Аскольд Бажанов. Сборник "Солнце над тундрой". Лингвистический анализ художественного текста с краеведческим компонентом.
Автор: Мясникова Оксана Валерьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУСОШ №7 Населённый пункт: город Североморск, Мурманская область Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: Аскольд Бажанов. Сборник "Солнце над тундрой". Лингвистический анализ художественного текста с краеведческим компонентом. Раздел: среднее образование
Аскольд Бажанов. Сборник "Солнце над тундрой". Лингвистический анализ
художественного текста с краеведческим компонентом.
Кольская Земля... Как много слышится родного и доброго в этих двух словах.
В каждом из нас сидит частичка того великого тепла, подаренного этой
"угрюмой и холодной", по мнению многих, не знающих всех прекрас нашей
Земли, Родиной. " Мы живем на Севере, только не в глуши...". На Кольском
Севере есть и свои истинные Творцы. Я имею в виду писателей и поэтов,
воспевающих в своих произведениях родные широты. Одним из таких
Писателей с большой буквы я считаю Аскольда Алексеевича Бажанова. Он
родился в 1934 году в селе Нотозеро Мурманской области. По
национальности -саам. Живет и работает на Кольском полуострове в поселке
Ревда. Учился в Литературном институте имени Горького. Пишет Аскольд
Бажанов на русском языке. "Солнце над тундрой" - первая книга поэта, о
которой я и поведу речь.
Человек, проведший всю жизнь на Севере, не может в своем творчестве не
затронуть тему Родины. И Аскольда Бажанова можно поистине назвать
певцом Кольской Земли, стоит только,даже не читая его стихи,взглянуть на
оглавление сборника ( Первое солнце,Январские ветры в Хибинах ревут,На
белых оленях, Морошковый цвет и др.). Пишет Аскольд Алексеевич на
русском языке, причем язык этото будет близок и понятен широкой
публике,любоому читателю,настолько просто и доступно дан материал.
Затруднить чтение в некоторых местах могут использованные агнонимы,но в
помощь автор предлагает нам сноски. Например, в стихотворении "Дед был
учителем сверхстрогим" в шестом стихе мы наблюдаем:
"Мы ведь тоже зимой катались с горки, что за ручьем,в лесу, только нас
хитроумный талыш* до сих пор не поймал в кису*", автор дает помету:
талыш - медведь. Или в стихотворении "Весенний дождь" : "Не ровен час -
зима еще сильна. И будет трудно юному Апрелю. Не запоздай, Полярная
Весна- И я прилету пуночек* поверю!". Пуночка - небольшая северная птица
из отряда воробьиных. Или : "Мох и ягель вспахивай беспечно;в светлых
речках траки* полощи". Также помимо агнонимов находим и диалектизмы: "
В добротных тоборках *, в просторной малице* пастух заведомо зимы
сильней". Или "Да уютные лопарки - диво дивное из койб*, легких пим
орнамент яркий, шитый мастерской рукой!". То есть в сборнике либо будет
дана сноска, либо значение нужно уточнить в словаре. Рекомендуется
обращение к "Толковому словарю" С.И. Ожегова и к словарю И.С.
Меркурьева "Живая речь кольских поморов".
Ну, а теперь приступаем к непосредственному анализу текстов произведений
Аскольда Бажанова. Обратимся к стихотворению "Первое солнце".
Ночью длинной,ночью темной в седловине между гор кто-то добрый и
огромный на снегу разжег костер. И костер тот,разгораясь, сыпал в тундру
тучи искр, ночь от сопок отрывая и бросая клочья вниз. Ставни туч сорвал с
оконца неба дерзкий ветерок! в дверь Хибин ввалилось солнце и уселось на
порог!
