Автор: Секинаева Фатима Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ СОШ № 22 Населённый пункт: г. Владикавказ Наименование материала: методическая разработка Тема: "Социальные институты" Раздел: полное образование
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
11 КЛАСС
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКОВ:
ПОЗНАКОМИТЬСЯ
С ОСНОВНЫМИ
ЭТАПАМИ
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗА
ЦИИ
С ТИПОЛОГИЕЙ
СОЦИАЛЬНЫХ
ИНСТИТУТОВ
СО СПОСОБАМИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ
ИНСТИТУТОВ
С ФУНКЦИЯМИ
СОЦИАЛЬНЫХ
ИНСТИТУТОВ
ПРОДОЛЖИТЬ
УЧИТЬСЯ
ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ С
НАУЧНЫХ ПОЗИЦИЙ
ОСНОВНЫЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ
ОБЪЕКТЫ
ОБЪЯСНЯТЬ
ВНУТРЕННИЕ И
ВНЕШНИЕ СВЯЗИ
ИЗУЧЕННЫХ
СОЦИАЛЬНЫХ
ОБЪЕКТОВ
УЧАСТВОВАТЬ В
ДИСКУССИИ
РАБОТАТЬ С
ДОКУМЕНТАМИ
ФОРМИРОВ
АТЬ
АКТИВНУЮ
ГРАЖДАНС
КУЮ
ПОЗИЦИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ПРОСЛУШАЙТЕ КИТАЙСКУЮ ЛЕГЕНДУ О «ЯН» И «ИНЬ»
ЧТО НАПРАВЛЯЕТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ?
ЧТО РЕГУЛИРУЕТ ЕГО ПОВЕДЕНИЕ?
ПЛАН
1.
ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
2.
ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
3.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
4.
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТУКТУРА
1. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
Социальный институт –
это устойчивый комплекс формальных и
неформальных правил, принципов, норм,
установок,
регулирующих взаимодействие людей в
определенной сфере жизнедеятельности
и отражающих систему ролей и статусов.
Социальный институт –
это организованная система связей и
социальных норм, которая объединяет
общественно значимые
ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям
общества.
КАКОВА ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ?
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
УПОРЯДОЧИВАЮТ НАШУ ЖИЗНЬ,
ОТВЕЧАЮТ НАСУЩНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ
И ЛИЧНОСТИ, И ОБЩЕСТВА
СЕМЬЯ
ШКОЛА
ГОСУДАРСТ
ВО…
ПРОЦЕСС ВОЗНИКНОВЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
• возникновение насущной потребности, осознание ее обществом,
формирование на этой основе общих целей;
• постепенная выработка социальных норм, призванных
регулировать соответствующую область;
• создание особой системы знаков, символов, говорящих о
принадлежности к данному институту;
• возникновение соответствующей системы статусов и ролей;
• создание материальной базы социального института;
• включение сложившегося института в существующую социальную
систему, формирование набора санкций для обеспечения
ожидаемого поведения.
Проиллюстрируйте на конкретных примерах
становление социального института. Выбор
произвольный.
2. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
ЗАДАНИЕ:
ПРОЧИТАЙТЕ П. 2 (С. 19-20) И ОТВЕТЬТЕ НА
ВОПРОСЫ:
1. Охарактеризуйте типологию социальных институтов.
2. Что лежит в основе типологии социальных институтов?
3. Дайте характеристику пяти главных социальных институтов
(экономического института; политического института; института
семьи; социально-культурного института; института религии)
4. Чем отличаются между собой главные и неглавные социальные
институты?
5. Дайте характеристику следующих неглавных институтов -
института собственности; института брака; института президентства;
института монархии.
6. Охарактеризуйте и проанализируйте одну из черт социального
института - историчность.
7. На примере школы проследите эволюцию данного социального
института.
8. Как происходит взаимодействие социальных институтов между
собой?
9. Выделите несколько видов такой взаимосвязи. Приведите
примеры.
10. К какому главному институту общества могут быть отнесены
следующие характеристики: жесткая иерархия, историческая
устойчивость, незыблемость исходных идей и утверждений,
строгость предписаний в области поведения?
3. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В ЧЕМ СОСТОИТ ГЛАВНОЕ
НАЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ?
Социальные
институты
удовлетворяют
определенные
потребности
Примеры
Явные функции
Скрытые функции
Производство
предметов
потребления
Удовлетворять
потребности людей через
комплекс разнообразных
товаров в пище, тепле,
комфортной
среде обитания
Производство данных
вещей помогает нам
повышать собственный
престиж в своих глазах
и глазах окружающих
Возникновение
крупных
промышл.
предприятий
Сделать процесс
производства
более эффективным, а
произведенные товары -
более дешевыми
Работа на таких
предприятиях
учила рабочих точности,
дисциплине, координации
своих действий с другими, т.
е. формировала новый тип
работника
СМИ
Освещение сведений о
событиях
Внедрение в сознание
людей
определенных установок,
моделей ожидаемого
поведения
ДИСФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ИНСТИТУТА
ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ.
1. Какую явную функцию ставил перед государством
император Николай I?
2. Была ли она реализована? Почему?
3. Можно ли сказать, что речь идет о дисфункции?
Позицию аргументируйте.
Дисфункция социального института может
проявляться:
• в падении его престижа в обществе;
• неопределенности;
• размытости целей;
• потере такого качества, как деперсонализация.
Работая с пунктом 3 § 2, приведите пример,
демонстрирующий процесс дисфункции социального
института в виде деперсонализации.
4. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТУКТУРА
КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ТЕРМИН «СОЦИАЛЬНАЯ
ИНФРАСТУКТУРА»?