Напоминание

Методические рекомендации по составлению поурочного планирования и технологической карты


Автор: Синюк Елена Михайловна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Уваровская СОШДС"
Населённый пункт: село Уваровка Нижнегорского района
Наименование материала: Статья
Тема: Методические рекомендации по составлению поурочного планирования и технологической карты
Раздел: полное образование





Назад




СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по научно - методической работе МБОУ ДО «ЦДЮТ» ______________ С.Г. Лопатина. ___ ____ __________г. УТВЕРЖДАЮ Начальник Управления образования Администрации Нижнегорского района Республики Крым ____________________ В.Н. Кульневич. ___ ____ __________г.
Методические рекомендации по составлению

поурочного планирования, технологической карты урока.

1. Общие положения
1 . 1 . Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012г., Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Письмом МО РБ от 03.09.2013г., Уставом ОО 1.2. Настоящее положение определяет минимальные требования к системе ведения поурочного планирования (технологическая карта урока, поурочный план, конспект) на уровне начального общего образования в электронном или бумажном виде (по усмотрению учителя). 1.3.Наличие поурочного планирования (технологическая карта урока, поурочный план, конспект) является обязательным для работы учителя начальных к л а с с о в общеобразовательной организации.
2. Поурочный план
2.1.. Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя - по организации учебно-воспитательной деятельности; учащихся - по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в соответствии с учебной программой; 2..2. Поурочный план составляется учителем в соответствии с программой, государственным стандартом по предмету на основании рабочей программы и календарно – тематического планирования по предмету. 2.3. Основные задачи поурочного плана: -определение места урока в изучаемой теме; -определение триединой цели урока; -отбор содержания урока; -группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения; -отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.
3.Разработка

поурочного

плана
3.1.Основными компонентами поурочного плана являются:
 целевой: постановка целей учения перед обучающимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы; Кроме этого, в данном разделе необходимо отразить формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных;  коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;  содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.;  технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;  контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса; 3.3. Этапы планирования урока:  определение типа урока, разработка его структуры;  отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний;  подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и каждым отдельным его этапом;  выбор форм организации деятельности обучающихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы;  определение форм и объема домашнего задания;  продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;  оформление поурочного плана. 3.4. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:  у ч е т и н д и в и д у а л ь н ы х в о з р а с т н ы х и п с и х о л о г и ч е с к и х о с о б е н н о с т е й обучающихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;  подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;  дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»;  выбор форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке с целью активизации познавательного интереса обучающихся и создание оптимальных условий для овладения обучающимися универсальными учебными действиями; продумывание приемов педагогической техники.
4. Оформление поурочного плана
4.1. Поурочный план оформляется в виде конспекта. 4.2. Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную и содержательную. 4.3. Формальная часть конспекта включает: номер урока в изучаемой теме; тема урока; Цель и задачи урока; планируемые результаты; оборудование. 4.4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета. 4.5. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления.
5.Технологическая карта урока

5.1. Технологическая карта урока – документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации образовательной деятельности на уроке в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования. 5.2. Технологическая карта урока – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся. Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя общеобразовательной организации. 5..3. Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). 5.4. Технологическая карта урока может быть составлена в форме конспекта или таблицы, в которой фиксируются узловые блоки. 5.5. Технологиче ская карт а урока отно сит ся к лока льным а к т а м общеобразовательной организации. 5. 6. Основное назначение технологической карты: – определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе. – определение цели урока и фиксация планируемых результатов на личностном, предметном и метапредметном уровнях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования. – постановка задач урока и группировка отобранного учителем содержания учебного материала, определение последовательности его изучения. – выбор форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке с целью активизации познавательного интереса обучающихся и создание оптимальных условий для овладения обучающимися универсальными учебными действиями.
6.

Разработка

технологической

карты
6.1. В технологической карте урока учителю необходимо зафиксировать узловые блоки: – целеполагание (что необходимо сделать, воплотить); – инструментальный(какими средствами это необходимо сделать, воплотить); – организационно-деятельностный(какими действиями и операциями это необходимо сделать, воплотить). 6.2. Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока.  Тема урока

проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности обучающихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику обучающегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.  Цель урока учитель определяет как решение триединой задачи – образовательной, развивающей, воспитательной. Кроме этого, в данном разделе необходимо отразить формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.  Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования необходимо отразить как личностные, предметные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).
6.3. Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока.  Задачи урока – ряд действий, структурирующих деятельность обучающихся на уроке, которые необходимо решить. Сформулированный перечень задач урока, позволяет выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности обучающихся на уроке.  Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в соответствии с логикой его сущностных целей и задач.  Учебно-методический комплекс урока должен отражать следующие разделы: источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности обучающихся. 6.4. Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, действия обучающихся, диагностика результатов, домашнее задание.  Основные понятия – ключевые дефиниции, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися.  Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся.  Межпредметные связи отражаются в технологической карте при их наличии. Учителю необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом.  Действия обучающихся как раздел технологической карты отражает деятельность обучающихся на уроке – действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной, парной или групповой форме работы. Кроме того, учитель может отобразить задания и упражнения, которые направлены на формирование и развитие универсальных учебных действий.  Диагностика результатов отображает в технологической карте урока разнообразные методы контроля и самоконтроля обучающихся, подведение итога урока и проектирование самостоятельной работы дома.  Домашнее задание указывается в технологической карте при его наличии и должно определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить индивидуальный характер. 6. 5. Этапы планирования урока: – определение типа урока, разработка его структуры; – отбор оптимального содержания учебного материала урока; – выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока; – выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока; – выбор организационных форм деятельности обучающихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы; – определение формы и объема домашнего задания; – определение форм подведения итогов урока, рефлексии; – оформление технологической карты урока. 6.6.Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока: – учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;
– подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации познавательной активности обучающихся на уроке и развитию универсальных учебных действий; – дифференциация учебных заданий.
7. Оформление технологической карты урока
7.1. Технологическая карта урока оформляется в виде конспекта или таблицы, в которой учитель фиксирует необходимую информацию. 7.2. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части технологической карты урока и ее оформления.
8. Порядок хранения поурочного плана, технологической карты урока
8.1.Поурочный план или технологическая карта урока хранится у учителя до минования необходимости. Методист – совместитель МБОУ ДО «ЦДЮТ» Е.М. Синюк



В раздел образования