Автор: Христианова Любовь Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ школа№1741 ДО "Солнышко" Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: конспект Тема: "Этикет — порядок поведения" Раздел: дошкольное образование
Цель : Продолжать формирование представлений о правилах этикета.
Задачи :
- Образовательные .
Формировать представление о правилах этикета в некоторых общественных местах.
Закрепить знание вежливых слов, умение владеть ими в нужной ситуации.
- Развивающие .
Развить внимание , понять, логическое мышление.
-Речевое.
Развивать связанную речь, обогатить словарь детей (благодарю, доброго пути, только
после вас, будьте здоровы)
-Воспитательные.
Воспитывать стремление и интерес правильно вести себя в общественных местах,
любознательность.
Демонстрационный материал.
Игрушка — кукла
Картинки
Методические приемы.
Игровая ситуация, беседа — диалог, разгадывание загадок.
Интеграция образовательных областей «Познавательно речевое развитие»,
«Коммуникативно — личностное развитие».
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об этикете.
Этикет — порядок поведения, в котором проявляются любовь и уважение к
окружающим людям.
Французское слово «этикет» появилось в России очень давно. За много лет этикет
претерпел изменения, но суть его осталась прежней — проявление уважения к людям.
Соблюдение этикета проявляется в том , как мы выглядим, какие поступки совершаем,
что и как говорим. В общественных местах, на работе, в семье, в общении с друзьями,
знакомыми или незнакомыми людьми, выполняя правила этикета, мы обеспечиваем
себе приятное общение, успех в делах и лючной жизни.
Послушайте стихотворение :
«Что такое этикет».
Как в гостях себя вести?
Как цветы преподнести?
Как подарок подарить?
Как веселым в праздник быть?
Как накрыть на стол?
Что есть с вилкой и ножом?
Ложку как в руке держать?
Что салфеткой накрывать?
Как родных благодарить?
Как игрушку попросить?
Другу что сказать в ответ?
Знает это этикет!
Он — порядок поведениья.
Он подскажет без затей,
Как с хорошим настроеньем
Быть приятным для людей.
1 часть
Воспитатель :
Сегодня мы поговорим о правилах этикета в некоторых общественных местах.
Ребята, а как называют мальчика, который не хочет следовать правилам этикета.
Есть такой мальчик, зовут его Нехочуха.
Мы его увидим на картинках, которые будем рассматривать.
Начнем мы нашу беседу с правил поведения в общественном транспорте.
Послушайте загадки;
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(автобус)
Под землей огни горят.
Под землей дворцы стоят.
Под землею чудо мчится,
Сядь — и мможешь прокатиться.
(Метро)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька
(автомобиль)
Наш приятель тут как тут,
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай,
отправляется....
(трамвай)
Воспитатель :
Посмотрите внимательно на картинку.
1.
Для того, что бы не уступать место в транспорте, Нехочуха часто делает вид,
будто занят чем то очень важным : читает книжку, смотрит в окно, сладко
дремлет,разгадывает кроссворд, итд. А вы как делаете?
2.
Как бы поступил Нехочуха, если бы он был вежливым и воспитанным?
Посоветуй, пожалуйста, Нехочуе, как ему нужно поступить, если в салон автобуса
войдет женщина с маленьким ребенком на руках, пожилой человек или человек с
палочкой.
Ответы детей....
Воспитатель:
А сейчас поможем объяснить Нехочухе, как же правильно вести себя в транспорте.
1.
Вот поезд быстро мчится -
Чу-чух, чу-чух, чу-чух.
У наших пассажиров
Захватывает дух.
Но вот и остановка,
И двери открываются...
На этой остановке
Бабуля появляется.
Как же быть? Как же быть?
Как, скажите поступить?
Подсказка : Нужно бабушке место уступить.
И сказать : «Садитесь, пожалуйста».
2.
Вот поезд быстро мчится -
Чу-чух, чу-чух, чу-чух.
У наших пассажиров
Захватывает дух.
Но вот и остановка,
И двери открываются...
И женщина с ребенком
В вагоне появляется.
Как же быть? Как же быть?
Как скажите поступить?
Подсказка: «Нужно женщине с ребенком место уступить! И сказать
- Прошу Вас, присаживайтесь»
3.
Вот поезд быстро мчится -
Чу- чух, чу-чух, чу-чух.
У наших пассажиров
Захватывает дух.
Но вот и остановка,
И двери открываются...
С мороженным девчонка
В вагоне появляется.
Как же быть? Как же быть?
Как, скажите, поступить?
Подсказка: «мы ей скажем -
- Странно это!
Ты не знаешь этикета?!
