Напоминание

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Улыбнись жизни!"


Автор: Иванова Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Республики Марий Эл "Казанская школа-интернат"
Населённый пункт: село Казанское
Наименование материала: программа
Тема: Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Улыбнись жизни!"
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»
Программа формирования экологической культуры, здорового и

безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) "Улыбнись жизни!"
2016 год

Содержание программы:
1. Паспорт программы…………………………………………………..........3 2. Пояснительная записка………………………………………………........4 3. Актуальность программы …………………………………………….......4 4. Цель программы ………………………………………………………………………………....... 5 5. Задачи программы …………………………………………………………………………...... 5 6. Ценностные установки формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...............................6 7. Принципы построения программы …………………………………...7 8. Формы и методы реализации программы. …………. …………….....8 9. План реализации программы по направлениям ………………….....9 10. Диагностический инструментарий …………………………………....22 11. Материально - техническое обеспечение ………………… ………....24 12. Список литературы ……………………………………………………....25
1. Паспорт программы
2
Наименование Программы Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат» (далее - Программа) "Улыбнись жизни!" Нормативно- правовое обеспечение Программы - Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ - Закон об образовании в Республике Марий Эл (от 1.08.2013 № 29- 3); - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства Образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599. - СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189); - Устав ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат» - Лицензия на образовательную деятельность; - Свидетельство об аккредитации; - Локальные акты; Разработчик программы Иванова С.А., воспитатель Основные исполнители Программы Воспитатели, классные руководители, учителя – предметники, библиотекарь, психолог школы, медицинские работники, родители (законные представители) Срок реализации Программы 2016-2017 учебный год
2. Пояснительная записка
3
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее Программа) разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее Стандарт)Концепции духовно-нравственного воспитания и развития, примерной Программы социализации обучающихся. Программа разработана с на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учётом этнических, социально-экономических, природно-территориальных и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
3. Актуальность программы
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся с 4
интеллектуальными нарушениями культуры отношения с ней осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей. Экологическое воспитание детей с умственной отсталостью имеет свои особенности: с одной стороны, работа в данном направлении затруднена неблагоприятными условиями воспитания детей в семье, зачастую отсутствием элементарных представлений и самих родителей о нормах безопасного жизнеобеспечения. С другой стороны, жизнь в условиях школы-интерната является благоприятной для создания особого учебно-воспитательного пространства, в пределах которого осуществляется всестороннее, в том числе и экологическое, развитие личности ребёнка с особыми образовательными потребностями. Все указанные выше особенности делают создание Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) актуальным и целесообразным.
4. Цель программы
социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
5. Задачи программы
- формировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; - формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе; -формировать представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; 5
- пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; -формировать представления о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности; - развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом; - развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; - формировать негативное отношение к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); - формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях; - корригировать и развивать высшие психические функции, двигательные навыки на основе участия детей в социально значимой природоохранной деятельности.
1.

Ценностные установки формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества:
-ценность мира
–как общего дома для всех жителей Земли;
-гражданственность
– как принадлежность к обществу, государству, осознанное желание служить Отечеству;
-ценность

природы
- осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства. 6

-ценность познания мира
– ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
-ценность красоты
- как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
-ценность

здоровья

-
как необходимое условие формирования физической, психической гармонии с природной средой и социальным окружением;
-экологическая культура
- система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; -
безопасность

человека

и

государства
- отсутствие факторов, негативно сказывающихся на жизнедеятельности воспитанника и функционирования государства. Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. Ценностные ориентиры экологического воспитания и формирования безопасного образа жизни определяются требованиями ФГОС.
7.Принципы построения программы
1.
Принцип

целостности

окружающей

среды
- с п о с о б с т вуе т формированию у детей понимание единства окружающего мира. 2.
Принцип непрерывности
- даёт возможность использовать каждый возрастной период. 3.
Принцип

