Автор: Шохирева Алиса Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27" Населённый пункт: Кемеровская обл. город Прокопьевск Наименование материала: конспект Тема: "Волшебница вода" Раздел: дошкольное образование
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о свойствах воды:
• отсутствие собственной формы;
• текучесть;
• - закрепить умение работать с посудой (стеклянной) ;
• -вода может растворять предметы.
Развивающие:
- развивать навыки проведения лабораторных опытов:
-развивать собственный познавательный опыт;
-расширить перспективу развития познавательной деятельности детей, путем включения их в
мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
-развивать умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые
меры безопасности;
Воспитательные:
-поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
-вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни человечества и всех
природных обитателей.
ОО: позновательное, речевое развитие.
Оборудование:
•
Пластмассовые стаканчики;
•
Кубик и шарик;
•
Макет фильтрации воды;
•
Вещества, которые растворяются в воде: соль, сахар, растительное масло.
•
Медицинский халат (для воспитателя);
•
Значки «Исследователь»;
•
MP3 запись «Музыка превращения», «Вода».
Ход:
Вводная часть:
Вос-ль: Ребята, я хочу вас пригласить в секретную лабораторию. Что делают в лаборатории?
Правильно, проводят опыты, а опыты проводят исследователи. Вот и мы станем
исследователями, а для этого нам нужно в них превратиться, слушайте внимательно и
повторяйте за мной:
Звучит MP3 запись «Музыка превращения»
Мы ладошку к ладошке сложили,
И друг другу дружить предложили.
Будем мы заниматься, играть
Чтобы умными исследователями стать!
Мы и стали с вами исследователями.
Ребята, хочу вам показать предмет, посмотрите внимательно, что это?
Правильно это фонтан, давайте к нему подойдём и рассмотрим его.
Дети подходят к фонтану и рассматривают его.
Вос-ль: Для чего он нужен? А что льётся в фонтане? (вода) Какие свойства воды вы знаете?
Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льётся, течёт.
Основная часть
«ВОДА – ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»
Вос-ль: Вы сказали: «вода льётся, течёт». Давайте это подтвердим. Для начала подойдём к
столу. Здесь вы видите много посуды. Из чего она сделана?
Дети: она сделана из пластмассы.
Вос-ль: Как нужно обращаться с такой посудой?
Дети: Аккуратно.
Вос-ль: Как вы думаете что нужно сделать для подтверждения такого высказывания «ВОДА –
ЖИДКОСТЬ»?
Дети: Нужно взять стакан с водой и налеть воды на блюдечко.
Вос-ль:
Верно,
а
выливать
нужно
медленно,
чтобы
увидеть,
как
вода
льётся,
течёт
и
растекается на блюдечке. (Самостоятельная работа детей).
Вос-ль: Ребята, а где у нас течет вода?
Дети: Течет в реках, ручейках, из крана.
Вос-ль: Посмотрите, у меня на столе?
Дети: Кубик и шар.
Вос-ль: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли
они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком, шаром. Форма их не меняется.
Вос-ль: А теперь следующий опыт. Уважаемые исследователи как вы думаете, а есть ли форма
у воды? Если да, то расскажите, какой опыт мы можем провести.
Дети: Будем наливать воду в разные емкости: блюдце, чашечку, баночку, бутылочку.
Вос-ль: Верно, можете приступить к выполнению опыта.
(Самостоятельная работа детей)
Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её
наливают.
Вос-ль: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьёмся на две команды.
Первая команда – девочки исследователи - отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему? ».
Вторая команда – мальчики исследователи - отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему? ».
Итак, начали: «Вода – это хорошо. Почему? »
Дети: Вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, игрушки,
стирать
одежду.
Водой
можно
закаляться.
Вода
нужна
для
того
чтобы
поливать
цветы,
растения в огороде. А ещё в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают
птицы.
Вос-ль: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем ответы второй команды:
«Вода – это плохо. Почему? ».
Дети:
Если
в
жару
напиться
холодной
воды,
то
модно
заболеть.
Горячей
водой
можно
обжечься.
Если
не
аккуратно
обращаться
с
водой
и
пролить
её
на
пол,
то
можно
поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения, они могут погибнуть. Если не умеешь
плавать, можно утонуть. Бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути не
жалея ни кого и ничего.
Вос-ль: Молодцы, отлично справились с этим заданием, а перед следующим секретным
опытом я предлагаю вам размяться: (включить аудио запись – «вода»)
«Речка»
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
(прийти на свои места)
«ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ»
Вос-ль: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца
накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте
первую загадку:
Белый камень в воде тает. (Сахар)
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Вос-ль: Теперь вторая загадка:
В воде родится,
Воды боится. (Соль)
Убираем салфетку со второго блюдца.
Вос-ль: И, наконец, последняя загадка:
Жёлтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковороде – пенится,
Брызгается и шипит. (Масло)
Вос-ль: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?
Дети: Потому что они в ней исчезают, растворяются.
Вос-ль: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.
Дети рассаживаются на свои рабочие места.
Вос-ль:
Следующие
высказывание
-
«Вода
-
расстворитель».
Как
вы
думаете
юные
исследователи, серию каких опытов мы можем провести с нашим оборудованием?
Дети: мы можем опусить в воду соль, сахар и масло.
Вос-ль: Верно, возьмите две баночки с водой. В одну положите кусочек сахара и размешайте
его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?
Дети: Сахар растворился в воде.
Вос-ль: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь
произошло.
Дети: Соль растворилась в воде.
Вос-ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить
масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар?
Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.
Идёт самостоятельная работа детей.
Вос-ль: Что произошло с маслом?
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.
Вос-ль: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым
свойством воды мы познакомились?
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Вос-ль: Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Вос-ль: Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Ручеек »
Играющие встают друг за другом парами, мальчик и девочка, берутся за руки и держат их
высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не
досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в
начало
«ручейка».
И
проходя
под
сцепленными
руками,
уводит
с
собой
того,
кто
ему
симпатичен.
«ОЧИСТКА ВОДЫ»
Вос-ль: Ребята, посмотрите ещё раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и
осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Вос-ль: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она
стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Вос-ль: А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой
фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите,
как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из салфетки и установить его в баночку). А
теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Самостоятельная работа детей.
Вос-ль: У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши фильтры.
Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Идёт
самостоятельная работа детей.
Вос-ль: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Вос-ль: Куда же делось масло?
Дети: Всё масло осталось на фильтре.
Вос-ль: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы
с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через
водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного
водохранилища.
Затем
она
попадает
на
специальные
водоочистительные
станции,
где
с
помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных
микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Заключительная часть
Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды
вы узнали из опытов?
Дети:
-Вода это жидкость;
-Вода не имеет собственной формы;
-Вода может нагреваться, быть горячей;
Вос-ль: Вода добрый друг и помощник человека. Многие поэты написали свои произведения о
воде, о морях, океанах, реках, ручейках. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная
вода»
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Вос-ль: Действительно, без воды невозможно прожить на земле, поэтому воду надо беречь и
охранять.Я убедилась, что вы отличные исследователи, и вы на отлично провели все опыты.
Давайте сделаем совмесную фотографию в нашей лаборатории.