Автор: Фадеева Людмила Александровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Куженерская основная общеобразовательная школа" Населённый пункт: п.Куженер Республика Марий Эл Наименование материала: конспект урока Тема: Среднее арифметическое Раздел: среднее образование
1. ФИО Фадеева Людмила Александровна
2. Место работы МБОУ «Куженерская основная
общеобразовательная школа»
3. Должность учитель математики
4. Предмет математика
5. Класс 5
6. Тема и номер урока в теме Среднее арифметическое (1 урок)
7. Базовый учебник Математика: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений /
Н.Я. Виленкин и др. – 30 изд. – М.:
«Мнемозина», 2012.
8. Цель урока:
формировать умение по нахождению среднего арифметического нескольких
чисел
9. Задачи урока:
-
образовательная:
сформировать
представление
о
среднем
арифметическом
нескольких
чисел,
познакомить
учащихся
с
правилом
нахождения среднего арифметического, его применением при решении задач;
-
развивающая:
развивать
информационную
и
коммуникативную
компетенции
учащихся,
развивать
познавательный
интерес
и
эмоции
учащихся;
-
воспитательная:
создать
атмосферу
коллективного
поиска,
эмоциональной
приподнятости,
радости
познания,
воспитывать
чувство
ответственности и умение работать в группе.
10. Планируемые результаты
- предметные:
ученик
научится
находить
среднее
арифметическое
нескольких чисел, действуя по алгоритму;
- метапредметные:
регулятивные: ученик научится самостоятельно ставить цели и
планировать пути их достижения; самостоятельно контролировать своё время
и
управлять
им;
принимать
решения
в
проблемной
ситуации
на
основе
переговоров;
коммуникативные: ученик научится учитывать разные мнения,
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь,
организовывать
и
планировать
учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками;
познавательные: ученик научится создавать схемы для решения задач,
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, давать
определение понятиям.
-личностные: ученик получит возможность для формирования устойчивой
учебно
–
познавательной
мотивации,
готовности
к
самообразованию
и
самовоспитанию.
11. Тип урока урок открытия нового знания
12.
Формы
работы
учащихся
индивидуальная, фронтальная, работа в
парах и группах.
13.
Необходимое
техническое
оборудование
компьютер,
проектор,
учебник,
интерактивная
доска,
электронная
презентация,
раздаточный
материал ( таблицы, кружочки для самооценки), весы.
Структура и ход урока
I. Организационный этап
Ребята, послушайте, какая тишина! Слайд №2
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря
И приступим все к работе.
Поднимите руки вверх,
Разведите руки в стороны.
Поймайте правой рукой удачу, а левой – успех.
Прижмите их к себе.
Всё у вас получится! Я желаю вам удачи!
II Актуализация знаний
1)
Математическая разминка (устные упражнения)
Задание: составить картину, решив примеры на деление десятичных дробей
на натуральное число.
Юный художник нарисовал картину, а злоумышленник разрезал её на
части. Поможем художнику восстановить картину. Для этого мы должны
правильно решить примеры. Слайд № 3 - 14
1,5 : 3 = 0,5
1,8 : 6 = 0,3
0,12 : 3 = 0,04
0,24 : 6 = 0,04
3,5 : 5 = 0,7
0,42 : 6 = 0,07
0,3 : 5 = 0,06
0,2 : 4 = 0,05
0,5 : 50 = 0,01
2)
Математический диктант
Задание: округлить числа до указанного разряда ( с самопроверкой).
Вариант I Вариант II Слайд № 16-17
1)
округлите до десятых:
8,263 (8,3) 5,125 (5,1)
2)
округлите до сотых:
3,274 (3,27) 6,288 (6,29)
3)
округлите до единиц:
35,24 (35) 45,81 (46)
Оцените свою работу на этом этапе урока с помощью кружочков: красный -5,
желтый -4, зеленый -3.
III Локализация затруднений (создание проблемной ситуации)
1)
Вы знаете, что математика проникает во все сферы жизни человека.
Создание проблемной ситуации (решение задачи из жизни – задача №1 из
п.38 учебника). Слайд №18-19
Задача. Миша, Коля и Петя были в походе. Подойдя к лесу, они решили
сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети – 4 пирожка и у Коли -6.
Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел
каждый?
Догадались, что надо найти среднее количество пирожков, а как это сделать.
- А почему вы делили на 3, ведь этого числа не было в условии задачи?
-Что означает это число?
-Можно сказать, что каждый мальчик в среднем съел по 4 пирожка.
Записывается решение на доске. Слайд №19
2)
К доске приглашаются три ученика разного роста
- Кто самый высокий ?
- Кто самый низкий ?
- Кто средний по росту ?
3) Фронтальная работа с классом:
-
Что
ещё
может
быть
средним?
В
каких
жизненных
ситуациях
вы
встречались с этим словом? (средний возраст, средняя температура, средняя
зарплата и др.)
- Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний».
- Что «среднее» можно найти в математике? (среднее чисел)
- В математике это называется «среднее арифметическое»
IV Построение проекта выхода из затруднения
Учащиеся
формулируют
тему
урока
«Среднее
арифметическое»
и
записывают в тетрадь. Слайд 20
Отвечают на вопросы: А какие цели мы поставим перед собой? Что бы мы
хотели узнать о среднем арифметическом? Слайд 21.
( Что такое среднее арифметическое ?
Как находить среднее арифметическое ?
Где применяется среднее арифметическое в жизни ?)
V Реализация построенного проекта
- Ответим на вопрос что? Откроем учебник на странице 226. Найдите в
тексте учебника определение среднего арифметического и прочитайте его.
- Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе.
-Теперь расскажите это определение друг другу (соседу по парте).
- Определение нужно запомнить !
-
Ответим
на
вопрос
как
?
Выведем
алгоритм
нахождения
среднего
арифметического, а формулу запишем в тетрадь. Слайд № 22
VI Физкульминутка Слайд № 23
•
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали.
•
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
•
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
•
На счет три прижмем к бокам, на четыре – к небесам.
•
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись.
•
Про пятерку не забудем – добрыми всегда мы будем.
•
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная семья.
VII Первичное закрепление изученного материала
1)
Найдите среднее арифметическое чисел, о которых говориться в
физкультминутке. Слайд № 24
(1+2+3+4+5+6):6=3,5
2)
Выполнение задания на доске с комментированием.
Найти среднее арифметическое чисел а)17,5 и 25,4; б)18,74; 3,4 и
31,26. Слайд № 25
3)
Решение задачи. Слайд № 26
Во время соревнований по художественной гимнастике за выступление
с лентой судьи выставили гимнастке следующие оценки: 9,5; 9,7; 9,4;
9,6; 9,7. Каков средний балл, полученный гимнасткой в этом виде
соревнований?
4)
Решение практической задачи. Слайды № 27-28
Найти
среднюю
массу
портфеля
с
учебниками
и
учебными
принадлежностями одного дня в каждой группе. Округлить результат
до десятых.
Учащиеся работают в группах. Используют весы. Результаты заносят
в таблицу.
Группа 1
Фамилия
Масса портфеля, кг
Иванов
Петров
Смирнова
Сидорова
Среднее арифметическое
Полученные результаты заносятся в таблицу.
Сообщается, что по нормам СаНПина максимально допустимый вес
портфеля для учащихся 5-6 классов - 3,2 кг.
5)
А
теперь
отвечаем
на
вопрос
где?
Обобщим
применение
среднего
арифметического в жизни (дети приводят примеры) Слайд №
29
VIII Рефлексия учебной деятельности
- На все ли вопросы мы получили ответы?
- Что называется средним арифметическим нескольких чисел?
- Как найти среднее арифметическое 10 чисел?
Слайд № 30
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Я затруднялся…
Моё настроение…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Теперь я могу…
У меня получилось…
А теперь, оцените свою работу на уроке и поднимите соответствующий
кружок.
IX Домашнее задание Слайд №31
Б: п. 38, №1497; №1502;
П: Рассчитать свою среднюю оценку по результатам III четверти.
В: Узнайте стоимость 1 кг апельсинов в трёх разных магазинах и найдите
среднюю цену.
X Весёлая математика Слайд №32- 33
Включите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и
попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов,
которые нас окружают:
Носки и чулки
Велосипед и мотоцикл
Трамвай и поезд
Апельсин и лимон
Туфелька и сапог
Портфель и рюкзак
Гольфы
Мопед
Электричка
Грейпфрут
Ботинок
Ранец
XI Спасибо за урок. Слайд № 34
Спасибо
Вам,
дети,
за
урок.
Я
буду
рада,
если
полученные
на
уроках
математики знания помогут вам в жизни при решении проблем.
Вы молодцы !
Технологическая карта урока
№
Этап урока
Деятель
ность
учителя
Деятельнос
ть
обучающих
ся
Используе
мые
методы,
приёмы,
формы
Формируемые
универсальные
учебные действия
I
Организацио
нный этап
Проверяет
готовность
Слушают
учителя.
Монологи
ческая
Коммуникативны
е:
Цели:
- проверить
уровень
подготовки к
уроку;
- создать
условия для
формировани
я потребности
учеников во
включение в
учебную
деятельность.
обучающихс
я к уроку.
Создает
эмоциональн
ый настрой
на учебную
деятельность
.
Выполняют
упражнения
.
речь
учителя
умение слушать и
понимать речь
партнёра.
Личностные:
проявлять учебно-
познавательный
интерес к новому
учебному
материалу.
II
Актуализаци
я знаний
Цель:
организовать
повторение
ранее
изученного
материала.
Организует
устную
работу.