взаимосвязи

регионального

и

глобального

подходов

-
способствует вовлечению детей в практическую деятельность. 4.
Принцип

направленности
- способствует развитию гармоничных 7
отношений с окружающей средой. 5.
Принцип сотрудничества и сотворчества
- это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.
8. Формы и методы реализации программы
Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизнив школе-интернате реализуются через различные формы и методы работы: 1. через учебную деятельность (решение воспитательных задач на каждом уроке). 1. через внеурочную и внеклассную деятельность:  факультативные занятия, кружковая работа;  беседы, классные часы экологического содержания;  коллективно-творческие дела;  экскурсии, целевые прогулки, игры экологического содержания;  использование ИКТ, просмотр презентаций, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения;  конкурсы, эвристические викторины, экологические праздники, выставки детского творчества;  проектирование;  встречи со специалистами и интересными людьми;  экспресс-опрос, тест-опрос; тренинги;  презентация и выставки книг экологического содержания;  природоохранные акции; 8
 тематические эстафеты, спортивные соревнования, подвижные игры;  лекции и беседы с целью профилактики употребления алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, курения;  встречи со специалистами-медиками;  Дни здоровья.
9. План реализации программы по направлениям
Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
9.1 Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей

инфраструктуры общеобразовательной организации

Пояснительная записка


Данное направление работы коллектива и администрации школы-интерната является приоритетным в создании базовой основы для урочной и внеурочной деятельности воспитанников. Ответственность и контроль за реализацию этого направления возлагаются на администрацию общеобразовательной организации.
Цель:
создание и реализация условий для полноценной жизни воспитанников в школе-интернате
Задачи:
- привести в соответствие состояния и содержания здания и помещений общеобразовательной организации экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся; - обеспечить наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи; 9
- организовать качественное горячее питание обучающихся в течение учебного года; - обеспечить оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём; - оборудовать помещение для медицинского персонала; - обеспечить наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
9.1.1.Характеристика здоровьесберегающей инфраструктуры

общеобразовательного учре
ждения В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В школе работает столовая, позволяющая обеспечивать пятиразовое полноценное питание 100% воспитанников в течение всего учебного года, а также помещение для хранения продуктов. В школе имеются оборудованный спортивный зал, тренажёрный зал, спортивная площадка, оснащённая сертифицированным игровым и спортивным оборудованием; имеется медицинский кабинет, комната психологической разгрузки, логопедический кабинет. Эффективное функционирование созданной инфраструктуры обеспечивается благодаря работе квалифицированного состава специалистов. При организации учебной и внеучебной деятельности детей соблюдены все требования СанПиНа: составлен режим занятий воспитанников с учётом наиболее высокого и низкого уровня активности детей в течение рабочей недели, а также периодом их работоспособности в течение учебного дня. При разработке занятий детей учитываются из возрастные и физиологические особенности, 10
соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров.
9.1.2.Планирование работы
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные 1 Поддержание соответствия состояния здания и помещений общеобразовательной организации экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, н о р м а м п о ж а р н о й б е з о п а с н о с т и , требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. Постоянно в теч.уч.года Администрация , педколлектив, тех.персонал школы, зам.директора по АХЧ 2 О б е с п е ч е н и е г о р я ч и м п и т а н и е обучающихся школы Постоянно в теч.уч.года Администрация школы 3 Проведение инструктажей по ППБ с р а б о т н и к а м и ш к о л ы - и н т е р н а т , обучающимися Специалист по охране труда, отв.по ППБ, педагоги 3 Обеспечение оснащённости кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём В теч.уч.года Администрация , педколлектив, 4 Обеспечение медицинского кабинета необходимым оборудование Сентябрь Администрация школы, медицинские работники школы 5 Обе спечение работы м едицинского кабинета и изолятора В теч.уч.года Медицинские работники 6 Обеспечение текущего ремонта здания школы и общежития В теч.уч.года Администрация , педколлектив, тех.персонал 11
школы, зам.директора по АХЧ 7. О б е с п е ч е н и е ф у н к ц и о н и р о в а н и я кабинетов, спортивного и тренажёрного залов согласно требованиям СанПиН. В теч.уч.года Администрация , педколлектив
Ожидаемые результаты
- поддержание в школе-интернате здоровьесберегающей среды для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - сформированные условия для творческой самореализации, профориентации и социализации личности воспитанников в обществе.
9.2 Реализация программы формирования экологической культуры и

