Автор: Костенко Ирина Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №18 Населённый пункт: Станица Новомалороссийская Выселковского района Краснодарского края Наименование материала: Мультимедийная презентация Тема: Фразеологизмы (ученический проект) Раздел: среднее образование
1. Название проекта : «Страна Фразеология».
2. Учебный предмет : русский язык.
3. Тип проекта: исследовательский,
индивидуальный, долговременный (2 месяца).
4. Цель проекта : используя словари, научно-
популярную литературу и интернет-ресурсы,
собрать разнообразную информацию о русских
фразеологизмах и их роли в языке.
5
. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. ПРОВЕСТИ АНКЕТИРОВАНИЕ ШЕСТИКЛАССНИКОВ С ЦЕЛЬЮ
ВЫЗВАТЬ ЖЕЛАНИЕ ШИРЕ УПОТРЕБЛЯТЬ ИХ В РЕЧИ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ
ИХ В ВИКТОРИНЫ И КОНКУРСЫ.
6.Руководитель проекта : Костенко И.А.
7. Автор: Конарева Дарья, 12 лет
8. Аннотация проекта:
Идея глубже изучить русскую фразеологию родилась после
знакомства с темой на уроках русского языка и
иллюстрированным фразеологическим словарём. Уроки, а
также анкетирование показали, что ребята очень мало знают
фразеологизмов и следует заинтересовать их этим вопросом.
9. Предполагаемый продукт : составление словаря
фразеологизмов со словами-названиями частей тела и
разработка сценария викторины «Знатоки фразеологии».
План проекта
Введение.
1.
Анализ анкетирования среди шестиклассников «Знаем ли мы
фразеологизмы?»
2.
Что такое фразеология и фразеологизмы.
3.
Роль фразеологизмов в речи.
4.
Происхождение фразеологизмов.
5.
«С ног до головы» – словарь фразеологизмов со словами-
названиями частей тела.
6.
Сценарий викторины «Знатоки фразеологии».
Заключение.
Результаты анкетирования показали, что
1. Ровно половина из опрошенных шестиклассников затрудняется дать
определение фразеологизма.
2. 100% обучающихся 6-х классов употребляют в своей речи некоторые
фразеологизмы.
3. Более 5-ти фразеологизмов вспомнили 43% опрошенных, остальные
знают 2-4 устойчивых выражения.
4. 75% опрошенных уверены, что фразеологизмы знать нужно.
5. 37% обучающихся считают, что знать фразеологизмы нужно, чтобы
сделать свою речь выразительной и точной.
31% хотят узнать их, чтобы просто употреблять в речи.
По 6% считают, что знание фразеологизмов поможет им лучше понимать
взрослых людей или научить других чему-то хорошему.
6. Только 13% шестиклассников ответили, что всегда знают, что обозначает
тот или иной фразеологизм.
Введение
Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Речь – это способ общения между людьми.
Часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь,
любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче,
точнее, эмоциональнее. Для этого в повседневной речи мы часто используем фразеологизмы, порой даже,
не замечая: ведь некоторые из них просты, привычны и знакомы с детства.
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Чем богаче словарный
запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли.
Актуальность:
На изучение темы «Фразеологизмы» в программе 6-го класса выделяется всего 2 часа, и большинство
информации
по
данной
теме
учащимся
приходится
добывать
самостоятельно,
а
иногда
многие
фразеологические обороты так и остаются для многих загадкой.
Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не
исследовал, и никаких выводов в этой области сформулировано никем до меня не было.
Объект исследования : фразеологизмы русского языка
Методы исследования: анкетирование,сбор информации, наблюдение, изучение, анализ, обобщение
результатов.
Эти фразеологизмы знают все!
“
”
Что такое фразеология и
фразеологизмы
СЛОВО « ФРАЗЕОЛОГИЯ » ПРОИСХОДИТ ОТ ДВУХ СЛОВ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА:
«ФРАЗИС» - ВЫРАЖЕНИЕ ОБОРОТ РЕЧИ, «ЛОГОС» - ПОНЯТИЕ, УЧЕНИЕ.
