Напоминание

Среднее арифметическое


Автор: Фадеева Людмила Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Куженерская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п.Куженер Республика Марий Эл
Наименование материала: конспект урока
Тема: Среднее арифметическое
Раздел: среднее образование





Назад





План – конспект урока «Среднее арифметическое»

1. ФИО
Фадеева Людмила Александровна
2. Место работы
МБОУ «Куженерская основная общеобразовательная школа»
3. Должность
учитель математики
4. Предмет
математика
5. Класс
5
6. Тема и номер урока в теме
Среднее арифметическое (1 урок)
7. Базовый учебник
Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин и др. – 30 изд. – М.: «Мнемозина», 2012.
8. Цель урока:
формировать умение по нахождению среднего арифметического нескольких чисел


9. Задачи урока:
- образовательная: сформировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел, познакомить учащихся с правилом нахождения среднего арифметического, его применением при решении задач; - развивающая: развивать информационную и коммуникативную компетенции учащихся, развивать познавательный интерес и эмоции учащихся; - воспитательная: создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, воспитывать чувство ответственности и умение работать в группе.
10. Планируемые результаты
- предметные: ученик научится находить среднее арифметическое нескольких чисел, действуя по алгоритму; - метапредметные:
регулятивные: ученик научится самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения; самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; коммуникативные: ученик научится учитывать разные мнения, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; познавательные: ученик научится создавать схемы для решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, давать определение понятиям. -личностные: ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно – познавательной мотивации, готовности к самообразованию и самовоспитанию.
11. Тип урока
урок открытия нового знания
12.

Формы

работы

учащихся
индивидуальная, фронтальная, работа в парах и группах.
13.

Необходимое

техническое

оборудование
компьютер, проектор, учебник, интерактивная доска, электронная презентация, раздаточный материал ( таблицы, кружочки для самооценки), весы.
Структура и ход урока

I. Организационный этап
Ребята, послушайте, какая тишина!
Слайд №2
Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря И приступим все к работе. Поднимите руки вверх,
Разведите руки в стороны. Поймайте правой рукой удачу, а левой – успех. Прижмите их к себе. Всё у вас получится! Я желаю вам удачи!
II Актуализация знаний
1) Математическая разминка (устные упражнения) Задание: составить картину, решив примеры на деление десятичных дробей на натуральное число. Юный художник нарисовал картину, а злоумышленник разрезал её на части. Поможем художнику восстановить картину. Для этого мы должны правильно решить примеры.
Слайд № 3 - 14
1,5 : 3 = 0,5 1,8 : 6 = 0,3 0,12 : 3 = 0,04 0,24 : 6 = 0,04 3,5 : 5 = 0,7 0,42 : 6 = 0,07 0,3 : 5 = 0,06 0,2 : 4 = 0,05 0,5 : 50 = 0,01 2) Математический диктант Задание: округлить числа до указанного разряда ( с самопроверкой). Вариант I Вариант II
Слайд № 16-17
1) округлите до десятых: 8,263 (8,3) 5,125 (5,1)
2) округлите до сотых: 3,274 (3,27) 6,288 (6,29) 3) округлите до единиц: 35,24 (35) 45,81 (46) Оцените свою работу на этом этапе урока с помощью кружочков: красный -5, желтый -4, зеленый -3.
III Локализация затруднений (создание проблемной ситуации)
1) Вы знаете, что математика проникает во все сферы жизни человека. Создание проблемной ситуации (решение задачи из жизни – задача №1 из п.38 учебника).
Слайд №18-19

