Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Улыбнись жизни!"
Автор: Иванова Светлана Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Республики Марий Эл "Казанская школа-интернат" Населённый пункт: село Казанское Наименование материала: программа Тема: Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Улыбнись жизни!" Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) "Улыбнись жизни!"
2016 год
Содержание программы:
1.
Паспорт программы…………………………………………………..........3
2.
Пояснительная записка………………………………………………........4
3.
Актуальность программы …………………………………………….......4
4.
Цель программы
……………………………………………………………………………….......
5
5.
Задачи программы
…………………………………………………………………………......
5
6.
Ценностные установки формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...............................6
7.
Принципы построения программы …………………………………...7
8. Формы и методы реализации программы. …………. …………….....8
9. План реализации программы по направлениям ………………….....9
10. Диагностический инструментарий …………………………………....22
11. Материально - техническое обеспечение ………………… ………....24
12. Список литературы ……………………………………………………....25
1. Паспорт программы
2
Наименование
Программы
Программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»
(далее - Программа) "Улыбнись жизни!"
Нормативно-
правовое
обеспечение
Программы
- Конституция Российской Федерации(принята всенародным
голосованием 12.12.1993)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ
- Закон об образовании в Республике Марий Эл (от 1.08.2013 № 29-
3);
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный
приказом Министерства Образования и науки РФ от 19.12.2014 №
1599.
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от "29"
декабря 2010 г. N 189);
- Устав ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»
- Лицензия на образовательную деятельность;
- Свидетельство об аккредитации;
- Локальные акты;
Разработчик
программы
Иванова С.А., воспитатель
Основные
исполнители
Программы
Воспитатели, классные руководители, учителя – предметники,
библиотекарь, психолог школы, медицинские работники, родители
(законные представители)
Срок
реализации
Программы
2016-2017 учебный год
2. Пояснительная записка
3
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного
образа
жизни
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее
Программа) разработана на основе
требований
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(далее
Стандарт)Концепции
духовно-нравственного
воспитания
и
развития,
примерной Программы социализации обучающихся. Программа разработана с
на
основе
системно-деятельностного
и
культурно-исторического
подходов,
с
учётом
этнических,
социально-экономических,
природно-территориальных
и
иных
особенностей
региона,
запросов
семей
и
других
субъектов
образовательного процесса.
Программа формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа
формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья
как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и
эмоциональному развитию ребёнка.
3. Актуальность программы
Экологическое
образование
и
воспитание
экологической
культуры
подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед
обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не
делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и
жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими
знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль
отводится школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным
опытом, по существу работает на будущее. Эффект экологического воспитания
учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с
окружающей
средой
-
природной
и
социальной.
Привитие
учащимся
с
4
интеллектуальными нарушениями культуры отношения с ней осуществляется как
в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время
специально организованной внеурочной деятельности детей.
Экологическое
воспитание
детей
с
умственной
отсталостью
имеет
свои
особенности:
с
одной
стороны,
работа
в
данном
направлении
затруднена
неблагоприятными условиями воспитания детей в семье, зачастую отсутствием
элементарных
представлений
и
самих
родителей
о
нормах
безопасного
жизнеобеспечения.
С
другой
стороны,
жизнь
в
условиях
школы-интерната
является
благоприятной
для
создания
особого
учебно-воспитательного
пространства, в пределах которого осуществляется всестороннее, в том числе и
экологическое,
развитие
личности
ребёнка
с
особыми
образовательными
потребностями. Все указанные выше особенности делают создание Программы
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
актуальным и целесообразным.
