Автор: Бородачева Ольга Васильевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 города Кузнецка Населённый пункт: город Кузнецк, Пензенская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Мы дружим с книгой Раздел: дошкольное образование
Подготовила и провела
Бородачева О.В. - старший воспитатель МБДОУ ДС № 7 города Кузнецка.
Цель : Выявление и реализация интеллектуального – творческого потенциала у
детей старшего дошкольного возраста, пропаганда чтения.
Задачи:
Воспитывать у детей любовь к художественной литературе и чтению.
Обобщать и систематизировать знания художественной литературы у
детей.
Выявлять творческие и интеллектуальные способности детей.
Формировать у детей собственное представление о своих возможностях,
учиться рисковать, выигрывать, переживать успех.
Создавать радостное праздничное настроение .
1 ТУР
Ведущий:
– Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады
приветствовать всех вас! Сегодня мы проводим интеллектуальный марафон
«Мы дружим с книгой», посвященный году Литературы (слайд 1) . Смирнова
Арина читает стихотворение Пензенского автора В. Агапова «Дедушкино
дерево» (презентация)
- Стихотворение, которое вы услышали написал наш земляк Виктор Агапов, но
мы с вами ребята знаем много разных авторов: поэтов, писателей, баснописцев,
которые жили или живут в России, много знаем иностранных авторов, а еще
больше мы знаем различных произведений, которые они написали. Вот сегодня
мы ваши знания и проверим. Знания будет оценивать компетентное жюри
(Представление членов жюри). В нашем марафоне принимают участие две
команды из подготовительных групп нашего детского сада. Давайте
поприветствуем друг друга (приветствие команд). Итак, мы начинаем…
Ведущий: 1 конкурс называется «Разминка» (мах 2 бала). Послушайте задание:
«Отгадайте название произведения и автора по короткому отрывку». Ответы
детей сопровождаются слайдами.
1) Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
- Что это за басня? (Стрекоза и Муравей). Кто её написал? (Иван Андреевич
Крылов).Слайд 2
2) Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла…
- Что это за сказка? (Федорино горе). Кто её написал? (Корней Иванович
Чуковский). Слайд 3
3). В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью «Каланча».
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
- Кто угадал название стихотворения? (Дядя Степа). Кто её написал? (Сергей
Михалков).Слайд 4
4). Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
- Как называется эта сказка? (Сказка о глупом мышонке). Кто её написал?
(Самуил Яковлевич Маршак). Слайд 5
5). Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
- Что это за рассказ? (Цветик-семицветик). Кто написал её? (Валентин Катаев).
Слайд 6
6). На этой постели и уложили на ночь принцессу.
Утром ее спросили, как ей спалось.
- Ах, ужасно плохо! - отвечала принцесса. - Я всю ночь не сомкнула глаз. Бог
знает, что там у меня было в постели! Я лежала на чем-то твердом, и теперь у
меня все тело в синяках! Это просто ужас что такое!
- Кто угадал сказку, как она называется? (Принцесса на горошине). Кто автор
сказки? (Ганс Христиан Андерсен) Слайд 7
7). Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
–
Кто знает название сказки? (Сказка о рыбаке и рыбке). Кто автор сказки?
(Александр Сергеевич Пушкин). Слайд 8
8). “Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?”
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое
лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
- Что это за рассказ? (Волшебное слово). Кто написал её? (Валентина Осеева).
Слайд 9
9) Утром вся заячья семья собралась за столом. А на столе
чего только нет!
Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковь и картошка.А злая Ворона
удивляется:
- Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?
- Что это за рассказ? (Мешок яблок). Кто написал его? (Владимир Сутеев).
Слайд 910
Ребята если вы сможете без коротких отрывков назвать произведение и автора ,
вы можете дополнительно получить жетон. А теперь подсчитаем жетоны, (мах
2 балла).
Ведущий:
– На этом наша разминка закончилась. Команда (название команды) получает 2
балла. Дети скажите, пожалуйста, когда вы выбираете книгу, на что вы
обращаете внимание? На иллюстрации. Правильно, ребунку интереснее
рассмотривать и читать книгу с яркими и интересными иллюстрациями. А как
называется профессия человека, который иллюстрирует книги. Правильно,
художник-иллюстратор. Ребята, а вы знаете, что есть такие талантливые люди,
которые и пишут книги и сами их иллюстрируют. Посмотрите на экран, это
Владимир Сутеев (слайд 11) и Евгений Чарушин (слайд 12).