Задача.
Миша, Коля и Петя были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети – 4 пирожка и у Коли -6. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый? Догадались, что надо найти среднее количество пирожков, а как это сделать. - А почему вы делили на 3, ведь этого числа не было в условии задачи? -Что означает это число? -Можно сказать, что каждый мальчик в среднем съел по 4 пирожка. Записывается решение на доске.
Слайд №19
2) К доске приглашаются три ученика разного роста - Кто самый высокий ? - Кто самый низкий ? - Кто средний по росту ? 3) Фронтальная работа с классом: - Что ещё может быть средним? В каких жизненных ситуациях вы встречались с этим словом? (средний возраст, средняя температура, средняя зарплата и др.) - Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний». - Что «среднее» можно найти в математике? (среднее чисел)
- В математике это называется «среднее арифметическое»
IV Построение проекта выхода из затруднения
Учащиеся формулируют тему урока «Среднее арифметическое» и записывают в тетрадь.
Слайд 20
Отвечают на вопросы: А какие цели мы поставим перед собой? Что бы мы хотели узнать о среднем арифметическом?
Слайд 21.
( Что такое среднее арифметическое ? Как находить среднее арифметическое ? Где применяется среднее арифметическое в жизни ?)
V Реализация построенного проекта
- Ответим на вопрос что? Откроем учебник на странице 226. Найдите в тексте учебника определение среднего арифметического и прочитайте его. - Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе. -Теперь расскажите это определение друг другу (соседу по парте). - Определение нужно запомнить ! - Ответим на вопрос как ? Выведем алгоритм нахождения среднего арифметического, а формулу запишем в тетрадь.
Слайд № 22

VI Физкульминутка Слайд № 23
• Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали. • А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. • На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. • На счет три прижмем к бокам, на четыре – к небесам. • Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись. • Про пятерку не забудем – добрыми всегда мы будем.
• На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная семья.
VII Первичное закрепление изученного материала

1)
Найдите среднее арифметическое чисел, о которых говориться в физкультминутке.
Слайд № 24
(1+2+3+4+5+6):6=3,5
2)
Выполнение задания на доске с комментированием. Найти среднее арифметическое чисел а)17,5 и 25,4;

б)18,74; 3,4 и 31,26.
Слайд № 25

3)
Решение задачи.
Слайд № 26
Во время соревнований по художественной гимнастике за выступление с лентой судьи выставили гимнастке следующие оценки: 9,5; 9,7; 9,4; 9,6; 9,7. Каков средний балл, полученный гимнасткой в этом виде соревнований?
4)
Решение практической задачи.
Слайды № 27-28
Найти среднюю массу портфеля с учебниками и учебными принадлежностями одного дня в каждой группе. Округлить результат до десятых. Учащиеся работают в группах. Используют весы. Результаты заносят в таблицу. Группа 1 Фамилия Масса портфеля, кг Иванов Петров Смирнова Сидорова Среднее арифметическое Полученные результаты заносятся в таблицу. Сообщается, что по нормам СаНПина максимально допустимый вес портфеля для учащихся 5-6 классов - 3,2 кг.



5)
А теперь отвечаем на вопрос где? Обобщим применение среднего арифметического в жизни (дети приводят примеры)
Слайд №

29

VIII Рефлексия учебной деятельности
- На все ли вопросы мы получили ответы? - Что называется средним арифметическим нескольких чисел? - Как найти среднее арифметическое 10 чисел?
Слайд № 30
Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение… Меня удивило… Мне захотелось… Теперь я могу… У меня получилось… А теперь, оцените свою работу на уроке и поднимите соответствующий кружок.
IX Домашнее задание Слайд №31
Б: п. 38, №1497; №1502; П: Рассчитать свою среднюю оценку по результатам III четверти. В: Узнайте стоимость 1 кг апельсинов в трёх разных магазинах и найдите среднюю цену.
X Весёлая математика Слайд №32- 33
Включите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают: Носки и чулки Велосипед и мотоцикл Трамвай и поезд Апельсин и лимон
Туфелька и сапог Портфель и рюкзак Гольфы Мопед Электричка Грейпфрут Ботинок Ранец

XI Спасибо за урок. Слайд № 34
Спасибо Вам, дети, за урок. Я буду рада, если полученные на уроках математики знания помогут вам в жизни при решении проблем. Вы молодцы !
Технологическая карта урока



Этап урока

Деятель

ность

учителя

Деятельнос

ть

обучающих

ся

Используе

мые

методы,

приёмы,

формы

Формируемые

универсальные

учебные действия

I

Организацио

нный этап
Проверяет готовность Слушают учителя. Монологи ческая
Коммуникативны

е:

