Напоминание

Организация внеурочной деятельности ФГОС (из опыта работы)


Автор: Тимушева Екатерина Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" с. Объячево
Населённый пункт: Республика Коми село Объячево
Наименование материала: Статья
Тема: Организация внеурочной деятельности ФГОС (из опыта работы)
Раздел: среднее образование





Назад




Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (опыт работы классного руководителя 7 «Б» класса МБОУ «СОШ» с.Объячево Тимушевой Екатерины Михайловны) Анализ существующей образовательной ситуации. В школах внедрен Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Новые стандарты регламентируют все основные направления деятельности образовательного учреждения, определяют уклад школьной жизни. Новые стандарты ориентируют образование на достижение нового качества, адекватного современным и прогнозируемым запросам личности, общества и государства. Ведущей компонентой стандартов являются требования к результатам освоения основных образовательных программ: предметным, метапредметным, личностным. В информационном обществе на первый план выходят не знания, а умения ими пользоваться. Наш выпускник по окончании школы в современном обществе должен быть успешен. А это значит, что наш выпускник должен соответствовать портрету выпускника школы, определенного ФГОС. Идея, цели, задачи концепции разработки. Научная идея, цель создания модели воспитательной системы класса - помочь каждому ученику стать личностью, способной решать любые жизненные задачи, оставаясь при этом человеком. В настоящее время на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. В этом немаловажную роль играет организация внеурочной деятельности в классе. Личность ребенка, как целостная интегральная система, должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по новому строить и воспитательную работу с учащимися, поэтому одной из задач концепции разработки и реализации модели воспитательной системы класса является организация внеурочной деятельности в условиях сельских школ. Цель: помочь классным руководителям организовать внеурочную деятельность в классе с учетом требований ФГОС основной образовательной школы, с учетом условий социума, запросов родителей, традиций ОУ, программы воспитательной работы ОУ, реализуемой в школе, модели воспитательной системы и программ воспитания класса. Краткое содержание. В работе представлена модель организации внеурочной деятельности класса в условиях ФГОС основного общего образования, писан опыт организации внеурочной деятельности классного руководителя 7 «б» класса МБОУ «СОШ» с. Объячево Тимушевой Екатерины Михайловны. Описание концепции разработки Три года назад, когда школа включилась в пилотный проект по внедрению ФГОС ООО меня назначили классным руководителем «пилотного» 5 «б» класса. Сегодня эти дети обучаются уже в 7 «б» классе. Опытом работы в классе, в том числе опытом
организации внеурочной деятельности, я не раз делилась на уровне школы, района и республики. Организационная модель внеурочной деятельности 7 «Б» класса Организация внеурочной деятельности класса в условиях ФГОС есть серьёзная командная работа всего педагогического коллектива, нацеленная на решение целого ряда задач. Задачи, решаемые внеурочной деятельностью в 7 «б» классе:  Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования.  Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе.  Улучшить условия для развития ребенка.  Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. - учесть психофизиологические особенности подросткового возраста.  Создать условия для саморазвития личности ребёнка.  Сформировать навыки командной работы.  Снизить учебную нагрузку обучающихся. В связи с введением и реализацией ФГОС ООО при планировании и организации внеурочной деятельности в 2015-2016 учебном году МБОУ «СОШ» с. Объячево руководствуется следующими положениями: П и с ь м о М и н о б р н а у к и Р о с с и и о т 1 3 м а я 2 0 1 3 г о д а № И Р 3 5 2 09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» П и с ь м о М и н о б р н а у к и Р о с с и и о т 1 2 и ю л я 2 0 1 3 г о д а № о 9 - 8 7 9 09 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных школе» Содержание занятий внеурочной деятельности формировалось с учётом пожеланий обучающихся и их родителей. Внеурочная деятельность в классе проводится по утвержденному директором школы расписанию занятий. Время определяется по согласованию с родителями. В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования» внеурочная деятельность 7 «б» класса осуществляется через базисный учебный план класса, построенного на основе Примерной основной образовательной программы. Он включает: -Обязательную часть (2 вариант). -Часть, сформированную по запросам родителей (психолого-педагогическое сопровождение и информатика). -Внеурочную деятельность по направлениям. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. Внеурочная деятельность в классе осуществляется через: -Частично через учебный план (проекты). -Систему дополнительных образовательных программ ОУ. -Систему программ учреждений культуры и спорта на территории села Объячево.
-Через программу классного руководителя. -Деятельность других работников школы: социального педагога, вожатых, библиотекарей, Совет школы, фельдшера школы. Для детей 7 «б» класса организовано двухразовое питание: первое – после третьего урока (11.15) и второе – после пятого урока (13.15). Родители таким режимом дня детей в школе довольны, ребята не устают, эмоционально хорошо настроены. Питание оплачивается родителями, по 12 рублей в день с человека. В месяц платят около 200 рублей. Созданная модель внеурочной деятельности класса может быть отнесена к оптимизационной модели (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения и учреждений культуры и спорта на территории села Объячево). Внеурочная деятельность класса организуется по следующим направлениям развития личности (воспитательным компонентам):  Духовно-нравственное - воспитание, развитие и становление личности школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе через кружки: «Росток», «Русские православные праздники», «Вахта памяти», «Юный эколог».  Физкультурно-спортивное и оздоровительное - воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры через детско-юношескую спортивную школу, спортивный клуб «Ангар», спортивные секции и кружки при школе, походы.  С оциальное - формирование представлений о технологической культуре производства, воспитание бережного отношения к окружающей среде, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности. «Мой двор», «Тренинг общения», «Юный эколог».  Обще интеллектуальное - формирование научного мировоззрения, функциональной грамотности, развитие творческого потенциала обучающихся через кружки: «Английский язык», «Робототехника» «Моделирование», «Русские православные праздники», олимпиады, декады по предметам, поездки, участие в исследовательских работах в составе клуба «Эврика», участие в составе Совета школьников школы.  Общекультурное - развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций через кружки, Центра изобразительного искусства, созданного при главе МР «Прилузский»: «Мой сувенир», «Ткачество». Через кружки деского дома творчества: : «Вязание», «Шитье». Через кружки, созданные при школе: «Шитье и вязание», «Театральный», «Домисолька», «Брейк-данц», а также через музыкальную школу.