Влетает Баба-Яга.
Баба-Яга:
- Художники, иллюстрации, нашла я у себя в лесу две иллюстрации, взяла
ножницы и их изрезала на мелкие части, вот они полюбуйтесь, старались
художники, а картиночки то никто и не увидит. Ха-ха-ха!
Ведущий:
– Бабушка Яга, отдай нам картинки дети постараются их собрать
Ребята это и будет следующее сложное задание, сейчас каждой команде
предстоит собрать картинку (2 конкурс), разрезанную на множество частей без
образца (чья команда будет быстрее получит 2 балла(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Собрали молодцы, а к каким сказкам эти иллюстрации. Слайды 13,14. Если
смогут назвать автора (Шарль Перро «Красная шапочка», Ганс Христиан
Андерсен «Дюймовочка») по 1 жетону команде.
Ведущий:
– Ребята, вы молодцы, много знаете авторов, но ведь не все произведения
авторские, мы с вами знаем много народных сказок, потешек, песенок. Сейчас
я вам задам вопрос по одной русской народной сказке, а вы отгадаете ее
название, (за ответ на вопрос 1 балл).
- В какой сказке три брата выбирали себе невесту с помощью стрел и лука?
(слайд 15.) Правильно в сказке «Лягушка-царевна» слайд 16, команда (название
команды) получает 1 балл. Следующий вопрос с оценкой в 1 балл.
- В кого превратилась лягушка-царевна в конце сказки? Слайд 17 Правильно в
Василису Премудрую, команда (название команды) получает 1 балл.
-Но прежде чем превратиться в Василису Премудрую, лягушка- царевна прошла
много испытаний. -Какие задания давал царь невестам? 1. сшить рубаху (слайд
18) 2. испечь хлеб (слайд 19) 3. станцевать (слайд 20). (если дети отвечают
можно за каждый ответ дать по 1 баллу). Нелёгок был путь от царевны
-лягушки до Василисы Премудрой. Следующее ваше задание ребята «Найди и
обведи дорожку от царевны -лягушки до Василисы Премудрой» (3 конкурс). За
правильное выполнение задания 1 балл.(приложение 2). Время пошло. А теперь
задание тоже с дорожками, но посложнее. Нужно буковку вставить в окошко, в
которое ведет её ниточка, и получатся слова. Затем вам нужно посчитать
сколько слов вы расшифровали подойти к столу взять с подноса такое же
количество красных фишек и разложить их на столе в одну линию(4 конкурс).
Выполняйте задание. А теперь посмотрите на экран, вот какие слова должны
получиться (ТОК,АРФА, КАМЫШ, КОЛОС- слайд 21). Всего вы
расшифровали 4 слова, значит 4 красных фишки должны были положить в ряд.
Посмотрим, как вы справились. (мах 3 балла)
Ведущий:
- Ребята, вспомните, пожалуйста, сказку, куторую вам читали когда вы были
совсем маленькие «Курочка-Ряба». Что курочка пообещала в конце сказки бабке
с дедкой. Правильно снести простое яичко (слайд 22). Вот она его снесла, из
него вылупился цыпленок, но не может курочка найти дорожку к своему
цыпленку. Помогите курочке пройти лабиринт(5 конкурс-3 балла). (Снала ищем
путь простым карандашом, когда бедете уверены, что нашли, обведите
маркером.) Проверяем.
2 ТУР
Ведущий:
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать
всех вас! Сегодня мы продолжим интеллектуальный марафон «Мы дружим с
книгой», посвященный году Литературы (слайд 1).Ребята, посмотрите на экран
к какой сказке эта иллюстрация (слайд 23). К сказке В.Сутеева «Снеговик-
почтовик». Вспоминаем для чего его слепили дети? Правильно, что бы он отнес
письмо Деду Морозу. Ребята посмотрите, как дети лепили Снеговика
( приложение 5). Найди что было сначала, что потом(6 конкурс-2 балла),
поставь цифры в кружок в правом нижнем углу. А теперь у нас посоревнуются
капитаны. Нужно составить рассказ по этой картике (7 конкурс-2 балла)(слайд
24) , чей рассказ будет содержательнее, интереснее, тот капитан заработает
больше очков для своей команды.
