Напоминание

Игровая технология на уроках английского языка


Автор: Зотова Ольга Анатольевна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6" имени А. И. Гордиенко
Населённый пункт: город Нягань Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: Игровая технология на уроках английского языка
Раздел: среднее образование





Назад





Использование игровых технологий на уроках английского языка.
В условиях введения и реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов значительное внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции. Главное для любого учителя, в том числе и учителя иностранного языка, учитывать не только возрастные, но и психологические особенности детей. Нужно дать возможность каждому ребёнку реализовать себя без боязни быть непонятым. Необходимо искать новые пути…., совершенствовать методику и систему своей работы для высокого уровня владения английским языком: который открывает доступ для обучающихся к мировой информации по различным отраслям знаний, к различным языкам и культурам. Для эффективного восприятия учебного материала необходимо создать условия для повышения мотивации изучения предмета, повышения интереса к овладению английским языком. Обучение иноязычной коммуникации – это обучение общению на иностранном языке. В современных условиях, когда новые стандарты образования ставят перед школой задачи воспитания гармонично развитой личности, воспитания патриотизма и толерантности, воспитания личности, умеющей перенести полученные в результате обучения знания, умения и навыки в реальную жизнь – формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных универсальных учебных действий (УУД). Я, как учитель английского языка, стараюсь объяснить детям всю значимость изучения данного предмета, потому что общение в современном мире не может состояться без знания хотя бы одного иностранного языка. Но для того, чтобы привить детям интерес, необходимо использовать в обучении современные методы и технологии. Причем на каждом занятии нужно вводить что-то новое, делать уроки разнообразными и непохожими друг на друга. На своих уроках использую игровые, здоровьесберегающие, информационно- коммуникативные технологии. Все они взаимосвязаны. Так, например, проведение физкультминутки в игровой форме совмещает в себе игровые и здоровьесберегающие технологии. А в задании попробуй, отгадай животное с использованием презентации PowerPoint - игровые и информационно-коммуникативные технологии. Игровая технология решает задачи: 1. способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся; 2. развивает их мышление, память, сообразительность и внимание,; 3. воспитывает инициативность;
4. позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку; 5. обогащает язык; 6. зрасширяет запас слов учащихся; 7. сосредотачивает внимание на оттенках значения слов.
По

форме

игры

бывают:
предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные, ситуационные ролевые, игры – соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины и т.д.), игры – взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).
По способу организации
- компьютерные, некомпьютерные, письменные, устные, с опорами, без опор, имитационно – моделирующие, креативные.
П о

с т е п е н и

с л ож н о с т и

-
«простые» (моноситуационные), «сложные» (полиситуационные)
По длительности проведения
- продолжительные, непродолжительные.
По

количеству

участников

бывают
индивидуальные, парные, групповые, коллективные, командные. Место игры в ходе урока зависит от следующих факторов: 1. уровеня обученности учащихся, 2. уровеня их обучаемости, 3. степени сложности изучаемого или контролируемого иноязычного материала, 4. конкретных целей, задач и условий определенного учебного занятия. Игровая деятельность применима, в основном, в младших классах. При переходе из начальной школы в среднюю школу ребенок испытывает много различных трудностей - большое количество новых предметов, разные учителя, разные требования и здесь учитель иностранного языка помогает школьнику преодолеть эти трудности тем, что продолжает применять на уроках игровые технологии, с каждым годом игры усложняются. Изучив и проанализировав литературу и источники интернета, попыталась систематизировать те обучающие игры, которые использую на своих уроках английского языка (Склоняясь к классификации М.Ф. Стронина) 1 . Грамматические игры направлены на умение детей употреблять речевые образцы, содержащих определенные грамматические трудности, практически применять знания по грамматике. Цель: создание естественной ситуации для употребления грамматических конструкций в естественных ситуациях общения. Примером таких игр может быть следующая игра: три ученика встают в ряд, четвертый называет по-русски глагол, а ребята должны перевести его и назвать три
формы, и тогда

