МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "Игровые обучающие ситуации как одна из игровых форм работы с дошкольниками"
Автор: Решетникова Оксана Викторовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска "Детский сад № 13" Населённый пункт: г. Хабаровск Наименование материала: методическая разработка Тема: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "Игровые обучающие ситуации как одна из игровых форм работы с дошкольниками" Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«
Игровые обучающие ситуации
как одна из игровых форм работы
с дошкольниками»
Форма проведения : беседа с элементами практикума.
Цель :
Раскрыть
значение совместных игр детей и воспитателей для развития ребенка;
упражняться в решении педагогических ситуаций, ознакомить с современными игровыми
технологиями и использования игровых обучающих ситуации в работе с дошкольниками.
Предварительная работа :
Мониторинг детей по методике «Незаконченное предложение»
Цель: провести исследование игровых интересов детей.
Детям предлагается завершить следующие предложения:
Моя любимая игра - это...
В детском саду я люблю играть…...
С ( Имя отчество воспитателя) мы играем в...
С ребятами мы играем...
На мольберте оформлен девиз метод.объединения: «Игра - путь детей к познанию мира, в
котором они живут и который призваны изменять» (М. Горький), в котором выделены
цветом
ключевые
понятия
совместной
игровой
деятельности:
«интерес»,
«удовольствие», «развитие».
Оформлена выставка книг «Играем с детьми вместе», выставка игр и игрушек.
План проведения :
1. Открытие методического объединения (игра «Разброс мнений»)
2.Анализ результатов социологического исследования «Незаконченное предложение».
3. Беседа «Игра дело серьезное. Ее значение»
4. Решение педагогических ситуаций (Работа в микрогруппах)
5. Игровые обучающие технологии
6. Практическая часть: определить вид ИОС; фрагмент НОД с использование ИОС.
7.Подведение итогов встречи. Рекомендации по теме метод. объединения.
Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Что
дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, состра дать во время игры?
Почему об этом мы предлагаем вам поговорить?
Условия
сегодняшней
школы,
дошкольного
образования,
требуют
от
нас
педагогов
внедрение современных образовательных технологий. Разнообразие их велико. Учитывая
особенности детской деятельности, а основным видом деятельности детей дошкольного
возраста, является игра, особое внимание уделяется применению игровых технологий.
Развивающий
потенциал
игры
заложен
в
самой
ее
природе.
В
игре
одновременно
уживаются
добровольность
и
обязательность,
развлечение
и
напряжение,
эмоциональность
и
рациональность,
личная
заинтересованность
и
коллективная
ответственность.
Игра представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. В
дошкольном
возрасте
дети
начинают
ориентироваться
на
мир взрослых и стремятся
воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовать»
какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. Средством для воспроизведения
социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную
степень условности. Учитывая особенности игровой деятельности дошкольников, можно
выделить задачи социального и нравственного развития ребенка, а также развития его
творчества, воображения, познания.
Игра «Разброс мнений»
Ведущий
раздает
карточки
с
первыми
словами
предложения,
а участники
его
продолжают:
•
Дети моей группы любят играть…..
•
Мы с детьми играем в игры...
•
Эти игры могут научить ребенка...
Анализ результатов социологического исследования
В е д у щ и й .
О
результатах
анализа
«Незаконченное
предложение»
нам
сообщит
психолог... (Ф.И.О.)
Беседа «Игра дело серьезное. Ее значение»
Ведущий: Обратите внимание на мольберт, на котом помещен девиз нашей встречи.
Вы
видите
следующие
слова:
«интерес»,
«удовольствие»,
«развитие».
Это
ключевые
понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько
интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит
легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры.
- Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку?
(Высказывание воспитателей)
Игра - путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей,
своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому
детские игры - важное средство самовоспитания.
Для детей игра - это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих
качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребята преодолевают в игре иногда
серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра
закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга,
сострадать
и
сорадоваться.
Поэтому
и
ребенок,
вволю
наигравшись
в
детстве,
вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.
Игра - это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не
простоит и 2 минут, но, если это игра «Море волнуется...», ребенок, даже самый
непоседливый, простоит неподвижно и 5 минут.
Игра - школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку
«что
такое
хорошо
и
что
такое
плохо»,
но
лишь
сказка
и
игра
способны
через
эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его
действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при
умелой
организации
взрослых
учат
многим
добродетелям:
терпимости
к
другим,
доброте,
отзывчивости,
взаимовыручке,
честности,
смирению...
Психологические
исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором
они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре
улетучится
и,
наоборот,
-
для
друзей,
оказавшихся
игровыми
соперниками,
азарт,
желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.
