Напоминание

"Этикет — порядок поведения"


Автор: Христианова Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа№1741 ДО "Солнышко"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: конспект
Тема: "Этикет — порядок поведения"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Этикет — порядок поведения»

Цель
: Продолжать формирование представлений о правилах этикета.
Задачи
: - Образовательные . Формировать представление о правилах этикета в некоторых общественных местах. Закрепить знание вежливых слов, умение владеть ими в нужной ситуации. - Развивающие . Развить внимание , понять, логическое мышление. -Речевое. Развивать связанную речь, обогатить словарь детей (благодарю, доброго пути, только после вас, будьте здоровы) -Воспитательные. Воспитывать стремление и интерес правильно вести себя в общественных местах, любознательность. Демонстрационный материал. Игрушка — кукла Картинки Методические приемы. Игровая ситуация, беседа — диалог, разгадывание загадок. Интеграция образовательных областей «Познавательно речевое развитие», «Коммуникативно — личностное развитие». Ребята, сегодня мы с вами поговорим об этикете. Этикет — порядок поведения, в котором проявляются любовь и уважение к окружающим людям. Французское слово «этикет» появилось в России очень давно. За много лет этикет претерпел изменения, но суть его осталась прежней — проявление уважения к людям. Соблюдение этикета проявляется в том , как мы выглядим, какие поступки совершаем, что и как говорим. В общественных местах, на работе, в семье, в общении с друзьями,
знакомыми или незнакомыми людьми, выполняя правила этикета, мы обеспечиваем себе приятное общение, успех в делах и лючной жизни. Послушайте стихотворение :
«Что такое этикет».
Как в гостях себя вести? Как цветы преподнести? Как подарок подарить? Как веселым в праздник быть? Как накрыть на стол? Что есть с вилкой и ножом? Ложку как в руке держать? Что салфеткой накрывать? Как родных благодарить? Как игрушку попросить? Другу что сказать в ответ? Знает это этикет! Он — порядок поведениья. Он подскажет без затей, Как с хорошим настроеньем Быть приятным для людей.

1 часть

Воспитатель :
Сегодня мы поговорим о правилах этикета в некоторых общественных местах. Ребята, а как называют мальчика, который не хочет следовать правилам этикета. Есть такой мальчик, зовут его Нехочуха. Мы его увидим на картинках, которые будем рассматривать. Начнем мы нашу беседу с правил поведения в общественном транспорте. Послушайте загадки; Дом по улице идет, На работу всех везет. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках. (автобус) Под землей огни горят. Под землей дворцы стоят. Под землею чудо мчится, Сядь — и мможешь прокатиться. (Метро) Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит, И горят в глазах жука Два блестящих огонька (автомобиль) Наш приятель тут как тут, Всех домчит он в пять минут. Эй, садись, не зевай, отправляется.... (трамвай) Воспитатель : Посмотрите внимательно на картинку. 1. Для того, что бы не уступать место в транспорте, Нехочуха часто делает вид, будто занят чем то очень важным : читает книжку, смотрит в окно, сладко дремлет,разгадывает кроссворд, итд. А вы как делаете? 2. Как бы поступил Нехочуха, если бы он был вежливым и воспитанным? Посоветуй, пожалуйста, Нехочуе, как ему нужно поступить, если в салон автобуса войдет женщина с маленьким ребенком на руках, пожилой человек или человек с палочкой. Ответы детей....