ФРАЗЕОЛОГИЯ - ЭТО РАЗДЕЛ НАУКИ О СЛОВАХ, ИЗУЧАЮЩИЙ УСТОЙЧИВЫЕ
СОЧЕТАНИЯ И ОБОРОТЫ. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ В ЯЗЫКЕ В
ГОТОВОМ ВИДЕ. ИХ НЕЛЬЗЯ ЗАМЕНЯТЬ ДРУГИМИ СЛОВАМИ ИЛИ ВСТАВЛЯТЬ В НИХ
КАКОЕ-НИБУДЬ СЛОВО. НАПРИМЕР: ОТКЛАДЫВАТЬ ДЕЛА В ДОЛГИЙ ЯЩИК (НЕЛЬЗЯ
ГОВОРИТЬ В «ДЛИННЫЙ ЯЩИК»).
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ ДЕЛАЮТ НАШУ РЕЧЬ ОБРАЗНОЙ, ЯРКОЙ,
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ. С ПОМОЩЬЮ ТАКИХ УСТОЙЧИВЫХ СОЧЕТАНИЙ МОЖНО СКАЗАТЬ
КОРОТКО О МНОГОМ. НАПРИМЕР: О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ ОКАЗАЛСЯ В НЕЛЕПОМ
ПОЛОЖЕНИИ, ГОВОРЯТ, ЧТО ОН «ПОПАЛ ВПРОСАК». ЭТО ЗВУЧИТ ГОРАЗДО ОБРАЗНЕЕ И
ВЫРАЗИТЕЛЬНЕЕ, ЧЕМ ДОЛГО И ПОДРОБНО ОПИСЫВАТЬ, КАК ОН ОКАЗАЛСЯ В
НЕУДОБНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПО СВОЕЙ НАИВНОСТИ ИЛИ НЕЗНАНИЮ.
Роль фразеологизмов в
речи.
Фразеологические обороты делают нашу речь образной, яркой, выразительной. С помощью таких
устойчивых сочетаний можно сказать коротко о многом. Например: о человеке, который оказался в
нелепом положении, говорят, что он «попал впросак». Это звучит гораздо образнее и
выразительнее, чем долго и подробно описывать, как он оказался в неудобном положении по своей
наивности или незнанию.
Каждый фразеологизм - это краткое выражение длинной человеческой мысли.
Проще сказать "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда" нежели описывать это в нескольких
предложениях. Фразеологизм – это частица жизни наших предков, ведь именно они впервые
употребляли их, значит, это часть нашей истории. В большей степени, конечно, истории русского
языка.
Красивая правильная речь — несомненное достоинство как взрослых, так и детей. Меткие
образные выражения, такие как фразеологизмы, особенно обогащают её.
“
”
Фразеологизмы из народного быта
•
Бить баклуши -ничего не делать, бездельничать, праздно проводить
время. Валять дурака (во 2 знач.), лодыря гонять.
•
Как зеницу ока - бдительно, очень заботливо.
•
Семь пятниц на неделе - о человеке, который легко меняет свои
решения, намерения и т. д.
•
Бросать слова на ветер - говорить без пользы или необдуманно;
опрометчиво обещать и не выполнять обещанного.
•
Мухи не обидит - безобидный, добродушный
.
Фразеологизмы фольклорного
происхождения (из сказок)
•
Сказка про белого бычка – «бесконечное повторение
одного и того же»,
•
При царе Горохе – «очень давно»,
•
Лиса Патрикеевна – «очень хитрый человек»,
•
Кощей бессмертный – «очень худой и страшный
человек»
•
Избушка на курьих ножках – «старое, ветхое жильё»
Фразеологизмы из Библии.
•
АГНЕЦ БОЖИЙ — Олицетворение краткости и непорочности
•
метать бисер - напрасно тратить силы
•
Волк в овечьей шкуре – человек, скрывающий дурные цели под
маской добродетели.
