Организация предметно-пространственной развивающей среды
Автор: Енина Виталина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБУ детский сад №139 "Облачко" Населённый пункт: Самарская область, г.о. Тольятти Наименование материала: Мультимедийная презентация Power Point Тема: Организация предметно-пространственной развивающей среды Раздел: дошкольное образование
Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала
пространства
Организации,
Группы,
а
также
территории,
прилегающей
к
Организации
или
находящейся
на
небольшом
удалении,
приспособленной
для
реализации
Программы,
материалов,
оборудования
и
инвентаря
для
развития
детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого
возрастного
этапа,
охраны
и
укрепления
их
здоровья,
учета
особенностей и коррекции недостатков их развития.
В
широком
(социальном)
контексте
развивающая
образовательная среда представляет собой любое социально-
культурное пространство, в рамках которого стихийно или с
различной степенью организованности осуществляется процесс
развития
личности,
понимаемый
как
социализация.
С
позиций
психологического
контекста,
по
мнению
Л.
С.
Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В.
Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.,
развивающая
среда
—
это
определенным
о б р а з ом
упорядоченное
образовательное
пространство,
в
котором
о с у щ е с т в л я е т с я
р а з в и в а ю щ е е
о б у ч е н и е .
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда»
понимается как комплекс материально-технических, санитарно-
гигиенических,
эргономических,
эстетических,
психолого-
педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни
детей и взрослых».
Вопрос организации развивающей
предметно-пространственной среды
ДОУ на сегодняшний день стоит особо
актуально. Это связано с введением
Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
:
•
психолого-педагогические,
•
кадровые,
•
материально-технические,
•
финансовые,
•
развивающая предметно-
пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная
среда должна обеспечивать:
•
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного
возраста; во всей группе и в малых группах);
•
реализацию различных образовательных программ;
•
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность;
•
учёт возрастных особенностей детей;
•
возможность двигательной активности детей;
•
возможности для уединения.
Насыщенность
сред
ы
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том
числе
расходным,
игровым,
спортивным,
оздоровительным
оборудованием,
и н в е н т а р е м
( в
с о о т в е т с т в и и
с о
с п е ц и ф и к о й
П р о г р а м м ы ) .
Организация
образовательного
пространства
и
разнообразие
материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую,
познавательную,
исследовательскую
и
творческую
активность
всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе
с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие
в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное
благополучие
детей
во
взаимодействии
с
предметно-
пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Трансформируемость
Трансформируемость
пространства
предполагает
возможность
изменений
предметно-пространственной
среды
в
зависимости от образовательной ситуации, в
том
числе
от
меняющихся
интересов
и
возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность
разнообразного
использования
различных
составляющих
предметной
среды,
например
детской
мебели,
матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации полифункциональных (не обладающих
жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том
числе
природных
материалов,
пригодных
в
разных
видах
детской
активности
(в
том
числе
в
качестве
предметов-
заместителей в детской игре).
Полифункциональность
Вариативность
Вариативность среды предполагает:
наличие
в
Организации
различных
пространств
(для
игры,
конструирования,
уединения
и
пр.),
а
также
разнообразных
материалов,
игр,
игрушек
и
оборудования,
обеспечивающих
свободный выбор детей;
периодическую
сменяемость
игрового
материала,
появление
новых
предметов,
стимулирующих
игровую,
двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность
Доступность среды предполагает:
доступность
для
воспитанников,
в
том
числе
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов,
всех
помещений,
где
осуществляется
образовательная
деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными
возможностями
здоровья,
к
играм,
игрушкам,
материалам,
пособиям,
обеспечивающим
все
основные
виды
детской
активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность
Безопасность
предметно-пространственной
среды
предполагает
соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности
и безопасности их использования.
Предметно – развивающая среда в
детском саду должна:
Иметь привлекательный вид;
Выступать
в
роли
естественного
фона жизни ребенка;
Снимать утомляемость;
П о л о ж и т е л ь н о
в л и я т ь
н а
эмоциональное состояние;
Помогать ребенку индивидуально
познавать окружающий мир;
Давать
возможность
ребенку
заниматься
с амо стоя тел ьной
деятельностью.
•
гигиенические нормы площади на одного ребенка
(норматив наполняемости групп);
•
наличие физкультурного и музыкального залов;
•
наличие прогулочных площадок, обеспечивающих
физическую активность и разнообразную игровую
деятельность детей на прогулке;
•
оснащенность
групп
мебелью,
игровым
и
дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;
•
наличие в дошкольной организации возможностей,
необходимых для организации питания детей;
•
наличие в дошкольной организации возможностей
для дополнительного образования детей;
•
наличие возможностей для работы специалистов, в
том
числе
для
педагогов
коррекционного
образования;
•
наличие
дополнительных
помещений
д л я
организации разнообразной деятельности детей.
При организации развивающей предметно-
пространственной среды необходимо учитывать:
Таким образом, правильно
организованная, развивающая
предметно-пространственная среда
позволяет каждому ребенку найти
занятие по душе, поверить в свои силы и
способности, научиться
взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками, понимать и оценивать их
чувства и поступки, а именно это лежит в
основе развивающего обучения.