"Сетевое партнерство в решении вопросов непрерывности образования ребенка"
Автор: Кара Юлия Ивановна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ " Старопестеревский детский сад общеразвивающего вида" Населённый пункт: Кемеровская обл.Беловский р-он село Старопестерево Наименование материала: статья Тема: "Сетевое партнерство в решении вопросов непрерывности образования ребенка" Раздел: дошкольное образование
«Сетевое партнерство в решении вопросов непрерывности
образования ребенка»
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда
опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Л.С. Выготский.
Наличие реализации преемственности ДОО и начальной школы, как уровней
единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и
укрепления его психического здоровья. Под преемственностью понимается
последовательный
переход
от
одной
ступени
образования
к
другой,
выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм,
методов,
технологий
обучения
и
воспитания. Именно в этот переходный
момент
–
«подушкой
безопасности»
должна
стать
преемственность
учреждений.
Основными целями сотрудничества ДО и школы являются:
- улучшение подготовки 5-7 летних детей к школе;
- обеспечение естественности перехода из детского сада в школу;
- углубление интереса к жизни в школе;
- обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь
семьи в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.
Для создания оптимальных условий развития физических, интеллектуальных
и
личностных
качеств,
формирования
у
детей
предпосылок
к
учебной
деятельности и повышения компетентности педагогов, родителей в рамках
преемственности, наш детский сад тесно сотрудничает с Старопестеревской
средней
образовательной
школой.
Ежегодно
мы
собираемся,
в
конце
учебного
года
проводим,
круглый
стол
на
нем
присутствуют,
учителя
начальных классов, завуч школы и воспитатели, где
обсуждаем план на
будущий
год. В течение года ведется непрерывная работа в
нескольких
направлениях: с педагогами, с детьми, с родителями.
С
педагогами
проводим
мастер-классы
взаимное
ознакомление
с
программами
ДО
и
школы,
изучение
и
внедрение
ФГОС,
совместные
совещания
«Адаптация
первоклассников
к
школе»,семинары-практикумы:
«Дети на пороге школы», «От дошкольника к школьнику»,где рассматриваем
проблему подготовки детей к систематическому школьному обучению».
Для
ознакомления
воспитателей
детского
сада
с
методами
и
приемами,
применяемыми
на
различных
уроках
учителями
начальной
школы,
мы
практикуем взаимопосещение образовательной деятельности.
С воспитателями проводим консультации «Воспитателю об особенностях
развития ребенка 6-7 лет», «Тренируем память и внимание дошкольников»,
«Словестные способы поощрения и поддержки».
Одна
из
задач
детского
сада
на
учебный
год
является
задача
по
здоровьесбережению воспитанников. По этой теме мы с учителми начальных
классов
в ноябре проводим круглый стол «Здоровьесберегающая основа
организации воспитания дошкольников и обучения младших школьников»,
где рассматриваем вопросы развития у дошкольников и младших школьников
навыков и представлений о здоровом образе жизни, способы формирования
активной позиции родителей к ведению здорового образа жизни.
В феврале проводим семинар «Повышение педагогической компетентности в
системе работы преемственности в условиях ФГОС»
И в мае мы опять собиремся за круглым столом для обсуждения плана по
преемственности ДО и школы на новый учебный год.
Тесное
сотрудничество
специалистов
–
воспитателей
–
учителей
способствует повышению профессионального мастерства педагогов.
С детьми для воспитания интереса и уважения к школе, в течение года
проводим:
прогулки
к
зданию
школы,
осматриваем
участок,
спортивную
площадку, на территории школы имеется хоккейная коробка, куда дети ходят
кататься
на
коньках.
Воспитанники
подготовительной
группы
посещают
торжественную линейку 1 сентября.
Организуем
экскурсии
детей в школьный класс,это дает воспитанникам
подготовительной группы посидеть
за партой, поучаствовать в диалоге с
учителем и учениками. При этом происходит плавное становление у ребенка-
дошкольника
позиции
ученика.
В
январе
запланировали
совместный
интегрированный урок с детьми подготовительной группы и учениками 1
класса на тему «Мир вокруг нас»
Ходим
в
школьную
библиотеку
на
творческие
вечера
посвященные
писателям
и
поэтам.
Стали
подписчиками
в
библиотеке,
берем
детскую
литературу.
Посещаем, мастерскую по изготовлению деревянных изделий мальчики с
интиресом наблюдают за работой школьников.
Неоднократно посещаем спортивный зал, где проводим совместные игры, и
соревнования которые оставляют особенно радостные впечатления у детей.
Стало традицией в декабре посещение праздника «Прощание с букварем».
В детском саду проводим «Дни выпускников». Выглядит это так: в дни
школьных каникул первоклассники приходят в детский сад, общаются со
своими воспитателями, играют в своей группе, занимаются физкультурном
зале, с музыкальным руководителем поют любимые песни, а самое главное
чувствуют, что их помнят в детском саду, им рады, интересуются их успехами
и
затруднениями.
Выпускники
дошкольной
организации
с
удовольствием
приходят
в
детский
сад,
а
воспитанники
подготовительной
группы
с
радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями. Дети свободно
общаются,
обмениваются
впечатлениями,
включаются
в
совместные
игры,занятия.