Цели: - проверить уровень подготовки к уроку; - создать условия для формировани я потребности учеников во включение в учебную деятельность. обучающихс я к уроку. Создает эмоциональн ый настрой на учебную деятельность . Выполняют упражнения . речь учителя умение слушать и понимать речь партнёра.
Личностные:
проявлять учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.
II

Актуализаци

я знаний
Цель: организовать повторение ранее изученного материала. Организует устную работу. Предлагает учащимся оценить свою работу на этом этапе урока. Выполняют предложенн ые задания. Осуществля ют самопровер ку и самооценку. Познавате льная игра «Составьте картину», фронтальн ая и индивидуа льная работа.
Регулятивные:
самоконтроль, самооценка.
Коммуникативны

е:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
III

Локализация

затруднений

(создание

проблемной

ситуации)
Цель: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия Создает проблемную ситуацию, предлагая решить задачи из жизни. Организует устный коллективны й анализ учебной задачи. Задаёт наводящие вопросы. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы. Слушают учителя. Участвуют в обсуждении способов решения учебной задачи. Высказыва ют свои предположе ния. Фиксируют индивидуал ьное затруднение . Беседа (диалогово е общение)
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя
).

Коммуникативны

е:
уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме.
Регулятивные:
уметь проговаривать последовательност ь действий, высказывать свое предположение.
IV

Построение

проекта

выхода из

затруднения
Цели: -организовать Предлагает учащимся сформулиров ать тему урока. Организует Формулиру ют тему урока. Ставят цель урока. Составляют Фронтальн ая беседа
Регулятивные:
уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того,
постановку темы и целей урока; - создать условия для составления совместного плана действий. постановку цели урока, составление совместного плана действий и проговарива ют план действий. что уже известно; определять последовательност ь промежуточных целей с учетом конечного результата.
V

Реализация

построенного

проекта
Цели: - реализовать построенный план действий; - закрепить новое понятие в речи и знаках. Организует самостоятель ную работу с учебником, фиксировани е нового знания в речи и знаках Находят в тексте учебника нужную информаци ю. Читают и запоминают правило, проговарива ют его друг другу вслух. Самостоят ельная работа с книгой, работа в парах.
Регулятивные:
анализировать условия достижения цели.
Коммуникативны

е:
уметь излагать свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации.
VI

Физкультми

нутка
Цель: сменить вид деятельности, обеспечить эмоциональну ю разгрузку учащихся. Организует и проводит физкультмин утку. Участвуют в физкультми нутке

VII

Первичное

закрепление

изученного

материала
Цель: организовать усвоение учениками нового материала с проговариван ием во внешней речи. Организует усвоение учениками нового материала, в процессе решения задач, с проговарива нием во внешней речи. Комментируе т и направляет работу учащихся. Организует групповую работу, дает инструктаж по заполнению таблицы результатов. Решают задачи на доске и в тетрадях. Проговарив ают алгоритм решения вслух. Коллектив ная работа, групповая работа.
Познавательные:
выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативны

е:
планирование и согласованное выполнение совместной деятельности
;
взаимный контроль действий друг друга; умение договариваться, интегрироваться в группы.
Личностные:
соблюдение общепринятых правил поведения при общении и сотрудничестве.
Регулятивные:
уметь проговаривать последовательност ь действий на уроке.
VIII

Рефлексия

учебной

деятельности
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Подводит итоги урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности . Проводит рефлексию учебной деятельности . Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке, используя Отвечают на вопросы учителя. Рассказыва ют, что узнали. Проводят самоанализ и самооценку своей деятельност и. Фронтальн ая беседа. Диалог.
Личностные:
способность к самооценке.
Коммуникативны

е:
аргументировать свою точку зрения, прислушиваться к мнению одноклассников.
один из кружочков: зеленый, красный, желтый.
IX

Домашнее

задание
Дает комментарий к домашнему заданию Записывают домашнее задание


В раздел образования