Автор: Зотова Ольга Анатольевна Должность: учитель иностранных языков Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6" имени А. И. Гордиенко Населённый пункт: город Нягань Тюменской области Наименование материала: статья Тема: Игровая технология на уроках английского языка Раздел: среднее образование
Использование игровых технологий на уроках английского языка.
В
условиях
введения
и
реализации
новых
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
значительное
внимание
уделяется
формированию
коммуникативной компетенции.
Главное для любого учителя, в том числе и учителя иностранного языка, учитывать
не только возрастные, но и психологические особенности детей. Нужно дать возможность
каждому ребёнку реализовать себя без боязни быть непонятым. Необходимо искать новые
пути….,
совершенствовать
методику
и
систему
своей
работы
для
высокого
уровня
владения английским языком: который открывает доступ для обучающихся к мировой
информации по различным отраслям знаний, к различным языкам и культурам.
Для эффективного восприятия учебного материала необходимо создать условия для
повышения мотивации изучения предмета, повышения интереса к овладению английским
языком.
Обучение иноязычной коммуникации – это обучение общению на иностранном
языке. В современных условиях, когда новые стандарты образования ставят перед школой
задачи
воспитания
гармонично
развитой
личности,
воспитания
патриотизма
и
толерантности,
воспитания
личности,
умеющей
перенести
полученные
в
результате
обучения знания, умения и навыки в реальную жизнь – формирование коммуникативных,
регулятивных, познавательных и личностных универсальных учебных действий (УУД).
Я, как учитель английского языка, стараюсь объяснить детям всю значимость
изучения данного предмета, потому что общение в современном мире не может состояться
без знания хотя бы одного иностранного языка. Но для того, чтобы привить детям интерес,
необходимо использовать в обучении современные методы и технологии. Причем на
каждом занятии нужно вводить что-то новое, делать уроки разнообразными и непохожими
друг на друга.
На
своих
уроках
использую
игровые,
здоровьесберегающие,
информационно-
коммуникативные
технологии.
Все
они
взаимосвязаны.
Так,
например,
проведение
физкультминутки в игровой форме совмещает в себе игровые и здоровьесберегающие
технологии. А в задании попробуй, отгадай животное с использованием презентации
PowerPoint - игровые и информационно-коммуникативные технологии.
Игровая технология решает задачи:
1.
способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся;
2.
развивает их мышление, память, сообразительность и внимание,;
3.
воспитывает инициативность;
4.
позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку;
5.
обогащает язык;
6.
зрасширяет запас слов учащихся;
7.
сосредотачивает внимание на оттенках значения слов.
По
форме
игры
бывают: предметные,
подвижные
с
вербальным
компонентом,
сюжетные,
ситуационные
ролевые,
игры
–
соревнования,
интеллектуальные
игры
(ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины и т.д.), игры – взаимодействия
(коммуникативные, интерактивные).
По способу организации - компьютерные, некомпьютерные, письменные, устные, с
опорами, без опор, имитационно – моделирующие, креативные.
П о
с т е п е н и
с л ож н о с т и
-
«простые»
(моноситуационные),
«сложные»
(полиситуационные)
По длительности проведения - продолжительные, непродолжительные.
По
количеству
участников
бывают
индивидуальные,
парные,
групповые,
коллективные, командные.
Место игры в ходе урока зависит от следующих факторов:
1.
уровеня обученности учащихся,
2.
уровеня их обучаемости,
3.
степени сложности изучаемого или контролируемого иноязычного материала,
4.
конкретных целей, задач и условий определенного учебного занятия.
Игровая деятельность применима, в основном, в младших классах. При переходе из
начальной школы в среднюю школу ребенок испытывает много различных трудностей -
большое количество новых предметов, разные учителя, разные требования и здесь учитель
иностранного языка помогает школьнику преодолеть эти трудности тем, что продолжает
применять на уроках игровые технологии, с каждым годом игры усложняются.
Изучив
и
проанализировав
литературу
и
источники
интернета,
попыталась
систематизировать те обучающие игры, которые использую на своих уроках английского
языка (Склоняясь к классификации М.Ф. Стронина)
1 . Грамматические игры направлены на умение детей употреблять речевые образцы,
содержащих определенные грамматические трудности, практически применять знания по
грамматике. Цель: создание естественной ситуации для употребления грамматических
конструкций в естественных ситуациях общения.
Примером таких игр может быть следующая игра: три ученика встают в ряд,
четвертый называет по-русски глагол, а ребята должны перевести его и назвать три
формы, и тогда ученик делает шаг вперед. Если ученик не знает, то тот глагол передаётся
соседу и так далее. Победитель в игре тот, кто быстрей дойдет до определённого места.