Мороженное в транспорте не кушают,
Ведь можно испачькать костюм пассажиров».
4.
Вот поезд быстро мчится -
Чу- чух, чу-чух, чу-чух.
У наших пассажиров
Захватывает дух.
Но вот и остановка,
И двери открываются...
И с сумкой за плечами...
Как же быть? Как же быть?
Как, скажите, поступить?
Подсказка - «Сумку свою с плеча нужно снять,чтоб пассажирам не мешать!»
Сказочная этикетная задачка.
В салон автобуса вошли два пассажира : серый Волк с двумя огромными сумками и
длинноухий Зайка.
Увидев два свободных места Волк тут же сел на одно из них, а на второе поставил
свои сумки.
Помоги маленькому Зайке найти место в автобусе.
Ответ. Нельзя занимать свободные места сумками. Сумки можно поставить на пол у
своих ног или держать на коленях.
Вторая сказочная этикетная задачка.
Медвежата ехали в гости к бабушке в переполненном автобусе.
По дороге они рассказывали друг другу интересные истории и так увлеклись, что чуть
не проехали свою остановку. Пробираясь к двери, медвежата нечаяно толкнули
дяденьку Лося, отдавали лапу тете Лисе и свалили на пол Бельчонка.
Какие грубые ошибки допустили медвежата?
Как избежать подобных ошибок?
А сейчас госпожа Указка расскажет Вам правила поведения в транспорте.
В транспорте нужно быть собранным и внимательными.
К выходу желательно готовиться заранее, спрашивая у впереди стоящих
пассажиров : выходят ли они на следующей остановке.
Если пассажиры не выходят, нужно извиниться и обратиться с просьбой
пропустить (вас) тебя.
Причинив неудобства пассажирам, не забудь попросить прощения : «Извините,
я не хотел...», «Простите я случайно..» и.т.д.
Физкультминутка.
Игра «Такси»
Играют две команды по пять человек. В каждой команде есть водитель и пассажиры.
Перед началом игры водители проговаривают веселую чистоговорку :
«До — ре — ми — фо — соль — ля — си ,
Прокачу вас на такси».
Затем первые пассажиры беруться за плечи водителя такси и, объехав впереди
стоящий кубик, возвращаются к исходной точке. Теперь в такси садятся вторые
пассажиры. Взявшись за плеси первых, они уже втроем объезжают кубик.
Игра продолжается до тех пор, пока в такси не сядут все четыре пассажира и не
объедут вместе с водителем на воображаемом такси кубик.
Вредные советы Нехочухи.
Совет №1
Если ты в театр сегодня
Почему — то опоздал,
Не волнуйся и врывайся
Поскорее в темный зал!
Чтоб найти скорее место,
Ты погромче заори:
Это ряд какой? Девятый?
Это место двадцать три?
Совет №2
Проходя на свое место,
К людям повернись спиной,
Потому что не прилично
Проходить ко всем лицом!
Ты поймешь, что все за это
Восхищаются тобой
И за знанье этикета
Называют Молодцом!
Совет №3
Если ты проголодался,
А спектакль не оконцен,
Смело плитку шоколада
Ты из сумки доставай!
Съешь еще банан и пончик,
Выпей кружку лимонада.
И, как вежливый ребенок.
На пол фантики бросай!
Совет №4
Лишь закончился спектакль ,
Тут же с места поднимайся ,
Растолкав соседей , смело
Убегай из зала вон !
В гардероб быстрей спускайся ,
Чтоб одеться самым первым …
И не важно , что актеры
Вышли дружно на поклон …
Можно ли следовать вредным советам Нехочухи ?
Попробуй дать другие полезные советы ребятам , пришедшим в театр .
Этикетная задачка
Придя в театр , Нехочуха достал бинокль и стал разглядывать зрителей . Он
высматривал , у кого из девчонок на носу веснушки , а у кого из мальчишек самые
толстые щеки , кто как причесан и кто как одет . Ведь это же интересно !
А как считаешь ты , для чего нужен театральный бинокль и можно ли с его помощью
разглядывать зрителей ?
Ответ : в театре биноклем пользуются для просмотра спектакля .
Театральные загадки-добавлялки
В кассе, мой тебе совет ,
На спектакль купи …. ( билет ).
В цирке есть арена
А в театре -... ( сцена )
В зал поторопись , дружок ,
Если прозвенел … ( звонок )
Воспитатель :
Можно ли есть во время спектакля ?
Что такое антракт ? Для чего он нужен ?
Хорошо ли поступает Нехочуха , бросая бумажки от конфет и отгрызки от яблок на
пол ?
А как бы поступили вы ?
Ответ детей …
Этикетная напоминалочка .