Виды реализации внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно- ценностная, досуговое общение, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная. Дополнительные образовательные программы ОУ составлены учителями и утверждены администрацией школы. Немаловажно, что кружки по данным программам ведут учителя класса. Появляется возможность закрепить, углубить материал, пройденный на уроках. При этом используются нетрадиционные формы обучения (экскурсии, игры, проектирование, исследование и т.д.) В дополнительных образовательных программах реализуются направления воспитательной компоненты. Эти кружки посещают все 100% ребят. (Таблица 1). Таблица 1 Вовлеченность обучающихся класса через систему дополнительных образовательных программ ОУ . Название кружка Место проведения День недели Направление Руководитель Кол-во детей Кружок «Русские православные праздники» МБОУ «СОШ» с. Объячево 20 кабинет Поне- дельник 14.20 Духовно- нравственно е Чобану Н.И. 20 Кружок «Тренинг общения» МБОУ «СОШ» с. Объячево 20 кабинет пятница 14.20 Социально- эстетическое общекультур ное Томша С.В. 20 Кружок «Гимнастика» МБОУ «СОШ» с. Объячево Спортивный зал, с т а д и о н школы четверг 14.20 Спортивно- оздоровител ьный Турков О.А. 20 Основная миссия кружка «Русские православные праздники», которую видит перед собой учитель русского языка и литературы класса Чобану Надежда Ивановна – обогащение процесса воспитания в условиях ФГОС новым пониманием сущности российской культуры, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Цель кружка – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знаниях культурных традиций русского народа и уважения к ним. На занятиях учащиеся изучают происхождение традиций осенних, зимних и весенних православных праздников. Полученные знания ребята реализуют в творчестве. Многие ребята готовили и выступали с итогами проектной и исследовательской деятельности на школьных конференциях через клуб «Эврика». Выступали на радонежских чтениях с результатами исследовательской деятельности по темам: «Имя моего святого», «Мои наставники – крестные», «Крестный ход». На практических занятиях проводятся театрализованные представления, посвященные православным праздникам. В ходе занятий реализуются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы. Одно занятие не похоже на другое. Ребятам нравится вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в тексте. На занятиях кружка ребята посещают
разного рода выставки, организуемые Центр изобразительного искусства приглаве МР «Прилузский». Организаторы выставок отмечают умение ребят вести себя на выставке, слушать экскурсоводов. Третий год для обучающихся класса организуется кружок «Гимнастика». Это дополнительный час подвижных занятий детей. Кружок ведет учитель физкультуры класса Турков О.А., который хорошо знает возможности ребят. Занятия строит по индивидуальной программе в рамках требований ФГОС. При возможности они проводятся на свежем воздухе. Хороший эмоциональный настрой дает продуманное музыкальное сопровождение и разнообразие игровых приемов. Результаты достижений ребят учитель показал на открытом мероприятии для педагогов района. Две девочки на районном соревновании по гимнастике завоевали первые и призовые места. Программа психолого–педагогического сопровождения 7 «б» класса, составленная педагогом психологом школы Томшей Светланой Владимировной в соответствии с требованиями ФГОС, реализуется третий год. Первое полугодие сопровождения пятиклассников назывался «Полезные навыки». Главной задачей этого этапа была адаптация детей в новых условиях обучения. Все проводимые психологом мониторинги по адаптации обучающихся класса показали, что адаптация в классе прошла лучше, чем для учащихся, обучающихся по традиционным программам. Во втором полугодии обучения психолого-педагогическое сопровождение ставило задачу обучить ребят умению учиться. По всем показателям по итогам четвертей и в конце учебного года по сравнению с классами, обучающимися по традиционной форме, дети 6 «б» класса показывали лучшие результаты. К примеру, к концу учебного года состояние тревожности наблюдалось в классе у 2 отличников, тогда как в других классах данной параллели от 8 до 12 при наполняемости классов от 20 до 25. В 6 «б» классе приложением к основной программе сопровождения был организован психологический кружок по развитию памяти «Незабудка». Показатели обученности детей по всем четвертям и по итогам учебного года составляли 100%, СОУ и качество знаний стало выше, чем в начальной школе и на высоком уровне осталось в 5 и 6 классах (5 класс – 90%; и 6 класс – 85%). В 7 «б» классе реализуется программа кружка психолога школы Томши Светланы Владимировны «Тренинг общения», что особенно актуально в подростковом возрасте. Используется методика С.А. Ефремовой. Дети в этом классе социально адаптированы, участвуют во всех социальных проектах школы. Являются волонтерами, проводят разные акции по охране окружающей среды, по ЗОЖу. С охотой проводят встречи с ветеранами. На День пожилых людей девочки класса посетили Дом ветеранов, поздравили на словах, пили чай, пели песни. Если обычно к 7 классу уровень участия в общественных делах у ребят снижается, то в этом классе, наоборот, социальная активность повышается. Например, на занятиях кружка реализуется программа по ЗОЖ. Ребята с Томшей С.В. провели ряд экскурсий в музей районной поликлиники. Здесь прошли классные часы на тему «Вредным привычкам – нет!», В музее же прошел урок толерантности в связи с Днем инвалидов на тему: «Доступная среда». Дети занятий с психологом всегда ждут с радостью. Расстраиваются, если по какой-либо причине занятие отменяется. Я наблюдала, как группа девочек упрашивала Светлану Владимировну провести сними занятие, которое она отменила, так как большинство детей было задействовано в другом мероприятии.
