Напоминание

Применение психокоррекционных технологий: пескотерапия, музыкотерапия и ароматерапия в работе с детьми с ЗПР


Автор: Шестерикова Нина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №45
Населённый пункт: Город Пятигорск
Наименование материала: статья
Тема: Применение психокоррекционных технологий: пескотерапия, музыкотерапия и ароматерапия в работе с детьми с ЗПР
Раздел: дошкольное образование





Назад





Применение психокоррекционных технологий: пескотерапия,

музыкотерапия и ароматерапия в работе с детьми с ЗПР

Воспитатель Шестерикова Н.С.
Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды.Задержки психического развития у детей и их коррекция являются актуальной проблемой детской психоневрологии.Реформа образовательной системы обнажила проблемы в обучении, воспитании, диагностики и коррекции детей с нерезко выраженными интеллектуальными отклонениями. Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, а также зачастую сопровождается рядом соматических заболеваний. В большинстве случаев психолого-педагогическая помощь к детям с ЗПР запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы. Необходимость ранней диагностики и своевременной коррекционной помощи с целью подготовки детей с ЗПР к школьному обучению и обеспечению полноценного образования и максимальной реализации их потенциальных возможностей поставило в разряд актуальных освоение основных подходов к диагностике и коррекции, разработку индивидуальных программ с учётом структуры дефекта, использование нетрадиционных технологий коррекции психических процессов и профилактики соматических отклонений.С этой целью были апробированы и успешно внедрены следующие коррекционные технологии :пескотерапия, ароматерапия и музыкотерапия.
Пескотерапия.
Очень эффективным методом психокоррекции является игротерапия. В ее основе лежит признание того, что игры оказывают огромное влияние на личность. Пескотерапия - одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бе с с о зн ате л ь н о го . Этот вид терапии используют при замкнутости, необщительности, фобиях, сильнейших эмоциональных перегрузках (например, неизлечимая болезнь, сильнейшая психотравма и т. д.).Пескотерапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития и коррекции психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой
моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти.Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: "Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в з н ач и т е л ь н о й м е р е о б л е г ч а ю т з д о р о в о е ф у н к ц и о н и р о в а н и е психики".Обязательным условием проведении занятий по пескотерапии является подготовка песочницы : - песочница не должна иметь острых краев; - цвет - нейтральный (голубой, бежевый, салатный, коричневый); - края стекла должны быть тщательно обработаны; - свет не должен быть направлен в глаза; - песок должен быть тщательно промыт и прогрет в духовом шкафу. Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию и рисованию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений.Так как пескотерапия играет немаловажную роль в снятии психоэмоциональных состояний (агрессии, страхов, «зажатости», стеснительности), рекомендуется проводить персональные занятия в течение дня по мере необходимости. Каждый ребенок должен знать, что он может в любое свободное время «поработать» с песком.Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире, о социуме, социальных связях, что позволяет, развивать пространственную ориентацию. Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием.Затем можно приступить к постановке сказок на песке. Сначала это могут быть такие сказки, как: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя» и др. Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно. Позже, можно использовать персонифицированные сказки (которые сами по себе оказывают мощное психотерапевтическое воздействие). Возможно использование оборудования (миниатюрные игрушки, лопатки, широкие кисточки, сита, разнообразные пластиковые формочки разной величины и др.).В результате занятий пескотерапией наблюдается следующая
картина: - у обучающихся формируются умения видеть эмоции другого и собственный эмоциональный образ; - развивается эмоциональная произвольность, дети учатся конструктивно управлять собственным поведением; - развивается мелкая моторика, воображение, конструктивное мышление, образная память; - значительно увеличивается словарный запас и формируются средства коммуникации.
Ароматерапия.
Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Ароматерапия – это как бы новый виток по спирали: использование уже известных и проверенных веками сведений об ароматах и внедрение новых, основанных на более высоком научном уровне, базирующемся на глубоком знании биологии человека. Оставив применение химических терапевтических средств только для случаев, представляющих угрозу для жизни, и для особо запущенных случаев, медицина всё чаще обращается к естественным оздоровительным средствам, которые нетоксичны, не нарушают взаимодействие и согласованность в работе всех систем человека и не обладают побочными эффектами.Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.Аромамасла стимулируют нервную систему, выключают нервное напряжение, снимают стрессовые состояния. Уменьшают раздражительность, эмоциональную возбудимость, нормализуют сон, устраняют навязчивые состояния, повышают работоспособность.Растительные ароматические вещества положительно влияют на сердечно-сосудистую систему. Эфирные масла используют также для повышения работоспособности, памяти, внимания, точности выполнения задания.Для того, чтобы эффективно проводить сеансы ароматерапии необходимо соблюдать следующие рекомендации:  Очень важно! Перед использованием аромамасел у детей необходимо обязательно посоветоваться с родителями и врачом, работающим в школе. Так как органы чувств у детей еще не окрепли, что может привести к совершенно неожиданному результату. Особенно осторожным надо быть, если ребенок страдает аллергией. Однако правильно подобранная ароматерапия помогает, в том числе маленьким аллергикам и детям, страдающим бронхиальной астмой.  Необходимо подготовить персональные баночки или аромакулоны для
проведения сеансов.  Менять аромамасла, предварительно очистив баночки или аромакулоны, один раз в 21 день.  Детям от 6 до 12 лет можно применять те же ароматические масла, что и взрослым, но их концентрация должна быть в 2 раза меньше В ходе работы отмечалось резкое снижение заболеваемости у обучающихся простудными и инфекционными болезнями, а также улучшение процесса запоминания и дальнейшего сохранения информации, повышение уровня работоспособности, снижение уровня агрессии, тревожности, страхов, неуверенности в себе, раздражительности, улучшение настроения и т.д., что в свою очередь позитивно повлияло на общение детей в коллективе.
Музыкотерапия.
Информационные технологии в области биоакустики и психоакустики открывают новые возможности в широком использовании природной звуковой среды в качестве антистрессора, стимулятора, транквилизатора состояния больных, а также относительно здоровых детей. Разработанная на основе этих технологий методика делает возможным направленное позитивное звуковое воздействие на детей.Музыкотерапия