Ведущий:
Надо
помнить,
что
игра
-
ведущая
деятельность
в
детском
возрасте,
деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил
ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и
средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и ме-
тод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии. В игре у детей появляются
желания
помочь
неумелому,
проявить
сопереживание
удачам
и
неудачам
каждого,
предостерегают («Смотри, здесь бугор!»), успокаивают («Не бойся, мы с тобой!»). Во
многом все зависит от того, как мы
педагоги создадим условия, сумеем учитывать
внутренние особенности детских позиций, мотивы поведений.
Рассмотрим
несколько
ситуаций.
Наша
задача
проанализировать
поведение
воспитателя
в
ситуации,
правильность
выбора
его
действий
в
соответствии
с
особенностями детских мотивов.
Решение педагогических ситуаций
Цель: проанализировать поведение взрослого и подвести итоги решения ситуации.
В каждой из приведенных на слайде (фотография играющих детей) ситуаций показаны
основные особенности внутренней позиции дошкольника.
1.
Дети старшей группы детского сада играли в игру «Гараж». Саша и Андрей захотели
быть начальниками. Назревал конфликт. Воспитатель пришел им на помощь: «В вашем
гараже
много
разных
машин, и одному начальнику трудно будет справиться с работой.
Должны быть инженеры, механики, слесари, водители». Андрей согласился быть инженером, а
Саша - начальником, в игру включились и другие дети.
Задание. Определите, каково содержание мотивов поведения дошкольника в ситуации?
Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками и взрослыми?
1. Мотив поведения
дошкольников в данной ситуации вызван
созданием условий
воспитателем для нормальных взаимоотношений детей в игре. Дети сумели договориться о
своих совместных действиях, подчиняясь общему замыслу игры.
.
Основной мотив поведен детей
в этой ситуации - проявление интереса к миру
взрослых.
2Дети подготовительной группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он
захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.
- Товарищ капитан, - обратился Клим к Саше, товарищу в роли капитана, - разрешите
мне уйти с корабля?
Саша твердым голосом ответил:
-Запрещаю!
Клим беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег вместе с другими только
тогда, когда корабль вернулся из плавания.
Задание. Определите, какие качества личности формируются у детей в данной игре?
(В игре «Моряки» формировались такие качества личности, как коллективизм, умение
согласованно действовать и при необходимости подчиняться. Действия педагога были
направлены
на формирование правильных ролевых отношений, развивающих общение
детей.)
Игровые обучающие технологии.
Ведущий: Обратимся к нашему сегодняшнему девизу Игра - дело серьезное. «Каков
ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как
деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе
ее в работу...» Эта мысль принадлежит А. Макаренко, замечательному педагогу, который
подчеркивал огромное значение детской игры.
В развивающих играх заключается один из основных принципов обучения – от
простого к сложному, когда ребенок может самостоятельно, по способностям, подняться
до «потолка» своих возможностей.
Ряд
современных
методик
позволяют
использовать
в
работе
различные
развивающие игры.
На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует
разные виды мероприятий интегрированного характера в целях воспитания, обучения и
развития детей дошкольного возраста.
Игра
была
и
остается
основной
формой
работы
с
детьми
и
ведущим
видом
их
деятельности. Если игра, организованная воспитателем для процесса обучения, имеет
определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют игровой обучающей
ситуацией (НОС), основными характеристиками которой являются:
■ короткий и несложный сюжет;
■ оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой;
■ специально организованное игровое пространство;
■ наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
■ обязательное проведение и руководство игрой взрослым.
Можно выделить несколько типов ИОС.
ИОС с игрушками-аналогами — изображениями реально существующих предметов и
объектов
—
могут
быть
использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги
замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2—3-летнего возраста можно
формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например, живых
существ на основе типичных признаков, причем сопоставлять изображения можно не только
с реальными объектами, но и с их изображениями на репродукциях картин, наглядных
пособиях.
ИОС с литературными персонажами используют куклы, изображающие персонажей
произведений,
хорошо
знакомых
детям.
Это
герои
полюбившихся
сказок,
рассказов,
диафильмов, мультфильмов.
Они
воспринимаются
детьми
эмоционально,
формируют
воображение, становятся объектами подражания.
ИОС в виде воображаемого путешествия зоопарка, достопримечательных мест города
и др. Дети в игровой форме получают новые знания и закрепляют ранее полученные. Роль
экскурсовода в игре исполняет воспитатель.
Игровые образовательные ситуации-иллюстрации используются в работе с младшими
дошкольниками.
Основу
содержания ситуаций-иллюстраций
составляют
литературные
художественные
произведения.
С
помощью
различных
игровых
материалов
и
дидактических пособий воспитатель демонстрирует детям образцы социально приемлемого
поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Игровые образовательные ситуации-упражнения целесообразно проводить начиная со
средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником.