4. Цель программы
социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического,
психического
и
социального
здоровья
обучающихся,
формирование
основ
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
5. Задачи программы
- формировать представления об основах экологической культуры на примере
экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека
и окружающей среды;
- формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
-формировать
представления об основных компонентах культуры здоровья и
здорового образа жизни;
5
- пробуждать
в детях желание заботиться о своем здоровье (формирование
заинтересованного
отношения
к
собственному
здоровью)
путем
соблюдения
правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера
учебной деятельности и общения;
-формировать представления о рациональной организации режима дня, учебы и
отдыха, двигательной активности;
- развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
- развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе
использования навыков личной гигиены;
- формировать негативное отношение к факторам риска здоровью обучающихся
(сниженная
двигательная
активность,
курение,
алкоголь,
наркотики
и
другие
психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
-
формировать
умения
безопасного
поведения
в
окружающей
среде
и
простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
- корригировать и развивать высшие психические функции, двигательные навыки
на основе участия детей в социально значимой природоохранной деятельности.
1.
Ценностные установки формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского
общества:
-ценность мира –как общего дома для всех жителей Земли;
-гражданственность – как принадлежность к обществу, государству, осознанное
желание служить Отечеству;
-ценность
природы
-
осознание
себя
частью
природного
мира.
Бережное
отношение
к
природе
как
к
среде
обитания
и
выживания
человека,
как
к
источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
6
-ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление
стремления человека к постижению истины.
-ценность красоты - как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с
идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
-ценность
здоровья
- как
необходимое
условие
формирования
физической,
психической гармонии с природной средой и социальным окружением;
-экологическая культура
- система социальных отношений, общественных и
индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей,
касающихся
взаимоотношения
человека
и
природы;
гармоничность
сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды;
- безопасность
человека
и
государства -
отсутствие
факторов,
негативно
сказывающихся
на
жизнедеятельности
воспитанника
и
функционирования
государства.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и
ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той
или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования
опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Ценностные
ориентиры
экологического
воспитания
и
формирования
безопасного образа жизни определяются требованиями ФГОС.
7.Принципы построения программы
1.
Принцип
целостности
окружающей
среды
-
с п о с о б с т вуе т
формированию у детей понимание единства окружающего мира.
2.
Принцип непрерывности -
даёт
возможность использовать каждый
возрастной период.
3.
Принцип
взаимосвязи
регионального
и
глобального
подходов
-
способствует вовлечению детей в практическую деятельность.
4.
Принцип
направленности
-
способствует
развитию
гармоничных
7
отношений с окружающей средой.
5. Принцип сотрудничества и сотворчества - это необходимое условие для
личностного
самоопределения
учащихся.
Оно
способствует
открытию
перед
учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также
реализовать
одну
из
главных
задач
–
помочь
осознать
свои
возможности
и
поверить в себя, свои силы.
8. Формы и методы реализации программы
Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизнив школе-интернате реализуются через различные формы и методы
работы:
1.
через учебную деятельность (решение воспитательных задач на каждом
уроке).
1.
через внеурочную и внеклассную деятельность:
факультативные занятия, кружковая работа;
беседы, классные часы экологического содержания;
коллективно-творческие дела;
экскурсии, целевые прогулки, игры экологического содержания;
использование
ИКТ,
просмотр
презентаций,
видеофильмов,
использование аудиозаписи и технических средств обучения;
конкурсы,
эвристические
викторины,
экологические
праздники,
выставки детского творчества;
проектирование;
встречи со специалистами и интересными людьми;
экспресс-опрос, тест-опрос; тренинги;
презентация и выставки книг экологического содержания;
природоохранные акции;
8
тематические эстафеты, спортивные соревнования, подвижные игры;
лекции и беседы с целью
профилактики употребления
алкоголя,
наркотиков, психоактивных веществ, курения;
встречи со специалистами-медиками;
Дни здоровья.
9. План реализации программы по направлениям
Формирования
экологической
культуры,
здорового
и
безопасного
образа
жизни учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по
следующим направлениям:
9.1 Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей
инфраструктуры общеобразовательной организации
Пояснительная записка
Данное направление работы коллектива и администрации школы-интерната
является приоритетным в создании базовой основы для урочной и внеурочной
деятельности воспитанников. Ответственность и контроль за реализацию этого
направления возлагаются на администрацию общеобразовательной организации.
