"Воспитание толерантности у дошкольников средствами фольклора"
Автор: Воронина Наталья Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ школа №89 имени А.П.Маресьева Населённый пункт: Москва Наименование материала: Статья Тема: "Воспитание толерантности у дошкольников средствами фольклора" Раздел: дошкольное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ШКОЛА № 89 ИМЕНИ А.П.МАРЕСЬЕВА
«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА»
ПОДГОТОВИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ
ВОРОНИНА
НАТАЛЬЯ
СЕРГЕЕВНА
МОСКВА 2016 ГОД
1
Воспитание толерантности у дошкольников средствами фольклора.
В настоящее время в мировом сообществе отмечается глобализация
экономики,
формируется
общемировое
экономическое
пространство,
интенсивно развиваются средства массовой коммуникации, которые приводят
к
и н т е р н а ц и о н а л и з а ц и и
в с ех
с то р о н
ч е л о в еч е с ко го
б ы т и я ,
крупномасштабных
миграций
и
перемещения
населения,
урбанизации
и
преобразования социальной структур. Это повлекло за собой изменение в
подходах
к
интернациональному
воспитанию,
к
соотношению
национального, расового, интернационального. В педагогике и психологии
появились термины «планетарное мышление», «толерантное отношение к
людям Земли».
«Планетарное мышление» - это мышление, в котором равновесные
целостности
философских
систем,
религий,
научных
концепций,
произведений искусства взаимно дополняют друг друга, рассматриваются
исходя из планетарных масштабов и образуют единое мировоззрение.
Толерантность -
качество, характеризующее отношение к другому человеку
как
к
равнодостойной
личности
и
выражающееся
в
сознательном
подавлении чувства
неприятия,
вызванного
всем
тем,
что
знаменует
в
другом иное
(внешность,
манера
речи,
вкусы, образ жизни, убеждения).
Толерантность
предполагает
настроенность
на понимание
и
диалог
с
другим, признание и уважение его права на отличие.
Л.С. Выготский доказал, что основные факторы психического развития
ребёнка
связаны
с
его
социальными
отношениями,
характер
которых
определяет протекание его индивидуальной или совместной деятельности.
Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым
условием мира и социально-экономического развития всех народов.
Главную роль в распространении принципов толерантности отводится
педагогике. В Декларации принципов толерантности сказано: «Образование
должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми
2
народами,
расовыми
и
религиозными
группами
и
должно
содействовать
деятельности ООН по поддержанию мира» [7, с. 6].
В дошкольном возрасте закладываются исходные моральные ценности,
нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости
человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других
людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности
и
стремление
к
сотрудничеству,
умение
ненасильственного
разрешения
конфликтных
ситуаций.
Благодаря
пластичности
нервной
системы,
открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно
усваивает различные представления о мире, умения и навыки его познания,
начинает активно усваивать ценности общества, знакомится с социальными
ролями (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и другие).
Одним из средств воспитания толерантности является обращение к
фольклору, который содержит представления о мире и способы отношения к
нему, сложившиеся в культурно-историческом процессе и представленные в
образной, метафоричной форме, доступной для восприятия дошкольников.
Содержанием
пословиц,
поговорок,
сказок
являются
устойчивые
образы,
имеющие
определённые
качественные
характеристики,
вызывающие
симпатию, следовательно, толерантное отношение к их носителю.
Воспитательный
потенциал
фольклора
заключён
в
глубинных
процессах пробуждения позитивного отношения к миру, зафиксированного в
лаконичной форме пословиц, поговорок, сказок. Устное народное творчество
раскрывает целесообразную гармонию и красоту окружающего мира, те
правила поведения, которые способствуют его сохранению.
На протяжении детства объективно осуществляется и субъективно
организовывается
социальное
развитие
растущих
людей.
Это
сложно
структурированный
процесс,
обусловленный
особенностями,
условиями,
степенью развития общества, характером его ценностных установок, целей, с
одной
стороны;
с
другой
–
реальным
состоянием
индивидуальных
характеристик
детей
от
младенческого
до
юношеского
периодов.
Этот
3
многопланово
протекающий,
подч иня ющийся
о п р е д е л е н н ы м
закономерностям и осуществляющийся во времени процесс имеет различные
четко
определенные
изменения,
фиксирующие
уровни,
через
которые
по
своему проходит каждый ребенок.
В дошкольном возрасте возникает относительно устойчивое
соподчинение мотивов опосредованных образцами деятельности взрослых.