При изучении предлогов, использую игру на внимание. Расставляю несколько
игрушек на, под, рядом со стулом и несколько – в коробке. Ученики называют предлоги
места.
Участники
игры
закрывают
глаза,
меняю
игрушки
местами.
Задача
учеников
вспомнить и назвать прежнее месторасположение игрушек.
2 . Лексические
игры
ориентированы
на
помощь
детям
в
овладении
лексическим
материалом, помогают в приобретении и расширении словарного запаса. Цель: тренировка
учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке,
знакомство ребенка с сочетаемостью слов, активизация речемыслительной деятельности
учащихся, развитие речевой реакции учащихся.
На уроках часто использую и различные вариации игры «Правда /Ложь». Называю,
например, словоspring (весна), а показываю summer (лето). Учащиеся должны определить
правда то или ложь. С помощью этой игры мы запоминаем лексику.
При изучении определенной темы даю список слов. Учащийся выходит к доске,
загадав одно слово, остальные должны отгадать его. Таким образом ребята запоминают
лексику и отрабатывают вопросо-ответные структуры.
Очень интересна детям любого возраста следующая игра «Догадайся\ Guess». В
коробку кладу листочки с названиями героев или предметов на определенную тематику.
Один ученик достает листок со словом, читает и изображает то, что прочитал. Остальные
учащиеся угадывают это слово. Данная игра помогает учащимся запомнить написания
слов, а также развивает память.
Многие игровые задания можно проводить с помощью презентации Power Point
(ИКТ). Например, урок-путешествие в « С трану английского языка». Одно из заданий -
"Пройди через болото": появляется слайд с изображением болота и кувшинки, на которой
написана буква. На нее можно наступить, только назвав 5 слов на эту букву, появляется
новая кувшинка с новой буквой. Теперь можно наступить и на нее и т.д. Учащиеся 7-9
классов с ами готовят подобные презентации, мы их используем на уроках.
Пятиклассникам очень нравятся подвижные игры и игры с мячом. Например,
« Лучшие\ The best ». Условие: разбиваю группу на 2 – 3 команды, выстраиваю их в
колонку и по команде «На старт» начинаю диктовать слова. Каждый ученик подбегает к
доске и пишет названное слово, передает мел следующему игроку команды, а сам встает
сзади. Диктую слова в достаточно быстром темпе, чтобы у учеников не было возможности
подсматривать за другими командами.
« Найди букву\ Find the letter » . Выкладываю на столе английские буквы, а учащийся
должен составить слово по теме.
«Игра в мяч \ A funny ball» . Учащиеся встают в круг, ведущий (сначала я, позже ученик) –
в
центре
с
мячом.
Бросаю
мяч
и
называю
любое
английское
слово
(можно
как
из
пройденной лексики, так и новые слова), ребенок ловит мяч и переводит его, возвращая
мяч ведущему.
3.
Фонетические
игры направлены
на
правильное
произношение
учащихся.
Цель:
узнавание требуемых звуков в словах, отработка интонации. На начальном этапе обучения
иностранному
языку
фонетические
игры
используются
регулярно.
В
дальнейшем,
фонетические игры проводятся на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок,
стихов, песен.
На
каждом
уроке
мы
повторяем
звуки
букв
и
буквосочетаний.
Для
совершенствования
навыков
аудирования
использую
игру
«Поймай
звук».
Ученики
хлопают в ладоши, когда слышат в произносимых учителем словах заданный звук. Если
ученик ошибается, он садится на место. Остаются стоять самые внимательные учащиеся.
Вариант
этой
игры
использую
и
при
изучении
темы
"Множественное
число
существительных":
учащиеся
должны
услышать
и
хлопнуть
в
ладоши
на
слово
во
множественном числе.
Пример: «Широкие и узкие гласные». Называю слова. Учащиеся поднимают руку,
если звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя.
4 . Орфографические игры способствуют формированию и развитию речевых навыков.
Цель: освоение правописания иностранных слов. Часть игр рассчитана на развитие памяти
детей, другие - на воспроизведение орфографического образа слова.
"Поле чудес". Пишу на доске длинное слово, например representative. Из букв этого слова
дети должны составить новые слова и записать их. Например: рresent, tea, test, nest, part,
art. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово.
5 . Игры в обучении аудированию направлены на
развитие слуховой памяти учащихся
Цель: умение учащихся понимать смысл однократного высказывания и выделять главное
в потоке информации.
