Напоминание

Формирование экологического сознания через дидактические игры


Автор: Шихбабаева Тамила Султангусейновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ
Населённый пункт: город Лангепас
Наименование материала: из опыта работы педагога
Тема: Формирование экологического сознания через дидактические игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Телевидение в жизни ребёнка. Вопрос, о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. Телевизор заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом… экран становится главным воспитателем ребенка. В тоже время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда. Длительный просмотр телепередач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не дает ребенку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которые изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый вред детской психике. Очень вредно для детей, если в квартире постоянно работает телевизор: его вроде бы никто не смотрит, но и не выключает. Ребенок постоянно находится в зашумленной среде: играет, разговаривает с родителями, кушает, засыпает под звуки телевизора. Следует помнить, что и взрослым и детям иногда нужно побыть в тишине и покое, наедине с собой и с близкими. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей» эти последствия становятся все более очевидными. Одно из них – отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог. В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание – дефицит концентрации внимания. Это заболевание ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперреактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги. Еще один факт, который отмечают почти все педагоги и психологи – это резкое снижение фантазии детей. Их ничего больше не интересует и не увлекает. Дети предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых, уже готовых развлечений, не требующих никакой внутренней работы ребенка. Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты – это детская жестокость и агрессивность. Подростки бьют и убивают друг друга,
потому что теряют всякое чувство меры, потому что на душе пусто и хочется острых ощущений. И всему виной телевизор, который совершенно поглощает внимание малыша, подменяя собой любое общение с взрослым. Детский возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Наверстать упущенное в этом возрасте практически невозможно. 6-7 лет – зарождение фундаментальных способностей человека. Поменять фундамент, когда здание уже построено, уже нельзя. Следовательно, ранний возраст является наиболее ответственным – он определяет дальнейшее развитие человека. Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на ребенка, как и полное его игнорирование. Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… Современные дети превратились в телеманов. При включенном телевизоре дети играют, общаются с друзьями и родителями, едят и спят. Они зависят от мерцания голубого экрана почти в той же мере, что и взрослые от алкоголя или сигарет. Последствия этого пристрастия могут быть довольно серьезными. Дети, которые много смотрят телевизор, обычно имеют Большинство родителей твердо убеждены в том, что просмотр телевизора ребенком в период его активного развития негативно сказывается на его еще не сформировавшейся психике. Поэтому никакой пользы от телевизора нет, только вред. Однако в последнее время большинство психологов склонны к иному утверждению, заключающемуся в том, что полное ограждение ребенка от просмотра телевизора, как самого доступного средства массовой информации, не способствует полноценному развитию его познавательных качеств и коммуникабельности. А вот рациональный подход к организации просмотра телевизора ребенком может быть прекрасным помощником в процессе воспитания.
Ребенок смотрит телевизор - это польза или

вред?

