Детско – родительские клубы, как одна из форм взаимодействия детского сада и семьи.
Автор: Русакова Любовь Михайловна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Подюжская СШ им. В.А. Абрамова" Населённый пункт: п. Подюга Наименование материала: статья Тема: Детско – родительские клубы, как одна из форм взаимодействия детского сада и семьи. Раздел: дошкольное образование
Детско – родительские клубы, как одна из форм взаимодействия
детского сада и семьи.
Из опыта работы старшего воспитателя МБОУ «Подюжская СШ имени В.А.
Абрамова»
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья, как
первый институт социализации оказывает решающее влияние на развитие основных черт
личности ребёнка, на формирование у него нравственно – положительного потенциала.
Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают урок
нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются
исходные жизненные позиции.
Воспитание детей на современном этапе не мыслится без помощи специалистов.
Анализ
научных
исследований
показывает,
что
возрастает
количество
социально
незащищенных родителей детей, наблюдаются социально – психологическая тревожность
семьи,
ухудшение
состояния
здоровья
детей
(физического
психического).
Данные
тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменение социокультурной
ситуации требует совершенствования содержания, форм и методов работы с семьёй,
которые могли бы удовлетворить запросы родителей, как в информационном, так и в
организационном плане.
Дошкольными
учреждениями
накоплен
значительный
опыт
организации
сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития
детей.
Детский
сад
–
один
из
важнейших
социальных
институтов,
обеспечивающих
воспитательный
процесс
и
реальное
взаимодействие
ребёнка,
родителей
и
социума.
Деятельность родителей
и воспитателей в интересах ребёнка может быть успешной
только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка,
увидеть
его
в
разных
ситуациях,
и
таким
образом
помочь
взрослым
в
понимании
индивидуальных
особенностей
детей,
развитии
их
способностей,
формировании
жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков.
Для
решения
перечисленных
проблем
необходима
разработка
такой
модели
функционирования детского сада как открытой системы, которая была бы направлена на
снижения
риска
и
пропедевтику
семейного
неблагополучия
и
социальной
изоляции,
включение семей в развивающее образовательное пространство. В частности – это работа
детско
–
родительских
клубов,
направленная
на
установления
взаимодействия
и
партнерских взаимоотношений с педагогами и специалистами детского сада.
Цель
данного
опыта
–
это
разработка
модели
формирования
партнерских
взаимоотношений с семьёй, методической и психолого – педагогической поддержки детей
и родителей в области использования коммуникативных и образовательных технологий в
процессе развития ребёнка и активизации его творческих потенциалов в форме детско –
родительских клубов.
Основная гипотеза.
Разработке
модели
формирования
партнерских
взаимоотношений
с
семьёй,
методической
и
психолого
–
педагогической
поддержки
детей
и
родителей
будет
способствовать
организация
и
проведение
в
ДОУ
детско
–
родительских
клубов
со
следующими категориями родителей:
- прародителями (бабушками) воспитанников ДОУ;
- семьями воспитанников ДОУ;
- для семей с детьми младенческого и раннего возраста, не посещающих детский
сад.
Теоритическое обоснование инновации:
Методологическая
основа
данной
инновации
–
педагогические
теории
о
социальной роли семьи, её приоритете в развитии личности ребёнка, необходимости
специальной подготовки родителей к воспитанию детей, педагогической поддержки семьи
( Е.П. Арнаутова, Т.И. Гризик, О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Ф. Островская и др.)
Возможности внедрения в систему образования.
В систему дошкольного образования на уровне детского сада может быть внедрена
модель работы детско - родительских клубов. Средства трансляции инновации – через
проведения открытых мероприятий, интернет ресурсы.
Основное содержание и этапы реализации модели формирования партнерских
взаимоотношений с семьёй в форме детско – родительских клубов.
Работа
над
определением
эффективной
формы
взаимодействия
с
родителями
проходила в несколько этапов.
