Напоминание

"Сетевое партнерство в решении вопросов непрерывности образования ребенка"


Автор: Кара Юлия Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Старопестеревский детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Кемеровская обл.Беловский р-он село Старопестерево
Наименование материала: статья
Тема: "Сетевое партнерство в решении вопросов непрерывности образования ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Сетевое партнерство в решении вопросов непрерывности

образования ребенка»
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.С. Выготский. Наличие реализации преемственности ДОО и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
Основными целями сотрудничества ДО и школы являются:
- улучшение подготовки 5-7 летних детей к школе; - обеспечение естественности перехода из детского сада в школу; - углубление интереса к жизни в школе; - обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семьи в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу. Для создания оптимальных условий развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирования у детей предпосылок к учебной деятельности и повышения компетентности педагогов, родителей в рамках преемственности, наш детский сад тесно сотрудничает с Старопестеревской средней образовательной школой. Ежегодно мы собираемся, в конце учебного года проводим, круглый стол на нем присутствуют, учителя начальных классов, завуч школы и воспитатели, где обсуждаем план на будущий год. В течение года ведется непрерывная работа в нескольких направлениях: с педагогами, с детьми, с родителями. С педагогами проводим мастер-классы взаимное ознакомление с программами ДО и школы, изучение и внедрение ФГОС, совместные
совещания «Адаптация первоклассников к школе»,семинары-практикумы: «Дети на пороге школы», «От дошкольника к школьнику»,где рассматриваем проблему подготовки детей к систематическому школьному обучению». Для ознакомления воспитателей детского сада с методами и приемами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы, мы практикуем взаимопосещение образовательной деятельности. С воспитателями проводим консультации «Воспитателю об особенностях развития ребенка 6-7 лет», «Тренируем память и внимание дошкольников», «Словестные способы поощрения и поддержки». Одна из задач детского сада на учебный год является задача по здоровьесбережению воспитанников. По этой теме мы с учителми начальных классов в ноябре проводим круглый стол «Здоровьесберегающая основа организации воспитания дошкольников и обучения младших школьников», где рассматриваем вопросы развития у дошкольников и младших школьников навыков и представлений о здоровом образе жизни, способы формирования активной позиции родителей к ведению здорового образа жизни. В феврале проводим семинар «Повышение педагогической компетентности в системе работы преемственности в условиях ФГОС» И в мае мы опять собиремся за круглым столом для обсуждения плана по преемственности ДО и школы на новый учебный год. Тесное сотрудничество специалистов – воспитателей – учителей способствует повышению профессионального мастерства педагогов. С детьми для воспитания интереса и уважения к школе, в течение года проводим: прогулки к зданию школы, осматриваем участок, спортивную площадку, на территории школы имеется хоккейная коробка, куда дети ходят кататься на коньках. Воспитанники подготовительной группы посещают торжественную линейку 1 сентября. Организуем экскурсии детей в школьный класс,это дает воспитанникам подготовительной группы посидеть за партой, поучаствовать в диалоге с учителем и учениками. При этом происходит плавное становление у ребенка- дошкольника позиции ученика. В январе запланировали совместный интегрированный урок с детьми подготовительной группы и учениками 1 класса на тему «Мир вокруг нас» Ходим в школьную библиотеку на творческие вечера посвященные писателям и поэтам. Стали подписчиками в библиотеке, берем детскую литературу. Посещаем, мастерскую по изготовлению деревянных изделий мальчики с интиресом наблюдают за работой школьников.
Неоднократно посещаем спортивный зал, где проводим совместные игры, и соревнования которые оставляют особенно радостные впечатления у детей. Стало традицией в декабре посещение праздника «Прощание с букварем». В детском саду проводим «Дни выпускников». Выглядит это так: в дни школьных каникул первоклассники приходят в детский сад, общаются со своими воспитателями, играют в своей группе, занимаются физкультурном зале, с музыкальным руководителем поют любимые песни, а самое главное чувствуют, что их помнят в детском саду, им рады, интересуются их успехами и затруднениями. Выпускники дошкольной организации с удовольствием приходят в детский сад, а воспитанники подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями. Дети