Категорический запрет со стороны родителей для просмотра телевизора ребенком может только навредить. Ведь чем больше родители будут говорить ребенку, что телевизор – это плохо, ничему хорошему он не научит, тем сильнее будет желание ребенка его смотреть. Его любознательность, поверьте, подскажет ему способ телевизор посмотреть. В этом случае, как он сможет научиться различать полезную информацию от вредной? К тому же ребенок может общаться с теми детьми, чьи родители вовсе не приемлют такую методику воспитания и не придерживаются ее. При просмотре различных документальных фильмов, кино, мультфильмов ребенок испытывает различные эмоции, учится их контролировать. На примере героев мультфильмов малыш начинает понимать, что плохо, а что хорошо, и делать соответствующие вводы, которые в будущем могут ему помочь. Одновременно с этим ребенок стремится к тому, чтобы находиться на одной ступени развития со своими сверстниками, как говорится, идти в ногу со временем, поэтому следит за новинками в телевизионном мире. Иногда телевизор может быть полезен родителям, которые не владеют навыками обучения ребенка, либо из-за нехватки времени или по стечению обстоятельств не могут заниматься с ребенком. Поэтому в редких случаях можно разрешать смотреть ребенку вечернюю сказку или мультфильм, которые будут заменять прочитанную родителем сказку на ночь.
Разнообразие передач и его влияние.
Ребенок дошкольного возраста не должен смотреть по телевизору только мультики или детское кино. Родители должны расширять кругозор ребенка и постепенно приобщать его к взрослому миру. Поэтому, рационально подойдя к данному вопросу, родители могут из многообразия взрослых телепередач выбрать наиболее подходящие для просмотра ребенком. Если ребенок отдает предпочтение просмотру примитивных, несоответствующих его возрасту, телепередач, что, по вашему мнению, не оказывает никакого положительного влияния на его развитие, следует
отнестись к его выбору с большим пониманием, поскольку дети на подсознательном уровне выбирают для просмотра те передачи, которые восполняют какие-либо пробелы и недостатки знаний. Даже в том случае, если это будет простой просмотр рекламы. Может быть, короткие, яркие и шумные эпизоды особой пользы и не принесут, но в них заложена по максимуму информация о моделях взаимоотношений, воспринимающаяся намного эффективнее детьми, которые не могут сосредоточиться в течение длительного периода времени.
Рациональность организации просмотра.
Хотелось бы отметить, что есть такие родители, которые сажают ребенка перед телевизором уже в возрасте одного года, дабы пока ребенок «при деле» заняться домашними делами или просто отдохнуть. При этом они совершенно даже не думают о вреде этого мероприятия для малыша. Мелькание, громкий звук негативным образом сказываются на психике и нервной системе малыша, при этом никто даже не контролирует, что именно он смотрит. Все это может вызвать переутомление органов зрения, а нередко и нарушениям работы нервной системы. Продолжительность просмотра ребенком телевизора зависит от его возраста. Каждый возраст имеет свои временные ограничения просмотра телевизора. Ребенку разрешен просмотр телевизора с двухлетнего возраста и не более 15- 20 минут в сутки. Для разнообразия можно разбить это время на несколько приемов просмотра. Время просмотра телепередач увеличивается с возрастом ребенка. Так, например, для дошкольника допустимое время просмотра телевизора составляется не более двух часов в сутки. Оставлять ребенка наедине с телевизором не рекомендуется, поскольку кто- либо из взрослых обязательно должен контролировать то, что предпочитает смотреть ребенок. Лучше, если он будет смотреть детскую передачу, мультфильм, познавательный документальный фильм о животных, который, кстати, считается наиболее полезным для развития ребенка. Кроме того, находиться рядом с ребенком во время просмотра телевизора необходимо для того, чтобы следить за его реакцией или объяснять непонятные ему моменты. Может в данный момент ребенка необходимо будет успокоить из-за просмотренного сюжета, оказавшего на него негативное впечатление, или уберечь от просмотра передач, опасных для его неокрепшей психики. К тому же родители должны комментировать то, что смотрит ребенок, особенно маленький, поскольку из происходящего на экране он пока еще не все понимает, хотя может смотреть увлеченно и с интересом. Кроме того, следует разговаривать и обсуждать с ребенком просмотренные сцены или эпизоды. Такое диалог-обсуждение увиденного помогает ребенку раскрепоститься, способствует развитию его речи и увеличению словарного запаса. После просмотренной телепередачи следует внимательно понаблюдать за
ребенком в целях выявления пользы или вреда от такого времяпрепровождения. Даже если реакция у ребенка в норме после просмотра телевизора разрешать ему в неограниченном времени смотреть его нельзя, а уж о самостоятельном выборе того, что смотреть, и говорить нечего. Кроме того, ребенок должен знать и научиться соблюдать правила поведения во время просмотра телевизора. Лучше всего родителям показывать это на личном примере, приобщая к этому и ребенка, при этом комментируя все действия. Следует приучить ребенка к тому, когда можно смотреть телевизор и как им пользоваться. Родители должны донести до ребенка, что телевизор является не только развлечением, но и средством обучения и познания мира. В случае если при просмотре телевизора у ребенка отсутствует интерес, следует отвлечь его чем-то другим. Не нужно выполнять все его прихоти по первому сигналу. Приобщение к телевидению необходимо делать постепенно. Просмотр телевизора имеет для ребенка немаловажное значение, но при этом важно, чтобы оно не стало для ребенка важнее отдыха, общения с ровесниками, прогулок, развивающих и обучающих игр и занятий. Поэтому рациональное распределение времени ребенка, в которое будет включен просмотр телепередач, принесет только пользу. И напоследок, сейчас, наверное, в большинстве семей принято включать телевизор утром и выключать вечером, при этом его могут и не смотреть. В итоге все члены семьи живут в постоянном шуме и напряжении, а ребенок может смотреть телевизор, когда ему захочется. Это негативно сказывается не только на психике всего семейства, но и на психике ребенка, повышая утомляемость и вызывая раздражительность. Поэтому телевизор лучше всего включать в те моменты, когда вы решили что-то посмотреть.


В раздел образования