Методические рекомендации по составлению поурочного планирования и технологической карты
Автор: Синюк Елена Михайловна Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ "Уваровская СОШДС" Населённый пункт: село Уваровка Нижнегорского района Наименование материала: Статья Тема: Методические рекомендации по составлению поурочного планирования и технологической карты Раздел: полное образование
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
научно - методической работе
МБОУ ДО «ЦДЮТ»
______________ С.Г. Лопатина.
___ ____ __________г.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник
Управления
образования
Администрации Нижнегорского района
Республики Крым
____________________ В.Н. Кульневич.
___ ____ __________г.
Методические рекомендации по составлению
поурочного планирования, технологической карты урока.
1. Общие положения
1 . 1 . Настоящее
Положение
разработано
в
соответствии
с
Федеральным
законом
«Об
образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012г., Типовым положением
об общеобразовательном учреждении, Письмом МО РБ от 03.09.2013г., Уставом ОО
1.2.
Настоящее
положение
определяет
минимальные
требования
к
системе
ведения
поурочного
планирования
(технологическая
карта
урока,
поурочный
план,
конспект)
на
уровне начального общего образования в электронном или бумажном виде (по усмотрению
учителя).
1.3.Наличие
поурочного
планирования
(технологическая
карта
урока,
поурочный
план,
конспект)
является
обязательным
для
работы
учителя
начальных
к л а с с о в
общеобразовательной организации.
2. Поурочный план
2.1.. Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке:
учителя - по организации учебно-воспитательной деятельности;
учащихся
-
по
овладению
знаниями,
умениями,
навыками
по
предмету
в соответствии
с учебной программой;
2..2. Поурочный план составляется учителем в соответствии с программой,
государственным стандартом по предмету на основании рабочей программы и календарно –
тематического планирования по предмету.
2.3. Основные задачи поурочного плана:
-определение места урока в изучаемой теме;
-определение триединой цели урока;
-отбор содержания урока;
-группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его
изучения;
-отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся,
направленных
на
создание
условий
для
усвоения
ими
учебного материала.
3.Разработка
поурочного
плана
3.1.Основными компонентами поурочного плана являются:
целевой: постановка целей учения перед обучающимися как на весь урок, так и на
отдельные его этапы; Кроме этого, в данном разделе необходимо отразить формирование
универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и
познавательных;
коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;
содержательный:
подбор
материала
для
изучения,
закрепления,
повторения,
самостоятельной работы и т. д.;
технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;
контрольно-оценочный:
использование
оценки
деятельности
ученика
на уроке для
стимулирования его активности и развития познавательного интереса;
3.3.
Этапы планирования урока:
определение типа урока, разработка его структуры;
отбор
оптимального
содержания
учебного
материала
урока,
разделение
его
на ряд опорных знаний;
подбор
методов
технологий,
средств,
приемов
обучения
в
соответствии
с
типом урока и каждым отдельным его этапом;
выбор форм организации деятельности обучающихся на уроке, форм
организации и оптимального объема их самостоятельной работы;
определение форм и объема домашнего задания;
продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;
оформление поурочного плана.
3.4.
Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
у ч е т
и н д и в и д у а л ь н ы х
в о з р а с т н ы х
и
п с и х о л о г и ч е с к и х
о с о б е н н о с т е й
обучающихся
класса,
уровня
их
знаний,
а также
особенностей
всего
классного коллектива в целом;
подборка
разнообразных
учебных
заданий,
целью
которых
является:
узнавание
нового
материала,
воспроизведение,
применение
знаний
в знакомой ситуации, применение
знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;
дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»;
выбор
форм
и
методов
организации
деятельности
обучающихся на
уроке
с
целью
активизации
познавательного
интереса
обучающихся
и
создание
оптимальных
условий
для
овладения обучающимися
универсальными
учебными
действиями;
продумывание приемов педагогической техники.
4. Оформление поурочного плана
4.1. Поурочный план оформляется в виде конспекта.
4.2. Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную
и содержательную.
4.3. Формальная часть конспекта включает:
номер урока в изучаемой теме;
тема урока;
Цель и задачи урока; планируемые результаты;
оборудование.
4.4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия,
последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.
4.5. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта
поурочного плана и форму его оформления.
5.Технологическая карта урока
5.1.
Технологическая
карта
урока – документ,
регламентирующий
деятельность
учителя по
планированию
и
организации
образовательной
деятельности на
уроке в
соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего общего образования.
5.2.
Технологическая
карта
урока – способ графического проектирования урока,
таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими
параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и
приемы организации учебной деятельности обучающихся. Технологическая карта урока –
обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство
представления индивидуальных методов работы учителя общеобразовательной организации.
5..3.
Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей
программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
5.4. Технологическая карта урока может быть составлена в форме конспекта или
таблицы, в которой фиксируются узловые блоки.
5.5.
Технологиче ская
карт а
урока
отно сит ся
к
лока льным
а к т а м
общеобразовательной организации.