Ребенок осознает в соответствии с его общим уровнем развития своё «Я»
среди
других,
стремиться
«примерить»
себя
к
другим,
активно
воздействовать на ситуацию. Он овладевает социальным опытом, социально
зафиксированными
действиями,
их
социальной
сущностью,
которая
и
определяет развитие его «социализации-индивидуализации».
Изменение структуры деятельности ребенка между тремя и шестью
годами
очень
динамично.
Он
переходит
от
достаточно
ограниченного
пространства
к
освоению
новых
видов
деятельности,
требующих
нового
видения
вещей,
людей,
новых
связей
взаимодействия,
входя
в
новое
пространство действий, где расширяется сфера отношений, увеличиваются
контакты, усложняется его роль в общих играх и делах.
К шести годам у ребенка отчетливо проявляется готовность и
способность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его
позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. У шестилетнего
ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их
поведения
и
смыслы
деятельности.
Освоив
в
игровой
деятельности
оценочные отношения взрослых, ребенок выходит на оценку социальных
явлений и самого себя, что формирует потребность в новой деятельности, в
той, которая вызывает значительно более серьезное отношение взрослых.
Именно
это,
как
указывает
Д.И.
Фельдштейн,
порождает
стремление
шестилетнего ребенка реализовать свои новые возможности в предметно –
практической деятельности, актуализируя на данном промежуточном рубеже
значение учебной деятельности. К шестилетнему возрасту у детей появляется
более
широкое
понимание
социальных
связей,
вырабатывается
умение
4
оценивать
поведение
других
детей
и
взрослых.
Шестилетний
человек,
в
основном,
осознает
свою
принадлежность
к
детской
группе,
начинает
понимать важность социально значимых дел. То есть, именно на рубеже
между 5-6 годами у ребенка формируется определенное понимание и оценка
социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослого через
призму конкретной деятельности.
Главная потребность ребенка старшего дошкольного возраста состоит
в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они, действовать вместе с ними.
Но
реально
ребенок
не
может
выполнять
функции
взрослого.
Поэтому
складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и
ограниченными
реальными
возможностями.
Данная
потребность
удовлетворяется
в
новых
видах
деятельности,
которые
осваивает
дошкольник. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают
какую-либо сюжетную ситуацию.
Формирующиеся в процессе практической деятельности и реального
взаимодействия
детей
образы
–
эталоны
как
внутренние
регуляторы
поведения, образуют складывающийся у ребенка образ мира. Это система
образов,
регулирующих
возникновение
стереотипных
форм
поведения
ребенка в различных ситуациях его жизни и деятельности. Практическая
деятельность является неотъемлемой частью воспитания толерантности в
дошкольном детстве.
Особую ответственность дошкольного периода детства Д.Б. Эльконин
усматривал в том, что в течение его происходит интенсивная ориентировка
ребенка в социальных отношениях между людьми, в их трудовых функциях,
общественных мотивах и задачах их деятельности.
Анализируя дошкольный возраст, необходимо отметить возникновение
«эмоционального предвосхищения», которое играет важную роль в более
сложных по своему составу и мотивации формах продуктивной и игровой
деятельности, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и для
выполнения
которых
ребенку
необходимо
не
только
предварительно
5
представить
результаты
своих
действий,
но
и
заранее
почувствовать
тот
смысл, который они будут иметь для окружающих, а вместе с тем и для него
самого.
Ребенок, достигший относительно высокого уровня развития
эмоционального выражения, пытается, прежде чем приступить к решению
задачи,
предварительно
проиграть
в
воображаемом
плане
различные
варианты действия и прочувствовать тот смысл, который их последствия
могут иметь для окружающих людей, и, следовательно, для него самого, как
ч л е н а
г р у п п ы .
Таким образом, ребенок в данном возрасте является уже психологически
подготовленным к восприятию основ толерантности.
Основу культуры
человечест в а составляет национальная
культура.
Приобщая ребенка к истории, традициям, обычаям своего и других народов,
родители,
взросл ы е
и педагоги
вводят
его
в мир
богатый
народными
культурами, способствуя тем самым формированию нравственных качеств
личности ребёнка.
Присутствие
в
обществе
людей разн ы х национальностей
требует
особого внимания к вопросу формирования национального самосознания,
толерантных отношений. Толерантность как образ жизни в обществе зависит
от,
позиции
каждого человека,
его
терпимости
к
чужим
мнениям,
верованиям, поведению, принятия другого человека, различий и особенностей
как моментов целого.
Одним
из
ценностных
ориентиров
личности
становится
формирование толерантных отношений в детской среде,
возникающих в
процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении,
в том
числе
в
детском
саду.
