ЛОГОРИТМИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.
Автор: Булатова Оксана Игоревна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Населённый пункт: Иркутская область г. Черемхово Наименование материала: Статья Тема: ЛОГОРИТМИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ. Раздел: дошкольное образование
Булатова Оксана Игоревна,
учитель – логопед,
МДОУ №3 г. Черемхово, Иркутская область
ЛОГОРИТМИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.
А н н от а ц и я : В
данной
статье
рассматривается
эффективность
логоритмических
занятий
в
воспитательно-образовательном
процессе
дошкольного
образования с
детьми
имеющих
общее
недоразвитие
речи.
Осуществление взаимодействия со всеми специалистами МДОУ и применение
здоровьесберегающих технологий.
Ключевые слова: Здоровье, логоритмика, здоровьесберегающая
технология, взаимодействие.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного
психического,
физического
и
социального
развития
ребенка.
Не
создав
фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в
будущем.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается
тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижается уровень
коммуникативных умений и навыков, возрастает количество детей с ОНР. В
связи
с
этим
необходим
поиском
новых
эффективных
методов
коррекции,
активизирующих
резервные
возможности
детского
организма,
применение
здоровьесберегающих практик.
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе – применяются
для
оптимизации
процесса
коррекции
речи
и
обеспечения
оздоровления,
поддержания и обогащения здоровья детей.
Среди
воспитанников
логопедических
групп
относительно
мало
детей
только с речевыми дефектами. Помимо этого отклонения имеются недостатки
опорно-двигательного
аппарата,
особенно
мелкой
моторики,
некоторая
задержка психического развития. Детям с недоразвитием речи присущи быстрая
утомляемость,
нарушения
памяти,
внимания.
Отставание
в
развитии
двигательной
сферы
обнаруживается
в
виде
отсутствия
грациозности
и
лёгкости, выраженных затруднений при выполнении упражнений по речевой
инструкции,
плохой
координации
сложных
движений,
скованности,
особенностей
тонкой
моторики
пальцев
рук,
чётко
прослеживающихся
в
специальных
пробах
как
выпадение
отдельных
элементов
движения,
ярко
выраженная замедленность, застревание на одной позе и т. д.
На
определенном
этапе
работы
для
нас
стал
важен
вопрос:
как
использовать логопедические занятия так, чтобы они не только корректировали
речевые
проблемы
детей,
но
и
параллельно
нормализовывали
неречевую
симптоматику.
Именно
этим
требованиям
отвечает
система
работы
по
логоритмике,
которую
мы
используем
в
своей
практике.
Её
высокая
эффективность определяется коррекционными возможностями данной системы
занятий.
Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание
стихов
в
ритме
движений
или
пение
в
такт
любимой
мелодии
развивает
ритмическое
чувство,
координацию,
речь,
равновесие,
а
также
вызывает
эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Она способствует
воспитанию
познавательной,
волевой
сфер
личности,
гармоничному
физическому
и
художественному
развитию
детей,
памяти,
выразительности
движений, формирует музыкально-ритмическое чувство. Если рассматривать
логоритмику с лечебной точки зрения, то она изменяет общую реактивность
организма, повышает его сопротивляемость и неспецифическую устойчивость к
болезням.
Логоритмика
позволяет
разрушить
патологические
динамические
стереотипы и формирует новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.
Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, мы в
плане равномерно распределяем психофизическую нагрузку и проводим по
следующей схеме:
I. Ритмическая разминка.
II. Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений.
1. Упражнения для развития основных сторон внимания.
2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
3. Упражнения для развития чувства темпа и ритма.
4. Упражнения для развития координации движений; упражнения на
координацию речи с движением.
III. Упражнения оздоровительного характера.
IV. Слушание музыки
V. Пение.
VI. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.
VII. Упражнения для развития речевых и мимических движений.
VIII. Игра.
IX. Заключительная ходьба или упражнения на релаксацию.
Каждое логоритмическое занятие включает в себя элементы, имеющие
оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, основные
виды
движения,
работа
над
певческим
дыханием
и
развитием
певческого
голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).
Дыхательные
упражнения
основаны
на
комплексе
стрельниковой
гимнастики
по
методу
М.Н.Щетинина.
В
каждое
занятие
мы
включаем
пальчиковые игры или Су Джок терапию , так как мелкая моторика напрямую
связана с речью.
В логоритмических занятиях мы используем следующие средства: ходьба и
маршировка
в
различных
направлениях,
упражнения
на
развитие
дыхания,
голоса
и
артикуляции,
чтение
стихов
(сопровождающееся
движением),
упражнения,
формирующие
чувства
темпа,
упражнения
на
релаксацию,
мимические упражнения, логопедические упражнения, разные виды массажей,
корригирующая гимнастика, игры на развитие и коррекцию дыхания, голоса.
Следует отметить, что данный вид занятий (логоритмика) проводится мной 1-2
раза в неделю. Это фронтальное занятие со всей группой детей (10-12 человек),
на котором обязательно ведется индивидуальная работа. Время занятия зависит
от возрастной группы детей в старшей – 25 минут, в подготовительной к школе
группе
–
30
минут.
Логоритмические
занятия
строяться
совместно
с
музыкальным руководителем, инструктором ФК, воспитателем под контролем
логопеда. Логопед является ведущим и руководителем занятия. Музыкальный
руководитель
подбирает
и
реализует
музыкальное
сопровождение
занятия.
Воспитатель
проводит
индивидуальную
работу
по
рекомендации
логопеда.
Инструктор
ФК
подбирает
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей комплексы упражнений.
Таким образом, система логоритмических занятий является эффективным
методом здоровьесберегающей технологией в воспитательно-образовательном
процессе
дошкольного
образования.
Слаженная
работа
всех
специалистов
позволяет эффективно скорректировать нарушенные речевые функции у детей
и развивать дыхательную, опорно-двигательную систему, приводить в норму
нервно-психическое
развитие,
способствовать
воспитанию
таких
личных
каче ств,
как:
подражательно сть,
активно сть,
и н и ц и ат и в н о с т ь ,
самостоятельность;
воспитание
волевых
качеств:
смелости,
настойчивости,
решительности, выдержки. Так же хочется отметить, что она изменяет общую
реакцию
организма,
повышает
его
сопротивляемость
и
неспецифическую
устойчивость к болезням дети меньше болеют.