Цель: создание и реализация условий для полноценной жизни воспитанников в
школе-интернате
Задачи:
-
привести
в
соответствие
состояния
и
содержания
здания
и
помещений
общеобразовательной организации экологическим требованиям, санитарным и
гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны
здоровья и охраны труда обучающихся;
-
обеспечить
наличие
и
необходимое
оснащение
помещений
для
питания
обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
9
- организовать качественное горячее питание обучающихся в течение учебного
года;
-
обеспечить
оснащённость
кабинетов,
физкультурного
зала,
спортплощадок
необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
- оборудовать помещение для медицинского персонала;
- обеспечить наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и
квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную
работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи,
медицинские работники).
9.1.1.Характеристика здоровьесберегающей инфраструктуры
общеобразовательного учре ждения
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья
обучающихся.
Все
школьные
помещения
соответствуют
санитарным
и
гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны
здоровья и охраны труда обучающихся. В школе работает столовая, позволяющая
обеспечивать пятиразовое полноценное питание 100% воспитанников в течение
всего
учебного
года,
а
также
помещение
для
хранения
продуктов.
В
школе
имеются
оборудованный
спортивный
зал,
тренажёрный
зал,
спортивная
площадка,
оснащённая
сертифицированным
игровым
и
спортивным
оборудованием;
имеется
медицинский
кабинет,
комната
психологической
разгрузки, логопедический кабинет. Эффективное функционирование созданной
инфраструктуры обеспечивается благодаря работе квалифицированного состава
специалистов.
При организации учебной и внеучебной деятельности детей соблюдены все
требования
СанПиНа:
составлен
режим
занятий
воспитанников
с
учётом
наиболее высокого и низкого уровня активности детей в течение рабочей недели,
а также периодом их работоспособности в течение учебного дня. При разработке
занятий
детей
учитываются
из
возрастные
и
физиологические
особенности,
10
соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в
том числе компьютеров.
9.1.2.Планирование работы
№
п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Поддержание
соответствия
состояния
здания и помещений общеобразовательной
организации
экологическим
требованиям,
санитарным
и
гигиеническим
нормам,
н о р м а м
п о ж а р н о й
б е з о п а с н о с т и ,
требованиям
охраны
здоровья
и
охраны
труда обучающихся.
Постоянно
в
теч.уч.года
Администрация
,
педколлектив,
тех.персонал
школы,
зам.директора
по АХЧ
2
О б е с п е ч е н и е
г о р я ч и м
п и т а н и е
обучающихся школы
Постоянно
в
теч.уч.года
Администрация
школы
3
Проведение
инструктажей
по
ППБ
с
р а б о т н и к а м и
ш к о л ы - и н т е р н а т ,
обучающимися
Специалист по
охране труда,
отв.по ППБ,
педагоги
3
Обеспечение
оснащённости
кабинетов,
физкультурного
зала,
спортплощадок
необходимым
игровым
и
спортивным
оборудованием и инвентарём
В
теч.уч.года
Администрация
,
педколлектив,
4
Обеспечение
медицинского
кабинета
необходимым оборудование
Сентябрь
Администрация
школы,
медицинские
работники
школы
5
Обе спечение
работы
м едицинского
кабинета и изолятора
В
теч.уч.года
Медицинские
работники
6
Обеспечение
текущего
ремонта
здания
школы и общежития
В
теч.уч.года
Администрация
,
педколлектив,
тех.персонал
11
школы,
зам.директора
по АХЧ
7.
О б е с п е ч е н и е
ф у н к ц и о н и р о в а н и я
кабинетов,
спортивного
и
тренажёрного
залов согласно требованиям СанПиН.
В
теч.уч.года
Администрация
,
педколлектив
Ожидаемые результаты
- поддержание в школе-интернате здоровьесберегающей среды для обучения и
воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- сформированные условия для творческой самореализации, профориентации и
социализации личности воспитанников в обществе.
9.2 Реализация программы формирования экологической культуры и
здорового образа жизни в урочной деятельности
Пояснительная записка
Программа
реализуется
на
межпредметной
основе
.