В соответствии с п.1.5 п.4 ст.34 Закона РФ «Образовании в РФ» обучающие имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, предлагаемых школой. Охват внеурочной деятельностью детей класса 100%. Такие кружки, как «Русские православные праздники», «Тренинг общения», «Гимнастика», мероприятия, проводимые в рамках реализации воспитательной программы класса, посещаются всеми детьми. Направления воспитательной компоненты для отдельных обучающихся класса реализуются также в других дополнительных программах ОУ, а также через программы учреждений культуры и спорта на территории села Объячево. Это - клуб «Красота и здоровье», МУК «Прилузский районный краеведческий музей им. И.А. Яборова»; МБУ «Центр спортивных мероприятий»; МБУК «Прилузский межпоселенческий центр культуры и досуга»; МУК «Прилузская межпоселенческая библиотечная система»; МАУК «Дом кино и досуга»; МОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр»; МОУ ДОД «Детская музыкальная школа с. Объячево»; МОУ ДОД «Детско- юношеская спортивная школа»; МБУ ДО «Станция юных натуралистов» с. Объячево; МУК «Районный центр изобразительного искусства и прикладного творчества при Главе муниципального района «Прилузский» (Таблица 3). По отношению к обучающимся 7 «б» класса программы учреждений культуры и спорта адаптированы по времени. Таблица 3 Вовлеченность обучающихся 7 «б» класса во внеурочную деятельность через учреждения культуры и спорта, находящихся на территории села Объячево. Название кружка Направление Место проведения Руководитель Количество детей, посещающих кружок Кружок «Росток» Духовно- нравственное Православная церковь Сердитова Т.С. и Денисова В.В. 2 К р у ж о к «Вахта памяти». Патриотическо е МУК «Прилузский районный краеведческий музей им. И.А. Яборова»; Жегалова В.А. 2 К р у ж о к «Юный эколог» Экологическое М Б У Д О «Станция юных натуралистов» с. Объячево Дуркина Т.Д. 3 Кружок берестоплетения «Мой сувенир» Общекультурн ое МУК «Районный цен тр изобразительн ого искусства и прикладного творчества при Главе муниципально Никулин О.В. 1
г о р а й о н а «Прилузский» Кружок «Ткачество» Общекультурн ое ЦИИ при главе МР «Прилузский» Никулина А.Н. 1 Кружок «Вязание» общекультурно е Детский дом творчества при МБОУ «СОШ» с. Объячево Карич А.В. 2 Кружок «Шитье и вязание» Общекультурн ое МБОУ «СОШ» с.Объячево Спицина А.Ю. 4 Кружок «Театральный» Эстетическое общеинтеллект уальное МБОУ «СОШ» с.Объячево Лазутина Е.М. 6 Кружок «Домисолька» Эстетическое общеинтеллект уальное МБОУ «СОШ» с.Объячево Томша Л.А. 5 Музыкальная школа по классу «Фортепиано» Эстетическое общеинтеллект уальное М О У Д О Д «Детская музыкальная ш к о л а с . Объячево» Иевлева О.В. 1 Кружок «Робототехника» общеинтеллект уальное МБОУ «СОШ» с.Объячево Третьяков А.Ю. 6 Кружок «Моделирование» общеинтеллект уальное МБОУ «СОШ» с.Объячево Руина С.П. 2 Секция «Лыжи» Спортивно- оздоровительн ое М О У Д О Д «Детско- юношеская спортивная школа» Головизина Г.И. 1 Секция «Футбол» Спортивно- оздоровительн ое М О У Д О Д «Детский оздоровительн о- образовательн ый спортивный центр» Потапов В.А. 4 Спортивная секция «Баскетбол» Спортивно- оздоровительн ое МБОУ «СОШ» с.Объячево Вахнин В.Г. 3 Спортивная секция «Волейбол» Спортивно- оздоровительн ое МБОУ «СОШ» с.Объячево Вахнин В.Г. 3 К р у ж о к «Брейк- данц» Спортивно- оздоровительн МБОУ «СОШ» с.Объячево Андреев Д.А. 3
ое К р у ж о к « М о й двор» Социализация МБОУ «СОШ» с.Объячево Тимушева Е.М. 18 Кружок «Росток» создан родителями класса Денисовой В.В. и Карич А.В. С группой детей, родители которых православные верующие, совершают крестные ходы, ездят на православные праздники по деревням района, поют песни. Несколько раз они ездили в г. Сыктывкар. В плане духовно – нравственного воспитания, в ходе этих поездок, дети знакомятся с традициями и культурой русского народа и культуры Коми деревень. Денисова В.В. в настоящее время работает социальным педагогом школы, а Карич А.В. - воспитатель детского дома творчества. Для девочек класса она ведет кружок вязания. Группа девочек класса третий год посещают кружок «Шитье и вязание» при школе, руководитель – Спицина А.Ю., учитель технологии. Здесь девочки шьют сарафаны, сумки, платья. Учатся вязать. На новый год трое девочек были в платьях, шитых своими руками на кружке. В этом учебном году Жегалова В.А., замечательный педагог района, учитель истории поселка Вухтым предложила в нашем классе проводить кружок «Вахта памяти». Провела несколько теоретических занятий. Показала, как ведутся раскопки на бывших полях сражений ВОВ. Сама Валентина Александровна является активным участником этих экспедиций. Практическую часть занятий она проводит в районном музее имени И.А. Яборова. Посещают эти занятия из класса только четыре человека. Рассказы историка не оставили равнодушным ни одного ребенка в классе, но после просмотра фильма, где были показаны будни поисковиков, большинство ребят решили, что они не смогут заниматься поисками. Программу проектной деятельности кружка «Мой двор», которую вела я, рассчитана на два года (5 и 6 класс). Основное направление воспитания – социализация. Воспитание гражданина, патриота своей малой Родины, воспитание семейных отношений. Экологическое воспитание. Общекультурное воспитание. Создав программу «Мой двор», я нашла, как мне кажется, очень удобный вариант личностно-ориентированной совместной и самостоятельной деятельности детей, учителей и родителей. Дети при таком подходе к самостоятельной деятельности развиваются не стихийно, а целенаправленно. Я успешно внедряю новые подходы в воспитании, а родители могут участвовать в жизни класса тогда, когда у них есть желание и возможность войти в нашу «открытую систему». Таким инструментом взаимодействия для нас стала проектная деятельность «Мой двор». Она позволяет не только развивать свободную творческую личность, но и оформить деятельность ее в виде «культурно значимого продукта», помогает развивать свою познавательную активность, установить позитивные межличностные отношения друг с другом.
