Напоминание

Аскольд Бажанов. Сборник "Солнце над тундрой". Лингвистический анализ художественного текста с краеведческим компонентом.


Автор: Мясникова Оксана Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУСОШ №7
Населённый пункт: город Североморск, Мурманская область
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Аскольд Бажанов. Сборник "Солнце над тундрой". Лингвистический анализ художественного текста с краеведческим компонентом.
Раздел: среднее образование





Назад




Аскольд Бажанов. Сборник "Солнце над тундрой". Лингвистический анализ художественного текста с краеведческим компонентом. Кольская Земля... Как много слышится родного и доброго в этих двух словах. В каждом из нас сидит частичка того великого тепла, подаренного этой "угрюмой и холодной", по мнению многих, не знающих всех прекрас нашей Земли, Родиной. " Мы живем на Севере, только не в глуши...". На Кольском Севере есть и свои истинные Творцы. Я имею в виду писателей и поэтов, воспевающих в своих произведениях родные широты. Одним из таких Писателей с большой буквы я считаю Аскольда Алексеевича Бажанова. Он родился в 1934 году в селе Нотозеро Мурманской области. По национальности -саам. Живет и работает на Кольском полуострове в поселке Ревда. Учился в Литературном институте имени Горького. Пишет Аскольд Бажанов на русском языке. "Солнце над тундрой" - первая книга поэта, о которой я и поведу речь. Человек, проведший всю жизнь на Севере, не может в своем творчестве не затронуть тему Родины. И Аскольда Бажанова можно поистине назвать певцом Кольской Земли, стоит только,даже не читая его стихи,взглянуть на оглавление сборника ( Первое солнце,Январские ветры в Хибинах ревут,На белых оленях, Морошковый цвет и др.). Пишет Аскольд Алексеевич на русском языке, причем язык этото будет близок и понятен широкой публике,любоому читателю,настолько просто и доступно дан материал. Затруднить чтение в некоторых местах могут использованные агнонимы,но в помощь автор предлагает нам сноски. Например, в стихотворении "Дед был учителем сверхстрогим" в шестом стихе мы наблюдаем: "Мы ведь тоже зимой катались с горки, что за ручьем,в лесу, только нас хитроумный талыш* до сих пор не поймал в кису*", автор дает помету: талыш - медведь. Или в стихотворении "Весенний дождь" : "Не ровен час - зима еще сильна. И будет трудно юному Апрелю. Не запоздай, Полярная Весна- И я прилету пуночек* поверю!". Пуночка - небольшая северная птица из отряда воробьиных. Или : "Мох и ягель вспахивай беспечно;в светлых речках траки* полощи". Также помимо агнонимов находим и диалектизмы: " В добротных тоборках *, в просторной малице* пастух заведомо зимы сильней". Или "Да уютные лопарки - диво дивное из койб*, легких пим орнамент яркий, шитый мастерской рукой!". То есть в сборнике либо будет дана сноска, либо значение нужно уточнить в словаре. Рекомендуется обращение к "Толковому словарю" С.И. Ожегова и к словарю И.С. Меркурьева "Живая речь кольских поморов". Ну, а теперь приступаем к непосредственному анализу текстов произведений Аскольда Бажанова. Обратимся к стихотворению "Первое солнце". Ночью длинной,ночью темной в седловине между гор кто-то добрый и огромный на снегу разжег костер. И костер тот,разгораясь, сыпал в тундру тучи искр, ночь от сопок отрывая и бросая клочья вниз. Ставни туч сорвал с оконца неба дерзкий ветерок! в дверь Хибин ввалилось солнце и уселось на порог!
Первые строки стихотворения: ночью длинной,ночью темной - автор 2 раза повторяет намеренно слово ночью и дает ей несколько мрачную характеристику(длинная и темная). Почему? Спросите вы. А обратите внимание на название "Первое солнце". Солнце,которое все ждут с нетерпением после долгой и темной полярной ночи. Все ждут прихода Солнца, как заботливого хозяина, который придет и отогреет землю,даст ей тепло. Неслучайно эстетической доминантой данного текста выступает слово "костер". Изначально задана оппозиция: "темной" -темно/светло; затем "гор"- слово "горит" содержит в себе часть-корень "гор"; затем "добрый и огромный" - костер обгревает людей, спасает от холода. Далее снова противопоставление: "На снегу" - холод,влага,и далее нас преследуют актуализаторы "разжег" и слово "костер" 2 раза. В конце строки и в начале. Это сигнал - обрати внимание. Далее, если вы все еще сомневаетесь в доминирующем положении слова "костер" вам предлогают "разгораясь", "искры" и противопоставление "ночь" - от костра свет, а здесь тьма - ночь. Ну и наконец, Солнце - это самый большой костер,огонь. Название стихотворения начинается со слова Солнце и им же заканчивается. Солнце - образ Хозяина. Оно пришло на эту Землю и в"седловине между гор уселось". Обратим внимание на слово "седловина". От слова "седло" - небольшая выемка между двумя высотами в горном хребте. Впадина удобная, вмещающая что-либо и кого-либо. И в этой седловине кто-то разжег костер. Костер - символ семейного порядка,очага. "Костер сыпал" - олицетворение - как хозяин. Далее конвергенция "ставни туч сорвал с оконца неба дерзкий ветерок" Ставни в данном случае слово в индивидуально-авторском переносном значении. Автор наделяет всю природу и живыми качествами: ветер дерзкий,костер сыплет, Солнце ввалилось, Солнце уселось. Уселось - устроилось поудобней в своем домашнем кресле - седловине между гор и бросает тучи искр(гипербола), разгоняя ночь. Используется прием паронимической аттракции: "разгоняясь между гор", "между гор огромный" - влияние фонетического уровня на лексический+ звуковой символизм (нОчью тЁмной гОр ктО-тО дОбрый и ОгрОмный кОстер) - рисует огромное пространство деятельности нашего хзяина. Интересен синтаксический строй стихотворения - произведение можно было бы разбить на 3 катрена, но автор намеренно использует 12 строк. Причем, каждая строфа представляет простое распространенное предложение. Лишь последняя строфа состоит из 2-х простых предложений. Важно отметить, автор как бы нарушает закон построения стихотворения. С заглавной буквы он пишет только начальное слово предложения в строфе и слово Солнце. Подчеркивает тем самым главенство начального слова в предложении и главенство Солнца на Земле. В тексте используется 7 глаголов и глагольных форм и 22 формы существительных. Подчеркивается делец,хозяин. Преобладают формы ед.ч. 3 л. Хозяин - Творец. Солнце - творец - важнейший элемент Вселенной , без ничего существовать не может. Звукопись: использование приема ономатопеи - потрескивание костра - преобладание шипящих и свистящих во вторм стихе - разносится тепло и свет.
Лексический уровень. Можно выделить несколько тематических групп : ТГ "Костер", причем в этом слове мы наблюдаем совмещение общеязыковых значений - энантиосемия, ТГ" Дом,хозяйство" (ставни,дверь,порог). Далее обратим внимание на ряд: сначала автор называет "горы",затем "сопки", и далее "Хибины". Далекоое,недостижимое,обощенное - горы, близкое,родное - сопки и конкретика - Хибины. Движение снизу вверх переданоо следующим словесным рядом: седловина - тучи - сопки - небо - ветер - Солнце. Подобный анализ возможно проводить на факультативах или занятиях внеурочной деятельности с детьми с целью более глубокого смыслового и слингвистического понимания текстов.


В раздел образования