Ведущая
роль
принадлежит
таким
учебным
предметам
как
«Физическая
культура»,
«Природоведение»,
«Биология»,
«Социально-бытовая
ориентировка»,
«География», а также «Ручной труд» и «Профильный труд».
Система учебников
формирует установку школьников на безопасный , здоровый образ жизни . С
этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание
направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни ,
укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья,
активным отдыхом..
Цель: интеграция в содержание базовых учебных предметов разделов и тем,
способствующих
формированию
у
обучающихся
с
умственной
отсталостью
12
(интеллектуальными нарушениями) основ экологической культуры, установки на
здоровый и безопасный образ жизни.
Задачи:
-
способствовать
пониманию
детьми
необходимости
получения
знаний
о
способах сохранения физического и эмоционального здоровья;
- формировать устойчивые представления детей о безопасности и выполнении
правил безопасного поведения;
- формировать представления детей о здоровом образе жизни и его роли в
полноценной жизнедеятельности человека;
- воспитывать бережное отношение детей к природе, поддерживать желание к
ведению природоохранной деятельности;
- формировать экологическое мировоззрение детей.
Реализация указанных задач осуществляется посредством использования
различных форм и методов учебной деятельности в системе реализации АООП
учебных предметов.
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
- режим дня школы-интерната;
- правила здорового питания;
- факторы здорового образа жизни;
- факторы, пагубно влияющие на здоровье человека;
- правила поведения в быту с газом, водой, электричеством;
- правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов;
13
- правила дорожного движения;
- правила поведения с незнакомыми людьми и предметами;
- правила безопасного поведения в транспорте, общественных местах;
- номера телефонов вызова служб безопасности и правила их вызова в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций в природе и быту;
-
опасные
природные
явления,
ядовитые
растения,
хищных
и
ядовитых
животных;
Воспитанники должны уметь:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- бережно относиться к природе, растениям и животным;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила профилактики простудных, инфекционных заболеваний;
- адекватно вести себя при посещении лечебного учреждения
- адекватно вести себя в случае возникновения чрезвычайных ситуаций дома, в
школе, на улице
- правильно действовать в неблагоприятных погодных условиях.
Воспитанники должны иметь элементарные представления:
- о последствиях употребления алкоголя, наркотических, психоактивных веществ
и лекарств;
14
- о способах оказания первой медицинской помощи
(при травмах, ушибах,
порезах, ожогах, укусах насекомых, при отравлении пищевыми продуктами).
- об экологических факторах , влияющих на жизнедеятельность человека;
- о способах сохранения благоприятной окружающей среды.
9.3. Реализация программы формирования экологической культуры и
здорового образа жизни во внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни
осуществляется
во
внеурочной
деятельности
во
всех
направлениях:
социальном,
духовно-нравственном,
с п о рт и в н о - о зд о р о в и т е л ь н ом ,
общекультурном.
Приоритетными
могут
рассматриваться
спортивно-
оздоровительное
и
духовно-нравственное
направления
(особенно
в
части
экологической составляющей).
Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в
области
здоровьесбережения
выявляются
в
процессе
урочной
и
внеурочной
деятельности: на уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной
и укреплением здоровья, во внеурочной деятельности в процессе реализации
дополнительных программ оздоровительной направленности.
Цель: воспитание средствами внеурочной деятельности гуманной, творческой,
социально
активной
личности,
ответственно
относящейся
к
собственному
здоровью и безопасности, богатствам природы и общества
Задачи:
-
формировать
устойчивые
положительные
представления
воспитанников
о
безопасном поведении в природе и обществе;
15
- развивать экологическую культуру обучающихся;
- формировать целостное представление о природном и социальном окружении
как среде обитания и жизнедеятельности человека.
9.3.1.Направления внеурочной деятельности по формирования экологической
культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности
Направления
Мероприятия
Сроки
Ответствен-
ные
Социальное
Реализация
дополнительной
программы
социализации
воспитанников
"Мы
строим
будущее"
Р е а л и з а ц и я
п р о г р а м м ы
социализации
воспитанников
по классам
В теч.уч.
