Напоминание

МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


Автор: Жерина Антонина Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 15 "Черемушка" комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Северодвинск
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Раздел: дошкольное образование





Назад





МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗИТИВНОЙ

СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С

НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
А.Г. Жерина, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад №90 «Хрусталик» компенсирующего вида», г.Северодвинск. «Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно» (К.Ю.Юнг, эссе «Превосходящая функция»). Метод песочной терапии относится к игровой форме взаимодействия педагога- психолога с детьми дошкольного возраста, когда создается ситуация для развития процесса социализации, обусловленного диалектическим единством противоречивых по своей сути направлений развития личности – адаптацией, автономизацией, активизацией личности ребенка. Социализация детей дошкольного возраста в современной педагогике остается полемическим вопросом (Маралова Е.А. Развивающий потенциал социально-педагогического взаимодействия в образовании школьников. В.Новгород, 2005. с. 34). До сих пор не вполне определено содержание понятия «социализация» и его практический психолого-педагогический смысл. Психологически не обоснована целесообразность «ранней социализации» как парадигма дошкольного и начального школьного образования. Анализ нормативно-правовых документов педагога-психолога, специальной психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема социального развития детского поколения становится одной из актуальных, «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося..» [1] В г л а в е II Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему ФГОС ДО, в пункте 2.2 отмечено: программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.. [2] Родители, педагоги и все общество как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным . Чаще всего в научно-методической литературе социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В.Мудрик). В стабильные периоды социального развития связи между возрастами налажены. Современное детство приходится на критический период, когда предметом образовательного действия, которое развивает ребенка, должно быть не само содержание возраста, а «отношение содержаний разных возрастов» (Б.Д. Эльконин). Социализация – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Для старших дошкольников можно выделить следующие задачи социальной адаптации: - развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления; - формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем. А позитивная социализация-это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Сегодня игра с песком, или песочная психотерапия, становится все более популярной в психологической, психотерапевтической, педагогической и даже театральной практике. Песочная терапия - одна из наиболее эффективных практик при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которая позволяет в игровой
форме решить стоящие перед педагогом-психологом задачи коррекции и развития. В настоящее время тифлопедагоги, тифлопсихологи говорят о том, что увеличилось количество сложных, комплексных глазных заболеваний детей. Лишь отдельные дети имеют единичное нарушение зрительных функций. Также возросло количество детей, у которых нарушения зрительной функции сопровождается рядом других дефектов, например нарушением деятельности центральной нервной системы. Песочная терапия способствует формированию компенсаторных процессов, которые обеспечивают возмещение недостатков информации, связанных с нарушением деятельности зрительного анализатора, например через развитие тактильной чувствительности. Главное достоинство психологической песочницы в том, что она позволяет ребёнку создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве, тем самым расширяет границы пространства жизнедеятельности. Опыт проведения игровых коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями зрения с использованием метода песочной терапии, показал, что наряду с задачами по развитию тактильной чувствительности, активизации интереса, развитию пространственных представлений, решаются задачи по формированию навыков сотрудничества, развитию более позитивной «Я- концепции». Для слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста наиболее активной самостоятельной деятельностью является игра. Она повышает их абилитационные возможности, способствует коррекции и компенсации дефектов, связанных со слепотой. Игра в тифлопсихологии рассматривается как средство всестороннего развития способов познания окружающего мира, воспитывающее положительные качества личности.[5 ] Наблюдения, анализ игровой деятельности, игровых навыков показал, что глубокое нарушение или ограничение функции зрительного анализатора
создают трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деятельности, отмечаласьпассивность, создание позиции «изоляции». В своей практике при работе с детьми с нарушениями зрения, использую песочницу классической прямоугольной формы определенных размеров и глубины, рассчитанную на одного человека. Терапия носит индивидуальный характер. Индивидуальная песочная терапия определяется особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Интеллектуальная норма от 15-до 30 минут, в зависимости от возраста ребенка. Динамика эмоционального состояния: от возбуждения к торможению, к чувству покоя, иногда усталости. Каковы же главные преимущества песочной терапии: во-первых, это саморазвитие, во-вторых-это построение доверия с окружающим миром. Что дает песочная терапия ребенку с нарушениями зрения в развитии позитивной социализации?  открывает творческий потенциал ребенка, вызывает желание экспериментировать, стимулирует познавательную активность;  обучает навыкам общения и сюжетно-ролевой игры.  «заземляет» негативную энергию, снимает напряжение, способствует релаксации.  ребенок получает первый опыт в игре, который он потом переносит в свою реальную жизнь.  песочный мир подчиняется воле и желаниям ребенка, снимаются родительские запреты. В психологической песочнице, используя осязание, обоняние и зрение ребенок воплощает в физическую форму свои самые внутренние сознательные и бессознательные мысли и чувства.
Таким образом, метод песочной терапии для педагога-психолога, тифлопедагога является не только одной из эффективных техник, применяемых в коррекционно-развивающей работе, но и эффективный способ социализации дошкольников с нарушениями зрения. Список литературы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 2. Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 3. Вебер М., Ремен Н. Работа с песочницей. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. – М., 1997. 4. Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002. 5. Евмененко Е.В., А.В.Трущелева «Психология лиц с нарушениями зрения», Ставрополь, 2008 г. 6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2005.-340 с.: ил. 7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006. 8. Сакович Н. А. «Технология игры в песок. Игры на мосту» СПб. Изд. Речь 2006 г. 9. Штейнхард Л. «Юнгианская песочная психотерапия» - СПб.: Питер, 2001. - 320 с. 10. Эль «Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия». СПб. Изд. Речь 2007 11. Юнг К. Г. «Практика психотерапии». Минск: Харвест, 1998.-383с


В раздел образования