Первые строки стихотворения: ночью длинной,ночью темной - автор 2 раза
повторяет намеренно слово ночью и дает ей несколько мрачную
характеристику(длинная и темная). Почему? Спросите вы. А обратите
внимание на название "Первое солнце". Солнце,которое все ждут с
нетерпением после долгой и темной полярной ночи. Все ждут прихода
Солнца, как заботливого хозяина, который придет и отогреет землю,даст ей
тепло. Неслучайно эстетической доминантой данного текста выступает слово
"костер". Изначально задана оппозиция: "темной" -темно/светло; затем "гор"-
слово "горит" содержит в себе часть-корень "гор"; затем "добрый и
огромный" - костер обгревает людей, спасает от холода. Далее снова
противопоставление: "На снегу" - холод,влага,и далее нас преследуют
актуализаторы "разжег" и слово "костер" 2 раза. В конце строки и в начале.
Это сигнал - обрати внимание. Далее, если вы все еще сомневаетесь в
доминирующем положении слова "костер" вам предлогают "разгораясь",
"искры" и противопоставление "ночь" - от костра свет, а здесь тьма - ночь. Ну
и наконец, Солнце - это самый большой костер,огонь. Название
стихотворения начинается со слова Солнце и им же заканчивается. Солнце -
образ Хозяина. Оно пришло на эту Землю и в"седловине между гор уселось".
Обратим внимание на слово "седловина". От слова "седло" - небольшая
выемка между двумя высотами в горном хребте. Впадина удобная,
вмещающая что-либо и кого-либо. И в этой седловине кто-то разжег костер.
Костер - символ семейного порядка,очага. "Костер сыпал" - олицетворение -
как хозяин. Далее конвергенция "ставни туч сорвал с оконца неба дерзкий
ветерок" Ставни в данном случае слово в индивидуально-авторском
переносном значении. Автор наделяет всю природу и живыми качествами:
ветер дерзкий,костер сыплет, Солнце ввалилось, Солнце уселось. Уселось -
устроилось поудобней в своем домашнем кресле - седловине между гор и
бросает тучи искр(гипербола), разгоняя ночь. Используется прием
паронимической аттракции: "разгоняясь между гор", "между гор огромный" -
влияние фонетического уровня на лексический+ звуковой символизм (нОчью
тЁмной гОр ктО-тО дОбрый и ОгрОмный кОстер) - рисует огромное
пространство деятельности нашего хзяина.
Интересен синтаксический строй стихотворения - произведение можно было
бы разбить на 3 катрена, но автор намеренно использует 12 строк. Причем,
каждая строфа представляет простое распространенное предложение. Лишь
последняя строфа состоит из 2-х простых предложений. Важно отметить,
автор как бы нарушает закон построения стихотворения. С заглавной буквы
он пишет только начальное слово предложения в строфе и слово Солнце.
Подчеркивает тем самым главенство начального слова в предложении и
главенство Солнца на Земле. В тексте используется 7 глаголов и глагольных
форм и 22 формы существительных. Подчеркивается делец,хозяин.
Преобладают формы ед.ч. 3 л. Хозяин - Творец. Солнце - творец - важнейший
элемент Вселенной , без ничего существовать не может. Звукопись:
использование приема ономатопеи - потрескивание костра - преобладание
шипящих и свистящих во вторм стихе - разносится тепло и свет.
Лексический уровень. Можно выделить несколько тематических групп : ТГ
"Костер", причем в этом слове мы наблюдаем совмещение общеязыковых
значений - энантиосемия, ТГ" Дом,хозяйство" (ставни,дверь,порог). Далее
обратим внимание на ряд: сначала автор называет "горы",затем "сопки", и
далее "Хибины". Далекоое,недостижимое,обощенное - горы, близкое,родное -
сопки и конкретика - Хибины. Движение снизу вверх переданоо следующим
словесным рядом: седловина - тучи - сопки - небо - ветер - Солнце.
Подобный анализ возможно проводить на факультативах или занятиях
внеурочной деятельности с детьми с целью более глубокого смыслового и
слингвистического понимания текстов.