Родителям
дается возможность прожить вместе с ребенком радостные моменты его «открытий», помогает созданию в семье общих интересов, дел. Общение родителей и детей становится познавательно наполненным, интересным, развивающим. Ребята с удовольствием идут в школу. Важно, что совместная деятельность взрослых и детей развивает уверенность в своих силах, способностях, гордость за своих родителей. Психическое и физическое здоровье всегда в норме. В октябре- сентябре у многих во дворах цвели цветы. Провели акцию «Мои любимые уголки двора». Ребята принесли презентации. Понятно, что в создании этих презентаций
приняли участие и родители. Получился своеобразный конкурс представления своего двора. Были высвечены лодки, значит во дворе есть рыбаки. Сараи с дровами, значит, зимой семья дружно заготавливает дрова. Множество беседок, где семья отдыхает. Понятно, не были забыты животные. Высветились автомобили, трактора, были даны пояснения с какой целью они находятся во дворе. В ноябре мы составляли историю своего двора. В декабре провели исследовательскую работу «Кому зимой во дворе нужна моя помощь?» Сконструировали кормушки. В январе мы делали модель своего двора. В феврале - марте составляли свою родословную. При этом на уроках русского языка писали рассказы про знаменитых родственников. В марте осуществили проект «Мои бабушки». В ноябре был осуществлен проект «Моя мама» (писали сочинения и рисовали мам к Дню матери. В мае искали материал об участниках ВОВ, создали «Альбом памяти», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В июне в составе ДОЛ «Звездный» продолжили исследования дворов, у некоторых ребят побывали в гостях. С удовольствием многие обучающиеся класса откликаются на предложение организатора по внеклассной работе Лазутиной Е.М., участвуют в театральном кружке. Результатом деятельности кружка стали несколько спектаклей, явившиеся основой для проведения праздников в школе, например, Нового года, «Ученик года», «Посвящение в пятиклассники». Девочки класса хорошо поют, занимаются в кружке «Домисолька» с 4 класса. Их приглашают на разные праздники, проводимые в школе, в селе и в районе. Они являются обязательными участниками концертных программ, проводимых в классе. Второй год шесть учеников класса, которые на хорошем уровне разбираются в компьютерах, посещают кружок «Робототехника». Ведет кружок учитель информатики Третьяков А.Ю. Дети программируют, моделируют роботов. Результаты работы приводит детей в восторг. В апреле 2015 года кружковцы были приглашены на первый фестиваль робототехники. Мальчишки остались очень довольны от поездки. Второй учитель информатики класса Руина С.П. ведет для класса кружок «Моделирование». Здесь в основном занимаются девочки. Моделируют себе одежду. Могут смоделировать разные экологические ситуации. Моделируют тесты. Третий год трое мальчиков занимаются в кружке танцев «Брейк-данц», который ведет учитель математики Андреев Д. А.. Ребята с удовольствием выходят на сцену школы, украшают своими танцами мероприятия в классе. Определились с увлечением в спорте несколько учеников. Третий год занимаются футболом. Принимали участие в районном соревновании, которое проходило в селе Летка, в республиканском соревновании, проходившем в Сосногорске. Трое обучающихся регулярно занимаются при школе волейболом и баскетболом. Лобанов Аркадий был на республиканских соревнованиях с. Койгородок. Лихачев Алексей посещает несколько лет музыкальную школу, спортивную школу (ДЮСШ) по лыжам. Активно участвует в соревнованиях. Успевает учиться на «5». Все эти внеурочные занятия детьми посещаются без пропусков, по желанию. К организации внеурочной деятельности класса в 5 и 6 классе привлекались вожатые. Привлекаются также фельдшер школы и социальный работник школы для
оказания социальной помощи и поддержки учащихся, реализации прав и свобод подростков, создания конкретной и безопасной обстановки в школе, для обеспечения охраны жизни и здоровья, пропаганды здорового образа жизни, поддержания партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем, оказания помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве, а так же, попавшими в экстремальные ситуации. Также в школе создано научное общество «Эврика» через которое учащиеся класса реализуют результаты исследовательской и поисковой работы. Руководителями детей класса этой деятельности являются учителя класса: Чобану Н.И., Лихачева Н.И., Куликова Т.И., Руина С.П., Тимушева Е.М.. Трое обучающихся класса вышли на Муниципальный и Республиканский уровень. Так в прошлом учебном году Балтримас Влада приняла участие в Республиканском конкурсе детского литературного творчества «Незабудки», посвященного празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Она представила совместный проект класса «Альбом памяти» «Великая Отечественная война в семьях моих одноклассников». Иевлев Евгений в прошлом году принял участие в Республиканском конкурсе проектных и творческих работ, посвященных 70-летию Великой Отечественной войны. В этом году он очно выступал на 19 республиканской конференции «Отечество – Земля Коми» (Руководитель – Тимушева Е.М.). Ежегодно практически каждый обучающийся класса становится участником школьных олимпиад, участвуют во Всероссийских олимпиадах «Русский медвежонок», «Кит». По результатам Муниципального тура олимпиад по предметам двое учеников класса стали победителями и призерами: первое место заняли по обществознанию, географии, второе место по биологии, информатике. Зизганова Светлана, которая ранее ничем не выделялась, второй год занимает первые места по коми языку. Выступала на районных Юхнинских чтениях, стала дипломантом. В этом году Светлана подала заявку на выступление в клубе «Эврика» (Руководитель – Куликова Т.И.). Для организации внеурочной деятельности класса используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, находящиеся на территории села Объячево. В период летних каникул большинство детей класса организованно отдыхает и составе ДОЛ с дневным пребыванием «Звездный». Я, как классный руководитель, являюсь воспитателем. Планируем совместную деятельность, реализуем программу кружка «Мой двор», составленную мною на три года (5-7 класс). Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от у р о к а д и д а к т и ч е с к и е з а д а ч и . Специфической чертой внеурочной работы, с учетом решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные). Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками. К постоянным формам относятся кружки проводимые учителями класса: «Русские православные праздники», «Технология общения», «Робототехника», «Гимнастика». По средам проводятся также классные часы. Все эти кружки посещаются 100% учащихся, кроме «Робототехники». Кружки по интересам