года
Педколлектив
школы
Духовно-
нравственное
Реализация
дополнительной
программы по формированию
э к о л о г и ч е с к и х
з н а н и й
"Радуга"
В теч.уч.
года
Педколлектив
школы
Спортивно-
оздоровительно
е
Реализация
дополнительной
общешкольной
программы
"Здоровое поколение"
Реализация
оздоровительных
программ по классам
Р е а л и з а ц и я
п р о г р а м м ы
кружка "Оранжевый мяч"
Реализация
факультативного
курса "ЛФК"
Р е а л и з а ц и я
п р о г р а м м ы
В теч.уч.
года
В теч.уч.
года
В теч.уч.года
в
соответстви
и с планом
В теч.уч.года
в
соответстви
и с планом
В теч.уч.года
Педколлектив
школы,
медицинские
работники
Педколлектив
1-9 классов
Учитель
физкультуры
Учитель
физкультуры
Учитель
16
внеклассной работы по спорту
в
соответстви
и с планом
физкультуры
Общекультурно
е
Реализация
дополнительной
программы
формирования
основ безопасного поведения
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
"
Безопасный
мир"
В теч.уч.
года
Педколлектив
школы,
медицинские
работники
Ожидаемые результаты реализации представленного направления
Программы
формирования
экологической
культуры,
здорового
и
безопасного
образа
жизни
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
определяются
целями,
задачами,
методами
дополнительных
программ.
9.4. Просветительская работа с родителями (законными представителями)
Пояснительная записка
Просветительская работа с родителями (законными представителями) играет
немаловажную роль в организации сотрудничества детей, родителей, педагогов
для успешности обучения и воспитания детей.
Эффективность реализации этого
направления
зависит
от
деятельности
администрации
общеобразовательной
организации,
всех
специалистов,
работающих
в
общеобразовательной
организации
(педагогов-дефектологов,
педагогов-психологов,
медицинских
работников).
17
Цель: повышение
уровня
знаний
родителей
(законных
представителей)
по
вопросам
охраны
и
укрепления
здоровья
детей,
формирования
безопасного
образа жизни.
Задачи:
- способствовать просвещению родителей по вопросам здоровьесбережения
(проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.);
-
привлекать
родителей
(законных
представителей)
к
организации
оздоровительных и природоохранных мероприятий;
-
знакомить
родителей
(законных
представителей)
с
вопросами
укрепления
здоровья детей и формирования стереотипов безопасного поведения;
- способствовать созданию оптимальной здоровьесберегающей среды в семьях
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Просветительская работа с родителями (законными представителями)
включает
следующие
формы
работы:
проведение
родительских
собраний,
семинаров, лекций, анкетирования, консультаций, практикумов.
Планирование работы
№ п/п
Формы деятельности,
мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Участие
родителей
(законных
п р е д с т а в и т е л е й )
в
общешкольных
спортивных
мероприятиях, конкурсах
В теч.уч.года
Педколлектив
1-9 классов,
учитель
физкультуры
2
Анкетирование родителей
"Вредные привычки в вашей
семье"
Сентябрь
Классные
руководители
1-9 классов
3
Консультация "Безопасность
ребёнка дома и на улице"
Сентябрь
Педколлектив
1-4 классов
4
Родительское собрание-лекция
"Создание
Октябрь
Педколлектив
1 класса
18
здоровьесберегающей среды в
семье - залог успешности детей
в будущем"
5
Родительское собрание-
практикум "Упражнения для
снятия эмоционального
напряжения детей и взрослых"
Октябрь
Педколлектив
2 класса
6
Выставка книг "На страже
нашего здоровья "
Декабрь
Библиотекарь
7
Медицинская консультация
«Здоровье и будущая профессия
ваших детей».
Декабрь
Педколлектив
6-9 классов,
медицинские
работники
8
Индивидуальные консультации
"Половое воспитание младших
школьников"
Январь
Медицинские
работники
9
Родительское собрание-совет
"Как научить ребёнка любить
природу?"
Март
Педколлектив
3 класса
10
Дискуссия "Компьютер: вред
или польза?"