Предлагает
учащимся
оценить
свою работу
на этом этапе
урока.
Выполняют
предложенн
ые задания.
Осуществля
ют
самопровер
ку и
самооценку.
Познавате
льная игра
«Составьте
картину»,
фронтальн
ая и
индивидуа
льная
работа.
Регулятивные:
самоконтроль,
самооценка.
Коммуникативны
е: умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли, слушать и
вступать в диалог.
III
Локализация
затруднений
(создание
проблемной
ситуации)
Цель: создать
условия для
выполнения
учащимися
пробного
учебного
действия
Создает
проблемную
ситуацию,
предлагая
решить
задачи из
жизни.
Организует
устный
коллективны
й анализ
учебной
задачи.
Задаёт
наводящие
вопросы.
Фиксирует
выдвинутые
учениками
гипотезы.
Слушают
учителя.
Участвуют в
обсуждении
способов
решения
учебной
задачи.
Высказыва
ют свои
предположе
ния.
Фиксируют
индивидуал
ьное
затруднение
.
Беседа
(диалогово
е общение)
Познавательные:
уметь
ориентироваться в
своей системе
знаний (отличать
новое от уже
известного с
помощью
учителя ).
Коммуникативны
е: уметь слушать и
понимать речь
других, оформлять
мысли в устной
форме.
Регулятивные:
уметь
проговаривать
последовательност
ь действий,
высказывать свое
предположение.
IV
Построение
проекта
выхода из
затруднения
Цели:
-организовать
Предлагает
учащимся
сформулиров
ать тему
урока.
Организует
Формулиру
ют тему
урока.
Ставят цель
урока.
Составляют
Фронтальн
ая беседа
Регулятивные:
уметь
формулировать
учебную задачу на
основе
соотнесения того,
постановку
темы и целей
урока;
- создать
условия для
составления
совместного
плана
действий.
постановку
цели урока,
составление
совместного
плана
действий
и
проговарива
ют план
действий.
что уже известно;
определять
последовательност
ь промежуточных
целей с учетом
конечного
результата.
V
Реализация
построенного
проекта
Цели:
- реализовать
построенный
план
действий;
- закрепить
новое
понятие в
речи и знаках.
Организует
самостоятель
ную работу с
учебником,
фиксировани
е нового
знания в
речи и знаках
Находят в
тексте
учебника
нужную
информаци
ю. Читают и
запоминают
правило,
проговарива
ют его друг
другу вслух.
Самостоят
ельная
работа с
книгой,
работа в
парах.
Регулятивные:
анализировать
условия
достижения цели.
Коммуникативны
е: уметь излагать
свои мысли в
устной форме,
слушать и
понимать речь
других.
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации.
VI
Физкультми
нутка
Цель:
сменить
вид
деятельности,
обеспечить
эмоциональну
ю
разгрузку
учащихся.
Организует и
проводит
физкультмин
утку.
Участвуют в
физкультми
нутке
VII
Первичное
закрепление
изученного
материала
Цель:
организовать
усвоение
учениками
нового
материала с
проговариван
ием во
внешней
речи.
Организует
усвоение
учениками
нового
материала, в
процессе
решения
задач, с
проговарива
нием во
внешней
речи.
Комментируе
т и
направляет
работу
учащихся.
Организует
групповую
работу, дает
инструктаж
по
заполнению
таблицы
результатов.
Решают
задачи на
доске и в
тетрадях.
Проговарив
ают
алгоритм
решения
вслух.
Коллектив
ная работа,
групповая
работа.
Познавательные:
выделение и
формулирование
познавательной
цели, рефлексия
способов и
условий действия.
Коммуникативны
е:
планирование и
согласованное
выполнение
совместной
деятельности ;
взаимный
контроль действий
друг друга; умение
договариваться,
интегрироваться в
группы.
Личностные:
соблюдение
общепринятых
правил поведения
при общении и
сотрудничестве.
Регулятивные:
уметь
проговаривать
последовательност
ь действий на
уроке.
VIII
Рефлексия
учебной
деятельности
Цель:
организовать
рефлексию и
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности.
Подводит
итоги урока.
Акцентирует
внимание на
конечных
результатах
учебной
деятельности
. Проводит
рефлексию
учебной
деятельности
.
Предлагает
учащимся
оценить
свою
деятельность
на уроке,
используя
Отвечают
на вопросы
учителя.
Рассказыва
ют, что
узнали.
Проводят
самоанализ
и
самооценку
своей
деятельност
и.
Фронтальн
ая беседа.
Диалог.
Личностные:
способность к
самооценке.
Коммуникативны
е:
аргументировать
свою точку зрения,
прислушиваться к
мнению
одноклассников.
один из
кружочков:
зеленый,
красный,
желтый.
IX
Домашнее
задание
Дает
комментарий
к домашнему
заданию
Записывают
домашнее
задание