Автор: Лоренц Евгения Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 с. Александровское Населённый пункт: Томская область,Александровский район, с.Александровское Наименование материала: урок Тема: Полтавская битва Раздел: среднее образование
Ре
г
у
ля
р
н
а
я
а
р
м
и
я
̶
4
2
2
0
8
ч
е
л
о
в
е
к
(
п
е
х
о
т
а
,
к
о
н
н
и
ц
а
)
1
0
2
о
р
у
д
и
я
У
к
р
а
и
н
с
ки
е
к
а
з
а
к
и
̶
4
0
0
0
0
Р
е
г
у
л
яр
н
а
я
а
р
м
и
я
–
3
0
0
0
0
ч
е
л
о
в
е
к
.
3
9
о
р
у
д
и
й
У
к
р
а
и
н
с
к
и
х
к
а
з
а
к
о
в
–
2
0
0
0
ч
е
л
о
в
е
к
.
Армия ПетраI
р
Е
Д
У
Т
Ы
Армия Карла XII
2
7
и
ю
н
я
в
2
ч
а
с
а
н
о
ч
и
ш
в
е
д
с
к
а
я
а
р
м
и
я
с
к
р
ы
т
н
о
п
о
д
о
ш
л
а
к
р
е
д
у
т
а
м
,
н
о
б
ы
л
а
о
б
н
а
р
у
ж
е
н
а
и
п
о
д
в
е
-
р
г
л
а
с
ь
о
б
с
т
р
е
л
у
и
к
а
в
а
л
е
-
р
и
й
с
к
о
й
а
т
а
к
е
.
Как же в поэме описано
Как же в поэме описано
начало боя?
начало боя?
В
о
и
н
ы
!
В
о
т
п
р
и
ш
е
л
ч
а
с
,
к
о
т
о
р
ы
й
р
е
ш
и
т
с
у
д
ь
б
у
О
т
е
ч
е
с
т
в
а
.
И
т
а
к
н
е
д
о
л
ж
н
ы
в
ы
п
о
м
ы
ш
л
я
т
ь
,
ч
т
о
с
р
а
ж
а
е
т
е
с
ь
з
а
П
е
т
р
а
,
н
о
з
а
г
о
с
у
-
д
а
р
с
т
в
о
,
П
е
т
р
у
в
р
у
ч
е
н
н
о
е
,
з
а
р
о
д
с
в
о
й
,
з
а
О
т
е
ч
е
с
т
в
о
,
П
р
а
в
о
с
л
а
в
н
у
ю
н
а
ш
у
в
е
р
у
и
ц
е
р
к
о
в
ь
.
•
Сохранилось ли обращение
Сохранилось ли обращение
Петра в поэме?
Петра в поэме?
•
Найдите в поэме слова царя.
Найдите в поэме слова царя.
Задание
Задание
•
Прочитайте этот кульминационный
Прочитайте этот кульминационный
момент ещё раз.
момент ещё раз.
•
Какие языковые средства позволяют
Какие языковые средства позволяют
Пушкину передать напряженность и
Пушкину передать напряженность и
динамичность действия?
динамичность действия?
Проверь себя
Проверь себя
Напряженность и динамичность
действия Пушкин достигает за счет
употребления глаголов, передающих
напряженность, стремительность
рукопашного боя.
Рубятся, прыгают, разят, роют, шипят,
Рубятся, прыгают, разят, роют, шипят,
колет, рубит, режет
колет, рубит, режет
Вдохновлённый
Раздался звучный глас Петра
Толпой любимцев окружённый
Выходит Пётр
Его глаза сияют.
Лик его ужасен.
Движенья быстры
И он промчался пред полками
Могущ и радостен, как бой
В думу тихо погрузился
Вдруг слабым манием руки
И перед синими рядами своих
воинственных дружин
Карл явился
Смущённый взор
В качалке, бледен,
Недвижим. Страдая раной,
Несомый верными слугами
Пётр
Пётр
I
I
Карл
Карл
XII
XII
Задание
Задание
Прочитайте описание победы.
Прочитайте описание победы.
Какие чувства передает автор?
Какие чувства передает автор?
Но близок, близок миг победы,
Но близок, близок миг победы,
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
О славный час! О славный вид!
Еще напор - и враг бежит:
Еще напор - и враг бежит:
И следом конница пустилась,
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем черной саранчи
Как роем черной саранчи
Проверь себя
Проверь себя
Ряд восклицательных предложений
Ряд восклицательных предложений
передает радость, восторг победы.
передает радость, восторг победы.
