МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Автор: Жерина Антонина Григорьевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ № 15 "Черемушка" комбинированного вида" Населённый пункт: г. Северодвинск Наименование материала: статья Тема: МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Раздел: дошкольное образование
НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
А.Г.
Жерина,
педагог-психолог,
МБДОУ
«Детский
сад
№90
«Хрусталик»
компенсирующего вида», г.Северодвинск.
«Часто руки знают, как решить загадку, с которой
интеллект боролся напрасно»
(К.Ю.Юнг, эссе «Превосходящая функция»).
Метод песочной терапии относится к игровой форме взаимодействия педагога-
психолога с детьми дошкольного возраста, когда создается ситуация для
развития процесса социализации, обусловленного диалектическим единством
противоречивых по своей сути направлений развития личности – адаптацией,
автономизацией, активизацией личности ребенка.
Социализация
детей
дошкольного
возраста
в
современной
педагогике
остается
полемическим
вопросом
(Маралова
Е.А.
Развивающий
потенциал
социально-педагогического
взаимодействия
в
образовании
школьников.
В.Новгород, 2005. с. 34). До сих пор не вполне определено содержание понятия
«социализация»
и
его
практический
психолого-педагогический
смысл.
Психологически не обоснована целесообразность «ранней социализации» как
парадигма дошкольного и начального школьного образования.
Анализ
нормативно-правовых
документов
педагога-психолога,
специальной психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что
проблема
социального
развития
детского
поколения
становится
одной
из
актуальных, «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающегося..» [1]
В
г л а в е II
Требования
к
структуре
образовательной
программы
дошкольного
образования
и
ее
объему
ФГОС
ДО,
в
пункте
2.2
отмечено:
программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной
социализации
и
индивидуализации
развития
личности
детей
дошкольного возраста.. [2]
Родители, педагоги и все общество как никогда раньше обеспокоены тем,
что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным,
счастливым, умным, добрым и успешным
.
Чаще всего в научно-методической литературе социализация трактуется как
процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства
социокультурного опыта (А.В.Мудрик).
В стабильные периоды социального развития связи между возрастами
налажены. Современное детство приходится на критический период, когда
предметом образовательного действия, которое развивает ребенка, должно быть
не само содержание возраста, а «отношение содержаний разных возрастов»
(Б.Д. Эльконин).
Социализация – это адаптация личности к обществу путем усвоения
социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в
целом, так и отдельным группам. Для старших дошкольников можно выделить
следующие задачи социальной адаптации:
- развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных
ценностей системы взросления;
- формирование образа школьника как эмоционально привлекательной,
социально желаемой роли в будущем.
А
позитивная социализация-это умение ребенка взаимодействовать с
окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая
потребности и интересы других.
Сегодня игра с песком, или песочная психотерапия, становится все более
популярной в психологической, психотерапевтической, педагогической и даже
театральной практике.
Песочная терапия - одна из наиболее эффективных практик при работе с
детьми с ограниченными возможностями здоровья, которая позволяет в игровой
форме
решить
стоящие
перед
педагогом-психологом
задачи
коррекции
и
развития.
В настоящее время тифлопедагоги, тифлопсихологи говорят о том, что
увеличилось количество сложных, комплексных глазных заболеваний детей.
Лишь отдельные дети имеют единичное нарушение зрительных функций.
Также
возросло
количество
детей,
у
которых
нарушения
зрительной
функции
сопровождается
рядом
других
дефектов,
например
нарушением
деятельности центральной нервной системы.
Песочная
терапия
способствует
формированию
компенсаторных
процессов,
которые
обеспечивают
возмещение
недостатков
информации,
связанных
с
нарушением
деятельности
зрительного
анализатора,
например
через
развитие
тактильной
чувствительности.
Главное
достоинство
психологической
песочницы
в
том,
что
она
позволяет
ребёнку
создавать
картину
мира
в
живом
трёхмерном
пространстве,
тем
самым
расширяет
границы пространства жизнедеятельности.
Опыт проведения игровых коррекционно-развивающих занятий с детьми с
нарушениями зрения с использованием метода песочной терапии, показал, что
наряду с задачами по развитию тактильной чувствительности, активизации
интереса,
развитию
пространственных
представлений, решаются
задачи
по
формированию
навыков
сотрудничества,
развитию
более
позитивной
«Я-
концепции».
Для
слепых
и
слабовидящих
детей
дошкольного
возраста
наиболее
активной
самостоятельной
деятельностью
является игра. Она повышает их
абилитационные
возможности,
способствует
коррекции
и
компенсации
дефектов, связанных со слепотой. Игра в тифлопсихологии рассматривается как
средство
всестороннего
развития
способов
познания
окружающего
мира,
воспитывающее положительные качества личности.[5 ]
Наблюдения, анализ игровой деятельности, игровых навыков показал, что
глубокое нарушение или ограничение функции зрительного анализатора
создают трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой
деятельности, отмечаласьпассивность, создание позиции «изоляции».
В своей практике при работе с детьми с нарушениями зрения, использую
песочницу классической прямоугольной формы определенных размеров и
глубины, рассчитанную на одного человека. Терапия носит индивидуальный
характер. Индивидуальная песочная терапия определяется особенностями
конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее
продолжительностью. Интеллектуальная норма от 15-до 30 минут, в
зависимости от возраста ребенка. Динамика эмоционального состояния: от
возбуждения к торможению, к чувству покоя, иногда усталости.
Каковы же главные преимущества песочной терапии: во-первых, это
саморазвитие, во-вторых-это построение доверия с окружающим миром.
Что
дает
песочная
терапия
ребенку
с
нарушениями
зрения
в
развитии
позитивной социализации?
открывает
творческий
потенциал
ребенка,
вызывает
желание
экспериментировать, стимулирует познавательную активность;
обучает навыкам общения и сюжетно-ролевой игры.
«заземляет»
негативную
энергию,
снимает
напряжение,
способствует
релаксации.
ребенок получает первый опыт в игре, который он потом переносит в
свою реальную жизнь.
песочный
мир
подчиняется
воле
и
желаниям
ребенка,
снимаются
родительские запреты.
В психологической песочнице, используя осязание, обоняние и зрение ребенок
воплощает в физическую форму свои самые внутренние сознательные и
бессознательные мысли и чувства.
Таким образом, метод песочной терапии для педагога-психолога, тифлопедагога
является не только одной из эффективных техник, применяемых в
коррекционно-развивающей работе, но и эффективный способ социализации
дошкольников с нарушениями зрения.
Список литературы:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2.
Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
3.
Вебер М., Ремен Н. Работа с песочницей. Психосинтез и другие
интегративные техники психотерапии. – М., 1997.
4.
Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие
и адаптационные игры. – СПб, 2002.
5.
Евмененко Е.В., А.В.Трущелева «Психология лиц с нарушениями
зрения», Ставрополь, 2008 г.
6.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке.
Практикум по песочной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2005.-340 с.: ил.
7.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.
8.
Сакович Н. А. «Технология игры в песок. Игры на мосту» СПб. Изд. Речь
2006 г.
9.
Штейнхард Л. «Юнгианская песочная психотерапия» - СПб.: Питер,
2001. - 320 с.
10. Эль «Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия». СПб.
Изд. Речь 2007
11. Юнг К. Г. «Практика психотерапии». Минск: Харвест, 1998.-383с