стабильно остаются, как и в прошлом учебном году. Хотя наблюдается прочное установление интересов некоторых ребят. Например трое ребят увлеклись футболом, регулярно посещают три раза секцию. Для них сделано исключение – они могут пропустить кружок «Гимнастику», так как совпадают по времени. Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся, например, декады по предметам, тематические вечера, олимпиады и другое. По своей дидактической задаче временные формы имеют п р и о р и т е т н о д и а г н о с т и ч е с к и й х а р а к т е р . Воспитательную систему и программу для класса составила с учетом работы в режиме требований ФГОС основной общеобразовательной школы, условий социума, запросов родителей, традиций ОУ, делался упор на программу воспитательной работы, реализуемую в школе. В программе отражены новые воспитательные технологии. Учебный и воспитательный планы составлены с учетом запросов и пожелания родителей школьников. Родители ознакомлены с программой обучения и воспитания детей, Сегодня они понимают, как преподаватели будут обучать их ребенка, по каким технологиям, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы. «Воспитательная система класса - способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющей собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующей развитию личности и коллектива». (Е.Н. Степанов). Приоритетная цель воспитательной системы в рамках требования ФГОС: ценностное самоопределение, формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности человека-гражданина, обладающего духовной культурой и его социализация, присвоение ценностей: труд и творчество. Задачи: 1.Формирование гражданского самосознания к общечеловеческим ценностям, формирование у детей адекватного этим ценностям поведения в рамках требований стандарта. 2. Формирование метапредметных результатов освоения ООП (освоение межпредметных понятий универсальных учебных действий, способность их использования в познавательной и социальной практике). 3.Формирование личностных качеств таких как: самодисциплина, ответственность за результаты своей деятельности, терпимость, доброта, познавательная и социальная активность, толерантность, самостоятельность, ответственность 4. Формирование креативных способностей. 5.Обеспечение личностно- ориентированного подхода в воспитании. 6.Развитие сотрудничества детей, педагогов, родителей. Таким образом, воспитание осуществляется в процессе совместной деятельности учащихся, учителей, родителей. В настоящее время на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. Личность ребенка, как целостная интегральная система, должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по- новому строить и воспитательную работу с учащимися. В системе определены подходы воспитательной деятельности:
1. Гуманистическое воспитание. Сущность этого подхода состоит в том, что дети, родители учителя и весь социум, способный принимать участие в воспитании, объединяются в единый коллектив. Главным итогом такого подхода является развитие личности ребенка. 2. Личностный подход. Признание ребенка высшей социальной ценностью. Принятие ребенка таким какой он есть. Не пытаться его переделать, опираться на его индивидуальность. 3. Культурологический подход. Приобщение к культуре и формирование эстетического вкуса через сеть дополнительного образования. Опора на навыки и умения, приобретенными детьми в системе дополнительного образования в союзе с базовым. 4. Деятельностный подход. Вовлечение детей в разнообразную деятельность, отвечающей индивидуальным способностям и потребностям детей. 5. Целостный подход. Обучение и воспитание – не отделимы. На первый план выходит воспитание. Исходя из системного подхода, в системе воспитания класса выделяю три уровня воспитательного взаимодействия на личность ученика. 1. Первый уровень – это развитие личности учащихся в рамках всей образовательной системы школы. 2. Второй уровень – это воспитательное пространство класса. Именно здесь происходит наибольшее педагогическое воздействие на ученика. 3. Третий уровень – это опора на индивидуальные особенности ученика. В условиях реформирования школы приоритетной становится роль классного руководителя. Он должен найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное – желание и веру организовать учебный и воспитательный процесс так, чтобы создать в классном коллективе благоприятные условия для формирования и развития личности высококультурной, интеллектуальной социально активной, гуманной. Программа воспитательной работы «Я - личность» реализуется в несколько этапов. Образно воспитательную систему класса можно представить в виде ступеней лестницы. Каждый этап – это преодоление очередной ступени, очередного отрезка пути. Каждый этап имеет свои задачи. В 5-6 классах реализуется 1 этап программы – диагностическо – программируемый. 2 этап – деятельностно - содержательный (7 класс-2015/2016, 8 класс – 2016/2017): На данном этапе утверждается системообразующая деятельность – проектная, определяющие приоритетные направления функционирования системы.  Идет работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формируется умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность, осуществляются различные проекты (исследовательские, ролевые, практические и др.).  В классе развивается самоуправление, самостоятельность учащихся. Продолжается работа по сохранению традиций классного коллектива.
