Автор: Лекомцева Ксения Евгеньевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ № 9 "Березка" Населённый пункт: г. Снежногорск, Мурманская область Наименование материала: конспект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: "Домашние птицы" Раздел: дошкольное образование
1.
Совершенствовать коммуникативную готовность к обучению;
2.
Развивать умение внимательно слушать учителя-логопеда и
товарищей;
3.
Развивать умение подчинять свои действия инструкциям;
4.
Воспитывать любовь к природе и ее обитателям.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь образовывать уменьшительно – ласкательную форму
существительных, множественное число существительных, согласовывать
существительные с прилагательными, с числительными, составлять рассказ
по опорной схеме, подбирать слова – антонимы, употреблять в речи предлоги
«на», «под».
Личностные:
- умение взаимодействовать со взрослым и друг с другом;
- индивидуальность и инициативность;
- развитие внимания, памяти, мышления, волевой сферы, навыка
самоконтроля.
Оборудование:
- Оборудование мультимедиа: экран мультимедийный, проектор, ноутбук,
колонки,
- Презентация к занятию (созданная в программе PowerPoint),
- Простые карандаши, листы с графическим заданием.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
ИКТ, коррекционная технология, личностно-ориентированная технология,
игровая технология, здоровьесберегающая технология; наглядные, словесные
и практические методы и приёмы.
Ход занятия
Создание
психологической
г о т о в н о с т и
и
учебно-
познавательной
I.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятие к нам
пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими
гостями. А теперь присаживайтесь на свои места.
мотивации,
у с т а н о в к а
н а
достижение
успеха.
Давайте поприветствуем друг друга.
Сегодня по дороге в детский сад я встретила
птичницу. Скажите кто такая птичница?
(слайд 2)
Птичница узнала, что всю неделю мы с вами
говорили о домашних птицах. Она хочет
посмотреть, что же нового вы узнали о домашних
птицах. Вы согласны отправиться в гости к
птичнице? Я уверена, что вы справитесь со всеми
заданиями и покажете нашей гостье, как много вы
знаете о домашних птицах.
Актуализация
знаний и словаря.
Самостоятельное
выполнение
заданий,
требующих
применения
II.
Основная часть
1. Логопед: Для того, чтобы узнать, кто живет у
птичницы на птичьем дворе, нужно послушать и
отгадать загадки, которые подготовила для нас
наша гостья: (слайд 3)
- Живу во дворе, пою на заре, на голове гребешок,
кто же это?
- Ходит на рыбалку, не спеша, вразвалку, сама себе
удочка, кто же это?
- Я на озере гость частый, лапки у меня, как ласты,
а вразвалочку пройдусь, каждый скажет: это…
- Хвост как веер, гордый взгляд, Не одежда, а
наряд, Пусть завидуют вокруг: Птица важная……
- Нахохлившись, сидит на яйцах, На лапках, лишь
четыре пальца .Кудахчет и волнуется
знаний
Предупреждение
преждевременного
утомления и
снятия мышечного
статического
напряжения.
Летать не может…
2. Логопед: Молодцы, ребята, все загадки
отгадали! Теперь мы с вами знаем, кто живет у
птичнице на птичьем дворе!
Скажите, ребята, как называют этих птиц?
Скажите, почему этих птиц называют домашними?
Как человек ухаживает за ними? Чем питаются
домашние птицы? Какие части тела есть у птиц?
Чем покрыто тело птиц? Какую пользу приносят
птицы человеку?
Дети по одному отвечают на поставленные
вопросы, исправляют и дополняют друг друга.
3.
Логопед: Мы с вами говорили, что у каждой
птицы есть своя семья, в которой есть мама, папа и
детеныш – птенец. Птичнице очень интересно,
сможем ли мы с вами назвать всех членов птичьих
семей.
Упр. «Назови семейку» (слады 4-7)
Дети рассматривают картинки с изображением
домашних птиц и называют всех членов птичьих
семей.
4.
Логопед: Птичница говорит мне, что ей
очень нравится, как вы справились с этим
заданием. А еще она сказала мне, что очень любит
своих птиц и часто называет их ласково. Давайте и
мы с вами назовем птиц ласково.