здорового образа жизни в урочной деятельности

Пояснительная записка
Программа реализуется на межпредметной основе . Ведущая роль принадлежит таким учебным предметам как «Физическая культура», «Природоведение», «Биология», «Социально-бытовая ориентировка», «География», а также «Ручной труд» и «Профильный труд». Система учебников формирует установку школьников на безопасный , здоровый образ жизни . С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни , укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом..
Цель:
интеграция в содержание базовых учебных предметов разделов и тем, способствующих формированию у обучающихся с умственной отсталостью 12
(интеллектуальными нарушениями) основ экологической культуры, установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Задачи:
- способствовать пониманию детьми необходимости получения знаний о способах сохранения физического и эмоционального здоровья; - формировать устойчивые представления детей о безопасности и выполнении правил безопасного поведения; - формировать представления детей о здоровом образе жизни и его роли в полноценной жизнедеятельности человека; - воспитывать бережное отношение детей к природе, поддерживать желание к ведению природоохранной деятельности; - формировать экологическое мировоззрение детей. Реализация указанных задач осуществляется посредством использования различных форм и методов учебной деятельности в системе реализации АООП учебных предметов.
Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:
- режим дня школы-интерната; - правила здорового питания; - факторы здорового образа жизни; - факторы, пагубно влияющие на здоровье человека; - правила поведения в быту с газом, водой, электричеством; - правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов; 13
- правила дорожного движения; - правила поведения с незнакомыми людьми и предметами; - правила безопасного поведения в транспорте, общественных местах; - номера телефонов вызова служб безопасности и правила их вызова в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в природе и быту; - опасные природные явления, ядовитые растения, хищных и ядовитых животных;
Воспитанники должны уметь:
- оценивать правильность поведения людей в природе; - бережно относиться к природе, растениям и животным; - соблюдать правила личной гигиены; - соблюдать правила профилактики простудных, инфекционных заболеваний; - адекватно вести себя при посещении лечебного учреждения - адекватно вести себя в случае возникновения чрезвычайных ситуаций дома, в школе, на улице - правильно действовать в неблагоприятных погодных условиях.
Воспитанники должны иметь элементарные представления:
- о последствиях употребления алкоголя, наркотических, психоактивных веществ и лекарств; 14
- о способах оказания первой медицинской помощи (при травмах, ушибах, порезах, ожогах, укусах насекомых, при отравлении пищевыми продуктами). - об экологических факторах , влияющих на жизнедеятельность человека; - о способах сохранения благоприятной окружающей среды.
9.3. Реализация программы формирования экологической культуры и

здорового образа жизни во внеурочной деятельности

Пояснительная записка
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни осуществляется во внеурочной деятельности во всех направлениях: социальном, духовно-нравственном, с п о рт и в н о - о зд о р о в и т е л ь н ом , общекультурном. Приоритетными могут рассматриваться спортивно- оздоровительное и духовно-нравственное направления (особенно в части экологической составляющей). Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной деятельности: на уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья, во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
Цель:
воспитание средствами внеурочной деятельности гуманной, творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к собственному здоровью и безопасности, богатствам природы и общества
Задачи:

-
формировать устойчивые положительные представления воспитанников о безопасном поведении в природе и обществе; 15
- развивать экологическую культуру обучающихся; - формировать целостное представление о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека.
9.3.1.Направления внеурочной деятельности по формирования экологической

культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности
Направления Мероприятия Сроки Ответствен- ные Социальное Реализация дополнительной программы социализации воспитанников "Мы строим будущее" Р е а л и з а ц и я п р о г р а м м ы социализации воспитанников по классам В теч.уч. года Педколлектив школы Духовно- нравственное Реализация дополнительной программы по формированию э к о л о г и ч е с к и х з н а н и й "Радуга" В теч.уч. года Педколлектив школы Спортивно- оздоровительно е Реализация дополнительной общешкольной программы "Здоровое поколение" Реализация оздоровительных программ по классам Р е а л и з а ц и я п р о г р а м м ы кружка "Оранжевый мяч" Реализация факультативного курса "ЛФК" Р е а л и з а ц и я п р о г р а м м ы В теч.уч. года В теч.уч. года В теч.уч.года в соответстви и с планом В теч.уч.года в соответстви и с планом В теч.уч.года Педколлектив школы, медицинские работники Педколлектив 1-9 классов Учитель физкультуры Учитель физкультуры Учитель 16
внеклассной работы по спорту в соответстви и с планом физкультуры Общекультурно е Реализация дополнительной программы формирования основ безопасного поведения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) " Безопасный мир" В теч.уч. года Педколлектив школы, медицинские работники


Ожидаемые результаты
реализации представленного направления Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяются целями, задачами, методами дополнительных программ.
9.4. Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Пояснительная записка


