Напоминание

"Социальные институты"


Автор: Секинаева Фатима Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 22
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Социальные институты"
Раздел: полное образование





Назад




СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКОВ: ПОЗНАКОМИТЬСЯ  С ОСНОВНЫМИ ЭТАПАМИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗА ЦИИ  С ТИПОЛОГИЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ  СО СПОСОБАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ  С ФУНКЦИЯМИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПРОДОЛЖИТЬ УЧИТЬСЯ  ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ С НАУЧНЫХ ПОЗИЦИЙ ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ  ОБЪЯСНЯТЬ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ СВЯЗИ ИЗУЧЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ  УЧАСТВОВАТЬ В ДИСКУССИИ  РАБОТАТЬ С ДОКУМЕНТАМИ ФОРМИРОВ АТЬ АКТИВНУЮ ГРАЖДАНС КУЮ ПОЗИЦИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ПРОСЛУШАЙТЕ КИТАЙСКУЮ ЛЕГЕНДУ О «ЯН» И «ИНЬ» ЧТО НАПРАВЛЯЕТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ? ЧТО РЕГУЛИРУЕТ ЕГО ПОВЕДЕНИЕ?
ПЛАН 1. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ» 2. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 3. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 4. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТУКТУРА
1. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов. Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет общественно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. КАКОВА ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ?
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ УПОРЯДОЧИВАЮТ НАШУ ЖИЗНЬ, ОТВЕЧАЮТ НАСУЩНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ И ЛИЧНОСТИ, И ОБЩЕСТВА
СЕМЬЯ ШКОЛА ГОСУДАРСТ ВО…
ПРОЦЕСС ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ • возникновение насущной потребности, осознание ее обществом, формирование на этой основе общих целей; • постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область; • создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту; • возникновение соответствующей системы статусов и ролей; • создание материальной базы социального института; • включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения. Проиллюстрируйте на конкретных примерах становление социального института. Выбор произвольный.
2. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙТЕ П. 2 (С. 19-20) И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: 1. Охарактеризуйте типологию социальных институтов. 2. Что лежит в основе типологии социальных институтов? 3. Дайте характеристику пяти главных социальных институтов (экономического института; политического института; института семьи; социально-культурного института; института религии) 4. Чем отличаются между собой главные и неглавные социальные институты? 5. Дайте характеристику следующих неглавных институтов - института собственности; института брака; института президентства; института монархии. 6. Охарактеризуйте и проанализируйте одну из черт социального института - историчность. 7. На примере школы проследите эволюцию данного социального института. 8. Как происходит взаимодействие социальных институтов между собой? 9. Выделите несколько видов такой взаимосвязи. Приведите примеры. 10. К какому главному институту общества могут быть отнесены следующие характеристики: жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыблемость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения?
3. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В ЧЕМ СОСТОИТ ГЛАВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ?
Социальные институты удовлетворяют определенные потребности
Примеры Явные функции Скрытые функции Производство предметов потребления Удовлетворять потребности людей через комплекс разнообразных товаров в пище, тепле, комфортной среде обитания Производство данных вещей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих Возникновение крупных промышл. предприятий Сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары - более дешевыми Работа на таких предприятиях учила рабочих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т. е. формировала новый тип работника СМИ Освещение сведений о событиях Внедрение в сознание людей определенных установок, моделей ожидаемого поведения
ДИСФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ. 1. Какую явную функцию ставил перед государством император Николай I? 2. Была ли она реализована? Почему? 3. Можно ли сказать, что речь идет о дисфункции? Позицию аргументируйте.
Дисфункция социального института может проявляться: • в падении его престижа в обществе; • неопределенности; • размытости целей; • потере такого качества, как деперсонализация. Работая с пунктом 3 § 2, приведите пример, демонстрирующий процесс дисфункции социального института в виде деперсонализации.
4. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТУКТУРА КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ТЕРМИН «СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТУКТУРА»?

Д/З: § 2, ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ 5 ПИСЬМЕННО


В раздел образования