•
Запретный плод - Что-то очень желаемое, но запрещенное или
недоступное.
•
Корень зла — выражение из Библии (Книга Иова) употребляется в
значении: основа, первоисточник зла, всего плохого и вредного.
Фразеологизмы из мифов Древней
Греции.
Авгиевы конюшни - неподъёмная грязь и
запустение. Происхождение оборота связано с
древнегреческой легендой о шестом из двенадцати
подвигов Геракла. Герой смог очистить скотный
двор царя Авгия, где содержались кони,
подаренные Авгию отцом. Этот двор не убирался в
течение многих лет. Геракл разрушил с двух сторон
стену, окружавшую двор, и отвел туда воду двух
полноводных рек – Алфея и Пенея. Вода унесла
весь навоз за один день.
Ахиллеова пята. Ахиллес — непобедимый и отважный
герой многочисленных легенд Древней Греции.
Ахиллеса не брали никакие вражеские стрелы.
Легенда гласит, что мать Ахилла Фетида, желая
сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды
священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за
пятку (пяту), и поэтому пятка оказалась неосвященной
и стало быть незащищенной. В одном из сражений
противник Ахилла Парис, пустил стрелу в пятку
Ахилла и убил его. С тех пор всякое слабое, уязвимое
место человека (или какой-то структуры) называют
ахиллесовой пятой .
Словарик
«Фразеологизмы со словом рука»
1.
Приложить руку (подписать
какой-то документ, бумагу)
2.
Умывать руки (отстраняться от
участия в каком-либо деле;
снимать с себя ответственность
за что-либо)
3.
Рукой подать (очень близко)
4.
Горит в руках (дело
выполняется хорошо, быстро)
5.
Золотые руки (мастер своего
дела)
6.
Махнуть рукой (перестать
обращать внимание)
7. На скорую руку (кое-как,
быстро)
8. Опускать руки (потерять
способность и желание
действовать)
9. Отбился от рук (перестал
подчиняться, слушаться)
10. Под горячую руку (вступить
в контакт с человеком, который
находится в состоянии гнева,
злости)
11. Разводить руками
(удивляться)
12. Связывать по рукам и ногам
(лишить возможности свободно
действовать)
1.Руки чешутся ( о большом желании
что-либо сделать.)
2.Рука об руку (взявшись за руки,
сообща, дружно.)
3.Быть под рукой ( быть доступным,
быть в непосредственной близости)
4.Держать в руках (не давать воли,
держать в строгом повиновении.)
5.Рукой подать ( очень близко,
совсем рядом.)
6.Не покладая рук (усердно
трудиться)
7.Ухватиться обеими руками (с
удовольствием согласиться с каким-то
предложением.)
Всего 5 конкурсов, один из
них «Портреты», где нужно по
рисунку догадаться, какой
фразеологизм зашифрован.
Сценарий викторины «Знатоки
фразеологии»
Взять
себя в
руки.
Приложить
руку.
Отгадайте фразеологизм!
Заключение
Русский язык очень богат на свои слова и выражения. Часто один и тот же смысл можно выразить
по-разному. Делается это с помощью синонимических выражений. Но как известно синонимы лишь
близки по значению, а значит свои мысли с помощью одной из них можно выразить короче и точнее.
В этом часто приходят на помощь к нам фразеологизмы. Фразеологизмы – это не очень большая
фраза, как правило она имеет переносное значение.
Крылатое выражение – это выражение, автор которого точно не известен, но оно настолько
вошло в нашу речь, что имя автора мы порой забываем. Богатство и сила русского языка
определяется неиссякаемыми возможностями, которые скрываются в каждом слове или
фразеологизме, потому что по выражению А.С. Пушкина, «разум неистощим в соображении понятий,
как язык неистощим в соединении слов».
Русские фразеологизмы – наше бесценное культурное и национальное достояние.