ученик делает шаг вперед. Если ученик не знает, то тот глагол передаётся соседу и так далее. Победитель в игре тот, кто быстрей дойдет до определённого места. При изучении предлогов, использую игру на внимание. Расставляю несколько игрушек на, под, рядом со стулом и несколько – в коробке. Ученики называют предлоги места. Участники игры закрывают глаза, меняю игрушки местами. Задача учеников вспомнить и назвать прежнее месторасположение игрушек. 2 . Лексические игры ориентированы на помощь детям в овладении лексическим материалом, помогают в приобретении и расширении словарного запаса. Цель: тренировка учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство ребенка с сочетаемостью слов, активизация речемыслительной деятельности учащихся, развитие речевой реакции учащихся. На уроках часто использую и различные вариации игры «Правда /Ложь». Называю, например, словоspring (весна), а показываю summer (лето). Учащиеся должны определить правда то или ложь. С помощью этой игры мы запоминаем лексику. При изучении определенной темы даю список слов. Учащийся выходит к доске, загадав одно слово, остальные должны отгадать его. Таким образом ребята запоминают лексику и отрабатывают вопросо-ответные структуры. Очень интересна детям любого возраста следующая игра «Догадайся\ Guess». В коробку кладу листочки с названиями героев или предметов на определенную тематику. Один ученик достает листок со словом, читает и изображает то, что прочитал. Остальные учащиеся угадывают это слово. Данная игра помогает учащимся запомнить написания слов, а также развивает память. Многие игровые задания можно проводить с помощью презентации Power Point (ИКТ). Например, урок-путешествие в «
С
трану английского языка». Одно из заданий - "Пройди через болото": появляется слайд с изображением болота и кувшинки, на которой написана буква. На нее можно наступить, только назвав 5 слов на эту букву, появляется новая кувшинка с новой буквой. Теперь можно наступить и на нее и т.д. Учащиеся 7-9 классов
с
ами готовят подобные презентации, мы их используем на уроках. Пятиклассникам очень нравятся подвижные игры и игры с мячом. Например,
«
Лучшие\ The best
».
Условие: разбиваю группу на 2 – 3 команды, выстраиваю их в колонку и по команде «На старт» начинаю диктовать слова. Каждый ученик подбегает к доске и пишет названное слово, передает мел следующему игроку команды, а сам встает сзади. Диктую слова в достаточно быстром темпе, чтобы у учеников не было возможности подсматривать за другими командами.