Май
Педколлектив
1-9 классов
11
Анкетирование родителей "Как
обеспечить безопасность детей
в летние каникулы?"
Май
Педколлектив
1-9 классов
Ожидаемые результаты
-
повышение
роли
родителей
(законных
представителей)
в
формировании
представлений детей о здоровом и безопасном образе жизни;
19
-
повышение
уровня
знаний
родителей
(законных
представителей)
об
особенностях психо-физического развития и полового созревания детей;
- повышение уровня практических умений родителей (законных представителей)
в обеспечении безопасности детей в каникулярное время;
-
повышение
уровня
экологической
грамотности
родителей
(законных
представителей);
- повышение мотивации родителей (законных представителей) к сотрудничеству
со школой в области обеспечения здорового и безопасного образа жизни детей.
9.5. Просветительская и методическая работа с педагогами и специалистами
Пояснительная записка
Уровень знаний, умений, навыков воспитанников в области знаний о
здоровьесбережении
и
природоохранной
деятельности
определяется
компетентностью педагогов школы-интерната. Одним из требование ФГОС для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
являются
требования
к
квалификации
педагогических
работников,
поэтому
повышение
их
знаний
-
необходимое
условие
успешности
воспитательно-
образовательного процесса.
Цель: повышение квалификации работников общеобразовательной организации
и повышение уровня их знаний по проблемам охраны и укрепления здоровья
детей.
Задачи:
20
- проводить систематическую, целенаправленную работу по повышению уровня
знаний педагогических работников в области валеологических и экологических
знаний;
-
участвовать
в
конференциях
и
конкурсах
по
проблемам
обеспечения
безопасности и здорового образа жизни воспитанников;
- изучать опыт коллег, передовой опыт в области валеологии и экологии;
- вести активный, здоровый образ жизни; принимать участие в общешкольных и
внешкольных мероприятиях спортивной и природоохранной направленности.
Планирование работы
№ п/п
Формы деятельности,
мероприятия
Сроки
Ответственные
1
В ы с т а в к а
м е т о д и ч е с к о й
л и т е р а т у р ы
п о
т е м а м
"Экологическое
образование",
"Валеологическое образование"
В теч.уч.года
Библиотекарь
2
Приобретение необходимой
методической литературы
В теч.уч.года
Педагоги
3
Участие педагогов в реализации
проектов "Школьный двор -
территория радости",
"Школьный дворик"
В теч.уч.года
Педагоги
4
Создание методической копилки
по вопросам самообразования в
области валеологии и экологии
В теч.уч.года
Зам.директора
по УВР, ВР,
председатели
МО
5
Работа с молодыми
специалистами в области
валеологии и экологии
В теч.уч.года
Зам.директора
по УВР, ВР,
председатели
МО, педагоги
6
Анкетирование педагогов
"Нужен ли курс ОБЖ в
программе школы-интерната?"
Октябрь
Администрация
школы
21
Ожидаемые результаты
- повышение уровня педагогического мастерства педагогов школы-интерната;
-
создание
методической
базы
для
обеспечения
образовательной
и
воспитательной деятельности;
- снижение заболеваемости всех участников образовательного процесса.
10. Диагностический инструментарий
Основные результаты реализации программы формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся оцениваются в
рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики
сезонных
заболеваний;
динамики
школьного
травматизма;
утомляемости
обучающихся и т.п.
Мониторинг достижения планируемых результатов по формированию
экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся
№
п/п
Процедуры мониторинга
Сроки
Ответственные
1
Диспансеризация обучающихся
Медосмотр педагогов
Октябрь, май
1 раз в теч.года
Узкие
специалисты,
врачи детской
Республиканской
больницы,
Сернурской
районной
больницы,
мед. работник
Медицинские
работники
22
Ведение мониторинга здоровья
М о н и т о р и н г
ф и з и ч е с к и х
достижений
о бу ч а ю щ и хс я
с
использованием контрольных тестов
и упражнений
В теч.уч. года
В.теч.уч.года
Медицинские
работники
Учитель
физкультуры
2
Организация деятельности
психологической службы школы:
o
диагностика;
o
психологическое просвещение
педагогов , учащихся, родителей
по организации ЗОЖ;
коррекционно – развивающая работа
с учащимися, требующими особого
внимания.