Отгадай загадки- добавлялки и узнай , как отблагодарить артистов , которых ты
посмотрел в театре .
Если спектакль был яркий , хороший ,
В знак благодарности хлопай в … (ладоши).
Будет приятно артистам , коль ты ,
После спектакля им вручишь... (цветы).
За то , что спектакль таким был красивым ,
Скажи поскорее актерам ...(<< спасибо >>).
- В театр всегда ходи опрятным,
Причесанным и аккуратным .
- Коль вежливым себя считаешь,
То на спектакль не опоздаешь !
- Это даже маленькие знают :
-Куртки в гардеробе оставляют .
- Во время спектакля другим не мешай
И громко с соседкой своей не болтай !
- Воспитанным детям пора это знать :
Во время спектакля не нужно жевать !
- В антракте ты сможешь зайти в буфет ,
Чтоб чаю попить и покушать конфет .
- Окончен спектакль ,
Не спеши убегать !
- Приятно актерам
<< Спасибо !>> сказать !
3 часть .
<< Поход в магазин >>
Воспитатель : ( рассматривание картинок )
Нехочуха не считает себя виноватым , ведь это не он , а его собака влезла в чужую
сумку .
А как считаешь ты ?
Можно ли входить в магазин с собакой ? Объясни свой ответ .
Где Нехочухе следовало оставить свою собаку ?
Что бы вы посоветовали сделать Нехочухе , чтобы хоть как-то исправить создавшуюся
ситуацию ?
Этикетная задачка.
Нехочуха покупал в магазине мороженое .
Так , сказал он,- дайте вон то мороженое , нет ,лучше вот это !
И побыстрее , а то я от жары погибаю !
Ответь , почему у продавца испотилось настроение ? Какие ошибки допустил
Нехочуха ?
Ответ : 1. Нехочуха невежливо разговаривал с продавцом , забыв о волшебных словах
.
2.
Нехочуха не продумал заранее , какое именно мороженное он хочет купить .
Подсказки госпожи Указки.
-Прежде чем войти в магазин , оставь собаку в отведенном для этого месте . Вход в
магазин с собакой строго запрещен .
-Из магазина выходят покупатели с покупками . Как правило , уних тяжелые сумки .
Поэтому придержи входную дверь и пропусти тех , кто выходит , а уже потом входи
в магазин сам .
-Если в отдел или кассу магазина стоит очередь , спроси , кто последний и встань за
этим человеком в конце очереди .
-Если ты видишь , что впреди стоящий покупатель нуждается в твоей помощи ,
помоги подержать сумку и уложить покупки .
-Четко продумай свои покупки и приготовь заранее деньги , чтобы не задерживать
других покупателей.
-Не забывай о вежливых словах-обращениях : << будьте добры >> , << будьте
любезны >> , <<пожалуйста >>.
-Будь вежлив с работниками магазина и всегда благодари за хорошее обслуживание .
4 часть
«Наедине с природой»
Воспитатель :
Хорошо ли провел время Нехочуха ; Назови нехорошие поступки Нехочухи.
Нехочуха сделал ножом надпись на березе, утверждая, что деревья неживые и им не
больно. А как считаешь ты?
Подумай, что будет с нашей природой и с нами, если вдруг не станет птиц?
Посовей, как предостеречь Нехочуху и похожих на него ребят от жестокого
отношения к природе.
Приятно ли гулять по грязному лесу? Не оставляешь ли ты после себя мусор на
полянках, где отдыхал с друзьями и родными?
Подсказка госпажи Указки.
Идя в лес, в парк, на природу, всегда следуй этим правилам:
Деревья, цветы и кусты не губить!
Птиц охранять, из рогаток не стрелять!
Гнезда, муравейники не разрушать!
Насекомых и зверюшек не обижать!
Мусор за собой всегда убирать!
Природу любить и оберегать!
Лесная Физкультминутка
Ветер лесные деревья качает
(дети делают наклоны вправо, влево с поднятыми руками)
Яркие бабочки всюду порхают ( взмахивают руками, словно крыльями).
Скачут по веткам белка с бельчонком(прыгают)
Ходят по лесу медведь с медвежонком (ходят вперевалочку)
Ест землянику в лесу детвора....(приседая, дети изображают, как они едят землянику).
Вот и закончилась наша игра!
Ребята садитесь.
Вы молодцы!
Вот и закончилось наше путешествие об этикети
На следующих встречах мы обратим внимание на другие виды этикета: как ходить в
гости, как разговаривать по телефону...
Вы хорошо отвечали и я надеюсь, что вы будете и дальше соблюдать правила
поведения и этикета!.