«
Найди букву\ Find the letter
» .
Выкладываю на столе английские буквы, а учащийся должен составить слово по теме. «Игра в мяч \ A funny ball»
.
Учащиеся встают в круг, ведущий (сначала я, позже ученик) – в центре с мячом. Бросаю мяч и называю любое английское слово (можно как из пройденной лексики, так и новые слова), ребенок ловит мяч и переводит его, возвращая мяч ведущему. 3. Фонетические игры направлены на правильное произношение учащихся. Цель: узнавание требуемых звуков в словах, отработка интонации. На начальном этапе обучения иностранному языку фонетические игры используются регулярно. В дальнейшем, фонетические игры проводятся на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен. На каждом уроке мы повторяем звуки букв и буквосочетаний. Для совершенствования навыков аудирования использую игру «Поймай звук». Ученики хлопают в ладоши, когда слышат в произносимых учителем словах заданный звук. Если ученик ошибается, он садится на место. Остаются стоять самые внимательные учащиеся. Вариант этой игры использую и при изучении темы "Множественное число существительных": учащиеся должны услышать и хлопнуть в ладоши на слово во множественном числе. Пример: «Широкие и узкие гласные». Называю слова. Учащиеся поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. 4 . Орфографические игры способствуют формированию и развитию речевых навыков. Цель: освоение правописания иностранных слов. Часть игр рассчитана на развитие памяти детей, другие - на воспроизведение орфографического образа слова. "Поле чудес". Пишу на доске длинное слово, например representative. Из букв этого слова дети должны составить новые слова и записать их. Например: рresent, tea, test, nest, part, art. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово. 5 . Игры в обучении аудированию направлены на развитие слуховой памяти учащихся Цель: умение учащихся понимать смысл однократного высказывания и выделять главное в потоке информации. «Кто лучше знает цифры?» Представители от каждой команды выходят к доске, на которой написаны цифры (в произвольном порядке). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр. 6 . Речевые игры направлены на обучение учащихся речевой реакции в процессе коммуникации. Цель: умение учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки, и выражать мысли в их логической последовательности.
Например,"Seasons". Предлагаю одному из учеников задумать одно из времен года и описать его, не называя. Например: It is cold. It is white. I ski. I skate. I throw snowballs. 7 . Творческие игры способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Цель: развитие воображения и творчества учащихся. «Самый интересный рассказ». Распределяю учащихся на две команды. Каждой даётся задание составить рассказ на определённую тему («В зоопарке», «Поездка за город», «Спортивные игры» и т. д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая наименьшее количество ошибок. На уроках английского языка нахожу применение метапредметным связям с уроками технологии, музыки, литературы, математики, географии, биологии и физической культуры. Урок английского языка и музыки. Использование песен на уроках английского языка не только способствует развитию лингвистической компетенции, творческих способностей, формирует активную личность, но и вносит в урок эмоциональный колорит и помогает погружению учащихся в иноязычную культуру. Урок английского языка и изобразительного искусства. Интеграция изобразительной деятельности с изучением иностранного языка позволяет облечь новые слова в конкретную наглядную культуры. Урок английского языка и географии. При изучении тем «Великобритания», «Россия», «США» всегда использую работу с картой, что помогает учащимся ориентироваться не только на русскоязычной, но и англоязычной карте, сравнить знаки географических изображений и названий. Урок английского языка и физической культуры. Жизнь ребёнка немыслима вне движения. Поэтому подвижная игра создаёт благоприятную почву для развития двигательной активности и решению учебно-воспитательных задач. Сочетание движений, аудирования, говорения позволяет довести используемый в игре речевой материал до степени автоматизма. Но на каждом уроке я провожу физкультминутку, используя тему урока. Так при изучении темы «Глаголы движения» мы играем в игру «Повторяй за мной». Суть игры проста: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере освоения учащимися новой лексики, игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе сама называла и показывала движение, ученики повторяли и движения, и слова. Когда лексика была освоена, ведущий из учеников, только показывает действия, учащиеся же должны за ним повторить и назвать самостоятельно. С помощью этой игры активизирую повелительное наклонение в английском языке, когда учащийся получает звание
«генерала» и «командует» то «полком», то «рядовым». Таким образом, в ходе игры происходит актуализация и закрепление лексики, и проводится физкультминутка. На каждом уроке провожу зарядку. К доске выходит один ученик и командует: stand up, Hands up, hands down, Hands on hips, sit down. Stand up, hands to the sides, Bend left, bend write. One, two, three - hop! One, two, three - stop! Урок английского языка и литература. Здесь очень интересна для ребят любого возраста ролевая игра – это игровая деятельность, где они выступают в определённых ролях. Многие люди изучают иностранный язык для того, чтобы в дальнейшем использовать его в работе, для путешествий, для работы за границей. Ролевая игра дает возможность попробовать свои силы в дружественном окружении одноклассников, являясь как бы репетицией реальной жизни. Она помогает осознать, что иностранный язык является средством общения. В ролевых играх путем многократных повторений одного или того же речевого клише, в инсценировках создаётся атмосфера увлеченности, снимается напряжение у детей, процесс обучения становится более творческим. При изучении темы «Продукты» играем в продавца и покупателя, официант и посетитель кафе; в теме «Животные» часто «посещаем ветлечебницу», где есть ветеринар и хозяин питомца, тема «Праздники» помогает нам накрыть стол и описать, как лежат столовые предметы, дать мастер-класс от шеф-повара. Это, конечно же, не полный перечень игр, которые использую на уроках английского языка. Главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умение тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Всё в руках школьного учителя! Надо приложить все свои силы, проявить талант, творчество и превратить каждый урок в сказку.


В раздел образования