Современный
воспитатель
должен
знать,
как
регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимоотношении
их с детьми, отличающимися от них. Основным достоинством воспитания
толерантности следует считать не только создание условий для овладения и
приобщение
ребенка
к
культуре
своего
народа
и
родному
языку,
но
и
6
формирование таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре
и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие.
Необходимость
формирования
толерантных
отношений между
дошкольниками
о б у словле н а
в озрастны м и
и индивидуальными
особенностями
детей. С
одной
стороны,
и м присущи
активность,
инициативность,
любознательность,
с
другой
-
у
них слаборазвитая
произволь н о с т ь
п о в е д е ния,
повышенна
я эмоциональность,
импульсивность.
Негативные
проявления
в
поведении дошкольников
исследователи
объясняют
о т сутствие
м социаль н о го
о п ы т а
и
ограниченными возможностями, что приводит к
возникновению у них
пассивности,
усилению
агрессивности,
деструктивных
тенденций
в
отношениях со сверстниками.
Формирование
толерантны
х отношений
дошкольн и ко в
к
сверстник а м - многоаспектная проблема,
включающая
решение
таких
вопросов,
ка к становление
и
развитие
межличностны х отношений
дошкольнико в ,
их
взаимоотношени
й и
общения;
формирование
толерантных
отношений в
условиях
многонационального
коллектива
воспитанников;
знакомство детей с культурой народов разных стран и
расширение их знаний об окружающем мире.
М.И.Богомолова
указывает,
что
при
выборе
национальностей,
с
которыми
воспитатель
будет
знакомить
детей,
необходимо
учитывать
следующее:
возможность
эпизодического
общения
с
людьми
данной
национальности, а так же сходство труда и быта, национальной культуры
этого народа. Она считает, что большое значение имеет ознакомление детей с
бытом, традициями, прикладным искусством того или иного народа.
Сегодня нельзя ограничиться знаниями только о русской культуре
и
традициях;
детям
необходимо
дать
элементарные
представления
о
многонациональности
нашего
общества,
многообразии
н а р одных
культур.
. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность
и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать,
7
какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать
свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение
конфликта.
Т.е.
происходит
воспитание
нравственных
-
толерантных
установок.
Одной
из
главных
задач
воспитания
толерантности
является
приобщение детей к культуре и традициям народов разных национальностей.
Детский сад сегодня - это модель будущего общества. В современном
детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным
цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ребенок
привыкает
к
тому,
что
разнообразие
мира
-
норма.
Детям,
начинающим
узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми,
говорящими
дома
на
ином,
чем
русский,
языке,
легко
познакомиться
с
разными
сказками,
легендами,
видами
искусств
и
ремесел,
привычками
питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед
глазами.
Для
них
естественно
и
непреложно
видеть
в
другом
человеке
товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе.
Формирование толерантности - чувства уважения к другим народам,
их традициям у детей старшего возраста - сложный педагогический процесс.
Эта задача решается во всех видах детской деятельности: в труде, в быту на
занятиях, в играх, в том числе и в фольклоре, так как в основе её лежит
развитие нравственных чувств.
Основой
для
формирования
толерантного
сознания
являются
художественные ценности традиционной национальной
культуры народа,
источником которого является фольклор.
Фольклор - свод народной мудрости и всех нравственных законов,
источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования
важнейших понятий о добре и зле, средство познания родного языка.
Фольклор является действенным средством воспитания национального
характера
мышления,
нравственности,
патриотизма,
эстетического
са-
мосознания. Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого
маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.
8
Песенный
фольклор
-
это
естественная
система
интегративной
арт-
терапии,
включающая
в
себя
извлечение
звуком,
музыкой,
движением,
драмой,
рисунком,
цветом
и
несущая
в
себе
скрытые
инструкции
по
сохранению целостности человеческой личности.
Упражнения
в
выразительном,
четком,
эмоционально-ярком
произнесении и пропевании народно-поэтических текстов развивает голос,
повышаетречевую и певческую культуру. Элементы движения, включаемые в
исполнение песен, способствуют общему укреплению и развитию организма.
При этом не только существенно влияют на развитие общей координации, но
и позволяют освоить национальное своеобразие самовыражения.
В
фольклоре
есть
врачующее
начало.
Напевы
народных
песен
рождались
как
естественные
проявления
психофизических
состояний
человека,
его
природных
физиологических
возможностей.
Традиционные
детские песни развивают у детей не только слух и память, но и легкие,
дыхание, голосовой аппарат. Приемы свободного движения под музыку песни
развивают
музыкально-творческие
способности
детей.
