Напоминание

Развитие речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР) при ознакомлении с малыми фольклорными жанрами.


Автор: Куклева Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ д/с №84
Населённый пункт: Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР) при ознакомлении с малыми фольклорными жанрами.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР) при ознакомлении с малыми

фольклорными жанрами.
Важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей – хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи детей на сегодняшний момент имеет особую значимость, т. к. современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольных учреждений. Если в 60–80-е годы большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов, а это в свою очередь негативно отражается на процессе обучения в школе. Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли еще такие видные педагоги как К. Д. Ушинский, В. Н. Сорока – Русинский. В защиту детского фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие писатели. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги: Усова Е.А., Тихеева Е.И., Водовозова Е.Н., Аникин В.П. высоко оценивал роль колыбельных в музыкальном и речевом воспитании детей. Социально-бытовой аспект пословиц и поговорок раскрыли Адрианова–Перец В.И., Дмитриева Н.А., Лазутин С.Г., Чичепов В.И.. Илларионова Ю.Г. в своих исследованиях показывает нам богатые развивающие возможности загадки, рожденной в недрах народной смекалки, наблюдательности. Психологи Павлова Л.Н., Палагина Н.Н. столь высоко ценили активизированное воздействие малых фольклорных форм, что предлагали с их помощью решать проблемы социализации детей дошкольного возраста. Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых жанров фольклора (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр) во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико- грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук. Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее. Нельзя сказать, что фольклор в обучении и воспитании дошкольников используется мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но отсутствие системы, неумение подчинить работу целям развития и коррекции речи не позволяют добиться ожидаемых результатов в этом направлении. Исследование и описание в данной работе развивающих и коррекционных возможностей малых фольклорных форм поможет вовлечь педагогов в поиск новых методов коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушениями речи.
Актуальность.
Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии Сложность эта обусловлена тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе (Л.С. Выготский). Нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) носит многоаспектный характер, что подтверждается многочисленными исследованиями психолого-педагогического (Р. Е. Левина, С. С. Ляпидевский, С. А. Миронова, Л Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, С.Н.Шаховская), психолингвистического (В. К. Воробьева, В. А. Ковшиков, Р.И. Лапаева и др.) и медико-педагогического (Л. И. Белякова, О. Н. Исаев, В. В. Ковалев и др.) плана.
Цель
: определить влияние русского народного фольклора на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогические основы развития связной речи детей с ОНР,
2.Разработать методические рекомендации по формированию связной речи у старших дошкольников через малые фольклорные формы. 3.Повысить уровень связной речи детей с общим недоразвитием речи, используя разные формы фольклора в образовательной деятельности и в повседневной жизни. 4.Обогатить и активизировать словарный запас детей. 5.Формировать у детей умения применять полученные знания в речевом общении. 6.Развивать у детей чувство гордости за свою Родину, вызывать в них восхищение творчеством русского народа через знакомство с его историей, культурой, народными традициями и обычаями средствами фольклора.
Использование фольклорных произведений позволяет:
-расширять детские представления об окружающем их мире; -сформировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа; -обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями; -речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной; -усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением; -улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь. Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников 5-7 лет с OHР. Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы. Подготовительную работу мы начали: - со систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству; - с составления перспективного плана работы для дошкольного возраста, который рассчитан на два года обучения; - анкетирования, консультаций и бесед с родителями. - специальной предметно-развивающей среды, имеющей большое значение для повышения мотивационного интереса. Была создана» Фольклорная библиотека”, в которой подобраны книги с фольклорными произведениями, в том числе книги-раскладушки, раскраски. Предпочтение отдавалось книгам с яркими, содержательными иллюстрациями. Оформлены “Словарик в картинках” и альбомы-передвижки по пословицам и поговоркам, загадкам, потешкам, в которые записывали уже известный и новый фольклорный материал, а дети с помощью родителей рисовали и наклеивали к нему картинки. Дети, таким образом, легче и быстрее запоминали пословицы, поговорки, загадки, потешки, увереннее ориентировались в различении фольклорных жанров. Также были подобраны кассеты, диски с музыкальными фольклорными произведениями, колыбельными песнями. Были подобраны настольно-печатные дидактические игры с фольклорной тематикой: “Народные промыслы”, “Составь узор”, “Собери картинку”, лото “Русские узоры”, “Собери пословицу” и др. Также нами были разработаны авторские дидактические игры по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами: «Волшебный кубик», « Придумай пословицу», «Отгадай поговорку» и др. Мы завели альбом и записывали туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделали альбом - передвижку, в котором записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнавали их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок получал право взять альбом - передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку. В работе, следуя этой системе, в первый альбом записали не только пословицы и поговорки, но и все малые формы фольклора, которые дети знали. Также мы употребляем пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, использую такие методы и приемы как: - разбор пословицы или поговорки предваряет чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи; - правильное понимание идеи произведения, значения пословицы дети могут проявить при обсуждении его названия;
- когда у детей уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок, мы предлагаем им подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки. Мы старались вводить в игры хорошо знакомые детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, дидактическая игра «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведение), помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей. Большое удовольствие детям доставляют игры - соревнования: «Кто больше скажет пословиц», «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают; затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает. Постепенно задания мы усложняли. Детям раздаются картинки, а они называют подходящую пословицу. Затем предлагали детям подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери и т.д. Используя в своей работе данные методы и приемы, мы заметили, что постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации. В процессе работы были замечены такие изменения: -у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки; -в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок; -у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл. Исходя из анализа работы, можно прийти к выводу, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР повышается, если: - педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития; - будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах; - малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей с ОНР вполне оправдывает себя. – педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития; – будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на коррекционных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах; – малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей и уровню их речевого развития. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей с ОНР вполне оправдывает себя.


В раздел образования