, которые содержат команду повторения, называются
а)
Линейными
б)
Разветвляющимися
в)
Циклическими
г) Вспомогательными
5.Программы, в которых команды выполняются последовательно друг
за другом, называются
а)
Линейными
б)
Разветвляющимися
в)
Циклическими
г)
Вспомогательными
6.Форма организации действий, при которой один и тот же блок
команд выполняется
несколько раз, называется
а)
Следованием
б)
Циклом
в)
Ветвлением
г) Алгоритм
7.Блок-схема - это
а)
Рисунок алгоритма
б)
Графический способ
в)
Таблица
г) Словесное описание алгоритма
8.
Назовите клавиши удаления символов. (Delete, Backspace)
9.
Назовите инструменты графического редактора. (Карандаш, ластик,
прямоугольник, распылитель и т.д.)
10.
Назовите известных вам устройств ввода информации
(клавиатура, мышь, сканер, графический планшет, устройство для
речевого ввода)
11.
Какая клавиша существует для ввода информации? (Enter)
12.
Какое устройство называют "мозгом" компьютера? (процессор)
13.
Приведите 5 примеров графической информации (картина,
схема, рисунок, план города, контурная карта)
14.
Назовите клавишу выхода из текущего режима (программы).
(Escape)
15.
Устройство или приспособление для выполнения алгоритмов.
(исполнитель)
16.
Алгоритм, написанный для компьютера. (программа)
17.Определите значение переменной с после выполнения фрагмента
алгоритма, записанного в виде блок-схемы:
В ответе укажите одно число — значение переменной с.
"Кодирование информации"
Командам раздаются карточки, в которых зашифрованы слова
палиндромы. победит та команда, которая быстрее напишет эти слова.
(См. презентацию).
1. В одном из представлений кодировки Unicode на каждый символ
отводится
два байта. Определите информационный объем слова из двадцати
четырех
символов в этой кодировке.
1)384 бита
2) 192 бита
3) 256 бит
4) 48 бит
2.
Из рассыпанных букв надо составить слово-палиндром:
ррда, поотт, ааккз, ккоом, тто, теелл, ппоот,
3.
От разведчика была получена следующая шифрованная
радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:
- · · - · · - - · · - - - - ·
При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но
известно, что в радиограмме использовались только следующие
буквы:
Определите текст радиограммы.
1) ГАИГАЧ
2) НАИГАН
3) НАИГАЧ
4) ГАИГАН
"Поэтическая"
Написать стихотворение про информатику. (См. презентацию).
Каждой команде раздаются листочки, в которых четыре строчки, и эти
четыре строчки заканчиваются такими словами:
… конфета
… дискета
… программа
… мама
… клавиатура
… физкультура
… нужна
… должна
"Музыкальная" (физкультминутка)
-
Кого называют компьютерными разбойниками?
-
Чем занимаются хакеры?
-
Какое наказание предусмотрено законом за такой вид
деятельности?
Команды исполняют "Песню компьютерных
разбойников". (Музыкальный файл с фонограммой
прилагается). (См. презентацию).
Говоря
т, мы
бяки-
буки,
И на
нас
управ
ы нет
Дайте
в руки
ноутбу
ки
-Мы
взлома
ем
Интер
нет.
Ой-ля-
ля, ой-
ля-ля,
Не
заплат
им ни
рубля,
Ой-ля-
ля ой-
ля-ля.
Оп-па!
Зря
спасен
ья не
ищи
ты,
Ибо
мы
умнее
всех!
Ваши
хитры
е
защит
ы Мы
раскол
ем как
орех.
Ух-ух-
ух, эх-
эх-эх.
Всюду
влезем
без
помех.
Вай-
вай-
вай,
откры
вай
Файлы
!
Говорят
мы бяки-
буки, И,
Фон
Нейман,
нас
прости.
Мы
плодим
такие
глюки
-Вам
вовек не
разгрести.
Пам-пам-
пам, та-
ра-рам,
Без
ошибок
нет
программ,
Та-ра-
рам, трам-
пам-пам,
Так-то!
"Ребусы"
Каждая команда (по очереди) отгадывает ребус,
демонстрирующийся на экране. Побеждает та команда,
которая быстро и правильно разгадает большее
количество ребусов. (См. презентацию).
"Викторина"
Каждая команда (по очереди) отвечает на вопросы,
демонстрирующиеся на экране. Побеждает та команда,
которая быстро и правильно даст ответ на большее
количество вопросов. (См. презентацию).
1.
К какой группе клавиш относится клавиша Shift?
(управляющей)
2.
Друзья встретились на стадионе. Каждый с каждым
обменялись рукопожатиями. Сколько было друзей,
если было 6 рукопожатий? ( 4 друга)
3.
В каком виде представлена информация в таблице
умножения? (в числовом)
4.
Какой информационный процесс происходит,
когда вы читаете книгу? (передача информации)
5.
Какой устройство называют "мозгом" компьютера?
(процессор)
6.
Какое устройство компьютера служит для хранения
информации? (память)
7.
Программа для обработки текстовой информации
называется текстовый . . .
(редактор)
8.
Как называется произвольная часть текста? (блок)
9.
Вид представления информации в передаче по
радио? (звуковая)
10.
Какая буква продолжает цепочку
Б,В,Г,Д,Ж,З . ? Объясните ответ (цепочка состоит
из согласных букв, записанных в алфавитном
порядке, поэтому следующая буква К)
"Кроссворд"
Каждая команда (по очереди) отгадывает слово
кроссворда, демонстрирующееся на экране. Побеждает
та команда, которая быстро и правильно отгадает
большее количество слов. (См. презентацию).
По горизонтали:
2. Перечень команд, которые можно выбрать.
4. Устройство для обработки информации в ЭВМ.
6.Устройство
передачи
информации.
8. Вид
представления
информации.
По вертикали:
1. Устройство ввода текстовой и графической
информации в ЭВМ.
3. Информационный процесс.
5. Пример графической информации.
7.Часть текста.
Ответы: По
горизонтали: 2.Меню. 4. Процессор. 6.
Модем.
8.
Числовая.
По
вертикали:
1.
Сканер.
3.
Хранение. 5. Схема. 7. Блок.
"Сказочная"
Каждая команда должна сочинить сказку о компьютере.
(Время ограничено - 5мин)
Поведение итогов
Жюри
подводит
итоги.
Победители
награждаются
памятными подарками и оценками по информатике.
Домашнее задание: доделать сказку о компьютере и
оформить в
текстовом редакторе.