свободно общаются, обмениваются впечатлениями, включаются в совместные игры,занятия. Мы считаем, что хорошим средством профилактики трудностей школьной адаптации являются совместные праздники,развлечения, игры-соревнования, эстафеты которые организуют музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию. Это Осенний кросс, Зимняя спартакиада, Дни здоровья, досуги « Осторожно огонь», «ПДД». У нас разработан цикл бесед, которые мы проводим с воспитанниками старшего дошкольного возраста «О школе», «О школьниках», «О школьных принадлежностях», «Профессия учитель» и др. Собрали подборку иллюстраций отражающую школьную жизнь. С детьми проводим беседы о безопасности жизнедеятельности с рассматриванием иллюстраций, просмотров фильмов «Правила уличного движения», «Безопасная дорога в школу». Подобрана литература о школе и школьной жизни, где описывается важность и значимость школьного обучения,правила поведения на уроке и в школе.Создали картотеку пословиц,поговорок,загадок о школе. Проводим вечера загадок «Скоро в школу» КВНы, устраиваем конкурсы чтецов о школе. Воспитателями подготовительной группы организован уголок школьника, составлен план сюжетно-ролевых игр «Школа», «Школьный урок», «Школьная перемена», «Школьная столовая», «Мы уч е ники», «Библиотека».При шефской помощи первоклассников изготовлены и собраны а т р и б у т ы д л я э т и х и г р . Э т о у к а з к и , пеналы,ручки,карандаши,тетради,дневники,книги и др. В стенах детского сада организуем объединённые выставки рисунков и поделок приуроченные к праздникам –это «Новогодние кружева», «Весенние
мотивы», «Мир без войны», «Осторожно огонь», «Безопасное движение на дорогах», «Наша планета Земля», «Осень золотая», «Чудо с грядки». Приглашаем школьников для совместных субботников по уборке территории детского сада в зимний период и изготовлению снежного городка. Традиционной является акция «Добрая зима для птиц»,где дети старшего дошкольного возраста и ученики начальной школы совместно с родителями изготавливают кормушки, плакаты агитирующие помогать зимующим птицам. Весной проводим акцию «Каждому певцу по дворцу», где ученики и дошкольники мастерят с родителями скворечники. Самым активным помошникам школьникам вручаем благодарственные письма и Грамоты на линейке в школе. С целью выявления степени принятия ребенком нового возрастного статуса и мотивации готовности и отношения к обучению проводим с детьми целевые беседы, интервью, тесты.
3.
Важной задачей для образовательных учреждений является установление партнерских отношений с родителями. Для родителей, воспитателями и специалистами детского сада проводим беседы и консультации о подготовке детей к школьному обучению: «Портфель в дорогу», «Что должен уметь ребенок подготовительной группы», «Познавательное и речевое развитие в подготовке к школьному обучению», «Что нужно отложить для формировавния чистой речи?»(изучение иностранных языков,обучение чтеню», «Мотивация готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе» Проводим родительские собрания с учителями начальной школы в начале года «От дошкольника к школьнику», и в конце года «Скоро в школу». Организуем дни открытых дверей для родителей выпускников, где демонстрируем родителям подготовку выпускников к школе через организацию непосредственно образовательной деятельности,наблюдения за системой работы с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах. Проводим анкетирование и опросы родителей «Мое мнение о школьной жизни ребенка», «В чем причина трудностей первоклассника?», «Каков социальный опыт моего ребенка?»,мастер-классы и тренинговые занятия: «Идем в школу с радостью», «Готовимся к школе всей семьей». Семинары- практикумы «Готовность ребенка к школе», «Скоро в школу мы пойдем!» Оформлен информационный стенд «Ребенок идет в школу»,разрабатываем памятки и буклеты «Рекомендации по здоровьюсбережению будущих
первоклассников». «Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в школу».В конце учебного года педагог-психолог и учитель-логопед выявляют особенности адаптации детей к школе и уровень сформированности предпосылок учебной деятельности посредством опроса учителей, родителей и д е т е й . По данным педагога-психолога школы у первоклассников (выпускников ДО),адаптация проходит хорошо. Учителя начальных классов отмечают отличную подготовку детей к учебной деятельности. Педагоги школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая, специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекая родителей. Проводя, работу по преемственности ДО со школой наша задача создать у детей мотивацию к обучению в школе, сформировать позицию школьника у детей старшего дошкольного возраста. Быть готовым к школе-не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться. Леонид Абрамович Венгер


В раздел образования