Напоминание

ЛОГОРИТМИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.


Автор: Булатова Оксана Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: Иркутская область г. Черемхово
Наименование материала: Статья
Тема: ЛОГОРИТМИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Булатова Оксана Игоревна, учитель – логопед, МДОУ №3 г. Черемхово, Иркутская область
ЛОГОРИТМИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.

А н н от а ц и я :
В данной статье рассматривается эффективность логоритмических занятий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образования с детьми имеющих общее недоразвитие речи. Осуществление взаимодействия со всеми специалистами МДОУ и применение здоровьесберегающих технологий.
Ключевые слова:
Здоровье, логоритмика, здоровьесберегающая технология, взаимодействие. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижается уровень коммуникативных умений и навыков, возрастает количество детей с ОНР. В связи с этим необходим поиском новых эффективных методов коррекции, активизирующих резервные возможности детского организма, применение здоровьесберегающих практик. Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе – применяются для оптимизации процесса коррекции речи и обеспечения оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей. Среди воспитанников логопедических групп относительно мало детей только с речевыми дефектами. Помимо этого отклонения имеются недостатки опорно-двигательного аппарата, особенно мелкой моторики, некоторая задержка психического развития. Детям с недоразвитием речи присущи быстрая утомляемость, нарушения памяти, внимания. Отставание в развитии
двигательной сферы обнаруживается в виде отсутствия грациозности и лёгкости, выраженных затруднений при выполнении упражнений по речевой инструкции, плохой координации сложных движений, скованности, особенностей тонкой моторики пальцев рук, чётко прослеживающихся в специальных пробах как выпадение отдельных элементов движения, ярко выраженная замедленность, застревание на одной позе и т. д. На определенном этапе работы для нас стал важен вопрос: как использовать логопедические занятия так, чтобы они не только корректировали речевые проблемы детей, но и параллельно нормализовывали неречевую симптоматику. Именно этим требованиям отвечает система работы по логоритмике, которую мы используем в своей практике. Её высокая эффективность определяется коррекционными возможностями данной системы занятий. Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Она способствует воспитанию познавательной, волевой сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, памяти, выразительности движений, формирует музыкально-ритмическое чувство. Если рассматривать логоритмику с лечебной точки зрения, то она изменяет общую реактивность организма, повышает его сопротивляемость и неспецифическую устойчивость к болезням. Логоритмика позволяет разрушить патологические динамические стереотипы и формирует новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, мы в плане равномерно распределяем психофизическую нагрузку и проводим по следующей схеме: I. Ритмическая разминка. II. Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений.
1. Упражнения для развития основных сторон внимания. 2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус. 3. Упражнения для развития чувства темпа и ритма. 4. Упражнения для развития координации движений; упражнения на координацию речи с движением. III. Упражнения оздоровительного характера. IV. Слушание музыки V. Пение. VI. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук. VII. Упражнения для развития речевых и мимических движений. VIII. Игра. IX. Заключительная ходьба или упражнения на релаксацию. Каждое логоритмическое занятие включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, основные виды движения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз). Дыхательные упражнения основаны на комплексе стрельниковой гимнастики по методу М.Н.Щетинина. В каждое занятие мы включаем пальчиковые игры или Су Джок терапию , так как мелкая моторика напрямую связана с речью. В логоритмических занятиях мы используем следующие средства: ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, чтение стихов (сопровождающееся движением), упражнения, формирующие чувства темпа, упражнения на релаксацию, мимические упражнения, логопедические упражнения, разные виды массажей, корригирующая гимнастика, игры на развитие и коррекцию дыхания, голоса. Следует отметить, что данный вид занятий (логоритмика) проводится мной 1-2 раза в неделю. Это фронтальное занятие со всей группой детей (10-12 человек), на котором обязательно ведется индивидуальная работа. Время занятия зависит
от возрастной группы детей в старшей – 25 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут. Логоритмические занятия строяться совместно с музыкальным руководителем, инструктором ФК, воспитателем под контролем логопеда. Логопед является ведущим и руководителем занятия. Музыкальный руководитель подбирает и реализует музыкальное сопровождение занятия. Воспитатель проводит индивидуальную работу по рекомендации логопеда. Инструктор ФК подбирает с учетом возрастных и индивидуальных особенностей комплексы упражнений. Таким образом, система логоритмических занятий является эффективным методом здоровьесберегающей технологией в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образования. Слаженная работа всех специалистов позволяет эффективно скорректировать нарушенные речевые функции у детей и развивать дыхательную, опорно-двигательную систему, приводить в норму нервно-психическое развитие, способствовать воспитанию таких личных каче ств, как: подражательно сть, активно сть, и н и ц и ат и в н о с т ь , самостоятельность; воспитание волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки. Так же хочется отметить, что она изменяет общую реакцию организма, повышает его сопротивляемость и неспецифическую устойчивость к болезням дети меньше болеют.


В раздел образования