Мы считаем, что хорошим средством профилактики трудностей школьной
адаптации являются совместные праздники,развлечения, игры-соревнования,
эстафеты которые организуют музыкальный руководитель и инструктор по
физическому воспитанию. Это Осенний кросс, Зимняя спартакиада, Дни
здоровья, досуги « Осторожно огонь», «ПДД».
У
нас
разработан
цикл
бесед,
которые
мы
проводим
с
воспитанниками
старшего дошкольного возраста «О школе», «О школьниках», «О школьных
принадлежностях»,
«Профессия
учитель»
и
др.
Собрали
подборку
иллюстраций отражающую школьную жизнь.
С
детьми
проводим
беседы
о
безопасности
жизнедеятельности
с
рассматриванием
иллюстраций,
просмотров
фильмов
«Правила
уличного
движения», «Безопасная дорога в школу».
Подобрана литература о школе и школьной жизни, где описывается важность
и
значимость
школьного
обучения,правила
поведения
на
уроке
и
в
школе.Создали картотеку пословиц,поговорок,загадок о школе.
Проводим вечера загадок «Скоро в школу» КВНы, устраиваем конкурсы
чтецов о школе.
Воспитателями
подготовительной
группы
организован
уголок
школьника,
составлен
план
сюжетно-ролевых
игр
«Школа»,
«Школьный
урок»,
«Школьная
перемена»,
«Школьная
столовая»,
«Мы
уч е ники»,
«Библиотека».При шефской помощи первоклассников изготовлены и собраны
а т р и б у т ы
д л я
э т и х
и г р .
Э т о
у к а з к и ,
пеналы,ручки,карандаши,тетради,дневники,книги и др.
В стенах детского сада организуем объединённые
выставки рисунков и
поделок приуроченные к праздникам –это «Новогодние кружева», «Весенние
мотивы», «Мир без войны», «Осторожно огонь», «Безопасное движение на
дорогах», «Наша планета Земля», «Осень золотая», «Чудо с грядки».
Приглашаем
школьников
для
совместных
субботников
по
уборке
территории
детского
сада
в
зимний
период
и
изготовлению
снежного
городка.
Традиционной является акция «Добрая зима для птиц»,где дети старшего
дошкольного возраста и ученики начальной школы совместно с родителями
изготавливают
кормушки,
плакаты
агитирующие
помогать
зимующим
птицам. Весной проводим акцию «Каждому певцу по дворцу», где ученики и
дошкольники мастерят с родителями скворечники.
Самым
активным
помошникам
школьникам
вручаем
благодарственные
письма и Грамоты на линейке в школе.
С целью выявления степени принятия ребенком нового возрастного статуса и
мотивации готовности и отношения к обучению проводим с детьми целевые
беседы, интервью, тесты.
3. Важной задачей для образовательных учреждений является установление
партнерских отношений с родителями.
Для родителей, воспитателями
и специалистами детского сада
проводим
беседы и консультации о подготовке детей к школьному обучению:
«Портфель
в
дорогу»,
«Что
должен
уметь
ребенок
подготовительной
группы», «Познавательное и речевое развитие в подготовке к школьному
обучению»,
«Что
нужно
отложить
для
формировавния
чистой
речи?»(изучение
иностранных
языков,обучение
чтеню»,
«Мотивация
готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
Проводим родительские собрания с учителями начальной школы в начале
года «От дошкольника к школьнику», и в конце года «Скоро в школу».
Организуем
дни
открытых
дверей
для
родителей
выпускников,
где
демонстрируем
родителям
подготовку
выпускников
к
школе
через
организацию непосредственно образовательной деятельности,наблюдения за
системой
работы
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
в
режимных
моментах.
Проводим анкетирование и опросы родителей «Мое мнение о школьной
жизни
ребенка»,
«В
чем
причина
трудностей
первоклассника?»,
«Каков
социальный опыт моего ребенка?»,мастер-классы и тренинговые занятия:
«Идем в школу с радостью», «Готовимся к школе всей семьей». Семинары-
практикумы «Готовность ребенка к школе», «Скоро в школу мы пойдем!»
Оформлен информационный стенд «Ребенок идет в школу»,разрабатываем
памятки
и
буклеты
«Рекомендации
по
здоровьюсбережению
будущих
первоклассников». «Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в
школу».В конце учебного года педагог-психолог и учитель-логопед выявляют
особенности
адаптации
детей
к
школе
и
уровень
сформированности
предпосылок учебной деятельности посредством опроса учителей, родителей
и
д е т е й .
По
данным
педагога-психолога
школы
у
первоклассников
(выпускников
ДО),адаптация проходит хорошо.
Учителя начальных классов отмечают отличную подготовку детей к учебной
деятельности.
Педагоги школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве,
учитывая, специфику
организации деятельности друг друга,
обязательно
привлекая родителей.
Проводя, работу по преемственности ДО со школой наша задача создать у
детей мотивацию к обучению в школе, сформировать позицию школьника у
детей старшего дошкольного возраста.
Быть готовым к школе-не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
Леонид Абрамович Венгер