Ведущий:
- Ребята, понравилась вам иллюстрация Сутеева В.? Он иллюстрировал не
только свои сказки, но и сказки других авторов. Вот посмотрите (приложение 6)
иллюстратор начал рисовать картинки к сказке К.И.Чуковского «Муха-
Цокотуха», но не закончил их, давйте поможем ему.Художник-иллюстратор (8
конкурс-3 балла)
Ведущий: Отгадайте загадку про сказочных героев
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Правильно это 3 поросёнка. Как звали братьев,из какой сказки, кто её написал?
(Наф-наф, Ниф-ниф, Нуф-нуф, С. Михалков «Три поросёнка») слайд 25.
Следующее задание про поросят
- Сколько нужно дообавить, что бы получилось 6?(9 конкурс- 2 балла) (слайд
26,приложение 7)
Следующее задание тоже на счет. (10 конкурс-3 балла) «Соедени картинку с
правильным ответом» , сосчитай сколько всего примеров, подойди к столу,
возьми цифру, которая на один меньше, чем примеров и покажи мне
(приложение 8).
Ведущий: - Ребята, вспомните, пожалуйста, еще одну сказку, куторую вам
читали когда вы были совсем маленькие
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Ответ: Три медведя и Маша (слайд 27)
Ведущий: Вспомните какое было желание у Маши? Вернуться домой
правильно. Помогите Маше пройти по лесу к своему дому(11 конкурс
«Двигайся по стрелке»-3 балла). Двигаться нужно от точки на которую
указывает стрелка, двигаться по граням клеток (слайд 28, приложение 9).
Рисует капитан, а остальные члены команды подсказывают.
3 ТУР
Ведущий:
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать
всех вас на заключительном туре интеллектуального марафона «Мы дружим с
книгой», посвященнго году Литературы (слайд 1).
Отгадайте загадку про сказочного героя:
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
(Баба Яга) слайд 29
- Ребята, перечислите сказки, где есть эта сказочная героиня (Гуси-лебеди,
Лягушка-царевна, Сказка о молодильных яблочках и живой воде, Иван царевич
и серый волк, Финист — ясный сокол, Баба Яга, Поди туда- не знаю куда,
принеси то, не знаю что, Кащей Бессмертный. В чем летала Баба Яга? А какой
вы знаете современный воздушный транспорт? Следующее задание «Расскрась
ракеты» (12 конкурс- 2 балла) (приложение 10).
Приложение 11. Следующее задание тоже на ориентировку в пространстве (13
конкурс-3 балла)«Нарисуй украшения на правой и левой руке»
Ведущий: Ребята, чтобы прочитать меого интересных сказок и рассказов,
нужно уметь читать, дружить с буквами и звуками. В следующих заданиях мы
и проверим, как вы с ними дружите. Приложение 12 «Прочитай по первым
буквам»(14 конкурс-2 балла).Проверим , что получилось слайд 30. Приложение
13 «Прочитай по последним буквам»(15 конкурс- 2 балла). Проверим , что
получилось слайд 31
Ведущий: Посмотрите на экран и оттгадайте какое следующее задание (слайд
32). Правильно мы будем разгадывать ребусы(16 конкурс-2 балла). Слайды 33-
38
Ведущий:
-Ребята, а сейчас последний конкурс злая колдунья зашифровала слова.
«Шифровка» (17 конкурс-2 балла) Сможите их расшифровать? (приложение
14). Что у вас получилось? Слайд 39 Правильно «ВЫ ПОБЕДИЛИ». Значит
пришло время подводить итоги. На этом наш интеллектуальный марафон
заканчивается. Благодарю всех за участие и желаю всем вам дружить с книгами.
Члены жюри подводят итоги интеллектуального марафона и награждают
победителей.