Включаясь
в
ситуацию-упражнение,
дети
тренируются
в
выполнении определенных
игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со
сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
Игровые
образовательные
ситуации-проблемы
и
ситуации- оценки проводятся
в
старшем дошкольном возрасте. В ситуациях-проблемах взрослый привлекает внимание
ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно
участвуя в таких ситуациях, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям,
учится
осознавать
и
принимать
их,
постепенно овладевает умениями предвосхищать
реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет
игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение.
Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со
стороны
самих
детей.
В
этом
случае игровая проблема уже решена, но от взрослого
потребуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Практическая часть
Задание № 1. Определить, к какому типу относятся игровые обучающие ситуации.
1. Уж ты котенька, коток,
Котя — серенький лобок! Поздоровайся с детьми,
Сколько деток, погляди!
Как у нашего кота Шубка очень хороша! Как у
котика усы Удивительной красы! Глазки смелые,
Зубки белые!
{Ситуация-иллюстрация.)
2 .
«Путешествие
семьи»
(стихотворение
«Как
вести
себя
в
поезде»
из
книги
Г.
Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» (М: Эксмо, 2006)).
Определить, какие правила нужно соблюдать, отправляясь в путешествие на поезде.
Дочка. Я смотрю, смотрю на поезд, Оказалось, длинный он.
Значит, надо долго-долго Нам еще искать вагон.
Мама. Вот поэтому пораньше
Пришлось к поезду прийти. На билетах написали, Что
вагон наш номер три.
Дочка. Долго мы его искали,
Сбились с ног уже совсем, Вдруг смотрю — в окошке цифра. Три!
Вот, мама, посмотри!
(Ситуация-упражнение. Необходимо приходить на вокзал заранее до отправления
поезда.)
Сын. Едем мы уже давно, Поезд дальше мчится. Я устал
смотреть
в
окно. Спать пора ложиться. Я б наверх,
конечно, лег: Там ведь интересно!
Отец. Не ложись там, сынок, Там довольно тесно.
Детям спать
вверху нельзя —
Можно и свалиться, Стукнуться об пол иль стол, Больно
ушибиться.
С ы н. Ничего, я подрасту — Это же несложно. Вот тогда и
наверху Спать мне будет можно.
{Ситуация-упражнение. Маленьким детям нельзя спать на верхней полке, потому
что они могут упасть.)
Задание № 3. Дина коллекционирует открытки. Ее друзья (всего друзей двадцать) решили
подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождения выяснилось, что все
открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с
оставшимися девятнадцатью?
{Подарить другому, сделать поделку, разрезать на пазлы, превратить в закладку для
книги и др.)
(Проблемная ситуация. )
Деловая игра. (Поупражняемся в использовании игровых обучающих ситуации в
НОД)
Занятие в старшей группе Образовательная область: «Безопасность».
«Электроприборы и электричество» с использованием
игровой обучающей ситуации-оценки
Задачи: ( прописаны на слайде)
•
обобщать и расширять знания о бытовых электроприборах, их назначении и правилах
безопасного поведения при пользовании электроприборами в быту;
•
развивать мыслительную активность, любознательность;
•
развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
•
способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими
предметами;
•
формировать умение осторожного обращения с электроприборами;
•
вызывать радость открытий, полученных посредством опытов;
•
в о с п и т ы в а т ь
у м е н и е
р а б о т а т ь
в
к о л л е к т и в е .
На столе разложены необходимые пособия для занятия . ( карточки с загадками об
электроприборах, набор слайдов с изображениями электроприборов; экран; прозрачная
пластмассовая труба с шариками внутри; подносы; пластмассовые палочки по количеству
детей;
бумажные
шарики;
кусочки
вязаных
шерстяных
шарфиков;
аудиозапись
с
музыкальным сопровождением; звуковоспроизводящая аппаратура.
Ход занятия
Профессор (ведущий). Уважаемые друзья, приветствую вас в школе фиксов!
Демонстрация
мультфильма
«Школа
фиксиков».
Звучит
музыка,
входят,
танцуя,
два
ребенка: один — в костюме Симки, другой — Нолика.
Профессор.
Электроприборы
окружают
нас
повсюду.
Они,
как
добрые
волшебники,
помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно.
С и м к а. Вот интересно, для чего они нужны?
Нолик. Говорят, что без них человеку было бы трудно.
Профессор. Да, да, да! Попробуем разобраться в этом вопросе. Присаживайтесь. Для
начала давайте разберемся, какими электроприборами пользуется человек?
Пыль найдет и вмиг проглотит, Чистоту для нас наводит. Длинный шланг, как хобот нос,
Коврик чистит... {пылесос).