5. 6. Основное назначение технологической карты:
– определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе.
– определение цели урока и фиксация планируемых результатов на личностном,
предметном
и
метапредметном
уровнях
в
соответствии
с
требованиями
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
начального
общего,
основного
общего
и
среднего общего образования.
–
постановка
задач
урока
и
группировка
отобранного
учителем
содержания
учебного материала, определение последовательности его изучения.
–
выбор
форм
и
методов
организации
деятельности
обучающихся на
уроке с
целью
активизации
познавательного
интереса
обучающихся и
создание
оптимальных
условий
для
овладения обучающимися
универсальными
учебными
действиями.
6.
Разработка
технологической
карты
6.1.
В технологической карте урока учителю необходимо зафиксировать узловые
блоки:
– целеполагание (что необходимо сделать, воплотить);
– инструментальный(какими средствами это необходимо сделать, воплотить);
– организационно-деятельностный(какими действиями и операциями это
необходимо сделать, воплотить).
6.2. Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока
и планируемые результаты урока.
Тема урока
– проблема, определяемая рабочей программой учебного курса,
предмета,
дисциплины
(модуля),
материал,
подлежащий
преобразованию
в
процессе
познавательной
деятельности
обучающихся
на
уроке,
который
должен
превратиться
в
результате
технологического
процесса
в
сущностную
характеристику
обучающегося,
содержание его компетенций, вектор личностного развития.
Цель
урока
учитель
определяет
как
решение
триединой
задачи
–
образовательной, развивающей, воспитательной. Кроме этого, в данном разделе необходимо
отразить
формирование
универсальных
учебных
действий:
личностных,
регулятивных,
коммуникативных и познавательных.
Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями федеральных
государственных
образовательных
стандартов
начального
общего,
основного
общего
и
среднего (полного) общего образования необходимо отразить как личностные, предметные и
метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные
действия).
6.3.
Основными
компонентами
инструментального
блока,
фиксируемыми
в
технологической карте урока, являются: задачи урока, тип урока и учебно-методический
комплекс урока.
Задачи урока – ряд действий, структурирующих деятельность обучающихся на
уроке, которые необходимо решить. Сформулированный перечень задач урока, позволяет
выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности обучающихся
на уроке.
Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в
соответствии с логикой его сущностных целей и задач.
Учебно-методический комплекс урока должен отражать следующие разделы:
источники
информации,
оборудование,
дидактическое
сопровождение,
материалы
для
познавательной деятельности обучающихся.
6.4.
Основными
компонентами
организационно-деятельностного
блока,
фиксируемыми в технологической карте урока, являются: основные понятия,
организация
пространства,
межпредметные
связи,
действия
обучающихся,
диагностика
результатов,
домашнее задание.
Основные
понятия
–
ключевые
дефиниции,
названия,
правила,
алгоритмы,
которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися.
Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает
те формы деятельности обучающихся, которые максимально способствуют эффективному
усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий
обучающихся.
Межпредметные связи отражаются в технологической карте при их наличии.
Учителю необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована
с изучаемым предметом.
Действия
обучающихся
как
раздел
технологической
карты
отражает
деятельность
обучающихся
на
уроке
–
действия
и
операции,
выполняемые
ими
в
индивидуальной,
парной
или
групповой
форме
работы.
Кроме
того,
учитель
может
отобразить
задания
и
упражнения,
которые
направлены
на
формирование
и
развитие
универсальных учебных действий.
Диагностика
результатов
отображает
в
технологической
карте
урока
разнообразные методы контроля и самоконтроля обучающихся, подведение итога урока и
проектирование самостоятельной работы дома.
Домашнее
задание указывается в технологической карте при его наличии и
должно определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить индивидуальный
характер.
6. 5. Этапы планирования урока:
– определение типа урока, разработка его структуры;
– отбор оптимального содержания учебного материала урока;
– выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока;
–
выбор
технологий,
методов,
средств,
приемов
обучения
в
соответствии
с типом урока;
–
выбор
организационных
форм деятельности
обучающихся
на
уроке
и
оптимального объема их самостоятельной работы;
– определение формы и объема домашнего задания;
– определение форм подведения итогов урока, рефлексии;
– оформление технологической карты урока.
6.6.Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
– учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся
класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;
– подбор
разнообразных
учебных
заданий
и
ситуаций,
которые
способствуют
актуализации
познавательной
активности
обучающихся
на
уроке
и
развитию
универсальных
учебных
действий;
– дифференциация учебных заданий.
7. Оформление технологической карты урока
7.1. Технологическая карта урока оформляется в виде конспекта или таблицы, в которой
учитель фиксирует необходимую информацию.
7.2. Учитель
самостоятельно
определяет
объем
содержательной
части технологической
карты урока и ее оформления.
8. Порядок хранения поурочного плана, технологической карты урока
8.1.Поурочный план или технологическая карта урока хранится у учителя до минования
необходимости.
Методист – совместитель МБОУ ДО «ЦДЮТ» Е.М. Синюк