Государственное казенное дошкольное учреждение Калужской области
«Калужский областной детский сад присмотра и оздоровления
«Здравушка»
Конспект непосредственно-образовательной
деятельности
в средней группе
познавательного направления на тему:
«Город Матрёшек».
Подготовила и провела:
воспитатель
Пухтинова Светлана Владимировна
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, конструирование.
Цель:
знакомство детей с образованием числа 5 и счёту в пределах 5.
Задачи:
1.
Познакомить детей с образованием числа 5, учить считать в пределах 5.
2.
Развивать умение определять пространственные направления от себя:
вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические
фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
3.
Воспитывать познавательный интерес и интерес к русским народным
игрушкам.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
Сундук. Матрёшка. Ширма. 5 больших матрёшек и 5 маленьких матрёшек.
Коврик с прорезями в виде геометрических фигур и геометрические фигуры.
Раздаточный материал:
Двухполосные карточки. Маленькие Матрёшки и ёлочки (по 5 шт. для
каждого ребёнка). Подносы на каждого ребёнка.
Словарная работа:
вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
Предварительная работа:
Знакомство с Матрёшкой;
Игры с Матрёшкой и закрепление счёта в пределах 4;
Разучивание игры «Матрёшкины частушки».
1.
Ход непосредственно-образовательной
деятельности
:
Воспитатель: «А сейчас, послушайте загадку
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Дети – Матрёшка!
Воспитатель: К нам в гости пришла Матрёшка. Она приглашает вас побывать
в сказочном и необычном городе Матрёшек, где очень любят счёт. А
отравимся мы туда на волшебном ковре – самолете, который принесла нам
Матрёшка в сказочном сундуке.
(Воспитатель обращает внимание детей на сундук и достаёт из него
«ковер-самолет»).
Воспитатель: Ой, ребята, а ковёр – самолёт порвался. Надо срочно его
починить. Там в сундуке, я видела, лежат «заплатки».
(Воспитатель раздаёт детям по одной «заплатке» в виде геометрических
фигур. Дети по очереди определяют и накладывают, те «заплатки»,
которые подходят для ремонта ковра).
Воспитатель : Какие фигуры вам понадобились для ремонта ковра - самолёта?
Дети: Нам понадобились для ремонта ковра - самолёта геометрические
фигуры.
Воспитатель: Какой формы «заплатки» вы использовали?
Дети: «Заплатки» формы квадрата, прямоугольника, треугольника, круга.
Воспитатель: Наш ковер – самолёт готов к полету. А теперь, друзья,
Матрёшка всех зовёт отправиться в полёт.
Воспитатель и дети становятся друг за другом и имитируют движение
полета: расставляют руки в стороны и произносят звук «у-у-у-у…».
Воспитатель : Вот мы и прибыли в город Матрёшек. Проходите, пожалуйста,
все за Матрёшкой.
Дети проходят за воспитателем с Матрёшкой к ширме с 4 большими
матрёшками и 4 маленькими.
Воспитатель : Посмотрите, нас встречают большие и маленькие Матрёшки,
подружки нашей гостьи. Давайте посчитаем,сколько больших Матрёшек.
Воспитатель вызывает ребёнка и просит посчитать больших матрёшек.
Ребёнок считает и даёт ответ полным предложением.
Воспитатель: А сколько маленьких? (Выходит ребёнок, считает маленьких
Матрёшек и даёт ответ). Что можно сказать о количестве больших и
маленьких Матрёшках?
Ребёнок: Больших и маленьких Матрёшек поровну.
Воспитатель : А вот пришла ещё одна большая Матрёшка. Как вы думаете,
больших Матрёшек стало больше?
Воспитатель считает вместе с детьми больших Матрёшек, а затем
спрашивает: « Сколько стало больших Матрёшек? Как у нас получилось пять
больших Матрёшек? А сколько маленьких Матрёшек? Каких больше:
больших или маленьких? Каких меньше: больших или маленьких? Как вы
думаете, какое число больше: пять или четыре? Как вы думаете, какое число
меньше:четыре илипять? Что надо сделать, чтобы больших и маленьких
Матрёшек стало поровну: по пять?». (Дети отвечают на вопросы полными
предложениями).
Воспитатель уточняет, как получилось пять маленьких Матрёшек. Затем
восстанавливает неравенство и предлагает сделать равенство путём
убавления.
Воспитатель: Нашей Матрёшке очень понравилось, как вы посчитали её
подружек, а теперь она просит вас отправиться вместе с ней в счётную
мастерскую. А пойдём мы под «Матрёшкины частушки».
Физминутка «Матрёшкины частушки».
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
Дети шагают.
В гости мы идём к матрёшкам.
Ложки деревянные,-
Хлопают в ладоши.
Матрёшечки румяные.
Круговые движения руками возле щёк.
Очень любят все матрёшки
Руки на поясе и повороты с присядками.
Разноцветные одёжки.
Сто знакомых встретили,
Руки разводят в стороны и
На поклон ответили.
делают поклон.
Дети проходят и садятся за столы в «счётной мастерской». Перед каждым
ребёнком
на
столе
лежат
двухполосные
карточки
и
стоят
подносы
с
5маленькими матрёшками и 5 ёлочками.
Воспитатель: Матрёшка приготовила для нас «счётной мастерской» новые
игровые задания. Она хочет посмотреть, сможете ли, вы справится с ними.
На нижней полоске карточки расположите четыре матрёшки, а на верхней
столько же ёлочек. Матрёшек и ёлочек поровну? По сколько матрёшек и
ёлочек? Как сделать так, чтобы матрёшек стало пять? Как получилось пять
матрёшек? Чего больше: матрёшек или ёлочек? Чего меньше: ёлочек или
матрёшек? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше:
четыре или пять? Сделайте так, чтобы матрёшек и ёлочек стало поровну.
Сколько матрёшек и ёлочек стало?
Воспитатель в ходе работы оказывает помощь и проверяет правильность
выполненных заданий.
Воспитатель: Ребята, Матрёшка очень довольна, как вы выполнили её
задания. Теперь она хочет поиграть с вами в прятки. Матрёшка будет
прятаться, а вы, отыскав её, должны назвать место, где Матрёшка спряталась.
Используя при этом слова вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
Дети играют с Матрёшкой.
Воспитатель: Матрёшка, ребята, очень рада, что пригласила вас в свой город
Матрёшек. Давайте с вами вспомним: сколько больших Матрёшек – подружек
у нашей гостьи? А сколько маленьких Матрёшек – подружек? Что можно
сказать о количестве больших и маленьких Матрёшках - подружках? Какое
число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?
Воспитатель: Ребята, Матрёшке пора возвращаться к своим подружкам. Она
дарит нам на память своих маленьких матрёшек, чтобы дальше осваивать
счёт. Давайте, скажем ей спасибо и до свидания. А нам пора в детский сад.
Проходите, пожалуйста, к ковру – самолёту и становитесь на него.
Воспитатель и дети становятся друг за другом на ковре – самолёте.
Воспитатель: Ребята, все готовы к полёту? Ну что же, в путь.
Воспитатель и дети имитируют движение полета: расставляют руки в
стороны и произносят звук «у-у-у-у…».
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в детский сад после увлекательного
путешествия, да ещё и с подарком от Матрёшки.