Р
ос
с
и
я
Р
ос
с
и
я
1
3
4
5
ч
е
л
о
в
е
к
Ш
в
е
д
ы
Ш
в
е
д
ы
9
0
0
0
ч
е
л
ов
е
к
у
б
и
т
ы
ми
,
3
0
0
0
че
л
о
в
е
к
п
л
е
н
н
ы
ми
.
1
.
П
о
б
е
д
а
и
з
м
е
н
и
л
а
х
о
д
С
е
в
е
р
н
о
й
П
о
б
е
д
а
и
з
м
е
н
и
л
а
х
о
д
С
е
в
е
р
н
о
й
в
о
й
н
ы
в
п
о
л
ь
з
у
Р
о
с
с
и
и
.
в
о
й
н
ы
в
п
о
л
ь
з
у
Р
о
с
с
и
и
.
2
.
В
р
а
г
б
ы
л
и
з
г
н
а
н
и
з
п
р
е
д
е
л
о
в
В
р
а
г
б
ы
л
и
з
г
н
а
н
и
з
п
р
е
д
е
л
о
в
Р
о
с
с
и
и
,
в
о
й
н
а
п
р
о
д
о
л
ж
а
л
а
с
ь
у
ж
е
Р
о
с
с
и
и
,
в
о
й
н
а
п
р
о
д
о
л
ж
а
л
а
с
ь
у
ж
е
н
а
ч
у
ж
и
х
т
е
р
р
и
т
о
р
и
я
х
.
н
а
ч
у
ж
и
х
т
е
р
р
и
т
о
р
и
я
х
.
3
.
Ме
ж
д
у
н
а
р
о
д
н
ы
й
п
р
е
с
ти
ж
Ме
ж
д
у
н
а
р
о
д
н
ы
й
п
р
е
с
ти
ж
Р
о
с
с
и
и
р
е
з
к
о
в
о
з
р
о
с
.
З
а
я
в
и
л
и
о
Р
о
с
с
и
и
р
е
з
к
о
в
о
з
р
о
с
.
З
а
я
в
и
л
и
о
п
р
и
в
е
р
ж
е
н
н
о
с
ти
с
о
ю
з
у
с
Р
о
с
с
и
е
й
п
р
и
в
е
р
ж
е
н
н
о
с
ти
с
о
ю
з
у
с
Р
о
с
с
и
е
й
С
а
к
с
о
н
и
я
,
Д
а
н
и
я
,
Р
е
ч
ь
П
о
с
п
о
л
и
т
а
я
.
С
а
к
с
о
н
и
я
,
Д
а
н
и
я
,
Р
е
ч
ь
П
о
с
п
о
л
и
т
а
я
.
С.М. Соловьёв
С.М. Соловьёв
«Полтавская виктория» - одно из величайших
«Полтавская виктория» - одно из величайших
всемирно – исторических событий»
всемирно – исторических событий»
Е.В.Тарле
Е.В.Тарле
«Полтавская победа избавила Россию от опасности
«Полтавская победа избавила Россию от опасности
шведского завоевания и положила начало
шведского завоевания и положила начало
превращению России в великую европейскую державу».
превращению России в великую европейскую державу».
В.Е. Возгрин
В.Е. Возгрин
«Такие задачи, как борьба за престиж, за признание
«Такие задачи, как борьба за престиж, за признание
России в качестве ценного союзника, как заимствование
России в качестве ценного союзника, как заимствование
дипломатического и военного опыта, были в целом
дипломатического и военного опыта, были в целом
решены. Отныне важнейшие вопросы европейской
решены. Отныне важнейшие вопросы европейской
политики решались с участием России».
политики решались с участием России».
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.
Как Пушкин подводит итог
Как Пушкин подводит итог
Полтавской битвы?
Полтавской битвы?
Карл
Карл
XII
XII
Три углублённые в земле
И мхом поросшие ступени
Гласят о шведском короле.
Мазепа
Мазепа
И тщетно там пришлец унылый
Искал бы гетманской могилы:
Забыт Мазепа с давних пор!
Памятник славы
Памятник славы
•
Сегодня на уроке мне было….
Сегодня на уроке мне было….
•
Урок привлёк меня тем…..
Урок привлёк меня тем…..
•
Самый интересный момент…..
Самый интересный момент…..
•
Мне на уроке не понравилось…
Мне на уроке не понравилось…
Домашнее задание
Домашнее задание
•
Выучить наизусть отрывок из поэмы.
(эпизод Полтавской битвы)
•
Напишите сочинение от лица участника Полтавской