Профессор
показывает
слайд
«Пылесос». Профессор.
Расскажите,
для
чего
нужен
пылесос? Ответы детей.
- Если кнопочку нажать, Будет музыка звучать.
(Музыкальный центр.)
Профессор показывает слайд «Музыкальный центр».
- Расскажите, для чего нужен музыкальный центр?
Ответы детей.
Профессор. Гладит платья и рубашки, Отутюжит нам кармашки. Он в хозяйстве верный
друг. Имя у него — ... (утюг).
Профессор показывает слайд «Утюг».
- Расскажите, для чего нужен утюг? Ответы детей.
- ( О чем еще можно еще поговорить используя данный прием ИОС на
занятии?) Холодильник, миксер, настольная лампа и т.д.)
Профессор. Зачем люди придумали электрические приборы? (Ответы детей.)
А чтобы работали все эти приборы, куда их включают? (Ответы
детей.) Для того
чтобы приборы работали, их включают в розетку. (Показывает слайд «Розетка».) Розетка —
это входные ворота в электрическую сеть. А что же это такое невидимое сидит в розетке и
заставляет домашние машины трудиться? (Ответы детей.) Правильно. Электрический ток
бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-
то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие
частицы — электроны.
Профессор показывает модель: в прозрачной трубке двигаются шарики, изображающие
движение тока по проводам.
Физкультминутка. Детям предлагается представить, что они превратились в маленькие
электроны, которые двигаются друг за другом по проводам.
Профессор.
Чтобы
не
произошли
неприятности,
необходимо соблюдать
правила
безопасности при пользовании электроприборами. Проверим, знаете ли вы их.
Вопросы:
— Можно ли включать в розетку неисправные электроприборы? (Нет.)
— Можно ли прикасаться к оголенному проводу? (Пет.)
— Можно ли мокрыми руками трогать электроприборы? (Пет.)
— Можно ли оставлять без присмотра включенные электроприборы? (Пет.)
— Можно ли вставлять в розетку предметы? (Нет.)
— М о ж н о
л и
г о р я щ и й
э л е к т р о п р и б о р
т у ш и т ь
в о д о й ? (Нет.)
Профессор. Симка и Нолик знают одну поучительную
историю, которая приключилась с маленькой девочкой, послушайте ее.
Симка. В гости к нам пришла соседка,
Мы резвились с ней
полдня, Спицу вставили в розетку, Из розетки — столб
огня! Мы
с
соседкой
еле-еле
Прыгнуть
в
сторону
успели. Папа мой, большой знаток, Нам сказал.. Нолик.
...«В
розетке
—
ток.
Вам
розетку
эту
я Трогать не
советую. Утюги
и
провода Не хватайте никогда! Ток
невидимый без рук Вас ударить может вдруг!»
(М. Монакова «Розетки мне неинтересны!»)
Профессор. Ребята, чему учит нас это стихотворение? {Ответы детей.)
Правильно, если не соблюдать правила безопасности при пользовании электроприборами,
может случиться беда, может возникнуть пожар. А еще существует электричество, которое
называется статическим. Оно живет повсюду, само по себе, и его можно
поймать. Я
приглашаю вас на время стать волшебниками и поймать статическое электричество.
Опыт. Взять пластмассовую палочку и прикоснуться ею к бумажным шарикам, лежащим
на столе. После прикосновения положение бумажных шариков не изменилось. Затем взять
шерстяной шарф и натереть им пластмассовую палочку. Медленно поднести палочку к
бумажным шарикам так, чтобы она не прикасалась к ним. Положение бумажных шариков
изменится.
Бумажные
шарики
притянутся
к
пластмассовой
палочке.
Палочки
наэлектризовались и притянули к себе бумажные шарики. При трении палочки о шерстяной
шарф возникает статическое электричество.
Профессор. Молодцы! Я готов принять вас в школу фиксиков и вручить эмблему школы
каждому, кто вспомнить правила обращения с электроприборами.
Дети называют правила и получают эмблему.
Профессор. Главное правило пользования электроприборами для дошкольников: «Нельзя
включать электроприборы самостоятельно, без взрослого». И если вы будете соблюдать все
эти
правила,
то
электричество
будет
всегда
вашим
другом.
А
более подробно
про
электроприборы вы узнаете, если будете посещать уроки школы фиксиков
Подведение итогов деловой игры:
Какие Игровые образовательные ситуации использовались на нашем занятии?
Подведение итогов методического объединения
В е д у щ и й И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о
том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что
игрушка для детей -не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с по -
мощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих
взаимоотношений и вечные истины.
В конце встречи
воспитателям вручается памятка по игровым образовательным
ситуациям.
(Обзор выставки книг.)