это лекарство, которое слушают. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она снимает меланхолию, последствие депрессий и стрессовых состояний.Целью занятий с использованием музыкотерапии являлось создание положительного эмоционального фона, снятие уровня тревожности, нервного перевозбуждения, развитие и коррекция психосенсорных способностей (увеличение концентрации внимания, активизация мыслительных процессов, ускорение процесса запоминания и т.д.), растормаживание речевой функции.Звуковые композиции включают разные элементы: во-первых, природные звуки: а) водные шумы (моря, реки, ручья, водопада, дождя), б) шум листвы, в) голоса диких и домашних животных, включая птиц, млекопитающих, рептилий, насекомых и других групп животных; во-вторых, классическая и народная музыка; в- третьих, колокольные звоны; в-четвертых, лечебная релаксационная музыка; в- пятых, голос человека: тексты для создания настроя и с целью отвлечения от негативных мыслей (стихотворные и прозаические). Особое внимание уделялось музыкальным произведениям Моцарта.Гордон Шоу и его коллега из Лос-Анджелесского отделения Калифорнийского университета нейробиолог Марк Боднер использовали сканирование мозга с помощью магнитного резонанса (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на слушание музыки Моцарта, Бетховена и поп- музыки тридцатых годов. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры мозга (центр слуха), который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами, и иногда возбуждали части мозга,
связанные с эмоциями. Но только музыка Моцарта активизировала все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, зрении и высших процессах сознания и могут играть роль в пространственном мышлении.Музыкальные и звуковые композиции использовались как на уроках, так и на переменах и в группе продленного дня в зависимости от поставленных педагогом задач. На уроках музыка используется в фоновом режиме. Кроме тех моментов, когда необходимо передать и усилить эмоциональный настрой изучаемого материала (на уроках чтения, рисования). Тогда основное значение имеет эмоциональная напр а вле нно с т ь соответствующей композиции, ее общая музыкально-тоновая сочетаемость.В результате данной работы отметилось улучшение: -концентрации внимания, что позволило быстрее и качественнее запоминать тексты; -развитие артикуляционной моторики и речевой деятельности, что позволило улучшить вербальные и невербальные коммуникативные навыки; - общего эмоционального фона, снятие агрессии, понижение уровня тревожности; - развития общей моторики и координации учащихся; -самочувствия обучающихся. Таким образом, умелое использование пескотерапии, ароматерапии и музыкотерапии ненавязчиво помогают ребенку преодолеть проблемы, возникшие в психоэмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии.


В раздел образования