В теч.уч.года
Психолог
3
Организация деятельности
логопедической службы
В теч.уч.года
Логопед
4
Проверка уровня компетенций
обучающихся в области
здоровьсбережения
В теч.уч.года
в процессе
урочной и
внеурочной
работы,
анкетирование
детей и
родителей
Администрация
школы-интернат,
педагоги
5
Применение диагностических
методик:
-
д и а г н о с т и ка
о с о з н а н н о с т и
о т н о ш е н и я
к
с о б с т в е н н о м у
з д о р о в ь ю
( м е т о д и к а
М . А .
Тыртышной);
-
методика по выявлению уровня
сформированности
экологических
знаний учащихся
- методика диагностики
интенсивности субъективного
отношения к природе «натурафил»
В теч.уч.года
Октябрь, май
Октябрь, май
Педколлектив
6-9 классов
Воспитатели
1-4 классов
Воспитатели
5-9 классов
23
-
Вербальная ассоциативная
методика диагностики
экологических установок личности
«ЭЗОП» (Залевская, Клименко,
Леонтьев, Титова).
Январь
Психолог
(3-9 классы)
11. Материально-техническое обеспечение
- компьютерный класс;
- учебные мастерские, классы, комнаты;
- актовый зал; музей школы.
- демонстрационный материал для занятий;
- магнитофоны; стереосистема;
- аудио и видео- записи;
- разработки мероприятий, планы - конспекты занятий;
- библиотечный фонд;
- комната психологической разгрузки;
- детская игровая площадка; плоскостные сооружения;
- спортивное оборудование;
- спортивная площадка;
- спортивный и тренажёрный залы;
-приусадебный учебно-опытный участок
12. Список литературы
24
2.
Балашова В.А., Степаненко В.П., Бекешева Л.М. Основные направления
программы
«Оздоровительная
модель
общеобразовательного
учреждения»
//
Завуч. - 2000, № 4
3.
Воронов В.А., Разнообразные формы воспитательной работы – Воспитание
школьника, 2001 г.
4.
Гурьянова
М.П.,
Воспитание
жизнеспособной
личности
в
условиях
дисгармоничного социума.- Педагогика, 2004, №1, с.12
5. Дерябо С., Ясвин В. Экологическая психодиагностика. Даугавпилс, 2009
6.Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья
человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб.пособие для студ.
Высш. учеб. заведений. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 193 с.
7.Коновалова Н.Г. Оздоровительная физическая активность в воспитательно-
образовательном
процессе;
малые
формы:
учебно-методическое
пособие
/
Новокузнецк: изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005. -66 с.
8.Кучма
В.Р.,
Барсукова
Н.К.,
Храмцов
П.И.
Приоритетные
направления
формирования
ценности
здоровья
и
здорового
образа
жизни современных
подростков // Вестник образования. - 2004, № 18
9.Лизинский В.М., Практическое воспитание в школе, 1-2 часть – М., 2002
10.Обсуждаем проблемы воспитания. Методические разработки педагогических
советов./ под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. - М., 2004
11.Родионов А.Г., Школа как социокультурное пространство.-Завуч,2007, №3.
12.Сергеева В. П, Классный руководитель: планирование и организация работы
от А до Я - М., 2002.
13.Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. - Ростов н/Д: Феникс,
2006.-288 с.
14.Справочник классного руководителя 2008г. №1, №12; 2009г№ 2; 2010г..№5
15.Худенко Е.Д., Организация и планирование воспитательной работы в
специальной ( коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для
воспитателей и учителей.-2-е издание.-М., 2006.
25
16.Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. – М.: Ярулов
А.А.,
Формирование
культуры
социальной
компетентности
школьников.
–
Школьные технологии, 2005, №2, с.97
17.Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьееберегающие технологии
в образовательно-воспитательном процессе.- М.: Илекса, Народное образование;
Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. -400 с.
26