Целью первого
этапа стало
выявление
социально-психолого-педагогических
проблем в семьях. Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе
личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов
семьи и проблем развития и обучения ребенка. Поэтому особое внимание уделялось
изучению
семейной
среды,
компетентности
родителей
в
вопросах
воспитания
и
развития
детей. Для
этого
использовались
следующие
методы:
наблюдение,
анкетирование,
беседы.
Анализ
результатов
проведенной
работы
выявил
психолого-
педагогическую
некомпетентность
родителей
в
вопросах
воспитания,
развития
и
оздоровления детей дошкольного возраста.
После подведения итогов сбора и анализа полученной информации начался второй
этап, целью которого стало определение наиболее эффективной формы сотрудничества с
семьей по выявленным вопросам. Возникла потребность в такой форме взаимодействия
ДОУ
с
семьей,
которая
позволила
бы
нашим
родителям
стать
непосредственными
участниками педагогического процесса, вызвать у них интерес к познанию самих себя и
детей,
поддержать
их
в
развитии
социально-культурной
компетентности
в
области
воспитания,
осознанию
родителями
особенностей
их
взаимоотношений
с
детьми,
формированию мотивации к их изменению, поиску и апробированию новых способов
детско-родительских отношений.
Проанализировав сложившую ситуацию, существующие в практике формы и методы
взаимодействия ДОУ с родителями, специалисты наших служб пришли к выводы, что
наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является Родительский клуб
.
Третьим этапом в реализации поставленных задач стало создание Родительских
клубов службами ДОУ по выявленным проблемам.
Прежде всего, были определены общие цели и задачи работы всех Родительских
клубов, а также сформирована нормативно-правовая база, состоящая из локального акта,
Положения о Родительских клубах, планов работы Родительских клубов.
Целью создания клубов стало формирование в общественном сознании нынешнего
поколения молодых родителей и старшего поколения духовной потребности в осознании
самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни
человека.
Принципы взаимодействия с родителями:
целенаправленность
-
привлечение
всех
СОД
к
непосредственному
и
сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-
родительских отношений;
плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового
с уже усвоенным;
дифференцированного
подхода
-
взаимодействие
с
родителями
с
учетом
многоаспектной специфики каждой семьи;
индивидуального
подхода
- учет возрастных и психологических особенностей
детей при взаимодействии с родителями;
сознательности,
активности
и
дозированности
–
сознательное
отношение
родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем
изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий служб ДОУ
и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Ожидаемые результаты:
повышение
психолого-педагогической
компетентности
родителей
в
вопросах
воспитания и развития детей;
формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком
на разных этапах его развития;
оптимизация детско-родительских отношений;
сохранение семейных ценностей и традиций;
возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению
детско-родительских отношений;
рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами и ДОУ в целом.
Были разработаны Правила поведения родителей на заседаниях Родительских
клубов , которые сообщались родителям перед занятием в отсутствии детей:
на протяжении всего занятия выступать в разных ролях – партнёр, помощник;
контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми;
принимать
ребёнка
таким,
какой
он
есть,
независимо
от
его
способностей,
достоинств и недостатков;
быть естественными, открытыми, раскрепощёнными.
В
организации
работы
детско
-
родительских
клубов
мы
используем
следующие формы
работы:
консультации,
круглый
стол,
совместные
занятия
родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта. Планирование
работы клубов происходит на основе анализа запросов родителей, данных мониторинга. В
ходе взаимодействия с родителями содержание работы клубов может корректироваться.
педагогических требований к ребенку и расширению познаний в области педагогики,
детской психологии и оздоровления детей.
Организация
взаимодействия
ДОУ
и
семьи
в
форме
Родительского
клуба
представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к
активному
участию
в
воспитательно-образовательном
процессе
и
способствует
укреплению
связи
между
дошкольным
учреждением
и
семьями
воспитанников.
В
результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная,
но
и
межсемейная
дружеская
атмосфера,
что
послужило
раскрытию
творческих
способностей детей и взрослых.
Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая
актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной
позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании
детей.