«Кто лучше знает цифры?» Представители от каждой команды выходят к доске,
на которой написаны цифры (в произвольном порядке). Ведущий называет цифру, ученик
ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.
6 . Речевые
игры
направлены
на
обучение
учащихся
речевой
реакции
в
процессе
коммуникации. Цель: умение учащихся практически и творчески применять полученные
речевые навыки, и выражать мысли в их логической последовательности.
Например,"Seasons". Предлагаю одному из учеников задумать одно из времен года
и описать его, не называя. Например: It is cold. It is white. I ski. I skate. I throw snowballs.
7 . Творческие
игры способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений.
Цель: развитие воображения и творчества учащихся.
«Самый интересный рассказ». Распределяю учащихся на две команды. Каждой даётся
задание составить рассказ на определённую тему («В зоопарке», «Поездка за город»,
«Спортивные игры» и т. д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ
и допустившая наименьшее количество ошибок.
На
уроках
английского
языка
нахожу
применение
метапредметным
связям
с
уроками технологии, музыки, литературы, математики, географии, биологии и физической
культуры.
Урок английского языка и музыки. Использование песен на уроках английского
языка
не
только
способствует
развитию
лингвистической
компетенции,
творческих
способностей, формирует активную личность, но и вносит в урок эмоциональный колорит
и помогает погружению учащихся в иноязычную культуру.
Урок
английского
языка
и
изобразительного
искусства.
Интеграция
изобразительной деятельности с изучением иностранного языка позволяет облечь новые
слова в конкретную наглядную культуры.
Урок
английского
языка
и
географии. При
изучении
тем
«Великобритания»,
«Россия»,
«США»
всегда
использую
работу
с
картой,
что
помогает
учащимся
ориентироваться не только на русскоязычной, но и англоязычной карте, сравнить знаки
географических изображений и названий.
Урок английского языка и физической культуры. Жизнь ребёнка немыслима вне
движения.
Поэтому
подвижная
игра
создаёт
благоприятную
почву
для
развития
двигательной активности и решению учебно-воспитательных задач. Сочетание движений,
аудирования, говорения позволяет довести используемый в игре речевой материал до
степени автоматизма. Но на каждом уроке я провожу физкультминутку, используя тему
урока. Так при изучении темы «Глаголы движения» мы играем в игру «Повторяй за мной».
Суть игры проста: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере
освоения учащимися новой лексики, игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе
сама называла и показывала движение, ученики повторяли и движения, и слова. Когда
лексика была освоена, ведущий из учеников, только показывает действия, учащиеся же
должны за ним повторить и назвать самостоятельно. С помощью этой игры активизирую
повелительное
наклонение
в
английском
языке,
когда
учащийся
получает
звание
«генерала» и «командует» то «полком», то «рядовым». Таким образом, в ходе игры
происходит актуализация и закрепление лексики, и проводится физкультминутка.
На каждом уроке провожу зарядку. К доске выходит один ученик и командует: stand
up,
Hands up, hands down, Hands on hips, sit down.
Stand up, hands to the sides, Bend left, bend write.
One, two, three - hop! One, two, three - stop!
Урок английского языка и литература. Здесь очень интересна для ребят любого
возраста ролевая игра – это игровая деятельность, где они выступают в определённых
ролях.
Многие
люди
изучают
иностранный
язык
для
того,
чтобы
в
дальнейшем
использовать его в работе, для путешествий, для работы за границей. Ролевая игра дает
возможность
попробовать
свои
силы
в
дружественном
окружении
одноклассников,
являясь как бы репетицией реальной жизни. Она помогает осознать, что иностранный
язык является средством общения. В ролевых играх путем многократных повторений
одного или того же речевого клише, в инсценировках создаётся атмосфера увлеченности,
снимается напряжение у детей, процесс обучения становится более творческим. При
изучении темы «Продукты» играем в продавца и покупателя, официант и посетитель кафе;
в теме «Животные» часто «посещаем ветлечебницу», где есть ветеринар и хозяин питомца,
тема «Праздники» помогает нам накрыть стол и описать, как лежат столовые предметы,
дать мастер-класс от шеф-повара.
Это,
конечно
же,
не
полный
перечень
игр,
которые
использую
на
уроках
английского языка. Главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна
служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой
именно
навык,
умение
тренируются
в
данной
игре,
что
ребенок
не
умел
делать
до
проведения игры и чему он научился в процессе игры.
Всё в руках школьного учителя! Надо приложить все свои силы, проявить талант,
творчество и превратить каждый урок в сказку.