Просветительская работа с родителями (законными представителями) играет немаловажную роль в организации сотрудничества детей, родителей, педагогов для успешности обучения и воспитания детей. Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности администрации общеобразовательной организации, всех специалистов, работающих в общеобразовательной организации (педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, медицинских работников). 17

Цель:
повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, формирования безопасного образа жизни.
Задачи:
- способствовать просвещению родителей по вопросам здоровьесбережения (проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.); - привлекать родителей (законных представителей) к организации оздоровительных и природоохранных мероприятий; - знакомить родителей (законных представителей) с вопросами укрепления здоровья детей и формирования стереотипов безопасного поведения; - способствовать созданию оптимальной здоровьесберегающей среды в семьях детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает следующие формы работы: проведение родительских собраний, семинаров, лекций, анкетирования, консультаций, практикумов. Планирование работы № п/п Формы деятельности, мероприятия Сроки Ответственные 1 Участие родителей (законных п р е д с т а в и т е л е й ) в общешкольных спортивных мероприятиях, конкурсах В теч.уч.года Педколлектив 1-9 классов, учитель физкультуры 2 Анкетирование родителей "Вредные привычки в вашей семье" Сентябрь Классные руководители 1-9 классов 3 Консультация "Безопасность ребёнка дома и на улице" Сентябрь Педколлектив 1-4 классов 4 Родительское собрание-лекция "Создание Октябрь Педколлектив 1 класса 18
здоровьесберегающей среды в семье - залог успешности детей в будущем" 5 Родительское собрание- практикум "Упражнения для снятия эмоционального напряжения детей и взрослых" Октябрь Педколлектив 2 класса 6 Выставка книг "На страже нашего здоровья " Декабрь Библиотекарь 7 Медицинская консультация «Здоровье и будущая профессия ваших детей». Декабрь Педколлектив 6-9 классов, медицинские работники 8 Индивидуальные консультации "Половое воспитание младших школьников" Январь Медицинские работники 9 Родительское собрание-совет "Как научить ребёнка любить природу?" Март Педколлектив 3 класса 10 Дискуссия "Компьютер: вред или польза?" Май Педколлектив 1-9 классов 11 Анкетирование родителей "Как обеспечить безопасность детей в летние каникулы?" Май Педколлектив 1-9 классов
Ожидаемые результаты
- повышение роли родителей (законных представителей) в формировании представлений детей о здоровом и безопасном образе жизни; 19
- повышение уровня знаний родителей (законных представителей) об особенностях психо-физического развития и полового созревания детей; - повышение уровня практических умений родителей (законных представителей) в обеспечении безопасности детей в каникулярное время; - повышение уровня экологической грамотности родителей (законных представителей); - повышение мотивации родителей (законных представителей) к сотрудничеству со школой в области обеспечения здорового и безопасного образа жизни детей.
9.5. Просветительская и методическая работа с педагогами и специалистами

Пояснительная записка


Уровень знаний, умений, навыков воспитанников в области знаний о здоровьесбережении и природоохранной деятельности определяется компетентностью педагогов школы-интерната. Одним из требование ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются требования к квалификации педагогических работников, поэтому повышение их знаний - необходимое условие успешности воспитательно- образовательного процесса.
Цель:
повышение квалификации работников общеобразовательной организации и повышение уровня их знаний по проблемам охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи:
20
- проводить систематическую, целенаправленную работу по повышению уровня знаний педагогических работников в области валеологических и экологических знаний; - участвовать в конференциях и конкурсах по проблемам обеспечения безопасности и здорового образа жизни воспитанников; - изучать опыт коллег, передовой опыт в области валеологии и экологии; - вести активный, здоровый образ жизни; принимать участие в общешкольных и внешкольных мероприятиях спортивной и природоохранной направленности. Планирование работы № п/п Формы деятельности, мероприятия Сроки Ответственные 1 В ы с т а в к а м е т о д и ч е с к о й л и т е р а т у р ы п о т е м а м "Экологическое образование", "Валеологическое образование" В теч.уч.года Библиотекарь 2 Приобретение необходимой методической литературы В теч.уч.года Педагоги 3 Участие педагогов в реализации проектов "Школьный двор - территория радости", "Школьный дворик" В теч.уч.года Педагоги 4 Создание методической копилки по вопросам самообразования в области валеологии и экологии В теч.уч.года Зам.директора по УВР, ВР, председатели МО 5 Работа с молодыми специалистами в области валеологии и экологии В теч.уч.года Зам.директора по УВР, ВР, председатели МО, педагоги 6 Анкетирование педагогов "Нужен ли курс ОБЖ в программе школы-интерната?" Октябрь Администрация школы 21