Упр. «Назови ласково»
Дети по цепочке называют птиц в
уменьшительно – ласкательной форме
5.
Логопед: Умницы, ребята, вы прекрасно
умеете называть птиц ласково.
Ой! Мне кажется, я слышу голоса птиц, но не могу
разобрать, какая птица голос подает!
Прислушайтесь, может быть, вы догадаетесь, что
за птица поет. А кто догадается, поднимет руку.
Игра «Угадай, чей голосок» (слайд 8)
Дети внимательно слушают записи голосов птиц,
угадывают, называют, какая птица голос подает.
Логопед: скажите, как петух голос подает? Как
курица голос подает? Как гусь голос подает? Как
индюк голос подает? Как утка голос подает?
6.
Логопед: Молодцы, ребята, у вас очень
здорово получилось!
Птицы предлагают нам немножко отдохнуть и
подвигаться.
Вот красавец петушок, на макушке гребешок
(дети, стоя на одной ноге, изображают гребешок
с помощью рук).
А под клювом – то бородка, очень гордая походка
(руки на поясе, ходьба по кругу).
Лапы к верху поднимет, гордо головой кивает
(ходьба по кругу с высоким поднимание колен,
кивание головой).
Раньше всех петух встает, громко песенки поет.
Ку-ка-ре-ку, поет с утра, все давно вставать пора!
(высоко потянуться на носочках, присесть на
корточки, подняться)
7.
Логопед: Я предлагаю вам вспомнить с вами
игру «Скажи наоборот». Я буду говорить
Анализ
и
оценка
усвоения
м а т е р и а л а
и
деятельности
детей на занятии
Рефлексия
деятельности
на
уроке
предложение, а вы его продолжайте, подбирая
слова «наоборот».
Упр. «Скажи наоборот»
- утка большая, а цыпленок……………….
- у курицы яйцо мелкое, а у
индюшки………………
- цыпленок молодой, а цыпленок…..
- у гуся шея длинна, я а у курицы…………..
- петух кукарекает громко, а цыпленок
пищит………………….
- курица черная, а петух……………
- У утки яйцо чистое, а у гусыни………….
- утка плавает быстро, а утята……………
- утки сытые, а индюки…………………
Логопед кидает мяч по очереди каждому ребенку,
ребенок подбирает слово – антоним и бросает
мяч обратно логопеду.
8.
Логопед: Ребята, я думаю, птичнице будет
приятно, если сегодня мы нарисуем и подарим ей
рисунки. Сядьте за столы, возьмите в руку
карандаш и обведите по контуру птицу, которая
нарисована у вас на листочке.
Дети за столами выполняют графическое задание
«Обведи по контуру»
9.
Логопед: Ребята, пока мы с вами рисовали, к
нам на птичий двор прокралась лиса! Птицы
заметили ее и спрятались! Давайте скажем, куда
спрятались птицы: (слайд 9)
Упр. «Птичьи прятки»
Дети рассматривают картинки и по очереди
отвечают, куда спрятались птицы, использую
предлоги «на», «под».
10.
Логопед: Птицы очень благодарны вам, что
вы прогнали лису, и все они сбежались вас
поблагодарить. Давайте посчитаем, сколько птиц
пришло вас поблагодарить
Упр. «Счет» (слады 10-14)
Дети по цепочке считают птиц от 1 до 5.
11.
Перед тем, как попрощаться с птичницей, мы
составим рассказ о птице. Эту птицу называют
несушкой, наседкой. Скажите, что это за птица и
почему ее так называют?
Поможет нам составить рассказ схема.
(слайд 15)
Дети составляют описательный рассказ по
цепочке, затем один ребенок рассказывает
рассказ от начала до конца самостоятельно
12.
Итог занятия: какие птицы живут у
птичнице на птичьем дворе?
13.
Сегодня на занятии мы побывали в гостях у
птичницы на птичьем дворе. Кто считает, что
хорошо справился с заданиями, похлопайте в
ладоши. Птичница очень довольна тем, как
хорошо вы выполняли ее задания.
Ав
торская разработка