Значение художественной литературы в воспитании дошкольников.
Автор: Тимершина Гульнур Илдусовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №8 "Рябинка" Населённый пункт: г. Лангепас Наименование материала: Статья Тема: Значение художественной литературы в воспитании дошкольников. Раздел: дошкольное образование
Литература во всех ее видах — не что иное, как тень доброй беседы.
Роберт Луис Стивенсон
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Велика
роль
художественной
литературы
в
воспитании
чувств
и
развитии
речи
детей.
Художественная
литература
открывает
ребёнку
мир
человеческих
чувств
и
взаимопониманий.
Она
развивает
мышление
и
воображение
ребёнка,
обогащает
его
эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Она обогащает эмоции,
воспитывает
воображение,
дает
ребенку
прекрасные
образцы
русского
литературного
языка.
В
настоящее
время
общество
соприкоснулось
с
проблемой
получением
информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким
образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение.
В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо-эмоционального
общения с взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об
общении между людьми как таковом. В связи с этим перед педагогикой встает проблема
переосмысления
ценностных
ориентиров
воспитательной
системы,
в
особенности
системы
воспитания
дошкольного
детства.
И
здесь
огромное
значение
приобретает
овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам
художественной литературы.
Эти
образцы
различны
по
своему
воздействию:
в
рассказах
дети
познают
лаконичность
и
точность
слова;
в
стихах
улавливают
музыкальную
напевность,
ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и
выразительность
языка,
богатство
речи
юмором,
живым
и
образными
выражениями,
сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему
миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства — способность проявлять участие,
доброту, протест против несправедливости. Из книги ребенок узнает много новых слов,
образных
выражений,
его
речь
обогащается
эмоциональной
и
поэтической
лексикой.
Литература
помогает
детям
излагать
свое
отношение
к
прослушанному,
используя
сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Художественная
литература
представляет
собой
одно
из
важнейших
средств
нравственного
воспитания.
Как
форма
познания
действительности,
такое
издание
расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно – эмоциональную среду, в
которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и
духовно развивает личность ребенка.
«Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь
искусству способом – силой воздействия художественного образа».
1
1
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое
пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2004.-С.126.
Знакомясь
с
художественной
литературой,
дети
знакомятся
с
такими
нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С
ней
связываются
большие
возможности
развития
эмоциональной
сферы
личности
ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ
мировоззрения и нравственных представлений. Например, вместе с героями сказки дети
испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения,
удовлетворения
при
победе
справедливости.
Прямое
сопереживанием
героям,
умение
следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми
что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и
правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста —
перевертыши, небылицы.
Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии,
если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не
только
на
содержание,
но
и
на
выразительные
средства
языка
сказки,
рассказа,
стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей
вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется
художественный вкус.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том
числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки,
скороговорки) являются важнейшими источниками развития выразительности детской
речи. Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры
речи
в
широком
смысле
этого
слова,
которая
понимается
как
соблюдение
норм
литературного
языка,
умение
передавать
свои
мысли,
чувства,
представления
в
соответствии
с
назначением
и
целью
высказывания
содержательно,
грамматически
правильно, точно и выразительно.
В младших группах детского сада используют произведения разных жанров. Учат
детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке,
сочувствовать положительным героям. Постоянно обращают внимание детей на образный
язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая ребят к повторению запомнившихся им
отдельных слов, выражений, песенок персонажей, дети учатся передавать слова разных
героев. Они повторяют интонации, которые произносятся мы, но это также закладывает
основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в
более старшем возрасте.
Таким образом, книга всегда была и остается основным источником формирования
правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она
заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает
личность
многосторонне
и
гармонично.
Это
должны
осознавать,
в
первую
очередь,
взрослые
люди,
родители
и
педагоги,
которые
занимаются
воспитанием
ребенка,
и
привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс
чтения.