Ожидаемые результаты
- повышение уровня педагогического мастерства педагогов школы-интерната; - создание методической базы для обеспечения образовательной и воспитательной деятельности; - снижение заболеваемости всех участников образовательного процесса.
10. Диагностический инструментарий
Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости обучающихся и т.п. Мониторинг достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся № п/п Процедуры мониторинга Сроки Ответственные 1 Диспансеризация обучающихся Медосмотр педагогов Октябрь, май 1 раз в теч.года Узкие специалисты, врачи детской Республиканской больницы, Сернурской районной больницы, мед. работник Медицинские работники 22
Ведение мониторинга здоровья М о н и т о р и н г ф и з и ч е с к и х достижений о бу ч а ю щ и хс я с использованием контрольных тестов и упражнений В теч.уч. года В.теч.уч.года Медицинские работники Учитель физкультуры 2 Организация деятельности психологической службы школы: o диагностика; o психологическое просвещение педагогов , учащихся, родителей по организации ЗОЖ; коррекционно – развивающая работа с учащимися, требующими особого внимания. В теч.уч.года Психолог 3 Организация деятельности логопедической службы В теч.уч.года Логопед 4 Проверка уровня компетенций обучающихся в области здоровьсбережения В теч.уч.года в процессе урочной и внеурочной работы, анкетирование детей и родителей Администрация школы-интернат, педагоги 5 Применение диагностических методик: - д и а г н о с т и ка о с о з н а н н о с т и о т н о ш е н и я к с о б с т в е н н о м у з д о р о в ь ю ( м е т о д и к а М . А . Тыртышной); - методика по выявлению уровня сформированности экологических знаний учащихся - методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил» В теч.уч.года Октябрь, май Октябрь, май Педколлектив 6-9 классов Воспитатели 1-4 классов Воспитатели 5-9 классов 23
- Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП» (Залевская, Клименко, Леонтьев, Титова). Январь Психолог (3-9 классы)


11. Материально-техническое обеспечение
- компьютерный класс; - учебные мастерские, классы, комнаты; - актовый зал; музей школы. - демонстрационный материал для занятий; - магнитофоны; стереосистема; - аудио и видео- записи; - разработки мероприятий, планы - конспекты занятий; - библиотечный фонд; - комната психологической разгрузки; - детская игровая площадка; плоскостные сооружения; - спортивное оборудование; - спортивная площадка; - спортивный и тренажёрный залы; -приусадебный учебно-опытный участок
12. Список литературы
24
2. Балашова В.А., Степаненко В.П., Бекешева Л.М. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» // Завуч. - 2000, № 4 3. Воронов В.А., Разнообразные формы воспитательной работы – Воспитание школьника, 2001 г. 4. Гурьянова М.П., Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума.- Педагогика, 2004, №1, с.12 5. Дерябо С., Ясвин В. Экологическая психодиагностика. Даугавпилс, 2009 6.Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб.пособие для студ. Высш. учеб. заведений. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 193 с. 7.Коновалова Н.Г. Оздоровительная физическая активность в воспитательно- образовательном процессе; малые формы: учебно-методическое пособие / Новокузнецк: изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005. -66 с. 8.Кучма В.Р., Барсукова Н.К., Храмцов П.И. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков // Вестник образования. - 2004, № 18 9.Лизинский В.М., Практическое воспитание в школе, 1-2 часть – М., 2002 10.Обсуждаем проблемы воспитания. Методические разработки педагогических советов./ под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. - М., 2004 11.Родионов А.Г., Школа как социокультурное пространство.-Завуч,2007, №3. 12.Сергеева В. П, Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я - М., 2002. 13.Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.-288 с. 14.Справочник классного руководителя 2008г. №1, №12; 2009г№ 2; 2010г..№5 15.Худенко Е.Д., Организация и планирование воспитательной работы в специальной ( коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е издание.-М., 2006. 25
16.Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. – М.: Ярулов А.А., Формирование культуры социальной компетентности школьников. – Школьные технологии, 2005, №2, с.97 17.Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьееберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе.- М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. -400 с. 26


В раздел образования