 Проводится педагогическая диагностика готовности к переходу на профильное обучение, идет работа с родителями в плане консультирования по возникающим вопросам, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс класса.  На данной ступени продолжается формирование потребности развития познавательных, интеллектуальных, творческих способностей. Ребята участвуют в состязаниях различного уровня, пробуя свои силы в различных интеллектуальных областях. Проектные технологии служат повышению интереса к обучению, включению родителей во внеурочную деятельность.  Это начальная ступень самоопределения, активной предпрофильной подготовки. Формы совместной деятельности самые разнообразные. Классные часы, проведенные в этом учебном году соответствуют возрасту, интересам детей: «Я талантлив», «Мир твоих увлечений, «Учимся вести диалог», «Спорить – это не значит ссориться», «Символика России», «Учимся говорить нет», «Толерантность», «Заповедники и национальные парки России» «Профессии моих родителей», «Перед выбором», «Открыто о взрослении». Обязательно контролирую участие ребят в школьных олимпиадах. Поощряю участие в клубе «Эврика». Подвожу итоги интеллектуальной деятельности на классных собраниях и родительских собраниях. В четверть 1-2 раза проводим досуговые мероприятия, которые готовим совместно с детьми. На все мероприятия приглашаем родителей: Новый год, День матери, 23 февраля, 8 марта. Всегда устраиваем небольшой концерт. Номера готовятся детьми с желанием. Обычно показ номеров – это результат посещения кружков, секций. По некоторым вопросам устраиваем диспуты, которые являются хорошим показателем коммуникативности ребят. Сейчас готовлю интеллектуально-дискуссионную игру «Дебаты». Класс – активный участник всех общешкольных мероприятий. К каждому мероприятию готовимся серьезно, сообща. Ни один ученик ни разу не сказал, что он не желает участвовать в том или ином мероприятии. Любое мероприятие сегодня ребята могут самостоятельно организовать, провести. Мне, как классному руководителю, остается корректировать то, что предлагают дети. Ученики не боятся публичности. Им важно присутствие взрослых, поэтому все мероприятия класса готовятся тщательно, проводятся с родителями. Даже родительские собрания стараемся проводить совместно. Большую часть собрания готовят дети. К Дню Всемирного отказа от курения по просьбе организаторов школы класс на сцене актового зала для параллели 7-8 классов устроил спектакль «Суднад сигаретой». Любое мероприятие класса готовлю при участии детей класса. При распределении поручений учитываю возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его интересы и способности, которые постоянно и постепенно развиваю и усложняю содержанием поручений, расширяю права и обязанности учащегося. Поручение жизненно, если оно понятно, доступно, общественно значимо, интересно. А сменяемость ребят в различных видах деятельности идет через перемену участков работы, перевыборов, очередности в выполнении дел. Для успешного выполнения учащимися общественных поручений необходима постоянная моя педагогическая поддержка. Система общественных поручений позволяет мне расширить представление об учащемся, увидеть в нем личность в самых разнообразных, разносторонних социальных и
возрастных проявлениях. Анализ поручений, выполняемых подростками, помогает мне в диагностике их развития, определении перспектив индивидуальной работы с учащимися. На каждого ученика в 5 и 6 классе заполнялись «Индивидуальные карты занятости», которые помогали проследить участие ребенка во внеурочной деятельности, проследить направление воспитания, выявить интересы, планировать дальнейшую работу с каждым Информационно-методические ресурсы занимают свое место в системе ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы. Мною накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся: «Портфолио класса», «Индивидуальные карты». Психологом школы Томшей С.В. отслеживается мониторинг обученности и воспитанности учащихся. Для успешной учебной деятельности учащихся школа частично оснащена печатными и электронными носителями учебной (образовательной) информации, мультимедийными, аудио и видеоматериалами. Имеет доступ в Интернет. На двоих детей класса имеется один ноутбук, который используется обучающимися на уроках, внеурочной деятельности, в том числе и при подготовке домашнего задания. Взаимодействие с родителями класса. С родителями созданы условия для совместной деятельности «ребенок – родитель» в проектной деятельности, при проведении социально значимых акций. Посещаемость родительских собраний практически 100%. Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью моей деятельности. Введение Федерального государственного образовательного стандарта придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Цель направления работы с родителями – объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных в программе задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа», максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Задачи работы с родителями: 1. Просвещение родителей по учебным и воспитательным вопросам. 2. Анализ результативности учебного процесса. 3. Анализ знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися в результате деятельности в школе. 4. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей. 5. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
6. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей. Если мы хотим добиться наибольших успехов в воспитании и развитии детей, должны знать проблемы семьи, строить систему взаимодействия с ней. Для эффективности сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения Необходимо стремиться к ведению равноправногодиалога с семьями школьников, становясь партнерами, собеседниками, связанными отношениями соавторства, взаимной поддержки. Коллектив родителей состоит из 34 человек, из которых:6 человек имеют высшее образование, 9 - среднетехническое, 14 - средне-специальное, среднее - 5. Неполные семьи – 3. Многодетные семьи – 6. Опекуны – 1 Таблица 4 План работы с родителями класса на 2015-2016 учебный год. Содержание и формы работы Срок Работа с родительским активом. Развитие активности родительского комитета, привлечение родителей к жизни класса. В течении года Информирование родителей о результатах учебной деятельности ребёнка, его психологическом состоянии В течении года Совместные экскурсии, походы. Участие родителей в подготовке и проведении этих мероприятий В течении года Индивидуальные беседы и консультации по вопросам обучения. Посещение на дому В течении года Информирование родителей о состоянии учебной деятельности через дневник электронный дневник Еженедельно Привлечение психологической службы в работе с родителями При необходимости Родительское лекторий: « Р о л ь о т ц а и м а т е р и в с е м ь е » . «Ориентация на выбор профессии». «Увлечения и интересы семиклассника. Участие детей в самоуправлении класса и школы» Октябрь Декабрь Апрель Круглый стол с родителями «Мы взрослеем» Февраль Родительское собрание: «Ранжирование проблемы недостаточной успеваемости в классе по некоторым предметам» Декабрь Родительское собрание «Учимся говорить Апрель
«Нет»». Бе седы родителей с учителями – предметниками В течении года Итоговое родительское собрание «Колесо школьной истории» Май Привлечение родителей к проведению классных мероприятий. В течении года Психодиагностика:  личности подростка и родителей;  психологического климата в семье;  р а з н о о б р а з н ы х ч у в с т в п о о т н о ш е н и ю к р е б е н к у , п о в ед е н ч е с к и х с т е р е о т и п о в , практикуемых в общении с ним, о с о бе н н о с т е й в о с п р и я т и я и понимания характера и личности ребенка, его поступков;  подростки о родителях (изучение установки, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте);  измерение родительских установок и реакций;  анализ семейных взаимоотношений. В течении года с привлечением психолога класса Томши С.В. Важным аспектом работы с родителями в рамках введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение. Действительно, среди родителей еще остается очень высокий процент тех, кто затрудняется ответить на вопрос о ключевых особенностях нового стандарта и о их роли в его реализации. Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества. Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование модели поведения с другими людьми. В классе выстроена система взаимодействия с родителями: проведение общих родительских собраний, концертов, открытых занятий, мастер-классов,
индивидуальных консультаций педагогов и психологов, а также различных досуговых мероприятий. Еще в 5 классе было принято решение, что каждый родитель класса должен пройти школу участия в родительском активе, поэтому родительский актив избирается по алфавиту сверху, на полугодие. Такая форма участия родителей в жизни класса дает возможность решать много воспитательных задач, как с детьми, так и с родителями. Оправдывает себя форма просвещения родителей родительский лекторий - это психолого-педагогическое просвещение родителей, дает знания по актуальным вопросам воспитания с учетом требований ФГОС к родителям и детям. Формы проведения занятий разнообразны: лекции, практикумы, беседы. Приглашаются специалисты: психолог школы, учителя информатики, социолог школы. Данная форма просвещения родителей совмещается с родительским собраниями, которые проводятся 1 раз в два месяца. Тематика родительских собраний так или иначе затрагивает вопросы, связанные с требованиями ФГОС (Таблица4). Важной формой взаимодействия с родителями является проведение Дня открытых дверей, а, значит, и открытых уроков. В ходе проведения открытых уроков, родители имеют возможность ознакомиться с программами многих предметов, новыми технологиями преподавания, требованиями учителей класса. Педагоги дают уроки в нетрадиционной форме, показывают свое мастерство, раскрывают возможности детей. День завершается коллективным анализом мероприятия: отмечаются достижения, результаты познавательной деятельности, высвечиваются проблемы, намечаются перспективы. Приходится проводить индивидуальные консультации по отдельным темам воспитания. Они полезны как родителю, так и для меня. Больше узнаю о проблемах учеников. Родители – участники большинства классных мероприятий. С целью ознакомления жизни ребенка в условиях семьи, посетила всех обучающихся на дому. Ряд детей, семьи которых оказались в трудных жизненных ситуациях, посетила уже несколько раз. Результаты работы с родителями: У родителей появляется потребность в формировании психологических знаний желания использовать их в интересах собственного развития. Формируются единые педагогические требования. Обеспечивается плодотворное и полноценное сотрудничество с родителями в учебно-воспитательном процессе. Создается единое воспитательное пространство «родители-дети-учителя». Улучшается микроклимат в семье. Оказывается помощь проблемным семьям. Отсутствуют правонарушения среди обучающихся класса. Мониторинг качества воспитанности учащихся класса. Для осуществления мониторинга воспитанности учащихся класса использую программу «Изучение уровня воспитанности учащихся и эффективности воспитательного процесса». Благодаря программе отслеживается воспитанность учащихся класса, прогнозируется их развитие, вносятся коррективы. В программе используются несколько видов методик. Один раз в полугодие проводится диагностика уровня воспитанности, где изучается минимум социально значимых, общественных и человеческих качеств по ряду критериев.