Воспитатель:
А сейчас поможем объяснить Нехочухе, как же правильно вести себя в транспорте. 1. Вот поезд быстро мчится - Чу-чух, чу-чух, чу-чух. У наших пассажиров Захватывает дух. Но вот и остановка, И двери открываются... На этой остановке Бабуля появляется. Как же быть? Как же быть? Как, скажите поступить? Подсказка : Нужно бабушке место уступить. И сказать : «Садитесь, пожалуйста». 2. Вот поезд быстро мчится - Чу-чух, чу-чух, чу-чух. У наших пассажиров Захватывает дух. Но вот и остановка, И двери открываются... И женщина с ребенком В вагоне появляется. Как же быть? Как же быть? Как скажите поступить? Подсказка: «Нужно женщине с ребенком место уступить! И сказать - Прошу Вас, присаживайтесь» 3. Вот поезд быстро мчится - Чу- чух, чу-чух, чу-чух. У наших пассажиров Захватывает дух. Но вот и остановка, И двери открываются... С мороженным девчонка В вагоне появляется. Как же быть? Как же быть? Как, скажите, поступить? Подсказка: «мы ей скажем - - Странно это! Ты не знаешь этикета?! Мороженное в транспорте не кушают,
Ведь можно испачькать костюм пассажиров». 4. Вот поезд быстро мчится - Чу- чух, чу-чух, чу-чух. У наших пассажиров Захватывает дух. Но вот и остановка, И двери открываются... И с сумкой за плечами... Как же быть? Как же быть? Как, скажите, поступить? Подсказка - «Сумку свою с плеча нужно снять,чтоб пассажирам не мешать!»
Сказочная этикетная задачка.
В салон автобуса вошли два пассажира : серый Волк с двумя огромными сумками и длинноухий Зайка. Увидев два свободных места Волк тут же сел на одно из них, а на второе поставил свои сумки. Помоги маленькому Зайке найти место в автобусе. Ответ. Нельзя занимать свободные места сумками. Сумки можно поставить на пол у своих ног или держать на коленях.
Вторая сказочная этикетная задачка.
Медвежата ехали в гости к бабушке в переполненном автобусе. По дороге они рассказывали друг другу интересные истории и так увлеклись, что чуть не проехали свою остановку. Пробираясь к двери, медвежата нечаяно толкнули дяденьку Лося, отдавали лапу тете Лисе и свалили на пол Бельчонка. Какие грубые ошибки допустили медвежата? Как избежать подобных ошибок? А сейчас госпожа Указка расскажет Вам правила поведения в транспорте.  В транспорте нужно быть собранным и внимательными.  К выходу желательно готовиться заранее, спрашивая у впереди стоящих пассажиров : выходят ли они на следующей остановке.  Если пассажиры не выходят, нужно извиниться и обратиться с просьбой пропустить (вас) тебя.  Причинив неудобства пассажирам, не забудь попросить прощения : «Извините, я не хотел...», «Простите я случайно..» и.т.д.

Физкультминутка.

Игра «Такси»
Играют две команды по пять человек. В каждой команде есть водитель и пассажиры. Перед началом игры водители проговаривают веселую чистоговорку : «До — ре — ми — фо — соль — ля — си , Прокачу вас на такси». Затем первые пассажиры беруться за плечи водителя такси и, объехав впереди стоящий кубик, возвращаются к исходной точке. Теперь в такси садятся вторые пассажиры. Взявшись за плеси первых, они уже втроем объезжают кубик. Игра продолжается до тех пор, пока в такси не сядут все четыре пассажира и не объедут вместе с водителем на воображаемом такси кубик. Вредные советы Нехочухи. Совет №1 Если ты в театр сегодня Почему — то опоздал, Не волнуйся и врывайся Поскорее в темный зал! Чтоб найти скорее место, Ты погромче заори:  Это ряд какой? Девятый? Это место двадцать три? Совет №2 Проходя на свое место, К людям повернись спиной, Потому что не прилично Проходить ко всем лицом! Ты поймешь, что все за это Восхищаются тобой И за знанье этикета Называют Молодцом! Совет №3 Если ты проголодался, А спектакль не оконцен, Смело плитку шоколада
Ты из сумки доставай! Съешь еще банан и пончик, Выпей кружку лимонада. И, как вежливый ребенок. На пол фантики бросай! Совет №4 Лишь закончился спектакль , Тут же с места поднимайся , Растолкав соседей , смело Убегай из зала вон ! В гардероб быстрей спускайся , Чтоб одеться самым первым … И не важно , что актеры Вышли дружно на поклон … Можно ли следовать вредным советам Нехочухи ? Попробуй дать другие полезные советы ребятам , пришедшим в театр .
Этикетная задачка
Придя в театр , Нехочуха достал бинокль и стал разглядывать зрителей . Он высматривал , у кого из девчонок на носу веснушки , а у кого из мальчишек самые толстые щеки , кто как причесан и кто как одет . Ведь это же интересно ! А как считаешь ты , для чего нужен театральный бинокль и можно ли с его помощью разглядывать зрителей ? Ответ : в театре биноклем пользуются для просмотра спектакля .
Театральные загадки-добавлялки
В кассе, мой тебе совет , На спектакль купи …. ( билет ). В цирке есть арена А в театре -... ( сцена ) В зал поторопись , дружок , Если прозвенел … ( звонок )
Воспитатель :
Можно ли есть во время спектакля ? Что такое антракт ? Для чего он нужен ? Хорошо ли поступает Нехочуха , бросая бумажки от конфет и отгрызки от яблок на пол ? А как бы поступили вы ? Ответ детей …