Характерная
для
русского
танца
релаксация
рук,
особенно
кистей,
позволяет
производить
сбросы накопившихся зажимов.
Особое многообразие красок произведений народной художественной
культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в
характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание
предположить целесообразность использования фольклорного материала в
процессе эстетического воспитания детей.
Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе
воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в
воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского
возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно.
Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную
воспитательную
направленность.
Традиции
русского
народа,
е го
9
историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психоло-
гические черты находят отражение в детских песнях.
Му з ы ка л ь н ы й
ф ол ь к л о р
я вл я е т с я
с в о е о б р а з н о й
а р ко й ,
устанавливающей связь музыкальных культур, так как его восприятие «без
перевода»
обеспечивается
структурно-типологической
общностью
архетипов, связанных с всеобщим пониманием духовных ценностей жизни,
а также сходными для всех культур способами общения – интонацией и
движением.
В воспитании толерантности у дошкольников необходимо опираться на
игровые
методы
воспитания,
так
как
игра
является
основным
видом
деятельности
детей
дошкольного
возраста.
Она
дает
возможность
такой
ориентации во внешнем мире, которую никакая другая деятельность дать не
может.
Предметом
игровой
деятельности
является
взрослый
человек
как
носитель
определенных
общественных
функций,
вступающий
в
определенные
отношения
с
другими
людьми,
использующий
в
своей
предметно-практической деятельности определенные правила. Поэтому так
важно
использовать
игру
при
воспитании
толерантности
в
дошкольном
возрасте.
Русские народные игры приобщают детей не только к фольклору, но и
влияют на развитие ума, характера, воли, развивают нравственные чувства,
физически укрепляют ребенка.
Игровой
фольклор
занимает
ведущее
место
в
детском
творчестве.
Многие
забавы,
игры
—
это
шуточное
подражание
трудовому
процессу
взрослых («А мы просто сеяли»).
Педагог Покровский Е. А. рассматривал детские игры как незаменимую
школу физического, умственного и нравственного воспитания. Кроме того,
считалки, скороговорки, дразнилки — это песни и стихи, иногда не имеющие
смысла, но благодаря рифме используемые в детских играх.
10
Для
того,
чтобы
вся
работа
в
детском
саду
по
воспитанию
толерантности
у
дошкольников
была
плодотворной,
задействую
большой
спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение
праздников,
и
других
массовых
форм,
с
целью
знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
2) театрализованную
деятельность
дошкольников
по
сценариям,
в
основе которых сказки народов мира;
3) народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”, “Бояре” и
д
р
у
г
и
е
;
4)
проведение
русских
народных
праздников,
таких
как
«Масленица»,
«Рождество»;
4) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;
5) знакомство детей с традициями народов разных стран;
6) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью
решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях.
Ознакомление детей с народным наследием в виде фольклора позволяет
формировать
у
них толерантное мироотношение на основе тех знаний и
умений,
которые
необходимы
для
взаимоотношений
и
социокультурной
сфере
общения.
Фольклор
как
плод
народного
осмысления
жизни
в
концентрированном виде выражает правила отношения к миру.
Деление фольклора на жанры позволяет в определённом возрасте
ребёнка
обогащать
его
духовный
мир,
развивать патриотизм, уважение к
прошлому
своего
народа,
изучение
его
традиций, усвоение
морально-
нравственных норм поведения в обществе. Каждый жанр детского фольклора
учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём
уподобления
животных
людям,
показывает
ребёнку
нормы
поведения
в
обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку.
Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и
не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос - это
героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И
11
хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на
воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения
людей, на патриотизм народов.
В результате,
дети узнают, что все люди отличаются друг от друга
внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела,
эмоции). Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность
и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать,
какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать
свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение
конфликта.
Таким образом, фольклор включает в себя: сказки, игры, пословицы,
поговорки, песенный фольклор и пр. Именно фольклор разных народов мира
является
действенным
средством
воспитания
национального
характера
мышления,
нравственности,
патриотизма,
эстетического
самосознания.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости
и воспитании толерантности у детей уже в дошкольном возрасте.
Список используемой литературы:
1.
1.
Богомолова
М.И.
Воспитание
дружелюбия
между
детьми
различных национальностей нашей страны. - М., 2013.
2.
Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 2012.
3.
Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5.61
Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Учительская
газета. - 2015. № 9. - С. 21
4.
Покровский
Д.В.
Фольклор
и
восприятие
музыки.
/
Сост.
В.Н.
Максимов. – М.: Музыка, 1980.
5.
Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен
и особое состояние развития / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. -
2013 - № 1.
6.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М., 2013.
12