Например, обучающиеся класса всегда ходят в школу в школьной форме. Общение между собой уважительное, стараются слушать друг друга, готовы всегда прийти на помощь. Речь детей чаще всего ровная, спокойная, не устают на переменах друг от друга. Нет агрессии совсем. В интернете создана группа класса, через которую идет общение детей учителей и родителей. Родители всегда могут узнать домашнее задание по любому предмету. Следит за информацией в Интернете Иевлев Евгений, который характеризуется необычной добротой, тактом. Хорошо делает видео фильмы, поэтому он освещает жизнь класса через видео или фото. Каждый ученик класса уникален. За три года у каждого в классе появился определенный статус, определенная роль. Самоуправление на хорошем уровне. У каждого ребенка имеются конкретные обязанности. С удовольствием выполняют общественные поручения. При этом приобретают социальный опыт, необходимый для становления гражданственности, навыки общественной деятельности, уроки демократической культуры. Это способствует духовному росту детей. Учителя класса никогда не повышают на ребят голос. Между детьми и педагогами сложились уважительные отношения. На уроках всегда спокойная рабочая обстановка. Многие учителя класса свои открытые уроки дают с учениками 7 «б» класса. Ребята дисциплинированы в плане выполнения своих постоянных обязанностей, охотно берутся за временные поручения, выполняют их добросовестно. Отличает положительное отношение к труду других людей: учителей, уборщицы класса, труду своих родителей. Правильно воспринимают критику и замечания. Уровень выраженности коммуникативных склонностей обучающихся класса: у двоих – средний (от 0.56 до 0,6), у 6 – выше среднего (от 7 до7,5), у 12 – высокий (от8 до 9). Для 7 класса – это хороший показатель, в то же время есть над чем работать дальше. Результаты исследований эталонности общности и восприятии ее членов от 2,14 до 4,0, т.е. высокий уровень эталонности общности в восприятии ее членов. Уровень социализированности личности обучающихся класса у 9 выше 3, т.е. высокая степень социализированности ребенка. У 10 учащихся коэффициент намного больше 2, но меньше 3, это средняястепень развития социальных качеств у ребенка. Если сравнивать уровень воспитанности (методика М.И.Шиловой) параллели 6-х классов, то в 6 «б» классе воспитанность была хорошей - 4,33. В 6 «а» - 3,45; 6»в» - 3,2; 6 «г» - 3,33 –средний уровень воспитанности ( Отчет завуча Семушиной М.А. за 2014-2015 учебный год). Результаты мониторинга уровня воспитанности обучающихся класса в сравнении с обучающимися всей школы (данные исследований завуча школы Семушиной М.А. ) 2013-2015 год Год Всего учащихся Высокий уровень Хороший Средний Низкий 2013-2014 920/18 23 %/39% 46 %/61% 28 % 3 % 2014-2015 954/20 24 %/44% 46 %/56% 26 % 4 % Мониторинг мотивации обучения обучающихся класса за 2,5 учебных года растет, как это видно из таблицы 2 (результаты исследований психолога школы Томши С.В. по методике А.Н.Журова). Таблица2 Результаты мониторинга мотивации обучения обучающихся класса. М о т и в а ц и я к 5 класс 6 класс 7 класс
обучению (18 обучающихся) (18 обучающихся) (20 обучающихся) Высокая 10 13 16 Средняя 8 6 4 Низкая 0 0 0 Уровень выраженности коммуникативных склонностей обучающихся 7 «б» класса (Результаты исследовний классного руководителя Тиушевой Е.М. февраль 2016) :  12 – высокий, от 0,8 до 0,9.  6 – выше среднего, от 0,7 до 0,75  2 – средний, от 0,56 до 0,6 Уровень воспитанности (методика М.И.Шиловой) по итогам мониторинга школы за 2014- 2015 учебный год параллели 6-х классов (2014/2015) в 6 «б» классе воспитанность была хорошей - 4,33. В других классах данной параллели от 2,7 до 3,33 –средний уровень воспитанности. Уровень воспитанности обучающихся 7 «б» класса в сравнении с обучающимися всей школы
Год

Всего учащихся

Высокий

уровень

Хороший

Средний

2013-2014
920/ 18 23%/ 39% 46%/ 61% 28 %
2014-2015
954/ 20 24%/ 44% 46%/ 56% 26 % Удовлетворенность родителей работой ОУ (Методика Е.Н. Степанова) Коэффициент Y = 3,7 – высокий уровень удовлетворенности жизнедеятельностью детей в классе и работой ОУ. Результаты и эффекты внеурочной деятельности Результатом воспитательной деятельности обучающихся класса является совместная деятельность семьи, учительского коллектива, ближайшего окружения ребенка и его желание к саморазвитию. Формирование личности каждого ребенка в классе в
отдельности – это тот эффект, который получаем благодаря тому, что субъекты воспитания и социализации личности добились желаемых результатов в воспитании. Готовясь к Дню пожилых людей на классном часе в 5 классе рассказывала о известных в селе пожилых людях, их проблемах, результат для многих ребят был небольшой. В этом году с детьми пошли в Дом ветеранов, Результат от встречи с пожилыми людьми фактический, ими приобретен опыт самостоятельного действия. Дети приобрели некие знания о себе и ветеранах села, увидели, как скромно живут старые люди, прочувствовали их доброту. Удивлялись тому, что пенсионеры активно участвуют в жизни села. Эффект встречи с ветеранами как последствие общения с пожилыми людьми способствовали развитию компетентности ребят. Считаю, что детьми класса первичного понимания социальной реальности повседневной жизни. Учащиеся отличаются прилежным поведением на уроках, не нарушают правил поведения в школе и в быту. У большинства детей имеется опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Посещение разного рода выставок, встречи с людьми села в музее, встреча с инвалидами, посещение Дома ветеранов и другие подобные мероприятия позволяют сделать вывод, что некоторые ребята уже сегодня могут характеризоваться как социальными деятелями, личностями, судя по их общественным действиям. Выводы. Выбранный курс воспитания и обучения обучающихся класса верный. Внеурочные занятия оказались востребованными и родителями, и детьми. Во главу угла была поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Каждая минута, проведённая в школе, дает детям положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. Критериями эффективности реализации в классе воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализация учащихся Отмечается повышенный уровень нравственного развития детей, нет инертности. Стабильность духовно-нравственного развития, социализация. В течении двух лет уровень познавательной активности у большинства ребят повысился (отчеты завучей). Снизился уровень тревожности (психолог). Повысился уровень позитивного отношения к учению. Стремление участвовать в разного рода конкурсах олимпиадах, конференциях. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценивания динамики образовательных достижений класса служит создание каждым учеником портфолио достижений, где фиксируютсятекущие и промежуточные учебные и личностные достижения. Позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать, как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием. Большинство ребят не пропускали уроков из-за болезней. Пропусков уроков без уважительных причин не бывает. Требует доработки система оценивания уровня УУД. 


В раздел образования