Этикетная напоминалочка .
Отгадай загадки- добавлялки и узнай , как отблагодарить артистов , которых ты посмотрел в театре . Если спектакль был яркий , хороший , В знак благодарности хлопай в … (ладоши). Будет приятно артистам , коль ты , После спектакля им вручишь... (цветы). За то , что спектакль таким был красивым , Скажи поскорее актерам ...(<< спасибо >>). - В театр всегда ходи опрятным, Причесанным и аккуратным . - Коль вежливым себя считаешь, То на спектакль не опоздаешь ! - Это даже маленькие знают : -Куртки в гардеробе оставляют . - Во время спектакля другим не мешай И громко с соседкой своей не болтай ! - Воспитанным детям пора это знать : Во время спектакля не нужно жевать ! - В антракте ты сможешь зайти в буфет , Чтоб чаю попить и покушать конфет . - Окончен спектакль , Не спеши убегать ! - Приятно актерам << Спасибо !>> сказать !




3 часть .
<< Поход в магазин >> Воспитатель : ( рассматривание картинок ) Нехочуха не считает себя виноватым , ведь это не он , а его собака влезла в чужую сумку . А как считаешь ты ? Можно ли входить в магазин с собакой ? Объясни свой ответ . Где Нехочухе следовало оставить свою собаку ? Что бы вы посоветовали сделать Нехочухе , чтобы хоть как-то исправить создавшуюся ситуацию ?

Этикетная задачка.
Нехочуха покупал в магазине мороженое .  Так , сказал он,- дайте вон то мороженое , нет ,лучше вот это ! И побыстрее , а то я от жары погибаю ! Ответь , почему у продавца испотилось настроение ? Какие ошибки допустил Нехочуха ? Ответ : 1. Нехочуха невежливо разговаривал с продавцом , забыв о волшебных словах . 2. Нехочуха не продумал заранее , какое именно мороженное он хочет купить .
Подсказки госпожи Указки.
-Прежде чем войти в магазин , оставь собаку в отведенном для этого месте . Вход в магазин с собакой строго запрещен . -Из магазина выходят покупатели с покупками . Как правило , уних тяжелые сумки . Поэтому придержи входную дверь и пропусти тех , кто выходит , а уже потом входи в магазин сам . -Если в отдел или кассу магазина стоит очередь , спроси , кто последний и встань за этим человеком в конце очереди . -Если ты видишь , что впреди стоящий покупатель нуждается в твоей помощи , помоги подержать сумку и уложить покупки . -Четко продумай свои покупки и приготовь заранее деньги , чтобы не задерживать других покупателей. -Не забывай о вежливых словах-обращениях : << будьте добры >> , << будьте любезны >> , <<пожалуйста >>. -Будь вежлив с работниками магазина и всегда благодари за хорошее обслуживание .
4 часть

«Наедине с природой»

Воспитатель :
Хорошо ли провел время Нехочуха ; Назови нехорошие поступки Нехочухи. Нехочуха сделал ножом надпись на березе, утверждая, что деревья неживые и им не больно. А как считаешь ты? Подумай, что будет с нашей природой и с нами, если вдруг не станет птиц? Посовей, как предостеречь Нехочуху и похожих на него ребят от жестокого отношения к природе. Приятно ли гулять по грязному лесу? Не оставляешь ли ты после себя мусор на полянках, где отдыхал с друзьями и родными?

Подсказка госпажи Указки.
Идя в лес, в парк, на природу, всегда следуй этим правилам:  Деревья, цветы и кусты не губить!  Птиц охранять, из рогаток не стрелять!  Гнезда, муравейники не разрушать!  Насекомых и зверюшек не обижать!  Мусор за собой всегда убирать!  Природу любить и оберегать!
Лесная Физкультминутка
Ветер лесные деревья качает (дети делают наклоны вправо, влево с поднятыми руками) Яркие бабочки всюду порхают ( взмахивают руками, словно крыльями). Скачут по веткам белка с бельчонком(прыгают) Ходят по лесу медведь с медвежонком (ходят вперевалочку) Ест землянику в лесу детвора....(приседая, дети изображают, как они едят землянику). Вот и закончилась наша игра! Ребята садитесь. Вы молодцы! Вот и закончилось наше путешествие об этикети На следующих встречах мы обратим внимание на другие виды этикета: как ходить в гости, как разговаривать по телефону... Вы хорошо отвечали и я надеюсь, что вы будете и дальше соблюдать правила поведения и этикета!.


В раздел образования